Методическая копилка

Модератор: Прядильникова О.В.

Разработка урока по литературе (Т.И.Мустафина)

Сообщение Ошеева Ю.В. » 11 дек 2014, 10:00

В данном разделе мы будем размещать материалы, которые, на наш взгляд, могут стать составляющей профессиональной методической копилки учителя русского языка и литературы. Прежде всего это технологические карты и методические разработки уроков; научно-методические издания, которые будут полезны учителю для освоения педагогической инноватики и подспорьем в практической работе.
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока литературы, подготовленная Татьяной Ивановной Мустафиной. Ее уход из жизни (6 сентября 2014 года) для кафедры и всех коллег-словесников – утрата тяжелая, невосполнимая. Но остались ее публикации – учебные и методические пособия, статьи, к которым мы и сегодня можем обращаться, поскольку они нацелены на реализацию системно-деятельностного подхода в преподавании литературы. И задолго до введения ФГОС они уже соответствовали его установкам и требованиям.

Мустафина Татьяна Ивановна
доцент ГАОУ ДПО ИРО РБ (урок проведен в рамках курсового мероприятия для учителей русского языка и литературы на базе СОШ №1 с.Кармаскалы Кармаскалинского района)

Отражение эпохи в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс)

Предисловие
Данный урок имел место в системе уроков литературы в 9 классе, посвященных монографическому изучению романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». На предшествующих уроках было определены место романа в творчестве А.С.Пушкина (переход от романтического периода творчества к реалистическому), жанровые особенности, обозначена вечная тематика и проблематика, показана уникальность образа автора в романе, дана характеристика персонажей, обращено внимание на особенности языка романа, композицию персонажей, сюжета, изучен хронотоп произведения, дано понятие онегинской строфы.
Этот урок посвящен конкретно-исторической тематике произведения.
Завершающим этапом изучения романа является определение его места и роли в русской литературе 19 века (первый реалистический роман, в котором «все признаки реалистического романа – не в их предельных величинах, а равномерно развитые и образующие гармоническое единство»
Цель урока: доказать справедливость и точность оценки романа В.Г.Белинским: роман «…имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение…», это «энциклопедия русской жизни»
Задачи урока:
• обозначить конкретно-историческую тематику и проблематику романа;
• структурировать панораму общественной и «природной» жизни России первого тридцатилетия 19 века, данную в романе;
• продолжить формирование у учащихся предметных и универсальных учебных действий.

Подготовка к уроку
Урок предварялся индивидуальным для каждого учащегося домашним заданием: подготовить выразительное чтение фрагмента романа. Заранее были заготовлены карточки с указанием номеров главы и строф, каждый ученик вытянул «свою» карточку. Ниже приводим это задание (для удобства использования их учителем мы оформили таблицу, в заданиях для учащихся присутствовали только данные второго столбца).


Номер фрагмента Параметры фрагмента (номер главы, строфы) Тема фрагмента
1. I XVI Описание ресторана Talon
2 I XX – XXII Петербургский театр
3 I XVIII О русских драматургах
4 I XXXV Утренний Петербург
5 I XXVII – XXVIII Бал в Петербурге
6 V XXXVII – XLII Бал в имении Лариных
7 VII LI Бал Татьяны в Петербурге
8 II I Идиллия
9 II II-III Жизнь «деревенского старожила»
10 II IV-V Изменения, внесенные Евгением
11 II XI Интересы провинциальных помещиков
12 II XXV-XXVII Занятия девочки-барышни
13 IV XXVI Времяпрепровождение влюбленных
14 II XXXI-XXXII Быт барыни-хозяйки
15 II XXXIV-XXXVI Быт провинциальных помещиков
16 III XVII-XVIII Рассказ няни о замужестве
17 III XXXIX Песня крепостных девушек
18 IV XL-XLII Приход зимы
19 V I-II Зима в деревне
20 V XXV-XXIX Гости на именинах Татьяны
21 VI I-II Ночлег гостей в доме Лариных
22 VII XXI-XXXV Дорога Лариных в Москву
23 VII XXXVIII-XL Быт московских дворян
24 VII XLV Занятия московских дворян
25


Ход урока


Организационный момент
Проверяется готовность к уроку: наличие
а)текстов произведения с нужными для работы на уроке закладками;
б) тетрадей с записями и схемами, сделанными на предыдущих уроках;
в) карандашей, стирательных резинок (для самостоятельной работы – структурирования в виде схемы материала урока).

Этап №1
Актуализация знаний, на основе которых строится мостик к изучению новой темы.
На экран выводится слайд №2
Портрет издателя Плетнева и строки посвящения ему:
… Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Информация учителя: посвящение адресовано другу Пушкина поэту и критику Петру Александровичу Плетневу, принимавшему активное участие в издании пушкинского романа. Впервые напечатано в отдельном выпуске 4-й и 5-й глав «Евгения Онегина», начиная с издания 1837 года, предшествует тексту романа.
Вопрос 1: Почему этими строками стал «открываться» роман? Как вы можете их истолковать?
Ответы учащихся могут быть вариативными, но в них должны доказательно прозвучать следующие выводы: это авторская оценка самого произведения и труда, вложенного в него.
Вопрос 2: Как можно истолковать в двух последних строках слова «наблюдения» и «заметы»?
Важно привести учащихся к выводу о том, что эти слова являются контекстуальными синонимами к словосочетанию «темы романа». Затем следует повторение с опорой на схему, составленную в ходе предыдущих уроков (слайды №3-4): главные «вечные» темы «Евгения Онегина».
Темы романа «Евгений Онегин»
Вечные: любви и дружбы;
отцов и детей;
воспитания и образования…
формирование духовного мира молодого человека

Этап №2
Мотивация и целеполагание: создание проблемной ситуации
Слово учителя: оценивая роман «Евгений Онегин», многие литературоведы утверждают, что в нем отразилась «пушкинская эпоха». Попробуем определить значение данного словосочетания.
Каково значение слова «эпоха»?
По толковому словарю С.И.Ожегова определяем значение слова (слайд №5); «Эпоха – длительный период времени, выделяемый по каким-либо характерным явлениям, событиям» (выделены ключевые понятия).
Каковы границы романного времени? Этот вопрос не должен вызвать затруднение у учащихся, поскольку ранее была тема «Хронотоп романа» и было установлено время, отраженное в романе (зима 1819 – весна 1820 года – время действия первой главы, март 1825 года – конец романа).
Проблемный вопрос: Почему время романа, «наполненное» конкретными событиями и героями, названо «пушкинской эпохой»?
На этом этапе учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Этап №3
Деятельность учащихся по освоению новых знаний: предварительное усвоение; выводы, обобщение и систематизация данных
В ходе этого этапа урока учащиеся озвучивают фрагменты романа в том порядке, в котором они приведены в представленной выше таблице. Перед началом работы учитель «озадачивает» учеников: «Определите тему каждого фрагмента, сформулируйте и запишите ее». Учащиеся оформляют записи в виде первого и третьего столбца таблицы.
Далее идет самостоятельная работа – систематизация данных в виде схемы. Идеальный вариант ответа учащихся представлен в схемах №1-4.
№1 Пушкинская эпоха
№2 Петербург
№3 Москва
№4 Провинциальная жизнь







Петербург:
 Высшее общество:
- ресторан
- театр
- балы
- круг чтения
 Простолюдины:
- охтенка с кувшином
- немец в колпаке
- кучера
- слуги в театре…
Провинциальная Россия:
 Жизнь помещиков:
- воспитание дочерей
- круг интересов
- праздники
- балы
 Жизнь крепостных крестьян:
- няня Татьяны
- девушки в саду
- ключница Анисья
 Природа России и занятия человека зимой, осенью, весной и летом
Москва:
 Роль в истории
 Быт московских дворян
 Балы
 Собрания
 Улицы и дома

Этап №4
Первичная проверка уровня освоенности новых знаний и сформированности умений их практического применения
Учащимся предъявляется слайд №11.
Задание: докажите правомерность оценки В.Г.Белинским романа «Евгений Онегин». Ответ дайте в виде тезисов. Сопоставьте свой ответ с ответами одноклассников и схемой на слайдах 7-10, оцените точность и глубину своего ответа.


Домашнее задание с дифференциацией по степени сложности. Обучающийся сам определяет уровень сложности.
Ответьте письменно на один из вопросов (вопросы следуют в порядке возрастания сложности):
1. В чем вы видите конкретно-историческую тематику романа «Евгений Онегин» (на примере одной из глав романа)?
2. Дайте развернутый, аргументированный ответ на вопрос «Почему В.Г.Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни»?
3. Насколько сочетаются, по вашему мнению, понятия «время, изображенное в романе «Евгений Онегин» и «пушкинская эпоха»?
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:48

Методическая копилка

Сообщение admin » 19 ноя 2014, 10:28

...
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron