Методическая копилка

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методическая копилка

Сообщение Дорожкина Т.Н » 21 мар 2016, 09:13

Уважаемые коллеги! Важно составляющий методических и дидактических материалов в портфолио учителя являются, несомненно, образцы исходных текстов и корректные образцы ученических сочинений в формате ЕГЭ по русскому языку. Ниже предлагается исходный текст, автором которого выступает Д.С. Лихачев, и фрагмент сочинения с корректным текстуальным комментарием: комментарий - наиболее уязвимое звено в структуре ученических сочинений.

Исходный текст
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.
«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.
(Из книги Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»)

Фрагмент сочинения по исходному тексту
Передо мной публицистическая статья из замечательной книги известного ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Эта книга поднимает важные жизненные проблемы, содержит добрые советы мудрого человека, адресованная прежде всего юному поколению, в чьих руках будущее нашей страны. Вот и в этой статье автор поднимает важную проблему безответственного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.
Обращаясь к этой проблеме, Д.С. Лихачев вспоминает два вопиющих случая из жизни: уничтожение памятника на могиле Багратиона и Путевого дворца Растрелли. Эти «горестные картины» рождают в душе автора возмущение против вандалов («произошло невиданное поругание народной святыни»), горечь («утрата любого памятника культуры невосстановима») и пустоту. Чтобы достучаться до читателей, Д.С. Лихачев противопоставляет отношение к памятникам культуры бойцов в годы Великой Отечественной войны, которые сумели сохранить дворец, несмотря на то, что он «стоял близко от линии фронта», и людей, которые его снесли в «конце шестидесятых годов». Повтор слова «снесли» передает отчаяние автора.
Д.С. Лихачев делает вывод, что если любовь и уважение к родной земле, к ее культурному наследию не будет воспитываться с детства, то «запас» культурной среды будет продолжать «истощаться», потому что словами и призывами патриотизм в человеке не воспитаешь.
О.Б.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Жукова Юлия » 21 мар 2016, 08:14

Жукова Ю.А.

Электронные библиотеки в профессиональной деятельности учителя-словесника

В сети Интернет имеется большое число доступных ресурсов, представляющих интерес для учителя русского языка и литературы, и прежде всего это электронные библиотеки – хранилища разнообразных коллекций электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). Такие библиотеки называют не только электронными, но и виртуальными, сетевыми, онлайновыми, цифровыми и, наконец, Интернет-библиотеками.
Они решают глобальные задачи:
1) делают информацию более доступной, а в ряде случаев визуализируют ее и обеспечивают ее звуковое восприятие;
2) содействуют сохранению культурного и научного наследия;
3) повышают эффективность обучения и профессиональной деятельности пользователей.
Первые электронные библиотеки, предназначенные для русскоязычного читателя, появились в середине 1990-х годов. Сегодня насчитывается свыше 1000 ресурсов, которые имеют в названии словосочетание «электронная библиотека», однако только около 800 из них действительно являются хранилищами разнообразной оцифрованной информации. Их можно классифицировать следующим образом.
Во-первых, выделяют непрофессиональные и профессиональные библиотечные ресурсы.
К числу непрофессиональных сетевых книгохранилищ относится, например, библиотека Максима Мошкова, старейшая из существующих сегодня в Рунете. Ее можно найти по ссылке http://lib.ru. Она была основана в 1994 году не квалифицированным библиотекарем, а инженером-программистом, который создавал этот ресурс в порядке научно-технического эксперимента. Её объём уже давно превысил отметку в 5,5 гигабайтов текста, установленную в 2006 году. Сравните, например: четыре оцифрованных тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир» занимают всего лишь 3,4 мегабайта в этой же библиотеке. Таким образом, уже 10 лет назад книжный фонд библиотеки Мошкова превышал количество текстов, равное текстовому объёму 1680 романов Л.Н. Толстого. В «бумажном» эквиваленте это будет книжное собрание примерно в 7000 томов [1, с. 28].
Библиотека Мошкова определенным образом структурирована: рубрикация и алфавитный каталог значительно облегчают работу пользователя в ней. В разделе «Русская классика» содержатся ссылки на полнотекстовые произведения более 200 авторов, среди которых есть и не известные широкому читателю. На страницах персоналий каждый пользователь может обнаружить, помимо оцифрованных художественных текстов, биографии писателей, их художественную публицистику, письма, литературную критику и литературоведческие статьи, посвященные аналитическому описанию эстетических концепций, индивидуального стиля, творческого пути и отдельных произведений классиков.
Другие разделы библиотеки – «Сказки», «Античная литература», «Современная русская проза», «Современная драматургия» и др. – тоже будут не менее полезны учителю литературы.
Однако тексты, размещенные в библиотеке Мошкова, имеют один существенный «минус»: они не аутентичные. А это значит, что при распознавании, или декодировании оцифрованных текстов не соблюдались правила типографики: в текстах можно обнаружить нарушения абзацного членения, «поплывшие» сноски, неактивные заголовки, пропуск эпиграфов, иные, нежели в печатном источнике, шрифты и кегли и т.п. Таким образом, учитель должен отредактировать эти материалы прежде, чем раздаст их своим ученикам для работы на уроке или дома.
Словеснику стоит, на наш взгляд, обратить внимание еще на одну непрофессиональную библиотеку - «Im Werden», размещенную по адресу http://imwerden.de. Помимо текстовых файлов, в ней аккумулировано много интересных и даже редких аудио- и видеофайлов. Так, под рубрикой «Читает автор» (ее можно найти, пройдя по ссылке «Тематический каталог»), например, размещены 224 аудиофрагмента с сохраненными для потомков голосами выдающихся поэтов и прозаиков. Учитель может использовать эти файлы (они доступны для бесплатного скачивания исключительно в образовательных целях), чтобы познакомить детей с литературными произведениями в художественном исполнении Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Бродского и др.
А из фонда раздела «Документальное видео» учитель сможет скачать и использовать на занятии небольшие видеоролики (всего их 52), запечатлевшие лица классиков русской литературы ХХ столетия. Разумеется, такие материалы не только обогатят сам урок, но будут способствовать формированию объемного, зримого, живого образа личности писателя.
Электронная библиотека «Im Werden» - это уже не столько текстовая библиотека, сколько медийная.
Таким образом, или во-вторых, электронные библиотеки делятся на текстовые и медийные. Последние, кроме оцифрованных художественных, публицистических, научных и эпистолярных текстов, содержат аудио- и видеофайлы.
К числу профессиональных, в том числе медийных, библиотек относится и «Фундаментальная электронная библиотека: „Русская литература и фольклор”» (http://feb-web.ru ), созданная по инициативе Российской академии наук и при участии таких институтов, как Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН и Петрозаводский государственный университет.
Абонентами этой библиотеки мыслятся студенты-филологи, преподаватели русского языка и литературы, ученые. Фонды библиотеки позволяют пользователям удаленно заниматься научной практикой, оттачивать свое педагогическое мастерство.
Здесь представлены не только разные по времени выхода полные собрания сочинений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова и др. классиков, не только обширная научная литература, но и дополнительные источники: альбомы рисунков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, романсы на их стихи в виде аудиофайлов, доступных для скачивания, и т.п. Пользователи обнаружат на этом сайте литературные энциклопедии, словари литературоведческих терминов и иные необходимые в работе школьного учителя-словесника информационные ресурсы.
В-третьих, электронные библиотеки делятся на платные и бесплатные, или некоммерческие, свободные. Они могут быть открытыми, то есть доступными для неограниченного числа пользователей, и закрытыми – требующими от посетителей прохождения процедуры регистрации в обязательном порядке. Охарактеризованные выше сетевые книгохранилища относятся к числу открытых и бесплатных ресурсов, что представляет для учителя, разумеется, больший интерес.
Итак, какова же роль электронных библиотек в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы?
Во-первых, не нарушая закона об охране авторских прав РФ, они делают литературу доступной для максимально широкого круга читателей, что актуально в свете резкого снижения потребности в чтении в нашем обществе.
Так, если в 2009 г. о том, что «практически не читают», сказали 27% опрошенных, то сегодня их уже 36%. Сегодня книга видится россиянам по-разному: либо как уже архаичный источники информации, либо как предмет непозволительной роскоши. Последнее утверждение может показаться спорным, однако только каждый пятый из опрошенных ВЦИОМом (всего 20% от общего числа) готов заплатить 361 рубль за новое полиграфическое издание (такова средняя цена бумажной книги сегодня в России) [2]. По этой причине, видимо, у большинства наших граждан в домашней библиотеке менее 100 книг, причем с каждым годом таких респондентов становится все больше (с 28% в 1990 году до 49% в 2014) [3]. Простые арифметические подсчеты показывают, что домашняя библиотека из 100 наименований книг будет стоить свыше 36000 рублей. На наш взгляд, бесплатные библиотеки помогают решить эту проблему прежде всего тем, кто стеснен в материальных средствах.
Во-вторых, названные выше библиотеки раздвигают рамки представлений учителей русского языка и литературы, школьников и их родителей об отечественном и мировом литературном процессе, о творчестве каждого отдельного русского или зарубежного писателя, о национальной и мировой истории и культуре. Следовательно, это должно привести к повышению качества обученности, которое сегодня оставляет желать лучшего. К примеру, результаты ЕГЭ по литературе в РБ, по данным РЦОИ, сохраняют тенденцию к снижению: в РБ результаты ЕГЭ по литературе в 2012 году несколько ниже (56,6 из100 максимально возможных), чем в 2011 году (57,4), результаты 2014 года (51,7) ниже, чем в 2013 году (56,4). При этом хорошо известно, что ЕГЭ по литературе сдают особо заинтересованные в этом предмете лица, планирующие поступление на творческие и филологические факультеты вузов.
В-третьих, работа в электронных библиотеках подвигает учителя к содержательной переработке урока по литературе, к поиску новых методических приемов в преподавании предмета, открывает новые возможности активизации познавательного интереса детей и их диалога с книгой.

Литература
1. Ээльмаа Ю.В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей ОУ. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
2. Книги и их читатели: как им встретиться? (Аналитический отчет от 15.09.2014 г.) // ВЦИОМ: Пресс-выпуск №2671 [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114974 (дата обращения: 15.10.2015 г.).
3. 100 книг Путина: россияне о списке рекомендованного чтения (Аналитический отчет от 02.04.2013 г.) // ВЦИОМ: Пресс-выпуск №2268 [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113812 (дата обращения: 15.10.2015 г.).
Жукова Юлия
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 04:02

Re: Методическая копилка

Сообщение Ошеева Ю.В. » 21 мар 2016, 08:12

Сообщение людмила ковалёва » Вчера, 17:02

Планирование и организация учебного процесса в современной школе невозможны без использования электронных библиотек.
Пользуюсь различными источниками.
Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языкаwww.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературыhttp://philology.ru/default.htm– Русский филологический порталhttp://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/0 ... t-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modloa ... d=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
http://www.edu.ru/modules.php?op=modloa ... d=299&fids[]=269/
Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:48

Re: Методическая копилка

Сообщение Ошеева Ю.В. » 21 мар 2016, 08:11

Сообщение Lissalis » Вчера, 17:37

Использование интерактивные ресурсов на уроках русского языка и литера-туры с учётом требований ФГОС. ИКТ – технология.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы ученик смог ответить на собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Эта проблема вызывала у меня неподдельный интерес. В собственной практике в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности я внедряю кейс-технологии к обучению, которые позволяют осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни. На уроках русского языка и литературы они развивают универсальные учебные умения, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний других предметов (интеграция обучения).
Использование электронных библиотек в работе позволяет на уроках продемонстрировать любой иллюстративный материал, организовать и провести тесты и контрольные работы любого уровня сложности, позволяют сделать мгновенную проверку, организовать как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися; помогают привить интерес к предмету, изучаемому материалу, активизировать работу с учащимися требующих коррекции знаний, с продвинутыми учащимися, позволяют создать ситуацию успеха.
Использование презентационных и мультимедийных технологий, представляющих собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, звука, видео и анимации. Презентации существенно повышают наглядность и доступность учебного материала. Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность учащихся. Выполнение дет-ских работ в виде презентации, газет, докладов с помощью компьютерных программ новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Для демонстрации применяется мульти-медийный проектор.
Интерактивный урок предполагает использование ресурсов Интернета и применение сервисов, предназначенных активной работы в пространстве «мировой сети». Googl-сервисы предлагают активную работу с ними: https://sites.google.com На этом сайте расположены ссылки на сервисы, помогающие выбрать новые, непривычные для учащихся виды работы.
На наших уроках мы часто используем WhenInTime (Timeline) - онлайн сервис для создания, просмотра временных линий (лент времени) на любую тему. Сервис на английском языке. Внутри лента с кириллицей. Сервис весьма прост в работе. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Готовую ленту можно встраивать на странички сайтов и блогов, использовать ссылки на ленту для привлечения посетителей. Интересные особенности сервиса:
- возможность менять реализацию макета временной ленты (есть функции предпросмотра);
- возможность менять подложку (фоновое изображение, в том числе и с компьютера);
- прикреплять ссылки со стороннего сайта или веб-страницы;
- прикреплять картинки с компьютера или по ссылке.
WhenInTime (Timeline) стал своеобразной заменой PowerPoint, заинтересовал учащихся, предложил им новые формы работы и более широкое использование ресурсов Интернета.
Кроме того, мы используем онлайн сервис для создания и проведения опросов, голосований и тестов Simpoll. Сервис полностью на русском языке. С помощью Simpoll можно создать опрос любой сложности:
• Анкета — опрос из нескольких вопросов, на одной или нескольких страницах;
• Голосование — опрос из одного вопроса с вариантами ответов;
• Тестирование — опрос из нескольких вопросов, с проверкой правильности ответов
Универсальный онлайн сервис LIno it необходим для работы с заметками, стикерами, фото, видео, организованными в один виртуальный стол, может использоваться в мини-исследованиях и мини-проектах. С сервисом одновременно может работать не-сколько учащихся с разных компьютеров. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Для остальных участников - работающих с доской регистрация не нужна. Ссылкой можно поделиться или встроить работу на странички сайтов, блогов. Данный сервис очень удобен для организации групповой работы. Сервис поддерживает кириллицу.
В качестве виртуальной доски с расположенными на ней стикерами-заметками и информационным материалом для целого урока может стать сервис ru.padlet.com, расположенный в системе Meograph, который совмещает в себе возможность объединить в один проект: временную шкалу, фотографии, видео с Youtube, аудио (записанное как комментарий пользователем или фоновую музыку), карты Google, текстовый комментарий и гиперссылки. Итоговая работа созданная с использованием данного сервиса представляет собой мультимедиа слайдшоу. Для начала работы необходимо зарегистрироваться (можно использовать аккаунт социальных сетей). Сервис поддерживает кириллицу. В этом сервисе можно создавать событие, путешествие, историческое действо и прочее. У вас получится иллюстрированный проект, который можно использовать в электронном обучении и организации проектной деятельности.
При создании медиапроекта (меографа) можно указать точную дату и время на каждом слайде. Работа в процессе создания сохраняется автоматически. Работой можно поделиться в социальных сетях, получить ссылку и код для встраивания меографа на странички сайтов или блогов.
Например, данный сервис использовался нами при создании «семантического по-ля» стихотворения современного поэта В. Павловой «Слово держу осторожно…».
В тексте выделяется ключевое понятие (ядро) семантического поля, вокруг него формируются другие понятия, тесно связанные с ядром. На пересечении семантических полей рождается новый смысл уже привычных значений слов, что способствует глубоко-му постижению смысла текста. Смыслы на пересечении полей («держать слово», «не бросать слова на ветер», «крылатые слова», «бросать вызов» - поэт реконструирует фразеологические образы, которые получают новое звучание). Слово можно слушать, словом можно ответить на все вопросы; утверждается онтологический смысл слова («В начале было Слово…»). Был создан «рабочий стол» в виртуальном пространстве, который заполнялся «стикерами-смыслами» по ходу работы с текстом.
Применение любой технологии должно быть ориентировано:
 - неформальное признание ученика субъектом собственного образования;
 - отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;
 - готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся;
 - толерантность, готовность к принятию различных точек зрения
субъектов образования;
 - оптимистичный взгляд на перспективы развития образования.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
1. https://sites.google.com список сервисов
2. www.wdl.org Мировая цифровая библиотека
3. www.powtoon.com мультатор
4. simpoll.ru создание тестов
5. ru.padlet.com 4D-модели
6. whenintime.com лента времени
7. http://www.youtube.com/watch?v=HLM2_smqDu4
Пысина Людмила Владимировна, г. Стерлитамак, МАОУ "Лицей №3"
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:48

Re: Методическая копилка

Сообщение Ошеева Ю.В. » 21 мар 2016, 08:10

Сообщение Кулешова А.Р. » Вчера, 18:22

Уважаемые коллеги, именно сейчас, в век развития компьютерных и нано-технологий, зарождается спрос на действия, связанные с искусственным интеллектом. При этом интерактивные аудиокниги сейчас являются одним из самых доступных игровых направлений.
Грамотность в сочетании с развитым воображением и базовыми навыками программирования дают возможность любому желающему создавать современные развлекательные приложения на стыке нескольких жанров.

Популярность аудиокниг растёт высокими темпами. Вот небольшая цитата из статьи М. Козловски: "Не следует недооценивать аудиокниги"»:
В 2007 году ведущими мировыми издательствами было выпущено 3073 наименования аудиокниг. К 2011 году этот показатель возрос до 12000, а к 2014 году превысил 35000 в год.

Рассмотрим основные причины роста популярности аудиокниг:

— аудиокниги в цифровом формате (не на CD/DVD) стоят, как правило, дешевле своих бумажных аналогов;
— не занимают ценное место на полке или в сумке, мобильные устройства для прослушивания аудиокниг обычно весьма компактны;
— обеспечивают глубокое погружение в сюжет за счёт его персонализации диктором и музыкой;
— не занимают руки и позволяют слушать себя даже «на бегу»;
— не напрягают зрение и являются незаменимыми для слабовидящих и слепых людей, а также маленьких детей (аудиосказки).
(Информация с сайта http://hyperbook.ru/)

Интерактивные аудиокниги являются, конечно, родственниками обычных аудиокниг, но с обязательной игровой составляющей, и обладают, так сказать, обратной связью. Поясним, что мы имеем в виду. Интерактивность таких книг заключается в возможности выбора сюжетной линии и возможности взаимодействия с объектами (персонажами и предметами). Такие аудиокниги также могут иметь несколько концовок.
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:48

Re: Методическая копилка

Сообщение Ошеева Ю.В. » 21 мар 2016, 08:09

Сообщение tagirovakr » Вчера, 22:48

Электронная библиотека - информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Электронная библиотека - не только организатор доступа к удаленным ресурсам, но и производитель своих собственных ресурсов, предоставляемых в пользование широкой публике: конвертированных материалов из печатного фонда, электронных версий собственных публикаций, «гостевых материалов». В своей педагогической деятельности пользуюсь материалами электронных библиотек.
Библиотека древнерусской литературы
http://old-ru.ru/
Библиотека отличается изысканным дизайном и высоким качеством представленных текстов. Все произведения размечены в HTML и помещены в декоративную рамку в виде свитка. Сайт содержит много дополнительных сведений, относящихся к русской культуре, которые не только помогают лучше понять представленные произведения, но и представляют самостоятельную ценность.
Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор"
http://feb-web.ru/
Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях (ЭНИ), каждое из которых посвящено отдельному автору (Пушкин, Лермонтов, ...), жанру (былины, песни,...) или произведению ("Слово о полку Игореве",...). Особенности ФЭБ: точность представления и описания информации, системность формирования, развитые средства навигации и поиска.
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:48

Re: Методическая копилка

Сообщение руфа спектор » 21 мар 2016, 07:45

Сценарий игры «Счастливый случай»
(внеклассное занятие в 9ом классе по теме « Лексика»)

Цель — Сформировать умение пользоваться словом. Показать, что решение теоретических проблем имеет непосредственный и обязательный выход в практику, в частности при решении задач, предложенных на ЕГЭ
Задачи: в игровой форме обобщить работу над лексической системой языка, раскрывающей многообразную и разнообразную жизнь слов, их происхождение, формирование, системные связи.

Конкурс капитанов (5мин)
Вопросы первого капитана - устно вопрос - устно ответ. (проекция на доску по одному вопросу)
1)Сказуемое во фразе «Вовочка слинял с уроков» - архаизм, историзм, жаргонизм, диалектизм ?

Можно получить 1б ---------- получил

2)Дан лексический омоним слова «однако». В какой фразе он
выступает как союз? 1.Однако Вовочка скрывал. 2.Вовочка
скрывал однако.3.Вовочка однако скрывал.

Можно получить1б ------------ получил

3)Найдите лишнее слово: квартал, квартет, кавардак, четверг.

Можно получить1б ------------ получил

1)Вопросы второго капитана : ( то же самое)
Какое словосочетание неверно? 1. Постная рыба. 2.Постный день. Постная физиономия.

Можно получить1б ------------ получил

2)Какой день недели нерусского происхождения?

Можно получить1б ------------ получил

3)Какая пара синонимов нарушает логику? 1.Глаза — очи.
2.Щёки — ланиты. 3.Голова — башка.

Можно получить1б ------------ получил

Максимально конкурс капитанов приносит каждому 3 балла

ОДИН ЗА ВСЕХ, А ВСЕ ЗА ОДНОГО (15мин)

Задание №1 (3мин)
На доске изображён древнерусский воин. Команды должны назвать особенности одежды и вооружения, используя архаизмы и историзмы. Представители команд записывают ответы на переносную доску.

Можно получить 5 б ---------получил

Задание №2 (1мин)
На доске предложения. На переносной доске представители обеих команды пишут, в каком примере лексическое значение указано неверно.
1.Имярек — слово, заменяющее какое-нибудь упомянутое ранее собственное имя
2.Капелла — артистический коллектив музыкантов, певцов.
3.Дебаты — точка зрения, с которой рассматриваются вопросы, факты, явления.

Можно получить 1б-------получил
4.Делая гимнастику, мне необходимо вставать пораньше.

Можно получить 1б-------получил

Задание № 3 (10 мин.)
На доске незаконченные выражения. Такие же выражения получают команды, они завершают фразы, а представители записывают их на переносной доске.

Сильно удивлять -..... Человек одинакового возраста -....Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей , на столбах - … Заявлять о своём несогласии - … Краски, растворимые в воде -... Размножать с помощью специальной аппаратуры - … Синоним к слов багровый -...Старый заслуженный работник- ...Преобразование, изменение, переустройство -....Группа вьючных животных, перевозящая грузы, людей - …

Можно получить 10б-------получил

Ты мне — я тебе (10мин)
По два вопроса задают команды друг другу (все вопросы проецируются на доску)
Первая команда — второй:
Вопрос №1 (1 мин )
В каком предложении допущена ошибка ?(ответ - в устной форме )
1. В «Новом мире» можно найти статью на интересующую вас тему.
2. Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто.
3. Печать, в частности журналы для молодёжи, уделяет много внимания вопросам культуры.
4.Лицо кочегара, поредевшее от копоти, напоминало маску.

Можно получить1б ------------ получил
Вопрос №2 (4 мин)
Правильно употребите паронимы с помощью словосочетаний или предложений. Команды получают листочки с вопросами, решают задачу представитель команды записывает ответ на переносной доске.
Эффектный .... Эффективный....
Драматический ….. Драматичный ….
Желанный. ... Желательный.....

Можно получить 3 б ------------ получил
Вторая команда — первой:

Можно получить 1б ------------ получил
Вопрос №1 (4 мин)
Какие художественные приёмы использованы: Представитель команды записывает ответы на переносной доске
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
(А,С, Пушкин)
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной...
Ложь бывает грешной и святой...
(Ф. Кривин)
В преддверии 65-летия Победы настоятельно рекомендуем ученикам прочитать «Горячий снег» В.Бондарева.
Вопрос №2
Можно получить 3 б ------------ получил
Надеть... - Одеть
Конный... - Конский
Артистичный... - артистический
Максимально конкурс «Ты мне — я тебе» приносит 4 б


Тёмная лошадка (3мин)
На доске вопросы, которые задаёт библиотекарь. Отвечает тот , кто раньше догадался. (3мин)
Как вы думаете,что означают эти пометы в толковом словаре?
◊; -а, м; //; 1.2.3.4.
Можно получить 4 б ------------ получил

ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ (3мин)

На доске вопросы. Представители команды пишут ответы на переносной доске.

У какого БОРА нет листвы и хвои? Где можно встретить МЫТО? - На болоте, на таможне, в ванной? Что такое ПУГАЧ?- птица, игрушка. страшный человек?

Можно получить 3 б ------------ получил


Гонка за лидером (5мин)

Объяснить значение фразеологизмов (Все вопросы проецируются на доску) ученики получают листочки с фразеологизмами, представители команд записывают эти фразеологизмы и ответы на переносной доске.

Первая команда: Яблоку негде упасть. Вывести на чистую воду. Делать из мухи слона. Зарубить на носу. Как рыба в воде. Себе на уме.

Вторая команда: Семь пятниц на неделе. Садиться не в свои сани. Кривить душой. Кусать себе локти. С три короба. Как снег на голову.

Можно получить 6 б ------------ получил

Максимальное количество баллов-34
Примерное время -50 минут
руфа спектор
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 05:47

Re: Методическая копилка

Сообщение руфа спектор » 21 мар 2016, 06:58

Уважаемые коллеги, если вы не встретились с изданием ИРО РБ 2015г ( авторы кандидаты филологических наук Ошеева Ю.В.и Першина Л.Р.), то смею настоятельно предложить вам найти и прочитать вместе с учениками их анализ сочинений под названием:"Типология ошибок и их квалификация в письменных работах учащихся (на материале сочинений в формате ОГЭ и ЕГЭ ).Очень своевременная, нужная и полезная вещь.
руфа спектор
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 05:47

Re: Методическая копилка

Сообщение руфа спектор » 21 мар 2016, 05:01

мастер-класс

«Явления переходности в грамматическом
строе русского языка»


Систему грамматического строя языка образуют явления, обладающие полным набором дифференциальных признаков.Им свойственны все грамматические категории, составляющие в совокупности свойства данной части речи.
В живой речи преобладают факты, где нет полного набора соответствующих признаков, что вызывает некоторые трудности в определении частеречной принадлежности того или иного слова. Ещё сложнее определить частеречную принадлежность, когда признаки совмещаются.
Подобные явления мы наблюдаем постоянно: единицы, обладающие полным набором отличительных признаков вступают в оппозиционные отношения, создавая промежуточные звенья, сочетающие свойства противопоставленных единиц. Это явление объясняется на основании теории переходности. Переходность – это такое свойство языка, которое скрепляет языковые факты в целостную систему, отражая взаимосвязь и взаимозависимость между ними и обусловливая возможность трансформации.
Приведём примеры переходных явлений:
1 краткие прилагательные среднего рода и существительные могут выступать как категория состояния (весело, жаль, пора);
2 образование субстантивированных прилагательных (столовая посуда – столовая открыта) ит.д.
Переходные явления появились в результате диахронии (исторического процесса) Так прилагательное стоячий было причастием, глаголы прошедшего времени (кричал, стоял) были краткими причастиями, двойственное число (бока, рога) стало множественным, краткие прилагательные утратили падежные формы (бела, красна)
При диахронии может исчезнуть источник происхождения. Рассмотрим это исчезновение на примере омокомплекса настоящее: 1В настоящее время зимы стали теплее (настоящее – прилагательное);
2 Настоящее связано с прошедшим. (настоящее – субстантивированное
прилагательное) 3 Настоящим письмом уведомляю вас (настоящим, т.е. этим, – местоимённое прилагательное).
По семантике и морфемным признакам мы видим, что слово настоящее имеет глагольное происхождение. Современное значение глагола настоять – потребовать исполнения. Смеем предположить, что слова омокомплекса имеют основанием глагол с иным лексическим значением.
Действительно, у писателей XIXв находим: Ты видишь, какая настоит опасность? (Крылов И.А.) Настоит надобность.(Гончаров И.А.) В настоящее время глагол настоять в таком значении (иметься) не употребляется.
Переходные явления мы можем наблюдать и в синхронии, то есть в современном состоянии языка.Примерами синхронии являются повсеместно происходящие образования наречий из творительного падежа существительных: авансом, босиком, кругом,  экспромтом.
Рассмотрим это явление на примерах. Любуюсь утром (утром- существительное ) согласно категориальным значениям. Встаю утром с трудом (утром – наречие). В последнем случае слово не имеет частных грамматических значений. В первом случае синтаксическая связь – управление, во втором – примыкание.
Следовательно, на переходность влияют как диахронные, так и синхронные преобразования. Диахронные переходы отражают историю развития языка, синхронные создают зону синкретизма.Попробуем охарактеризовать частеречную принадлежность слова как, где проявляются в дихотомии диахрония и синхрония. Звуковой комплекс как объединяет несколько функциональных омонимов (предложения 1 – 4) и несколько синкретичных образований ( предложения 2 – 3 )
1 Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.(С. Есенин.) Соотнесённость так – как акцентирует обстоятельственное значение союзного слова как. При отсутствии коррелята обстоятельственная семантика несколько слабее: 2 Может быть, Кипренский надорвался бы и умер молодым, как умирали многие талантливые люди в тогдашней России.(К. Паустовский.) Обстоятельственное значение слабее,но всё равно сохраняется, что видно при преобразовании сложного предложения в простое: Может быть, Кипренский надорвался бы и умер молодым. Так умирали многие талантливые люди в тогдашней России.(Союзное слово как легко заменить обстоятельством так).3 Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек. (М. Горький.) В данном случае возможна замена слова как союзным словом насколько и союзом что. И ещё один пример, когда замена союза возможна только союзом: 4 Им не забыть своих детей, как не забыть плакучей иве своих поникнувших ветвей.(Н. Некрасов.) (как – словно, точно)
Особенно ярко явления синкретизма проявляются в причастиях и деепричастиях, местоимениях,порядковых прилагательных. Не случайно одни авторы относят их к самостоятельным частям речи, другие – к глагольным формам. Явлениям переходности способствует семантическая близость. Мы видим, что семантические компоненты близки у субстантивированных прилагательных и адъективных существительны. Это позволят поэтам использовать данную особенность как художественный приём: Пусть не помнят юные о согбенной старости, пусть не помнят старые о блаженной юности. (М. Цветаева)
Явления переходности мы наблюдаем во внутриуровневом и на межуровневом порядке. Межуровневые переходы: переход одной части речи в другую, появление суффиксоидов, наличие предложений, совмещающих признаки полных и неполных предложений и т. д. Внутриуровневые переходы: ассимиляция в фонетике, процессы опрощения в морфологии и т. д.
Основным следствием прцессов переходности в морфологии является появление функциональных омонимов, синкретичных частей речи и частеречных форм. Мы можем назвать следующие части речи,где наблюдаются явления переходности: причастия, деепричастия, местоимения, порядковые числительные, предикативы, модальные слова. О причастиях, деепричастиях, местоимениях и порядковых числительных мы упоминали Поговорим о предикативах и модальных словах.Рассмотрим следующие примеры: Чего тебе надобно, старче? Надобно - сказуемое, По грмматическим свойствам его нельзя отнести к глаголам, не является оно и обстоятельством, следовательно, это не наречие. На наших глазах зарождается новая часть речи (вот оно то самое явление синхронии).Эту часть речи учёные назвали предикативом, или категорией состояния. Помимо слова надобно к предикативам относятся слова можно, нужно, нельзя.К ним примыкают наречия в безличных предложениях и некоторые существительные: Весело детям в морозный денёк. Пора ехать. В этих случаях наречие весело и существительное пора утратили свои категориальные значенияЯвлением синхронии объясняется появление модальных слов. С помощью модальных слов (модус – способ) мы выражаем своё отношение к сообщению. Модальные слова: видимо, вероятно, конечно, пожалуй, спасибо, во-первых и т. д. В предложении они являются вводными. Чем отличаются модальные слова от остальных вводных слов? Большинство водных слов в определённых обстоятельствах выступают как самостоятельные части речи: Говорят, к утру станет ещё холодне – Друзья говорят о самом сокровенном. Кстати, захвати книги – Ты пришёл кстати. Модальные слова не квалифицируются как какая-либо часть речи, они могут быть только вводными: конечно, безусловно, пожалуй, поистине.
Остановимся подробнее на функциональных омонимах как наиболее интересном явлении в морфологии. Для этого обратимся к омокомплексу один: Один плюс один равно двум (один – числительное). Один в поле не воин (один – субстантивированное существительное). На урок опоздал один ученик (один – прилагательное). Один ты у меня остался (один – частица). Один человек вас спрашивает (один – неопределённое местоимение).
Зону переходности можно наблюдать на примерах омокомплекса что, выступающего в разных части речи. 1 Что шепчет тебе ветер?(вопросительное местоимение.) 2 О, что творилось! (восклицательное местоимение) 3 Тебе будет больно слышать, что я скажу. (относительное местоимение.) 4 Девушки считают, что у него прекрасная душа.(союз.) 5 Ну, что, получил?(вопросительная частица.)
6 Ну что за уха!(восклицательная частица)
Функциональные омонимы существенно отличаются от лексических, что видно на таблице:(см. приложение №1)
Следствие этого же явления в синтаксисе мы видим в синкретичных словосочетаниях и синкретичных членах предложения. Словосочетание шуба с барского плеча является переходным от простого к сложному, а в словосочетании поездка в город зависимое слова в город можно рассматривать как обстоятельство и определение.
Рассмртрим, как явления переходности проявляются в стнтаксисе простого предложения. Факторы, обеспечивающие синкретизм:
1 Наличие неморфологизированных членов предложения вследствие несоответствия формы и содержания. Прекрасное должно быть величаво.(Прекрасное – подлежащее, где совмещены субъективный и атрибутивный компоненты). Лес любит осторожных и нешумливых. (Осторожных и нешумливых – дополнение, где совмещены объектный и атрибутивный компоненты). Ветер был нордический, с холодком. Совмещены предикативный и атрибутивный компоненты (нордический), предикативный и объектный (с холодком). 2 Синкретизм проявляется, если подчиняющее слово – отглагольное существительное, совмещающее значение действия со значением предметности Тогда зависимое слово с одной стороны проявляет признак определения, с другой – дополнения или обстоятельства. Мышление афоризмами. (афоризмами – определение и дополнение). Поездка в Москву. (в Москву -определение и обстоятельство) 3 Лексико – грамматическое значение словоформы тоже влияет на появление синкретичных членов предложения. Разморённые жарой, люди двигались вяло, медленно. (Семантические компоненты прчастия со значением причины и уступки требуют обособления) 4 Синтаксические связи и отношения являются тоже причиной появления синкретичных образований. Рассмотрим словоформу в лесу. В сочетании с глаголом – обстоятельство (В лесу раздавался топор дровосека).В сочетании с существительным – синкретичный член предложения. (Ночёвка в лесу)
5 На появление синкретичных членов предложения влияет эллипсис подчиняющей словоформы. ( эллипсис – сжатие):Татьяна – в лес. Сила наша – в единстве.Опущены глаголы, требующие обстоятельства.
6 Появление зоны синкретизма объясняется наличием морфологизированного члена предложения рядом с неморфологизированным. Стены были красные, с золотым узором. В постпозитивной позиции с узором – сказуемое, в предпозитивной – определение.Неморфологизированные члены предложения всегда богаче по семантике, чем морфологизированные. 7Наличие морфологизированного обобщающего члена предложения также влияет на синкретизм: За трассой метрополитена множество таких домов: из стекла, из бетона.При анализе членов предложения не следует стремиться к категоричности квалификации, особенно при наличии тех признаков, о которых говорилось выше.
Примером проявления синкретизма является также инфинитив. Предметный компонент позволяет ему выступать в роли подлежащего и дополнения: Курить – здоровью вредить. (Курить – подлежащее) В свою комнату я велю поселить Андрея.(поселить – дополнение) Сочетание глагольного компонента и предметного способствует появлению несогласованного определения: Я ещё не потерял надежды встретить друга. Отец приехал завтракать: усилился глагольный компонент и инфинитив выступает как обстоятельство. Одинаково лексическое значение слов бег и бежать, шаг и шагать, крик и кричать, хотя грамматические признаки у них разные.
Таким образом мы видим, что переходность как свойство языка объясняет многие языковые факты и приводит их в систему.
Несомненно,переходные явления в языке требуют вдумчивого отношения, любви к языку и желания больше знать и глубже видеть.
руфа спектор
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 05:47

Re: Методическая копилка

Сообщение Ахметова Г.А. » 21 мар 2016, 03:24

Ахметова Г. А.
Повесть Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и традиции Л.Н. Толстого

Если исходить из принятого деления литературы на три вида – высокую классику, беллетристику и массовое чтиво, то повесть Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» можно отнести не просто к качественной беллетристике, но к высокой классике. Написанная почти полстолетия назад (1975), она выдержала проверку временем и до слез волнует современного читателя независимо от возраста – ребенка, юношу и взрослого. Повесть несет в себе то, что в эстетике считается признаком подлинного искусства, – эффект катарсиса, или нравственного очищения.
Бим – шотландский сеттер с трагической судьбой. Мученичество собаки – тема не новая в европейской литературе. Можно вспомнить такие произведения, как «Белый Клык» Д. Лондона, «Кусаку» Л. Андреева, «Песнь о собаке» С. Есенина, а также историю верного пса Хатико, воплощенную в литературе и кинематографе. В средние века в одном из христианских приходов Франции почитался святой Гинфор (Генофер), борзая собака, спасшая ребенка и безвинно убиенная.
В русской литературе образ Бима – продолжение традиции «очеловечивания» животных, ярко представленной повестью Л.Н.Толстого «Холстомер». Бим своего рода литературная реинкарнация Холстомера. Кстати, именно Лев Толстой упомянут в повести в связи с родословной Бима. По словам рассказчика Ивана Ивановича, Бим, возможно, потомок сеттеров императора Александра и даже собак Льва Толстого.
Толстовское начало в повести Троепольского ощутимо весьма отчетливо. Подобно классику, Троепольский умеет передать ненатуральность и неправедность жизни людей сквозь призму восприятия животного. Писатель ХХ века воспринял специфически толстовский принцип, который В.Б. Шкловский определил как «остранение», т.е. детски-наивное, непосредственное, обостренное восприятие зла. Повесть Толстого построена как исповедь лошади об ее многотрудной жизни. Столь же исповедальна повесть Троепольского, сочетающая в себе дневник журналиста с внутренними монологами его осиротевшей собаки.
Оба, Бим и Холстомер, изгои в мире собратьев. Холстомер, породистый конь с удивительно быстрым, размашистым ходом, родился пегим. Он портил рубашку орловской вороной породы, и за это был списан с конюшни, выхолощен, лишен возможности жить по законам природы, превращен в рабочую скотину. Бим, обладающий уникальным охотничьим чутьем, тоже не вышел мастью, его родословная не признана в клубе охотников и оттого он лишен помощи клуба после потери хозяина. Маленькая биография Бима, за исключением детства, связанного с жизнью в доме Ивана Ивановича, это горькая повесть о сиротстве верного, благородного, одаренного душой существа, «павшего жертвой предательства и наговора».
Образы Холстомера и Бима воспринимаются иносказательно. По родословной имя Холстомера – Мужик Первый, сын Бабы. В судьбе лошади отражена судьба русского мужика, участь которого – «унижения, труд». Пежина – метафора деления Божьего мира на отдельные сословия, слои, касты. «(…) я был пегий, – говорит о себе Xолстомер, – я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому, а что я принадлежал конюшему» [Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 томах. Т.5. М.: Худож. лит., 1980. С. 110].
Образ Бима, созданный с глубоким пониманием собачьей сущности, метафорически может быть истолкован несколько иначе – в духе архетипического образа «гонимого ребенка». Бим наделен детской доверчивостью и непосредственностью. Ему дано то, что Чернышевский, прочитав повесть Толстого «Детство», назвал «чистотой и непосредственностью нравственного чувства» ребенка.
Животные в повестях Толстого и Троепольского парадоксальным образом выявляют ущербность мира людей. У Толстого зло скрыто за завесой «права собственности», о котором удивленно размышляет Холстомер: «…понятие мое не имеет никакого другого основания, как низкий и животный людской инстинкт, называемый ими чувством или правом собственности» [С. 112]. В повести Троепольского люди, которых во время скитаний встречает Бим, унижены, алчны, озлоблены или несчастны. Город обнаруживает скудость, ущербность, таит в себе опасность. Добрые люди, особенно дети, здесь беззащитны так же, как Бим, а для злых людей всегда есть опора. Так, зло может быть скрыто за завесой идеологических штампов. «Советской женщиной» называет себя Тетка, погубившая Бима [Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо. Рассказы и повести. Л.: Лениздат, 1979. С. 456]. Горделивая красота, изящная пластика и нравственное благородство Бима делают его чужим среди людей, подобных Тетке. Так в семантику образов лошади и собаки входит традиционный для Толстого (и Руссо) мотив: природа как антитеза цивилизации с ее ненатуральными, жестокими формами.
Кроме того, Толстой и Троепольский своеобразно переосмысляют понятие праведничества, воспринимая его как свойство, присущее не только людям. Повесть Толстого построена по принципу контраста естественной, праведной жизни лошади и греховной жизни ее хозяина Никиты Серпуховского. Можно утверждать, что в основе произведения – своего рода противопоставление «жития» и «антижития». Толстовский Холстомер – вечный труженик и доброе, преданное людям существо, несмотря на свои страдания и лишения. Он являет, в сущности, идеал христианской добродетели и не может не вызывать умиления и сострадания. Точно так же в повести Троепольского детски-доверчивый, преданный Ивану Ивановичу Бим восполняет дефицит доброты в мире людей. Глубоко человечны мысли собаки о своем хозяине, о мире в целом. И от этой незлобивости Бима авторский приговор равнодушию и жестокости людей воспринимается особенно убедительно.
Много эпизодов в повести Троепольского ранят сердце читателя. Когда Бим изо всех сил несется вслед за уходящим поездом и вагоны, которые кажутся псу «домиками», неумолимо убегают от него все дальше и дальше, сдерживать эмоции очень трудно. Но особенно острый «болевой эффект» рождает финальный эпизод повести – описание смерти Бима в собачьем фургоне. Что-то есть в этом эпизоде от мучительной манеры Достоевского, от его, по выражению Н. Михайловского, «жестокого таланта».
Можно сказать, что Бим, как и Холстомер, относятся к особой категории литературных героев. Это «катарсические» персонажи. Мученичество и смерть собаки и лошади вызывают эффект катарсиса, очищения души через сострадание.
Подобно Толстому, Троепольский чувствует глубинную, онтологическую общность бытия, человеческого и природного. С ощущением этой общности живет рассказчик, хозяин Бима. Трепетно относится он к живой природе, частью которой является Бим, жалеет «братьев наших меньших», остро ощущает вину человека перед преданной беззащитностью домашнего зверя. Утверждая глубинную общность всего живого, русские писатели осмысляют праведничество как качество, которым могут быть отмечены не только люди.
Ахметова Г.А.
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 13 мар 2016, 15:54

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron