Методические рекомендации

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методические рекомендации

Сообщение руфа спектор » 30 мар 2016, 05:58

Уважаемые учителя, нашла замечательный материал для подготовки обучающихся к ЕГЭ , авторов и источника, к сожалению, не помню Хочу поделиться с вами. Система упражнений для подготовки к ЕГЭ
Упражнение 13. Найдите и устраните ошибки в построении предложений (установите смысловые связи между членами предложения, обратите внимание на порядок слов).
Справка. 1. Причастный оборот не может разделяться главным словом, оно стоит до или послеобособленного определения. 2. Придаточное определительное в составе сложноподчиненного предложения стоит после того слова, к которому относится. 3. При построении предложений (если это не однородное подчинение придаточных) следует избегать нанизывания придаточных одного типа, используйте разнообразные синтаксические конструкции.
1. Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.
2. Каждый человек – это индивид, и у него есть свое понимание счастья. К примеру, Штольц воспринимал счастье жить здоровой, полноценной жизнью, а Обломов счастьем считал лежать целыми днями на диване и ничего не делать.
3. Я не могу не согласиться с В.Амлинским, так как в настоящее время тоже встречал человека, который помог мне в трудную минуту, которому я очень благодарен.
4. По моему мнению, проблемой данного текста автор выделил то, что во всех библиотеках должны быть такие же взрослые люди, которые бы могли тебя направить в нужном направлении, помочь найти то, что тебе не хватает.
5. Как-то раз я слышал по новостям, что есть одна семья, которая берет к себе и растит медвежат.
6. В.Лаптев считает несправедливым то, что многие великие люди терпели невзгоды, лишенные сочувствия и поддержки тех, кому они искренне служили.
7. Хочется верить, чтобы таких ситуаций в наше время не было. И каждый человек получал награду и верил, что его открытия принесут народу пользу.
8. Детство – это время, когда ребенок получает первые азы воспитания, наделяется родительской заботой, лаской, любовью, ни в чем не нуждающийся, зависящий только от родителей.
9. Автор вспоминает маленькую библиотеку имени Достоевского своего детства, которая находилась у Чистых прудов.
Упражнение 14. Найдите и исправьте ошибки в предложениях с отрицанием.
Справка. Помните, что если переходный глагол, причастие или деепричастие имеют при себе отрицание, то прямое дополнение обычно ставится в родительном падеже. Например: Он часто получает (что?) письма от сына. Он давно не получал (чего?) писем от сына.
1. Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.
2. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.
3. Мальчик не видел свое будущее, думал, что никому не нужен.
4. У меня была соседка – девочка, родители которой просто не обращали на нее внимание.
5. Автор не понимает поступок ученого.
6. Великие люди выполняют свой долг, но не получают то, что заслужили.
7. Дети, выросшие среди животных, не принимают общество, а общество не принимает их.
8. И герой рассказа никогда не забудет тот момент, в котором он почувствовал себя счастливым человеком.
9. Почему нельзя нормально вырастить своего ребенка в тепле и уюте? Да все потому, что родители сами не нашли уголок в этой жизни, не пристрастили себя любить и уважать мир.
10. Не зная прошлое своей страны, его героев, нельзя сказать, что ты ее добропорядочный гражданин.
11. Актриса долго страдала, но все-таки не перенесла эту душевную боль и покончила жизнь самоубийством.
* Какие изменения следует внести в предложения, чтобы устранить имеющиеся речевые недочеты?
Упражнение 15. Запишите предложения, переделав утвердительные в отрицательные и наоборот.
1. Я видел грозу в открытом поле.
2. Лаборанты учли все условия при производстве опыта.
3. Собрание не приняло важного решения из-за отсутствия кворума.
4. Врач обратила внимание на температуру больного.
5. Проведенный опыт не рассеял сомнений ученого.
6. Ты уже сделал свой выбор?
7. Абитуриент посещал подготовительные курсы по русскому языку.
8. Экскурсанты осматривали новую экспозицию в городском краеведческом музее.
9. У тебя была возможность подождать нас.
10. Мой друг посещает занятия в Школе искусств.
11. Посетители зоопарка не обратили внимания на водоплавающих.
Упражнение 16. Найдите предложения, в которых допущена грамматическая ошибка. Ответ дайте в цифровой форме.
1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!
2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.
3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.
4. Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала записочку из фартука и, опустив голову, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в двери.
5. Раньше родители следили, ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.
6. Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.
7. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.
8. Человек и природа. Не об этом ли задумываемся мы, останавливаясь перед картиной Левитана «Над вечным покоем»?
9. Зимой можно вырыть в сене глубокую нору, залезть и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.
10. Дружба с Антоном Павловичем Чеховым освещала и заполняла жизнь Левитана.
11. Жизнь загнала его в ловушку, что он не в силах был вырваться.
12. Глухая ночь проходила неведомо куда над городком, над черными полями и разливом.
Ошибки допущены в предложениях:________
Ключ: 1, 2, 5, 6, 9, 11.
* Укажите способы устранения ошибок.
Ключ:
1. Глагол рассказать может сочетаться с винительным падежом, а глагол расспросить требует предложного (...многое надо было рассказать, о многом расспросить...).
2. Отглагольные существительные поведение и отношение имеют разное управление(поведение (кого? чье?) этих людей и их отношение (к кому?) к этим великим людям),чтобы избежать неоправданного лексического повтора, следует использовать контекстуальный синоним и личное местоимение: Автора возмущает поведение современников (соратников) и их отношение к этим великим людям.
5.В данном предложении однородные сказуемые выражены глаголами с разным управлением:любить, уважать (кого?), ухаживать (за кем?) – следовательно, они не могут иметь общих зависимых слов (любить, уважать своих родителей и ухаживать за ними). Чтобы избежать неоправданного повтора и использования слов, близких по своему лексическому значению, уберем лишнее, воспользуемся синонимичными выражениями и личным местоимением: Раньше родители следили за нами, ухаживали, а теперь мы должны любить, уважать своих ставших старыми мам и пап, помогать им (или поддерживать их).
6. Сочинительный союз как..., так и... чаще всего служит для связи однородных членов предложения, в данном случае ошибочно выступают как однородные как из классической литературы, так и примеры. После исправления обнаружит себя речевой недочет: окажутся одинаково значимыми несоотносимые явления (знаю как многочисленные истории и рассказы из классической литературы, так и примеры из собственной жизни), кроме того, окажется нарушена лексическая сочетаемость (нельзя знать примеры из собственной жизни). Избежать двусмысленности (и истории, и рассказы из классической литературы!)поможет лексическая замена. После правки предложение может принять такой вид: Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные исторические факты, могу привести примеры как из классической литературы, так и из собственной жизни.
9. Предложение осложнено однородными членами, выраженными глаголами с разным управлением: вырыть (где? в чем?) в сене (что?) глубокую нору, залезть (куда? во что?) и всю ночь спать (где?) в стогу. Чтобы исправить ошибку, необходимо дополнить второе сказуемое зависимым словом: ...можно вырыть в сене глубокую нору, залезть в нее и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.
11. Если предложение оформлено как сложноподчиненное с придаточным меры и степени, значит, в главной части должно быть указательное местоимение, усиливающее имеющееся определение, выраженное прилагательным (...такую глубокую нору...). Если же перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным следствия (что маловероятно), то вместо союзатак что ошибочно выбран союз что.
Упражнение 17. Найдите в предложениях ошибки, связанные с управлением. Обратите внимание на лексическую сочетаемость, на форму (род, число, падеж), в которой стоят зависимые слова, выраженные именами существительными, местоимениями, на использованные предлоги. Внесите необходимые изменения.
1. Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора, его позицией на данную проблему.
2.Но он смог преодолеть боль и все обиды благодаря своей вере в том, что он прав.
3. В одной из телевизионных передач речь шла о молодой маме, которая предпочла уходу ребенку поход на дискотеку.
4. Я согласна с автором то, что не стоит огорчаться и впадать в панику, нужно просто подождать, и кто-нибудь в трудную минуту поможет тебе.
5. Если бы рядом со мной не было близких, я бы не стремилась улучшить свои результаты по жизни, не достигла бы ничего. Это свойственно для всех.
6. Автор использует такие выразительные средства, как эпитеты («безудержная радость», «солнечный человек»), метафоры («отогрели... сердце»), риторические вопросы, чтобы усилить у читателя эмоциональное воздействие.
7. Многим людям тяжело справиться в одиночку против толпы.
8. Можно только восхищаться над тем, как быстро герой это понял и решил изменить свою жизнь, свое отношение к людям.
9. Герой до суда считал себя никому не нужным, но благодаря молодой учительнице, которая проявила к нему материнские чувства, понял, что для кого-то он дорог.
10. В суде ему приговорили к четырем годам колонии.
11. Я думаю, что нам всем необходимо больше любить друг друга. Любовь, терпение и поддержка – вот необходимые составляющие для полноценной жизни любого человека.
12. Я считаю, что государство должно помогать таким детям в получении образование и устройству на работу.
13. В данном мне тексте автор задается проблемой жизни среди родителей и их детьми.
14. Тогда Субботин почувствовал «безудержную радость» за то, что он еще кому-то нужен, что он не один.
15. Автор В.Лаптев поднимает проблему о вере в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.
16. Автор текста В.Амлинский в своем тексте затрагивает тему о жизни детей послевоенных лет.
Упражнение 18. Найдите грамматические ошибки в предложениях, осложненных однородными членами. Особое внимание обратите на глагольное управление, на зависимые слова при однородных членах, на способы выражения однородных членов.
Справка. При подключении второго компонента в ряду однородных членов может возникнуть ошибка – ненормативное сочетание. Составляя предложение, нужно учитывать, что однородные члены предложения должны не только быть связаны друг с другом сочинительной связью, но и одинаково относиться к некоему третьему компоненту, выступающему как зависимое слово. Например, предложение Художник восхищается и любит природу родного края содержит грамматическую ошибку, так как однородные сказуемые имеют разное у правление:восхищается (чем?), любит (что?), следовательно, по-разному относятся к третьему компоненту, с которым связаны подчините льной связью. В исправленном виде предложение может иметь вид: Художник восхищается природой родного края и любит изображать ее на своих полотнах.
1. А.С. Пушкин – известный и любимый всеми поэт.
2. Жители микрорайонов могут сами образовывать и распоряжаться общественными фондами.
3. С.П. Дягилев очень любил и покровительствовал театру.
4. Искусство должно быть ясным и чистым, чтобы каждый мог дотронуться, соприкоснуться с ним и увидеть всю красоту поэтического мира.
5. Школьный учитель навсегда остается в нашей памяти. Взрослея, все лучше начинаешь понимать его, так же, как и прежде, восхищаешься и стремишься быть похожим на него.
6. Прочитав этот текст, я задумался и понял, что автор прав и я согласен с ним.
7. Безусловно, проблема текста заключается в том, что Россия теряет квалифицированных специалистов, гениев в своем деле, а порой настоящих талантов.
8. Очень часто Россия не использует в полной мере огромного потенциала выдающихся людей, поэтому многие талантливые люди покинули свою Родину, вынуждены были уехать из России. И чтобы этого не происходило, мы должны гордиться и уважать этих людей.
9. В древности люди обожествляли силы природы, разговаривали, общались с природой, а в некоторой степени даже боялись.
10. В данном тексте А.Яблоков рассказывает и рассуждает про современную молодежь.
11. Порой лишь надежда и вера в то, что ты поступил верно, придают силы.
12. Я считаю, что государство должно помогать таким детям в получении образование и устройству на работу.
13. Организуются группы людей по собственному желанию, которые навещают и помогают нуждающимся.
14. Люди надеются и верят в то, что станут тем, кем хотят.
15. Этот человек смог подняться с самых низов, смог реализовать и найти свое место в жизни.
16. Кроме себя, мальчишка кормил и заботился еще и о двух маленьких сестренках.
17. Любите и давайте понять своим близким, что они вам очень близки!
18. Ветераны войны все помнят, а вот большинство из нас не только не помнят, но даже и не интересуются этим.
19. Я считаю, что необходимо помогать и поддерживать тех людей, которые совершают великие дела, потому что они не даются легко.
20. В наше время есть немало случаев, когда дети оказываются предоставлены сами себе, ими никто не занимается, никто не воспитывает.
Упражнение 19. Найдите грамматические ошибки в предложениях, осложненных деепричастными оборотами. Внесите необходимые исправления.
Справка. Обычно деепричастие (в том числе в составе деепричастного оборота) обозначает добавочное действие предмета (подлежащего). Это значит, что в предложении с деепричастным оборотом следует найти грамматическую основу и установить, кто или что совершает основное и добавочное действия. Помните: 1) действие, выраженное сказуемым и деепричастием, не может относиться к разным предметам; 2) деепричастный оборот в безличном предложении употребляется только при инфинитиве.
1. Окончив гимназию, у меня появилось желание получить высшее образование.
2. Я полностью согласен с автором данного текста, у меня бы тоже рука не поднялась нажать на спусковой крючок, видя красоту дикой природы.
3. Прочитав данный текст, у меня возникло желание согласиться с автором.
4. Сердце кровью обливается, видя безразличие некоторых из нас к животным.
5. Прочитав произведение П.Зайцева, у меня перед глазами возникла картина, как зайцы щиплют при свете луны ржаную озимь.
6. В глубине души многие уверены, что, имея красивую фигуру, наша жизнь сложилась бы иначе.
7. Читая текст, мне кажется, что и я пережила все авторские чувства.
8. Находясь длительное время в автомобиле, в самолете, у человека появляется сонливость, теряется аппетит, снижается работоспособность, и он как бы загоняет себя в клетку, какое-то замкнутое пространство, что очень плохо влияет на здоровье человека.
9. Но нашелся такой человек, который увидел, что со мной что-то не так. И, поговорив с ним, рассказав ему все то, что меня беспокоило, мне стало очень легко на душе.
10. Лишь читая книги, твое общение со сверстниками станет интересным и увлекательным.
11. Размышляя о судьбах великих людей, возникают смешанные чувства.
12. Детство Жени прошло, воруя и выпрашивая подаяние.
13. Основной частью рассказа является монолог Субботина, в котором он раскрывает свою жизнь, будучи ребенком.
14. Прочитав текст, мне стало грустно.
Упражнение 20. Прочитайте предложения, осложненные деепричастными оборотами, и установите, почему они вызывают смех.
1. Все-таки в темном туннеле жизни есть свет, к которому нужно идти. Дойдя до этого света, жизнь станет лучше.
2. Вернувшись домой, его встретила негодующая толпа.
3. Читая текст, мне в голову пришли следующие слова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана...».
4. Девочка забралась на крышу дома и прыгнула. Была зима, упав в снег, она вышла.
5. Основной частью рассказа является монолог Субботина, в котором он раскрывает свою жизнь, будучи ребенком.
Упражнение 21. Выполните тестовое задание. Установите, в каких предложениях, осложненных деепричастными оборотами, допущена грамматическая ошибка. Ответ дайте в виде цифрового ряда.
1. Услышав чьи-то шаги, раздавались крики дрессированного ворона Дурова: «Кто там?».
2. Однажды, сняв со стены седла и сбрую, воры собрались вылезти через разбитое окно.
3. Услышав строгий голос, воры, перепугавшись, бросили вещи и убежали.
4.?Возвращаясь из Италии, Брюллов был назначен профессором Академии художеств.
5. Синие тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами.
6. Приблизившись к углу дома, гостям стали видны изъеденные дождями и ветрами глыбы песчаника, живописно разбросанные по зеленому газону.
7. Забравшись в глухое место, Левинсон почти потерял связь с другими отрядами.
8. Приехав в город, Андреем Гавриловичем решено было остановиться у знакомого купца, ночевать у него и на другой день утром явиться в присутствие уездного суда.
9. Впереди по пыльной улице деревни рысцой, оглядываясь и с мычанием изредка останавливаясь, бежала отбившаяся от стада пестрая корова.
10. Туманной ночью, пробравшись сквозь неприятельское пекло, взвод Дубова внезапно появился на линии.
11. Почуяв хозяев, мы услышали тихое и недовольное ржание коня Мишки.
12. Выскочив откуда-то из тьмы, на нас бросились три громадные, кудлатые собаки.
13. Уродливо искривившись, почти сухой, без листьев, молодой куст малины тянется к солнцу.
14. Всматриваясь в чащу леса, меж путниками установилось молчание, всем стало жутковато.
15. Реставрируя картину, мастер освежает поблекшие от времени краски.
Ошибки допущены в предложениях:________
Ключ: 1, 4, 6, 8, 11, 14.
Упражнение 22. Установите, в каких предложениях допущены грамматические ошибки, связанные с употреблением в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций. Внесите необходимые исправления.
Справка. 1. Хотя в нормативном языке встречается разнотипность морфологического оформления однородных членов, в речевой практике предпочтение отдается однотипным морфологическим формам, то есть чаще всего однородные члены выражаются одной и той же частью речи. 2. Недопустимо объединение сочинительной связью существительного и инфинитива, наречий и деепричастий, деепричастий и глаголов. 3. Нельзя объединять в качестве однородных именных частей сказуемого краткие и полные формы прилагательных и причастий. 4. Недопустимо объединять сочинительной связью разнотипные синтаксические конструкции (например, придаточное определительное предложение и обособленное определение).
1. К приезду гостей были подготовлены находящиеся на территории туристического комплекса коттеджи, оборудованные всем необходимым и которые только что отремонтировали.
2. Взрослея, ребенок хочет свободы и самостоятельности. Родители же привыкли видеть его маленьким и который всегда рядом.
3. В.Тендряков рассказывает, как его сын из послушного, домашнего, ласкового мальчика превращается в «огородное пугало». Автор считает это кризисом подросткового возраста, который для некоторых проходит почти незаметно, а у других перерастает в трагедию, и которая коснулась его семьи.
4. В.Амлинский в своем тексте хотел показать то, что в мире много людей, «знающих цену людскому одиночеству», которые могут тебе помочь в трудную ситуацию.
5. Н.Аксенова, автор данного текста, показала глубину отцовской любви к дочери, ненавидящей своего отца за его нелепый вид, и что родители ради своего ребенка пойдут на многие жертвы.
6. Многие известные люди до того, как стать известными, были совсем никому не знакомы, приехавшими в столицу из далекой провинции.
7. Аленушка сидит на камне, о чем-то задумавшаяся и обхватив колени руками.
8. Во время экскурсии по городу мы с особым интересом осматривали здания, связанные с жизнью художника и которые сохранились до наших дней.
9. В.М. Васнецов писал несколько произведений параллельно: одно дописывал, другое совершенствовал и при этом обдумывая композицию третьего.
10. Чем глубже проникали художники в окружающий мир, тем богаче и более тонким становилось их восприятие природы, ее изображение в картинах.
11. Петровский сел к окну, оперся локтями о подоконник и сжав ладонями голову.
12. Ведь это так и есть, люди, которые чего-то добились в жизни или наделенные какими-то способностями, заканчивают свою жизнь в одиночестве и без поддержки.
13. Нетрудно представить настроение полковника, так как даже мы очень огорчаемся, когда нам отказывают в чем-то и не приводя примеров или причин.
* Какие предложения допускают варианты? Как от построения предложения может измениться его смысл?
Упражнение 23. Определите, какие ошибки допущены в предложениях с «чужой речью». Предложите варианты их исправления.
1. В.Лаптев сочувствует трагическим судьбам великих людей, повествует «...испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки...».
2. Бывший малолетний преступник, а теперь уважаемый в городе человек помнит проявленную к нему в детстве доброту и говорит, что «никогда не забуду».
3. Даже можно привести пример из нашей жизни, мама с папой нас начинают ругать за то, что мы делаем или вообще ничего не делаем, в нашей голове начинают заводиться различные мысли, они нас не любят, раз ругают, мы не нужны им, если бы любили, то горы за нас перевернули.
4. Левитан писал Чехову из Финляндии, что «вновь я захандрил без меры и границ. Здесь нет природы».
5. Ведь всегда приятно осознавать, что тебя любят и поддержат в сложной ситуации. «Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был».
6. Евгений Александрович, пройдя через этот грязный, жестокий мир, вернулся и начал жить заново, с чистого листа, «теперь я счастливый, состоявшийся человек».
7. Дети были лишены родительской любви, детства, они не знали, что такое радость: «Я рос волчонком», – рассказывал учитель.
8. Ведь если бы не учительница этого мальчика, кто знает, как бы сложилась его судьба: «И, наверное, совсем другой стала бы моя жизнь, если бы не один случай».
9. Е.Новиков рассказывает, как мальчик, у которого не было родителей и детства, смог добиться высоких достижений в жизни. «У меня не было отца, не было матери, вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают?»
10. Таким образом, не согласиться с позицией автора невозможно. «Вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку».
Упражнение 24. Произведите правку текста, устранив имеющиеся грамматические ошибки и речевые недочеты (выделены курсивом).
1. Представив такие сюжеты описания, появляется какое-то вдохновение и, естественно, хочется увидеть такое же чудо, этот прекрасный мир, описываемый в данном тексте.
2. Созерцая родную природу, память его запечатлела множество удивительного и прекрасного.
3. Одной из главных проблем, поставленной автором, является то, что для писателя очень важно мнение читателя о написанном произведении или простом стихотворении.
4. С автором я согласен, ведь стихотворение должно быть написано на чувствах поэта.
5. Бывает, что и не поняв смысл стихотворения, на нас находят различные эмоции, мы все равно улавливаем настроение, характерное данной поэзии.
6. Все мелочи мастерства поэта, все тонкости, они у всех поэтов разные, у каждого поэта свой взгляд на мир, свои мысли, свой жанр в поэзии.
7. Копирование людей заложено в нас еще с самого детства. В детстве мы хотим быть такими же, как наши родители или старшие товарищи. Со временем как мы взрослеем, хотимпоходить на идеалов и копируем за ними жесты, разговоры.
8. Учитель не только делится со своими знаниями, но и с жизненным опытом.
9. Авторская позиция всем ясна и понятна. Когда страну покидают те, на кого была возложена большая надежда на то, что они выведут страну на новый уровень, сделаввеличайшие открытия и изобретения в своей сфере деятельности, то всегда становится грустно на душе и обидно за соотечественников.
10. Все ученые, великие писатели, художники, никто из них не был признан в момент их жизни, зато сейчас мы пользуемся их открытиями, любуемся картинами, читаем книги.
Упражнение 25. Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка «нарушение границ предложения». Внесите необходимые исправления.
1. Конечно, рецепта от бездуховности нет, но мы должны понять ее истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело. И попытаться сделать так, чтобы наши близкие, друзья, родные, да и просто незнакомые люди всегда были окружены вниманием и заботой.
2. Автор рассказывает нам о драматическом эпизоде из жизни Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Триумф которого так и не наступил. В.Лаптев хочет, чтобы читатель задумался о том, как живется гениям.
3. Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.
4. Мы с вами в своей жизни встречаемся с разными проблемами. Которые не в силах все решить.
5. Самым ярким примером из обыденной жизни может служить обыкновенная семья, в которой есть дети. Ведь каждый родитель не раз упрекнул за поведение, которое не соответствует его уже устоявшимся моральным нормам, но у каждого поколения они свои, и именно это служит причиной конфликтов между поколениями.
6. Позиция автора заключается в том, что человек, не имевший учительского диплома, мог так заинтересовать детей своими рассказами. Повидавшая на своем жизненном пути много интересного – заведующая библиотекой.
7. Автор текста ищет в биографиях великих ученых примеры «порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души». Вот были же времена, когда честь была выше всего. Когда важнее правое дело, чем своя дальнейшая жизнь.
8. Нужно преодолевать и контролировать ревность, в этом и заключается любовь, в преодолении различных трудностей, встречающихся у нее на пути. И не боясь переступить через свою гордость, через свои амбиции ради своего возлюбленного. И это не значит уничтожить свое «я», это значит обрести те чувства, которые дарованы человеку.
9. В тексте А.Яблокова рассказывается о недовольстве людей старшего поколения нынешней молодежью. Их легкомыслием и несерьезностью. Говорится, что молодежь безнадежно испорчена пороками.
10. Судьбы многих гениальных людей были печальными. За свое же творчество, за свои заслуги они пострадали. Они были непризнанными.
Упражнение 26 (контрольное). (При составлении упражнения использована книга:Вартаньянц А.Д., Кашина Н.В., Лазарева Е.А., Мерзон С.Н., Федюнина Н.М., Якубовская М.Д. Мы читаем и говорим о русских художниках. Учебное пособие для студентов-иностранцев. М.: Русский язык, 1989.)
Установите, какие ошибки допущены в данных предложениях, классифицируйте их. Предложите разные способы исправления.
1. Те, кто знали Левитана близко, говорили, что он любил русскую природу фанатически, почти исступленно.
2. Художник заставляет нас остановиться около старого могучего дуба, возле трогательной тонкой осинки с начинающими краснеть листочками и обратить внимание, войти в пронизанную светом березовую рощу и в темную зелень высоких сосен.
3. О Левитане говорили не только как о художнике исключительного дарования, а как о человеке чуткой души, тонкого восприятия жизни.
4. Будучи в Италии, Левитана радовало все: итальянская весна, ее глубокое синее небо, изумрудная трава, цветущий миндаль.
5. Наиболее характерные для полотен художника летние дни, горячее солнце, сочная зелень деревьев.
6. Картина «Явление Христа народу», поглотившая всю творческую энергию А.Иванова, разочаровала его и не закончена.
7. В эскизах художник намечает композицию и колорит картины: отбирает и располагает предметы и действующие лица, распределяет краски, свет и тени.
8. В картине «Сватовство майора» Федотов показал как нрав русского купечества, так и дворянства сороковых годов XIX века.
9. Как вы относитесь к оценке серовского портрета «Иды Рубинштейн» Репина?
10. На всех своих картинах Репин размышляет об основных проблемах своего времени.
11. В девяностые годы Серов увлекается иллюстрацией произведений великих русских классиков – Крыловым и Пушкиным.
12. Кроме портретов Верушки Мамонтовой и Маши Симонович, яркий солнечный свет передан и в холсте Серова «Летом», изображающим жену художника.
13. В картине «Меншиков в Березове» Суриков не только раскрывает трагедию личности, но и трагедию эпохи.
14. Брюллова интересовала личность Наполеона Бонапарта. Он сделал несколько эскизов, которые посвятил ему, в которых стремится выявить противоречивую сущность этого тирана-героя.
15. В картине «Итальянское утро», написанном Брюлловым, проявилось мастерство художника в разработке света.
16. Сравнивая варианты картины Федотова «Вдовушка», мы видим. Как автор добивается и наконец пришел к простоте и ясности.
17. По окончанию работы над «Проводами покойника» Перов приступил к новой картине о жизни бедных детей.
18. Размышления Васнецова о историческим прошлом народа были навеяны впечатлениями детства.
19. Перов и другие русские художники крепкими узами был связан со своей родиной.
20. В натурный класс училища, в котором занимался Левитан и которым руководил Перов, иногда заходил Саврасов, который, посмотрев работы учеников, уходил в свой класс – пейзажную мастерскую.
Упражнение 27. Прочитайте фрагменты ученических работ, разберитесь в их содержании. Предложите свои варианты правки.
1. Известно также много случаев про исполнителей песен нашей эстрады, они пытаются исполнить те старые песни, которые еще слушали наши деды, хотя ведь можно сочинить что-то более интересное со своими возможностями.
2. Молодежь в наши дни, можно сказать, не увлекается искусством. Большинство из них считают это глупым, немодным, пустой тратой времени. Хотя, может быть, они просто не улавливают мысль поэта?
3. Я могу сказать про себя, что я любитель поэзии. Я люблю читать стихи и даже иногда пишу их сама. И могу сказать, что и мне попадались много стихотворений с непонятным смыслом на первый взгляд, но если прочитать еще раз и призадуматься, начинаешь понимать смысл.
4. Я полностью поддерживаю точку зрения автора в том, что не понятое однажды позже может оказаться золотым источником, и то, что перечитывание стихотворения усиливает наше эмоциональное отношение к нему. И только настоящие ценители искусства не дают «пропасть» настоящей поэзии. Но им может стать даже самый простой человек, надо только стремиться к постижению все новых и новых тайн.
5. На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнять такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.
6. Книга – это наша жизнь и история. Главным ее противником на сегодняшний день, по мнению автора, является компьютер и Интернет.
7. Одной из проблем, поднятых автором данного текста, является проблема духовности и бездуховности человека, т.е. влияние этих качеств на самих людей. При отсутствии духовности можно еще сильнее обидеть человека, лезя к нему со своими глупыми, бестактными вопросами. И, наоборот, проявил духовность к другому человеку, войдя в его положение, став как бы его частицей, можно помочь ему преодолеть трудности.
8. Проблема данного текста состоит в том, что нам важно только то, что мы будем делать дальше, а не то, что случится с окружающим миром. Я считаю, что написанный текст Трифоновым очень злободневен и от этого страдает вся планета.
9. Главным воспоминанием из детства для В.Амлинского стало времяпровождение в библиотеке. В то послевоенное время дети очень любили читать, у них не было никаких телевизоров и компьютеров, как у нынешних детей. С детства родители их приучали к книгам, а не как сейчас – садят смотреть мультфильмы. Тогда дети собирались в библиотеке, слушали рассказы, делились эмоциями, их выслушивали взрослые люди. Автор вспоминает заведующую этой библиотеки, поистине душевного человека. Таких людей сейчас очень мало – таких, которые помогут, выслушают, посоветуют. Еще к таким людям относятся писатели, которые приходили к детям со своими историями, рассказами. В общем, дети не сидели на месте, а проводили время с толком.
10. Автор пишет о людях, которые вели себя поистине мужественно, честно, благородно. Эти люди не думают о своем благополучии. Они выступают за правду, за справедливость. От этого им становится хорошо, спокойно на душе. Все их поступки направлены на улучшение жизни других, на защиту их прав и свобод. При этом они не задумываются о том, что тем самым могут усложнить свою жизнь. Это их не пугает.
Упражнение 28 (контрольное). Выполните тестовое задание.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ дайте по образцу: 1 – 3), 2 – 4)...
1. 1) Мой соперник выиграл партию в шахматы благодаря тонкого понимания сложной позиции.
2) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, недавно реконструированном.
3) В.Стасов, который был известен как музыкальный критик, уделял в своей публицистике много внимания и изобразительному искусству.
4) Одновременно с работой над «Явлением Христа народу» Иванов создавал эскизы на библейские сюжеты и рисунки-акварели «Сотворение мира».
2. 1) По окончании переговоров между странами установились дипломатические отношения.
2) Мы должны радоваться жизни и ценить, ведь она у нас одна и пережить ее заново возможности уже не будет.
3) В.Г. Перов создал рисунок «Похороны Гоголя героями его произведений», в котором на небольшом художественном пространстве собрал в одну группу основных персонажей писателя.
4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.
3. 1) Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» была показана на всемирных выставках 1873 и 1878 годов и имела большой успех.
2) Воспитанники Академии художеств очень любили и уважали своего учителя Павла Петровича Чистякова.
3) Идея всемирного братства людей, золотого века, всеобщего счастья – самые дорогие мечты писателя с юношеских лет и до конца его дней.
4) По прошествии многих лет с момента создания произведения искусства могут оцениваться иначе.
4. 1) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым.
2) Мужество и отчаяние, скорбь, тоску и одиночество – все эти чувства выражают глаза матери в эскизе М.А. Врубеля.
3) Главные темы «Униженных и оскорбленных», «Записок из Мертвого дома», «Записок из подполья» – тема бунта и тема героя-индивидуалиста – синтезировались потом в «Преступлении и наказании».
4) Открытие памятника Пушкина в Москве в июне 1880 года было незаурядное событие в истории русской культуры.
5. 1) Мой подопечный был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.
2) Картина В.Г. Перова «Проводы покойника» проникнута чувством боли, сострадания, настроением безысходной тоски.
3) Те, кто не набрал нужного количества баллов, будут вынуждены выполнить зачетную работу еще раз.
4) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнить такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.
6. 1) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.
2) Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.
3) В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.
4) Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.
7. 1) Все передовое, что было в русской литературе 60-х годов XIX века, сосредоточивалось в журнале «Современник».
2) Истоки «Преступления и наказания» восходят ко времени каторги.
3) Взрослея, все лучше начинаешь понимать своего учителя; так же, как и прежде, восхищаешься и стремишься быть похожим на него.
4) Нам порой кажется, что мы не только знаем все, но нас ничем не удивишь.
8. 1) Речь Достоевского сделала открытие памятника Пушкину в Москве выдающимся, грандиозным событием как в истории русской, так и мировой культуры.
2) В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет.
3) Для «Прогулки короля» А.Н. Бенуа выбирает таинственное время года – осень – и самое таинственное время суток – вечер.
4) Вами своевременно оплачен проезд в маршрутном такси?
9. 1) Живая крыса, о которой рассказывает Ю.Трифонов, должна быть разрезана, чтобы учиться анатомии, в так называемой «пригодинской» школе.
2) Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.
3) Пришлось с трудом пробираться сквозь заросли, постоянно заслонявшие нам дорогу.
4) Железнодорожный состав отправляется с третьего пути согласно расписанию.
10. 1) Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов.
2) Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которого тесно связана с творчеством.
3) Благодаря установившейся ясной погоде урожай был собран вовремя.
4) Все, кто интересуется художественной жизнью России конца XIX – начала XX века, слышали о творческом объединении молодых художников, известном под названием «Мир искусства».
Ключ:
1 – 1); 2 – 2); 3 – 3); 4 – 4); 5 – 4); 6 – 2); 7 – 3); 8 – 1); 9 – 1); 10 – 2).
руфа спектор
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 05:47

Re: Методические рекомендации

Сообщение Ахметова Г.А. » 21 мар 2016, 04:10

Ахметова Г.А.
Уважаемые коллеги! Хочу предложить методические материалы по теме: "Лев Толстой и искусство":
Ахметова Г.А. Музыка и живопись в художественном и теоретическом осмыслении Льва Толстого. Монография (Уфа; РИЦ БашГУ, 2012).
Приложение к монографии содержит методические разработки:
1. Интегрированный факультативный курс "Л.Н.Толстой и музыка";
2. Интегрированный факультативный курс "Л.Н.Толстой и живопись".
В монографии рассматриваются интермедиальные аспекты творчества Л.Н.Толстого, взаимосвязи его произведений с разными видами искусства - музыкой и живописью.
Ахметова Г.А.
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 13 мар 2016, 15:54

Re: Методические рекомендации

Сообщение Ахметова Г.А. » 21 мар 2016, 02:47

Ахметова Г.А., доцент кафедры русского языка и литературы ИРО РБ.
Методические рекомендации по анализу эпизода прозаического произведения в рамках подготовки к ЕГЭ по литературе (задание с развернутым ответом).

С точки зрения методики преподавания литературы анализ эпизода прозаического произведения весьма актуален: в процессе изучения художественных текстов большого объема в вузе и школе, при подготовке школьников к ЕГЭ по литературе, олимпиадам.
«Эпизод (греч. epeisodion – вставка) – относительно самостоятельная единица действия эпических, лиро-эпических и драматических произведений, фиксирующая происшедшее в замкнутых границах пространства и времени» [Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2001. С. 1233].
Расположение эпизода в тексте – важная грань композиции произведения. С одной стороны, он является некоторым законченным целым: «Автор эпического произведения стремится охватить всю полноту бытия в каждом эпизоде, а не только в целом произведении <...>. Все композиционные элементы в эпическом произведении <...> стремятся к завершённости и относительной замкнутости» [2, с. 145]. С другой стороны, эпизод – только звено в системе художественного произведения.
Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, необходимо понять его внутреннюю логику – (микро)сюжет. Для этого следует установить «ближайшие» связи эпизода: что ему предшествует в произведении, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он выполняет в системе целого.
Чаще всего событие, заключённое в конкретном эпизоде, содержит в себе мотив, связывающий его с общей мотивной системой произведения. Кроме того в эпизоде отражаются общие стилевые принципы писателя.
Распространённой ошибкой при анализе эпизода является подмена исследования его функциональной роли – пересказом. Позволим себе предложить рабочую модель (алгоритм) анализа эпизода. Система вопросов может выглядеть следующим образом:
1. Определите (микро)сюжет эпизода.
2. С чьей точки зрения идет повествование в данном фрагменте?
3. Какой глубинный смысл заключен в изобразительных картинах и деталях эпизода? Какие реминисценции (цитаты) скрыты в тексте?
4. Какое место эпизод занимает в сюжете произведения?
5. Охарактеризуйте черты индивидуального стиля писателя.
6. С какими произведениями русской классики можно соотнести произведение с точки зрения его жанровой формы и ключевых мотивов?
Ахметова Г.А.
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 13 мар 2016, 15:54

Re: Методические рекомендации

Сообщение Батурина Надежда » 20 мар 2016, 19:51

Особенности анализа русских народных сказок
Процесс анализа фольклорных сказок не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Это объясняется тем, что сказка возникла в незапамятные времена и впитала в себя особенности мифологического мышления человека. Древнейшими являются сказки о животных, так как им присущи черты анимизма, тотемизма, антропоморфизма, характерные для культуры первобытнообщинного строя. В ряде сказок говорится об отношениях между людьми и животными, о превращении людей в животных и т.п. Характер этих сказок позволяет ученым предположить, что они развились из мифов, и им придавалось магическое значение. В сказках о животных отразились и многолетние наблюдения народа над реальным миром животных, и реальные детали деревенского быта и жизни крестьян. Как считает известный фольклорист В.Я. Пропп, появление сказок о животных можно отнести к доклассовой стадии развития общества [1, 314]. С ним соглашается современная исследовательница Э.Ф. Шафранская, которая подчеркивает, что «сказка – реликт доклассовых, родовых явлений и представлений о жизни. Сказка не обусловлена социумом, в пределах которого бытует…» [2, 39].
Анализируя сказки о животных, мы должны помнить о том, что многие из них носят аллегорический характер, представляют в образах животных людские пороки и недостатки, реже – добродетели. Вместе с тем следует учитывать и значение символов, которые присутствуют в сказке.
Раскрывая особенности содержания сказки «Теремок», учитываем скрытый смысл сказки. Каждое животное, которое просится в теремок, имеет свои истоки: мышка – представительница подземного мира, лягушка – жительница подводного мира, заяц связан с нижним миром, лиса является символом хитрости. Медведь же, символизирующий первопредка славян, не допускает, чтобы все желающие поселились в теремке. В результате приходим к выводу, что не все совместимо в одном доме. Излишняя доверчивость и терпимость ко всему чужеродному может погубить теремок, т.е. дом. Анализируя сюжет и композицию сказки «Теремок», обращаем внимание на то, что ей свойственно кумулятивное построение действия.
Обратимся к сказке «Репка». Можно сказать, что данная сказка была создана при более позднем социальном укладе, когда люди стали заниматься сельским хозяйством. Тем не менее, репка – это не просто нейтральный персонаж, а художественный приём, иносказание, символ важной для жизни задачи или большого, с трудом преодолеваемого препятствия, которое одному превозмочь не под силу. Репка может восприниматься и как существующий мир. Традиционно мы говорим, что смысл сказки в том, что препятствие преодолевают вместе и люди, и животные. Все приходят на помощь друг другу, никто не отказывается, не говорит, что мал и слабосилен. Почему же только с помощью мышки удалось вытащить репку? Ответ не вызывает затруднений. Иногда и небольшая помощь оказывается решающей. Даже слабое существо приносит пользу, нет никого лишнего. Не всегда проблему решают большие и сильные, бывает, что надо взяться всем дружно и слаженно. Наши далёкие предки старались жить в гармонии с собой и окружающим миром. Учитывая то, что в сказке присутствуют дед, баба и внучка, можем говорить о смене поколений в человеческом обществе. Народ отразил в произведении и трехчленное деление мира. Собака или волк воспринимались как спутники небесных богов, поэтому они связаны с верхним миром. Кошка живет, как правило, в доме и является представителем земного мира. Мышка же, являясь животным норковым, связана с подземным миром. Идея сказки оказывается более глубокой: сила – в единстве. Люди разных поколений, объединившись и обратившись ко всем силам мира (небесным, земным и подземным), могут решить любую задачу, даже трудновыполнимую. Сказка, созданная для взрослых, с течением времени претерпевшая изменения и перешедшая в детскую аудиторию, учит человеколюбию, взаимовыручке, т.е. в конечном итоге – добру.
Герой сказки «Колобок», будучи непослушным и хвастливым, был, на первый взгляд, за это и наказан. Однако смысл сказки более глубокий. Колобок может рассматриваться как символ сотворенного мира, баба и дед как созидатели. Встретившиеся на пути Колобка животные являются олицетворением определенных качеств: заяц – символ быстроты, волк – напористости, медведь – силы. Обманывает Колобка Лиса, представляющая символ хитрости, обмана и коварства. Оказывается, это самые опасные качества, способные погубить и человека, и целый мир. В сказках народ «зашифровал» многие ценные и важные мысли, а затем бережно передавал их по наследству от одного поколения к другому.
Особое внимание уделяем поэтике сказок о животных. Помним, что важную роль в них играет мотив встречи, иногда неоднократно повторяемый, также диалог. Распространенным композиционным приемом является кумуляция. Все указанные в статье сказки являются кумулятивными. В.Я. Пропп выделил такие сказки в особый вид. Характерна для сказочных сюжетов и контаминация. Изобразительно-выразительных средств мало.
В процессе изучения сказок формируем уважение к народному творчеству, создаём морально-нравственную, эстетическую основу для восприятия других художественных текстов, предлагаемых программой. Подобные занятия являются прекрасной основой для изучения других гуманитарных дисциплин. Но самое главное, что студенты глубоко погружаются в русскую историю и культуру и начинают понимать, что фольклорные сказки – это не развлечение, а жизненная мудрость, народная философия, в них отражается мировоззрение и талантливость их создателя.
Литература
1. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.
2. Шафранская Э.Ф.Устное народное творчество: Учебн. пособие. - М., 2008.
Батурина Надежда
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 19:38

Re: Методические рекомендации

Сообщение Ахметова Г.А. » 20 мар 2016, 18:05

Ахметова Г.А. «Анализ лирического стихотворения» (подготовка к ЕГЭ по литературе, задания с развернутым ответом).

2. А. Пушкин. «Анчар»

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение написано А. Пушкиным в 1828 году, но опубликовано только в 1832 году в альманахе лицейского друга А. Дельвига «Северные цветы», минуя цензуру Бенкендорфа.
«Анчар» совершенен с точки зрения композиции, емкой изобразительности и звучания. Композиция стихотворения абсолютно симметрична. Два сюжета внутренне соотнесены друг с другом. В первой части стихотворения описано ядовитое древо. Однородные конструкции усиливают мрачную экспрессию образа: «К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный на древо смерти набежит- И мчится прочь, уже тлетворный». Во второй части свой сюжет – о владыке и рабе. Владыка посылает раба за ядом не слово, не жестом, но «властным взглядом». Равнодушно он принимает смерть раба и, напитав стрелы ядом, рассылает их «к соседям, в чуждые пределы». По мысли поэта, владыка страшнее природного зла: он сеет смерть сознательно.
Поразительна звукопись стихотворения. Основной звуковой комплекс, выраженный в названии (н, ч, р), растворен во всем тексте. Особенно выразителен звук «ч», ассоциирующийся со словами «черный», «мрачный», «чары». Пафос стихотворения - однозначное осуждение абсолютизма.
Тема милосердия /жестокости власти – одна из ключевых в творчестве Пушкина. Мечту о человечной власти поэт выразил в стихотворениях «К Плюсковой», «Стансы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», в романе «Капитанская дочка».
Ахметова Г.А.
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 13 мар 2016, 15:54

Re: Методические рекомендации

Сообщение Дорожкина Т.Н » 20 мар 2016, 12:39

Заместитель директора лицея №123 г. Уфы Марина Вячеславовна Степанова,
учитель русского языка и литературы

Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам


Школьная олимпиада – одна из важнейших форм выявления и развития одарённых учащихся. Поэтому в ОУ необходимо создать систему подготовки к предметным олимпиадам, чтобы школьники могли показывать высокие результаты как минимум на муниципальном уровне.
Это направление регламентируется Положением о работе с одарёнными учащимися.
Отбор учащихся - важнейший момент.
Олимпиадников необходимо отбирать для последовательной подготовки уже в начальной школе. Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главных критериев, на наш взгляд, три: личная заинтересованность ученика, высокое чувство ответственности и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу). В идеале должны совпасть все критерии. И главный критерий - это должно быть нужно школьнику. Не просто «нужно», а с поправкой на будущую специальность - профессию. Хорошо, если к процессу отбора подключается психолог. Есть масса методик на выявление объёмов памяти, уровня внимания, интеллекта, обученности, сформированности учебных навыков, креативности и т. д.
В лицее № 123 создан так называемый банк данных об одарённых учащихся, в том числе и об олимпиадниках, который в начале каждого учебного года обновляется. В этот же период администрацией проводится совещание с учителями с целью координации работы по подготовке учащихся к олимпиадам. Один из важнейших вопросов совещания – недопущение перегрузки учащихся. Нецелесообразно, на наш взгляд, привлекать учащихся к подготовке к олимпиадам по нескольким предметам.
Следующий этап – индивидуальная работа с олимпиадником на каждом уроке. Учителю необходимо продумывать, чем на его уроке будет заниматься олимпиадник. Целесообразно строить работу на уроке таким образом, чтобы дети имели возможность сначала быстро решить стандартные школьные задачи, провести самопроверку, а затем переходить к олимпиадным заданиям.
В рамках внеурочной работы (факультативы, элективные курсы) учитель должен, во-первых, обеспечить превентивное прохождение олимпиадником программного материала, прочесть хотя бы краткий интенсивный пропедевтический курс. Во-вторых, обеспечить углубление материала. Присутствие учителя в такие моменты необходимо. Бывает, что ребёнок не справляется с заданием, приходит к неверному выводу, ответу. Здесь учитель должен объяснить логику и последовательность решения, показать не только его ход, но и обосновать, сослаться на источники информации и так далее.
Большую помощь в деле подготовки олимпиадников оказывают учителям лицея преподаватели вузов, которые не только читают лекции, но и проводят практикумы, опыты, разбирают сложные тестовые задания ит.д. Задача школы – установить контакты с вузом, обговорить формы сотрудничества с учёными.
Нельзя не придавать значения организации самостоятельной работы учащихся. Она позволяет решить извечную проблему нехватки урочного и внеурочного времени. Ученик занимается дома самостоятельно, а учитель в школе консультирует его, отвечает на возникшие вопросы. С целью недопущения перегрузки учеников в лицее в отдельных случаях предусматривается индивидуальный график посещения ими школьных занятий.
Мы стараемся не упускать возможности сотрудничества и с учреждениями дополнительного образования, которые тоже вносят свою лепту в дело подготовки учащихся к олимпиадам (например, ДЭБЦ Дёмского района).
Работа с одарёнными детьми, в частности, с олимпиадниками, требует и от педагога высокого уровня квалификации, влюблённости в собственное дело, постоянного чувства ответственности, последовательности и систематичности действий, готовности взять на себя любую нагрузку и высокой степени психологической устойчивости. Важно, чтобы сам педагог, приступающий к работе с одаренными детьми, мыслил и действовал системно, учился вместе со своими учениками, постоянно повышая свой профессиональный уровень.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методические рекомендации

Сообщение Дорожкина Т.Н » 20 мар 2016, 12:21

Степанова М.В., заместитель директора, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №123» городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

«Время всегда хорошее». Звучит оптимистично! Эта книга привлекает уже самим названием. Но не только. Динамичное развитие событий, захватывающий сюжет, интересные герои – вот неполный перечень достоинств повести современных писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, ставшей победителем всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества сайта «Книгуру».
О чем же повесть? Шестиклассница Оля, довольно ленивая ученица, «увязшая в Сети», утратившая навык «живой» речи, испытывает потрясение, узнав, что учитель назначил устный экзамен. Днем позже Оля обнаруживает, что весь мир вокруг нее как будто подменили: родители ходят в темном и мешковатом на какие-то смены, маленькая квартирка забита пакетами с гречкой, компьютеров нет в принципе, зато есть школьная форма с передником и красным платочком, и все время надо говорить про пионеров.
Похожая история происходит с пятиклассником Витей, председателем совета отряда, политинформатором, которому нужно выступить на пионерском собрании против одноклассника, принесшего в школу пасхальный кулич. Позже Витя, как и Оля, оказывается в незнакомом мире, где много фирм, плоских телевизоров, колбасы и нет ни пионеров, ни партий.
Итак, герои повести поменялись временами, оказавшись в 1980 и 2018 году соответственно.
Что же дальше? А дальше вывод, который вынесен в название книги.
Год 1980 – это не только очереди за продуктами, безликая одежда – это еще и дружба, взаимопомощь (Оля спасает Женю, которого хотели исключить из пионеров) и, конечно, книги, в которых каждый мог найти для себя что-то такое, что помогало ему, живя в одном времени, оказываться в прошлом или будущем.
Год 2018. «Компы», «аськи», «эсэмэски», «чаты» вместо живого общения, разучившиеся говорить и писать в тетрадях дети. Но есть и этом времени любовь, искренние чувства, взаимная поддержка (Витя сплачивает одноклассников, которые вместе, дружно готовятся к экзамену).
Да, время всегда хорошее, все зависит от самого человека. В этом подростки смогут убедиться, прочитав повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Эта книга должна занять свое достойное место на «золотой полке» юного читателя: она поможет ребятам правильно расставить акценты в жизни, научиться «отделять зерна от плевел», проявлять в любой ситуации свои лучшие качества.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методические рекомендации

Сообщение Дорожкина Т.Н » 20 мар 2016, 12:05

Сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку: над какими ошибками в его синтаксической организации следует поработать перед экзаменом?
В области синтаксиса некорректными будут следующие особенности организации текста сочинения:
• синтаксическая однородность, проявляющаяся в однообразии построения предложений и словосочетаний. Плохо, если совершенно отсутствуют конструкции с разговорной окраской; хорошо, если они есть в структуре текста;
• злоупотребление длинными и сложными предложениями с различными видами связи; подобные синтаксические построения у школьников чреваты разрывом семантических и грамматических связей между компонентами в их составе и, конечно, пунктуационными ошибками. Нужно специально обучать тому, как преобразовать подобные конструкции в более простые. Ср.: 1) и 2).
1) Если исчезнут нации и человечество будет как одна большая семья, то не станет различных национальных культур, национального самосознания которое проявляется в ощущении причастности к определенному народу и его духовным ценностям что сделает всех людей "одинаковыми " и, значит, исчезнет стимул к развитию общества. (Сохранена пунктуация первоисточника.)
2) Если исчезнут нации и человечество будет как одна большая семья, то не станет различных национальных культур, национального самосознания, которое проявляется в ощущении причастности к определенному народу и его духовным ценностям. Это сделает всех людей "одинаковыми". И тогда может исчезнуть стимул к развитию общества.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методические рекомендации

Сообщение Дорожкина Т.Н » 20 мар 2016, 08:12

Обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку!

В течение нескольких месяцев РЦОИ ИРО РБ проводит репетиционные экзамены, позволяющие школам "посмотреть со стороны" на процесс подготовки их выпускников к ГИА. Проверяют эти работы эксперты республиканской комиссии, в том числе - преподаватели кафедры русского языка и литературы ИРО РБ. Анализируя работы одиннадцатиклассников, мы отмечаем типичные ошибки, и это дает основание для некоторых важных методических рекомендаций. Одна из них касается содержательной стороны сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку, а именно соотношения между формулировкой исходного текста и формулировкой позиции автора исходного текста. Правильное соотношение между ними требует, чтобы формулировка позиции автора исходного текста была ОТВЕТОМ на сформулированный учеником (вслед за автором) ВОПРОС (проблема - это тот или иной вопрос), поставленный в исходном тексте. (Если ученик согласен с автором, то он далее высказывает СВОЕ МНЕНИЕ по той же проблеме и его аргументирует). В разделе нашего форума "Методическая копилка" приведем текст В. Набокова и корректный образец соотношения формулировок "проблема" - "позиция автора исходного текста".
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методические рекомендации

Сообщение Кабир Закирьянов » 14 мар 2016, 11:20

Мероприятия по повышению грамотности

1.Чтобы остановить процесс резкого падения грамотности учащихся и – как результат – взрослого населения страны, а затем взять курс на повышение грамотности, нужно решительно менять отношение учащихся (и всего населения) к самому явлению грамотного письма как феномену культуры. С этой целью нужно создать в школах (во всех учебных заведениях) культ грамотности. Суть его состоит в воспитании у обучающихся и обучающих нетерпимое отношение ко всякого рода речевым ошибкам, в том числе орфографическим. С этой целью нужно добиваться абсолютной грамотности (без единой ошибки) всех письменных текстов, находящихся перед глазами учащихся (вывески, объявления, плакаты, цитаты, информации, бюллетени, стенные газеты, таблицы, материалы классных уголков, планы-программы мероприятий и другие «бумаги»), т. е. учащиеся должны находиться в окружении абсолютно грамотного письма. (То же требование должно быть предъявлено к письменной речевой среде во всем обществе.)
Реализация культа грамотности включает в свое содержание всяческое поощрение за грамотное письмо и неминуемое порицание за ошибки всех и каждого, предъявление высоких требований к культуре речи учащихся и самих учителей (в том числе и письменной) и строгий контроль над выполнением этих требований. Разумеется, большая ответственность в соблюдении культа грамотности возлагается в первую очередь на учителей русского языка.
Хочется надеяться, что объявление и внедрение в школе культа грамотности, а самое главное – реализация его будут способствовать воспитанию у школьников и выпускников школ орфографического чутья.
2. Воспитание орфографического чутья предусматривает получение учащимися теоретических сведений по орфографии, хорошее знание ими орфографических правил, привитие им прочных орфографических навыков. С этой целью уже с младших классов в доступной форме нужно объяснить, на каких принципах основано русское правописание и какова сущность этих принципов. В первую очередь важно добиться осознания учащимися того, что такое фонема (это удобно делать при изучении раздела фонетики в 5 классе), и тренировать их в распознавании фонемного состава слов и в обозначении фонем буквами.
Фонематический принцип является основным, но не единственным принципом, на котором основаны правила русской орфографии. Поэтому нужно знакомить учащихся и с другими принципами, являющимися отступлениями от фонематического принципа, – фонетическими, историческими и дифференцирующими написаниями. Следует делать это постепенно, шаг за шагом, добиваясь практического усвоения этих написаний на достаточном количестве тренировочных упражнений. Выполнение этой задачи требует основательного пересмотра всей системы работы по орфографии в школе с 1-го по 11-й класс.
3. Орфографическая грамотность основывается на орфографических навыках, которые вырабатываются в результате длительных тренировок и в большинстве своем автоматизируется. Чтобы обеспечить длительные тренировки, необходимо сделать работу над орфографией дежурной на каждом уроке, например, проводить в виде орфографических пятиминуток во всех классах. Каждый раз организуется работа над одной-двумя орфорграммами. Чтобы ежеурочная работа по орфографии была не хаотичной, а строго упорядоченной, учителю нужно составить специальную программу, в которой в определенной системе и последовательности перечисляются орфографические правила, подлежащие усвоению в каждом классе. Такая систематическая ежеурочная работа, несомненно, даст свои положительные результаты.
Чтобы ежеурочные орфографические пятиминутки не стали скучными и не «надоели», желательно максимально разнообразить их и по возможности проводить в занимательной форме, иногда можно и в виде игр. Разнообразие и многообразие форм и видов тренировочных работ будут поддерживать интерес учащихся к овладению навыками правописания.
4. Система орфографических упражнений должна предусмотреть участие всех видов памяти – зрительной, слуховой, рукодвигательной, речедвигательной. Разные виды памяти поддерживают друг друга, тем не менее зрительная память в обучении орфографии является основной. Соответственно в системе орфографических упражнений надлежащее место должно занять чтение: в процессе чтения запоминается графический образ слова (кто много читает, тот обычно и пишет грамотно).
5. Усвоение орфографии трудно представить без словаря, без умения работать со словарем. Поэтому в системе упражнений по обучению орфографии задания, выполнение которых связано с использованием словаря, должны занимать достаточно большое место. При этом нужно заботиться об обеспечении учащихся хотя бы школьным (учебным) орфографическим словарем.
Важное практическое значение имеет и составление учащимися своих рукописных словарей (это обязательная часть словарной работы на уроках русского языка).
6. Тренировочные работы, направленные на выработку орфографических навыков, обязательно должны сопровождаться контролем за усвоением изученного: ученик каждый раз (после выполнения каждого упражнения, каждого задания) должен четко знать, чего он достиг, каковы его успехи, что ему еще нужно делать. Чем оперативнее контроль, тем эффективнее выполнение заданий. Нельзя оставлять контроль на потом: отсроченный контроль теряет свою значимость.
Важное значение имеет самоконтроль (ученик сам проверяет свою работу): он оперативен, экономит время, освобождает учителя от проверки, активизирует самих учащихся. Одной из эффективных форм самоконтроля является проверка тестовых заданий по ключам.
7. Кроме систематически, ежеурочно проводимых орфографических пятиминуток, целесообразно также организовать внеурочные и внеклассные мероприятия посвященные проблемам повышения орфографической грамотности учащихся, например: конкурс «Самый грамотный ученик в классе / в школе» на материале диктантов, изложений, сочинений с разной периодичностью – раз в год, в полугодие, в четверть. Наличие элементов соревнования вызывает у учащихся повышенный интерес к таким видам работ. Или в рамках «Дня русского языка», «Недели русского языка» предусмотреть мероприятия, способствующие повышению грамотности учащихся.
Подобно «Дню русского языка» один из дней в четверти или в полугодии можно объявить «Днем грамотности», к которому приурочивается проведение разных мероприятий, связанных с повышением грамотности или контроля грамотности учащихся: конкурсы на самого грамотного ученика, тестирование, игры-состязания на орфографическую грамотность и другие.
8. Создание вспомогательных учебных материалов по орфографии, дополняющих учебники русского языка: справочников, сборников упражнений и тестовых заданий, сборников занимательных материалов по орфографии и т. д.
Перечень мероприятий, способствующих повышению орфографической грамотности учащихся, можно продолжить. Ограничимся перечисленными.
Обобщая изложенное, следует сказать: обучение орфографии нужно поднять на научный уровень и предъявлять к орфографической грамотности учащихся высокие требования и строго следить за выполнением этих требований. Тогда, хочется надеяться, «вечная проблема грамотности» будет успешно решена на данном, современном этапе школьного образования.
Кабир Закирьянов
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 мар 2016, 08:59

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1