Ошеева Ю.В. » 18 янв 2016, 15:07
Статья преподавателей кафедры русского языка и литературы Т.Н. Дорожкиной и Л.Р. Першиной
Т.Н.Дорожкина, Л.Р.Першина
ОБЩИЙ КРУГОЗОР И КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
«ПОД ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ МИКРОСКОПОМ»:
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается роль видов речевой деятельности для формирования языковой личности школьника с позиций Федерального государственного стандарта нового поколения. Через призму результатов ЕГЭ по русскому языку анализируются личностные и метапредметные результаты обучения, показателями которых в данном случае выступают эрудиция и логическое мышление обучающихся.
Обосновывается роль риторического образования для расширения общего кругозора учащихся и совершенствования их умений последовательно и связно строить тексты (высказывания).
Ключевые слова: метапредметные функции школьной дисциплины «Русский язык»,личностные и метапредметные результаты обучения, виды речевой деятельности, риторический подход к обучению речевой деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждает в качестве важнейшего концептуального положения следующий тезис: при изучении предмета «Русский (родной) язык» реализуются его метапредметные образовательные функции [3, с. 4]. Это означает, что русский язык есть инструмент для овладения основами других наук, входящих в школьную программу. Основные элементы научного знания методологического и мировоззренческого характера: ключевые теории, научные идеи и концепты, закономерности и факты – все это, формируя личность, осваивается посредством языка. Иными словами, язык является основой развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, открывая им дорогу к освоению новых знаний.
В связи с этим следует подчеркнуть, что русский язык имеет престижный статус языка межнационального, международного и межгосударственного общения: это один из шести официальных языков Организации Объединенных Наций, официальный или рабочий язык большинства авторитетных международных организаций – МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.
ФГОС указывает и на особое место русского языка среди других учебных дисциплин в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: он выступает средством консолидации народов, населяющих Российскую Федерацию, являясь для них основой формирования гражданской идентичности и толерантности в полиэтническом социуме. Общепризнанно, что русский язык является средством приобщения школьников к духовной культуре не только русского народа и народов России, но и к мировой культуре.
Все вышесказанное с достаточной очевидностью свидетельствует, что хорошее владение русским языком – краеугольный камень в фундаменте, на котором формируется общая культура и кругозор учащихся.
Владение языком, как это показали социолингвистические исследования последнего времени, включает национально-культурный аспект: с детства, в процессе овладения языком, человек впитывает и отраженные в национальном языке знания о «жизни вообще» [2]. Так, черный цвет в русском и в большинстве европейских языков для их носителей – символ траура. Благодаря этому выражение траур под ногтями легко понимается и русскими, и европейцами, но вряд ли будет понятно жителям некоторых стран Востока, где траурный цвет – белый. Знание «жизни вообще» предполагает свободное оперирование фактами российской истории, культуры, быта. Если же подобные знания поверхностны, на должном уровне не освоены, то появляются высказывания такого рода:
Зоя Космодемьянская и Павлик Морозов под пытками выдали государственные секреты (из сочинения одиннадцатиклассника).
Современная лингводидактика убедительно доказала, что владение языком и успешное формирование языковой личности происходит благодаря одновременной актуализации всех видов речевой деятельности: говорения – слушания, письма – чтения.
Но в современном социуме жизнь школьника складывается таким образом, что все виды его речевой деятельности существенно трансформируются, часто оказываясь неполноценными. В частности, при говорении ослаблены механизмы выбора языковых средств, зависящих от коммуникативной цели и ситуации общения, статусных отношений между говорящим и слушающим. Так, из широчайшего спектра формул приветствия, которыми располагает русский речевой этикет, школьники, как правило, ограничиваются одной – «Привет!», адресуя ее не только равным по статусу – сверстникам, товарищам, одноклассникам (что вполне корректно), но и «вышестоящим».
Нельзя признать вполне удовлетворительным умение школьников устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого устного сообщения, а также умение осознавать степень своего понимания чужого высказывания, столь необходимые при слушании.
Что касается обучения письму, то это всегда было приоритетной задачей школы. Ученики пишут диктанты, изложения, планы, тезисы, конспекты лекций, письменно выполняют домашние задания разного рода. И за пределами урока письменная речевая деятельность нынешних школьников представляется достаточно активной: они посылают друг другу многочисленные SMS-сообщения и электронные письма. Но, к сожалению, подобные письменные тексты лишь в небольшой степени характеризуются сознательным выбором средств выражения мысли. Их авторы не затрудняют себя подбором стилистически уместных слов, предложений с более выразительной структурой, не стремятся к разнообразию лексического состава высказывания. Такие фундаментальные качества письменной речи, как развернутость и организованность, нивелируются, и тем самым стираются границы между понятиями устное – письменное, спонтанное –подготовленное, неупорядоченное – организованное.
Однако больше всего страдает чтение – вид речевой деятельности, направленный на восприятие графически зафиксированного текста. Вместе с тем именно эта речевая деятельность в наибольшей степени способствуют развитию мышления и воображения, являясь инструментом познания мира и каналом получения информации о нем – о людях, фактах и явлениях действительности. Чтение формирует умение смыслового восприятия любых текстов – научных, публицистических, художественных и официально-деловых. Оно реализуется как процесс последовательного наращивания смыслов всех микроконтекстов читаемого произведения: осмыслив первый микроконтекст, читатель должен добавлять к нему смысл второго и так далее – все они взаимодействуют, обогащая и дополняя друг друга. Овладеть этим навыком – значит овладеть умением понимать и выстраивать связи, детализировать и обобщать, видеть частное и общее, второстепенное и главное. Иначе говоря, чтение, как ни один другой вид речевой деятельности, учит мыслить логически, формирует культуру мышления.
Общим местом стали сетования учителей на то, что дети перестали читать даже учебники и произведения, включенные в школьную программу по литературе. Именно это, по нашему убеждению, порождает порой крайнее невежество, отражающееся в творческих работах по русскому языку, написанных в формате ЕГЭ. Это так называемая часть С1. Она представляет собой сочинение, являющееся отзывом на предложенный первичный текст (чаще всего публицистический или художественный). При экспертном оценивании такого сочинения совершенно закономерно учитываются не только орфографические, пунктуационные навыки выпускника, его навыки в композиционно-грамматической организации текста, но и его умение создать текст, характеризующийся смысловой цельностью, связностью, логичностью и последовательностью изложения. Кроме того, оценивается точность речи, в том числе и фактологическая, отражающая фоновые знания и общие представления об окружающей действительности и универсуме в целом.
В этом отношении весьма показательны для характеристики «кругозора» немалой части одиннадцатиклассников разнообразные фактические ошибки, свидетельствующие о неумении выстраивать смысловые и логические связи, о больших лакунах в их представлениях о жизни и мире. Они проявляются в искажении имен, реалий, фактов, событий, общепринятых оценок и взглядов. Можно указать наиболее характерные виды таких искажений.
1. В творческих работах выпускников весьма часто наблюдается произвольное обращение с именами собственными реальных исторических лиц: писателей, публицистов, людей науки и искусства, общественных деятелей:
А.А.Леханов, А.А.Лихонов (вместо Лиханов)
И.С.Тургеньев (вместо Тургенев)
Полесьев (контаминация имени автора Б.Полевого и его героя А.Мересьева) и т.п.
2. Не менее грубые и частотные ошибки встречаются при передаче названий общеизвестных литературных произведений, в том числе включенных в школьную программу. Подобные ошибки заставляют экспертов усомниться в том, держал ли когда-либо ученик называемую книгу в руках: В.Распутин «Прощание с матерью» (вместо «Прощание с Матерой»); В.Быков «Верх беды» ( вместо «Знак беды»). Б.Полевой «Судьба замечательного человека» (место «Повесть о настоящем человеке»), Ч.Айтматов «Птаха» (вместо «Плаха»), М. Сервантес «Донки Хот», Д.Фонвизин «Недоросоль».
3. Весьма показательна для характеристики кругозора учащихся и неправильная атрибуция хрестоматийных художественных произведений:
А.С.Пушкин «Тихая моя родина…» (стихотворение советского поэта Н.Рубцова)
М.Горький «Тарас Бульба»
И.Бунин. Слово о Полку Игореве
Рассказ В.Астафьева «Разгром»
Произведение А.Островского «Обломов»
Достоевский «Отцы и дети» и т.п.
4. Весьма приблизительные представления об окружающем мире, в частности о сфере литературы и искусства, проявляются в существенном искажении исторических фактов и реалий, биографических данных исторических лиц, например:
Татьяна Самойлова сыграла роль Анны Карениной в фильме «Летят журавли»
Немецкая писательница Эрих Мария Ремарк.
Федор Иванович Шаляпин был знаменит во времена СССР по всей стране. Он разъезжал с гастролями в годы Великой Отечественной войны и давал концерты перед солдатами на фронте.
5.Не менее показательны и высказывания выпускников об авторах литературных произведений и их персонажах:
Я выразил горечь автора, теперь буду выражать свои чувства.
Автор дает советы читателям в виде ряда однородных членов.
Автор, можно сказать, проникся к этой черемухе.
Если автор хочет быть таким дураком, что же я поделаю?..
В конце произведения Тургенев умертвляет Базарова.
Только ломая ветки деревьев, ученый мог получить удовлетворение (о Евгении Базарове, герое романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Ростов храбро сражается, несмотря на смерть.
Для него Родина – это память, родной дом, его частицы (об Андрее Болконском)
Кобыла Маруся могла поразить еще многих своей элегантностью.
Соню Мармеладову постоянно обижали то ее родители ( в основном мама), то Болконский.
Вот так же в сказке «Гадкий утенок». Когда он был цыпленком, над ним все смеялись.
6. Инфантильные суждения выпускников о жизни, мире и о себе тоже говорят о социальной незрелости и узости кругозора:
Сдача ЕГЭ зависит от того, как учащиеся усвоили школьную программу в голове.
Я не просто девушка – у меня есть имя Изольда.
Чуть ли не целовать надо каждый сантиметр родины своей!
Я, допустим, вырос умным, терпеливым и сдержанным, потому что отец заставлял меня читать много книг и журналов.
Каждый делает нравственный выбор в свою пользу.
Хочется, чтобы такие тексты читало и Министерство образования.
Литература служит индикаторной бумажкой времени.
Сейчас мне тоже охота сохранить что-нибудь для людей.
Даже сегодня встречаются люди, в которых есть один выпендреж.
Животных осталось мало, неохота ведь без них жить.
Из-за браконьерства множество животных вымирает.
Какой бы ни была молодежь, ею надо гордиться , потому что она наша.
Вишневый сад был уничтожен, а вместе с ним и помещичий строй.
Я была гадким утенком, а выросла в прекрасного лебедя.
Подобные высказывания, безусловно, свидетельствуют о неадекватном представлении об окружающей действительности и об ущербном кругозоре известной части выпускников сегодняшней школы. И, следовательно, о том, что прописанная в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» установка на освоение базовых национальных ценностей [ 6, с. 9-11] нашей школой реализована далеко не в полной мере
Однако чтение не только расширяет кругозор и знакомит с неизвестными фактами и реалиями – «общение» с образцовыми текстами невольно дисциплинирует ум читающего, учит его логике и, в конечном счете, порождает умение самому строить хорошие тексты – в этом отношении чтение может быть квалифицировано как уникальный механизм формирования интеллектуальных действий и умений «выразить себя в слове» (Ф.И.Тютчев). Поэтому развивающая и «воспитывающая» роль чтения в процессе становления личности не может быть переоценена.
На развитии навыков логического мышления у школьников в процессе речевой деятельности следует остановиться особо. В школьном курсе русского языка эти навыки формируются в связи с изучением вопросов речевой культуры, в частности в связи с формированием умения реализовать важнейшие коммуникативные качества речи, обеспечивающие эффективность речевого общения, – нормативность, точность, уместность, выразительность, эмоциональность и др. Логичность в этом ряду занимает одно из приоритетных мест. Это коммуникативное качество речи определяется одновременно и как структурная правильность высказывания или текста, и как их смысловая непротиворечивость.
Логичность опирается на общие законы мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон двойного отрицания. Они могут быть охарактеризованы как экстралингвистические условия логичности речи. Вместе с тем эта текстовая характеристика имеет и собственно лингвистические основания: предполагает предметную и понятийную точность при словоупотреблении и знание языковых средств, способствующих организации смысловой связности и непротиворечивости всех элементов речевой структуры. Только при соблюдении всего этого комплекса условий может быть создан действительно стройный, связный, логически непротиворечивый текст.
Но такие речевые произведения даже на итоговой аттестации выпускников по русскому языку встречаются нечасто. Более того, редки работы, в которых логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения соблюдается, нет нарушений абзацного членения. Последнее для логики организации текста является также чрезвычайно важным: абзац в системе текста выступает своеобразной композиционно-стилистической и «логической» единицей, а абзацная структура текста представляет собой логическую канву любого речевого произведения[5,с. 133-142].
Сочинения школьников пестрят нарушениями как законов логики, так и несоблюдением собственно языковых условий логичности. Иллюстрацией этого могут служить следующие примеры:
Одинокая, но безумно прекрасная лошадь Маруська в этом художественном тексте описывается как человек: хвост подрезан, копыта сбиты, шерсть местами вылезла.
Все мы люди; одни– другие, другие – иные.
Единственный минус современной молодежи – патриотизм. Молодые люди готовы уезжать из родной страны, если за рубежом достаток у них будет больше.
В конце произведения героиня отправляет невестку гулять с собакой и, глядя на них в окно, понимает, что это два самых близких ей человека.
Современные подростки отличаются от своих предшественников тем, что они другие.
Позиция автора заключается в том, что, какой бы ни была молодежь, она все равно будет такой.
Нездоровая еда, телевидение и интернет – все эти социальные «вредители» разбаловали молодежь.
Подобные примеры свидетельствуют о том, что метапредметные результаты освоения учениками программы по русскому языку нельзя признать удовлетворительными. В частности, это относится к способности «свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному» [3, 10].
Вместе с тем надо отметить, что нацеленность на формирование метапредметных умений и навыков впервые была эксплицитно сформулирована именно новым ФГОС, и это позволяет надеяться на то, что при обучении русскому языку теперь эта задача будет решаться более целенаправленно.
Кроме того, необходим и поиск новых путей, обеспечивающих расширение кругозора и формирования логического мышления школьников.
Один из таких путей нам видится в актуализации риторических аспектов обучения речевой деятельности.
Прежде всего важно понять, ЧТО дает риторика для формирования языковой личности. Риторическое воспитание обеспечивает умение человека отбирать и организовывать языковые средства в той или иной речевой ситуации. Риторический подход к обучению речевой деятельности раскрывает для человека и помогает ему осознать внутреннюю последовательность построения высказывания и позволяет ему управлять своей мыслеречевой деятельностью.
При изучении риторики важно прежде всего осмыслить требования ее основных законов [1; 7]. Так, концептуальный закон предполагает анализ, систематизацию и синтез разных сторон и характеристик предмета речи, выдвижения главного тезиса – идеи и ее аргументации. Данный закон нацеливает на выстраивание концепции текста, которая первоначально зарождается как «голая» идея, смутные образы и «чувствование задачи» (Л.С. Выготский).
Закон моделирования аудитории ориентирует учащегося на адресата своего речевого произведения, требует умения «общаться диалогически» (М.М. Бахтин). Если пишущий сознательно следует этому закону, он задумается о возможности разного видения этой темы другим человеком, он будет стремиться к диалогичности содержания и формы, что приведет к выработке более четкой аргументативной стратегии и большей экспрессии словесного выражения. В рамках этого закона существенно и то, что автор сам выступает первым читателем своего текста и его «критиком» (феномен самоадресации). Умение посмотреть на текст со стороны способствует поискам более выразительной формы, редактированию и совершенствованию текста.
Стратегический закон постулирует осмысление и постановку цели речевого произведения. Он помогает уяснить «сверхзадачу» в работе над речевым произведением: чего следует добиваться в целом: «высказать себя» (эмоциональный мотив), заставить адресата размышлять, или согласиться / не согласиться с высказанными взглядами (доказательный мотив), побудить к действию (агитационный мотив), «пленить» словесной формой (эстетический мотив) и т.д. Тем самым здесь начинает осуществляться выбор жанра, который окончательно должен быть совершен при вступлении в действие следующего, тактического закона.
Тактический закон риторики обеспечивает проведение избранной стратегии речевого развертывания на уровне языковых единиц и текстовой организации. Закон требует выбора жанра как формы организации языкового материала, наиболее адекватной разработанному содержанию и коммуникативной установке речевого произведения в целом. Кроме того, он актуализирует композиционные умения выстраивания текста, которое должно обеспечить единство всей его внутренней структуры, его внешнего деления на части и выявить закономерности смены и чередования функционально-смысловых типов речи.
Речевой закон риторики актуализирует требования к качествам словесного выражения. В соответствии с ним необходимо осуществить стилистически мотивированный выбор языковых единиц и приемов словоупотребления. С учетом данного закона учащийся как субъект речи должен уметь оценить свой текст и с позиций правильности, логичности, корректности, и с позиций эстетики слова. Этот риторический аспект порождения текста подразумевает также самобытность словесной формы, индивидуально-творческий подход к использованию языка, благодаря чему запечатлевается языковая картина мира личности, формируется индивидуально-авторский стиль.
Закон эффективной коммуникации аккумулирует требования к тексту под углом зрения взаимодействия автора и адресата. Для субъекта речи он означает ориентацию на адресата и ее воплощение средствами языка. Применительно к письменному тексту речь должна идти также о соблюдении норм правописания и пунктуации, техники оформления рукописного текста.
Завершается работа по созданию текста, как было уже отмечено, рефлексией: требуется обязательное критическое соотнесение того, что было задумано, с тем, что получилось. Такова установка седьмого, системно-аналитического закона.
В силу сказанного риторику можно квалифицировать как гуманитарную науку, идеально обеспечивающую практическое освоение речевых навыков. В повседневной жизни риторическая гуманитарная культура переводится в форму речевой и поведенческой деятельности, направленной на убеждение, на неустанный поиск истины и духовное обогащение личности, на ее самосовершенствование.Именно риторикой выработан «алгоритм речевого поведения» человека:
1) владение фундаментальными знаниями в области теории словесности, окружающего мира и речевой коммуникации.
2) богатый информационный запас и стремление его пополнять.
3) теоретические и практическое владение основами построения речи сообразно определенному коммуникативному замыслу.
4) высокая речевая и поведенческая культура, являющаяся особым ориентиром для адаптации и комфортности в социуме (в семье, в классе, в группе по интересам, в любом незнакомом коллективе), а также – ориентиром в экстремальной ситуации, требующей быстрого принятия оптимального решения и выхода из нее.
К сожалению, риторика ни в каком виде не входит в федеральный компонент содержания образования. Но все же в рамках Примерной программы по русскому языку имеется возможность в некоторой степени компенсировать этот досадный и, более того, недопустимый пробел в формировании языковой личности школьника: наряду с инвариантной частью Программа включает часть вариативную, на которую отводится не менее 10 % от общего объема часов на изучение дисциплины, – в основной общеобразовательной школе это составляет 74 часа, которые могут быть отданы риторике. Кроме того, риторику можно изучать и в рамках дисциплины «Родной (русский) язык». Учебно-методические предпосылки для этого имеются: учеными Института развития образования Республики Башкортостан и учителями-практиками разработаны соответствующие программы [ 4].
Таким образом, резервы для расширения кругозора школьников и для создания оптимальных условий формирования их логического мышления имеются. И связаны они, как мы постарались показать, с планомерной работой по достижению метапредметных результатов обучения, в которой риторике принадлежит весьма существенная роль.
Литература
1. Дорожкина Т.Н.Человек пишущий: лингвистические и методические аспекты формирования языковой личности учащегося: Монография. – Уфа: РИО БИРО, 2006.
2. Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты // Язык. Культура. Этнос. – М.: Наука, 1994.
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2100.
4. Родной ( русский) язык в школах Республики Башкортостан: Сборник учебных программ / Составители Т.Н.Дорожкина, Ю.В.Ошеева, Л.Р.Першина; отв. редактор д.п.н. Т.Н.Дорожкина. – Уфа: Учебно-методический цент «Эдвис», 2012.
5. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
6. Фундаментальном ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.– 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.
7. Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика (современная интерпретация). – Пермь: Издательство Западно-Уральского учебно-научного центра, 1999.
Сведения об авторах
Дорожкина Татьяна Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы ГАУ ДПО ИРО РБ, почетный работник общего образования Российской Федерации;
Першина Людмила Реакатовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ГАУ ДПО ИРО РБ.