Методическая копилка

Модератор: Банников А.Л.

Re: Методическая копилка

Сообщение Саитова Регина » 14 янв 2020, 15:14

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.
Проектная технология.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность
Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, как для учащихся среднего и старшего звена, так и начального.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Обозначим несколько условий организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, способствующие их успешной реализации.
Это прежде всего внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования самого педагога. Для этого учитель должен находиться в постоянном процессе саморазвития, самосовершенствования: быть творчески мыслящим, разбирающимся во всех современных технологиях, умеющим применять и развивать их, готовым изменяться сам. Одним из эффективных путей развития данных качеств педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, мастер-классах …
В этом направлении в нашей школе накоплен положительный опыт. Так, педагоги школы ежегодно принимают участие в конкурсе «Учитель года» и становятся победителями и призерами. На республиканском конкурсе «Молодой учитель года- 2016» учитель английского языка Диярова Л.А. вошла в пятерку лучших и стала победителем в номинации «За педагогическое мастерство». Она также победила на республиканском творческом конкурсе «Учитель-созидатель и творец» , объявленном научно – педагогическим и методическим журналом «Учитель Башкортостана». Галимова Л. С. Победитель в номинации «Учитель года»,Якупова Г.Х. победитель «Учитель года русского языка», Карманов А.А. занял 2 место на республиканском этапе конкурса «Лучший преподаватель основ безопасности жизнедеятельности». Многократно принимала участие в различных республиканских научно- практических конференциях учитель башкирского языка Диярова З. А.. Учитель истории Саитова Р.Р. стала дипломантом Международной молодежной научно – практической конференции «Тенденции и инновации современной науки» в г.Прага.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Особенно, если твою работу заметили и оценили.
В связи со сменой образовательных подходов всё большую популярность в нашей школе приобретает учебно-исследовательская деятельность учеников, в т.ч. проектная деятельность.

Об увеличении интереса школьников нашей школы к исследовательской деятельности говорит и возросшая эффективность их участия на различных этапах конкурсов. Так, Мустафина Алина стала призером III Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ "Грани науки-2016" « Я Гражданин», «Хранитель Земли» «Ломоносовские чтения», «Совенок», Гильмитдинова Алсу «Я патриот», Хайретдинов Ильнур с своим проектом «Достойные дела – доброе имя» и стал победителем очного этапа межрегиональной научно - практической конференции, организованной Академией наук Республики Татарстан. Сайдяков Антон в финале республиканского конкурса исследовательских работ «Дорогами Отечества» занял 2 место. Получили дипломы седьмого Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» работы учащихся школы Гарифуллина Нияза (в номинации «Деревня моей мечты» и Сабанаевой Илины (в номинации «История моего населенного пункта») Исследования учащихся школы Фаррахова Рината, Галимова Даниила отмечены на республиканском этапе Всероссийского конкурса « «Лесные богатства России». Дипломант республиканского конкурса «Энергосбережение в школе, квартире и республике» Закирова Ляйсан.
Одним из показателей эффективности данного вида деятельности является высокий результат работ обучающейся Ямалетдиновой Рузалины на XXIII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, проводимом ежегодно Министерством образования и науки РФ. Она достойно защитила свой проект в г.Москве и стала лауреатом данного конкурса и победителем в трех номинациях. Ее работа в секции «Геология» была высоко оценена и на заключительном этапе Ломоносовских чтений.
Организуя проектную деятельность учащихся, надо иметь ввиду ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Обучащемуся не может быть предложена в качестве проекта проблема, для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Безусловно, существует опасность, что работа будет скачана из Интернета, тогда обучающий эффект будет равен нулю. Чтобы этого не произошло, учителю предварительно необходимо удостовериться в самостоятельности выполненной работы.
Взяв за основу один из успешно разработанных нами проектов, предлагаем вашему вниманию несколько основных правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.
Вот уже 3 года мы с ребятами в нашей школе реализуем различные проекты. В первый год мы столкнулись с проблемой немотивированности ребят на проектно-исследовательскую деятельность. Лишь немногие ученики готовы были участвовать в проектах. Поэтому встал вопрос: «Как заинтересовать обучающихся?» Решили организовать большой коллективный проект, в рамках которого каждый выбрал бы личностно значимую тему. Остановились на периоде Великой Отечественной войны. Эта область неисчерпаема для исследования. Она изучается в школе на многих предметах. Захотелось, чтобы ребята погрузились в атмосферу Великой Победы .Это во многом стало возможным только через проект.
Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!
Правило второе: проблема должна быть актуальна,
Необходимо дать детям возможность ощутить её связь с современностью, понять значимость для человека, для окружающих, для общества
Правило третье: поставьте учебные задачи и оцените время, необходимое для реализации проекта
На реализацию проекта может уходить от двух месяцев до года.
Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей необходимо!
Вовлечь ребят в работу удается во многом благодаря личной заинтересованности темой педагога. Станет ли успешным проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.
Правило пятое: тема должна быть личностно значимая для самих участников.
Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.
Опыт работы показывает, что хуже всего в работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят стратегиям поиска и отбора наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.
Правило седьмое: используйте ИКТ!
Несомненно, у учителя должны быть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Ещё один способ сотрудничества при работе над проектами – создание вики-сайтов, которые предоставляют возможность работать с учениками в режиме он-лайн.
Правило восьмое: представление проекта обязательно нужно отрепетировать.
Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 7-10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.
Правило девятое: расширение аудитории для представления успешных проектов!
Представление работы в виде отчетного выступления на различных уровнях. Не ограничивайтесь защитой проектов в классе. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость проектов. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектную деятельность новых «исследователей».
Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл
Самая скучная, по мнению старшеклассников, и, несомненно, самая полезная часть любого проекта – это отчет о работе. При его написании автор проекта анализирует всё, что было сделано и оценивает приобретенный опыт.
Организовывая проектно-исследовательскую деятельность старшеклассников, мы убеждаемся – это требующая временных затрат работа, но она оказывает колоссальное влияние на учеников, формирует личность, позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, повышает эффективность обучения. Реализовывать проекты интересно. Они всегда разные. Когда заканчивается работа, испытываешь смешанные чувства: гордость за результат, горечь из-за ошибок и грусть, что все завершилось. Время идет, и вот возникает новая идея, и новая проблема ждет своего решения. Но это уже совсем другая история…
Саитова Регина
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 янв 2020, 06:25

Re: Методическая копилка

Сообщение Саитова Регина » 14 янв 2020, 15:04

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.
Проектная технология.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность
Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, как для учащихся среднего и старшего звена, так и начального.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Обозначим несколько условий организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, способствующие их успешной реализации.
Это прежде всего внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования самого педагога. Для этого учитель должен находиться в постоянном процессе саморазвития, самосовершенствования: быть творчески мыслящим, разбирающимся во всех современных технологиях, умеющим применять и развивать их, готовым изменяться сам. Одним из эффективных путей развития данных качеств педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, мастер-классах …
В этом направлении в нашей школе накоплен положительный опыт. Так, педагоги школы ежегодно принимают участие в конкурсе «Учитель года» и становятся победителями и призерами. На республиканском конкурсе «Молодой учитель года- 2016» учитель английского языка Диярова Л.А. вошла в пятерку лучших и стала победителем в номинации «За педагогическое мастерство». Она также победила на республиканском творческом конкурсе «Учитель-созидатель и творец» , объявленном научно – педагогическим и методическим журналом «Учитель Башкортостана». Галимова Л. С. Победитель в номинации «Учитель года»,Якупова Г.Х. победитель «Учитель года русского языка», Карманов А.А. занял 2 место на республиканском этапе конкурса «Лучший преподаватель основ безопасности жизнедеятельности». Многократно принимала участие в различных республиканских научно- практических конференциях учитель башкирского языка Диярова З. А.. Учитель истории Саитова Р.Р. стала дипломантом Международной молодежной научно – практической конференции «Тенденции и инновации современной науки» в г.Прага.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Особенно, если твою работу заметили и оценили.
В связи со сменой образовательных подходов всё большую популярность в нашей школе приобретает учебно-исследовательская деятельность учеников, в т.ч. проектная деятельность.

Об увеличении интереса школьников нашей школы к исследовательской деятельности говорит и возросшая эффективность их участия на различных этапах конкурсов. Так, Мустафина Алина стала призером III Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ "Грани науки-2016" « Я Гражданин», «Хранитель Земли» «Ломоносовские чтения», «Совенок», Гильмитдинова Алсу «Я патриот», Хайретдинов Ильнур с своим проектом «Достойные дела – доброе имя» и стал победителем очного этапа межрегиональной научно - практической конференции, организованной Академией наук Республики Татарстан. Сайдяков Антон в финале республиканского конкурса исследовательских работ «Дорогами Отечества» занял 2 место. Получили дипломы седьмого Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» работы учащихся школы Гарифуллина Нияза (в номинации «Деревня моей мечты» и Сабанаевой Илины (в номинации «История моего населенного пункта») Исследования учащихся школы Фаррахова Рината, Галимова Даниила отмечены на республиканском этапе Всероссийского конкурса « «Лесные богатства России». Дипломант республиканского конкурса «Энергосбережение в школе, квартире и республике» Закирова Ляйсан.
Одним из показателей эффективности данного вида деятельности является высокий результат работ обучающейся Ямалетдиновой Рузалины на XXIII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, проводимом ежегодно Министерством образования и науки РФ. Она достойно защитила свой проект в г.Москве и стала лауреатом данного конкурса и победителем в трех номинациях. Ее работа в секции «Геология» была высоко оценена и на заключительном этапе Ломоносовских чтений.
Организуя проектную деятельность учащихся, надо иметь ввиду ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Обучащемуся не может быть предложена в качестве проекта проблема, для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Безусловно, существует опасность, что работа будет скачана из Интернета, тогда обучающий эффект будет равен нулю. Чтобы этого не произошло, учителю предварительно необходимо удостовериться в самостоятельности выполненной работы.
Взяв за основу один из успешно разработанных нами проектов, предлагаем вашему вниманию несколько основных правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.
Вот уже 3 года мы с ребятами в нашей школе реализуем различные проекты. В первый год мы столкнулись с проблемой немотивированности ребят на проектно-исследовательскую деятельность. Лишь немногие ученики готовы были участвовать в проектах. Поэтому встал вопрос: «Как заинтересовать обучающихся?» Решили организовать большой коллективный проект, в рамках которого каждый выбрал бы личностно значимую тему. Остановились на периоде Великой Отечественной войны. Эта область неисчерпаема для исследования. Она изучается в школе на многих предметах. Захотелось, чтобы ребята погрузились в атмосферу Великой Победы .Это во многом стало возможным только через проект.
Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!
Правило второе: проблема должна быть актуальна,
Необходимо дать детям возможность ощутить её связь с современностью, понять значимость для человека, для окружающих, для общества
Правило третье: поставьте учебные задачи и оцените время, необходимое для реализации проекта
На реализацию проекта может уходить от двух месяцев до года.
Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей необходимо!
Вовлечь ребят в работу удается во многом благодаря личной заинтересованности темой педагога. Станет ли успешным проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.
Правило пятое: тема должна быть личностно значимая для самих участников.
Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.
Опыт работы показывает, что хуже всего в работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят стратегиям поиска и отбора наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.
Правило седьмое: используйте ИКТ!
Несомненно, у учителя должны быть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Ещё один способ сотрудничества при работе над проектами – создание вики-сайтов, которые предоставляют возможность работать с учениками в режиме он-лайн.
Правило восьмое: представление проекта обязательно нужно отрепетировать.
Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 7-10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.
Правило девятое: расширение аудитории для представления успешных проектов!
Представление работы в виде отчетного выступления на различных уровнях. Не ограничивайтесь защитой проектов в классе. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость проектов. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектную деятельность новых «исследователей».
Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл
Самая скучная, по мнению старшеклассников, и, несомненно, самая полезная часть любого проекта – это отчет о работе. При его написании автор проекта анализирует всё, что было сделано и оценивает приобретенный опыт.
Организовывая проектно-исследовательскую деятельность старшеклассников, мы убеждаемся – это требующая временных затрат работа, но она оказывает колоссальное влияние на учеников, формирует личность, позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, повышает эффективность обучения. Реализовывать проекты интересно. Они всегда разные. Когда заканчивается работа, испытываешь смешанные чувства: гордость за результат, горечь из-за ошибок и грусть, что все завершилось. Время идет, и вот возникает новая идея, и новая проблема ждет своего решения. Но это уже совсем другая история…
Саитова Регина
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 янв 2020, 06:25

Re: Методическая копилка

Сообщение Саитова Регина » 14 янв 2020, 15:03

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.
Проектная технология.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность
Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, как для учащихся среднего и старшего звена, так и начального.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Обозначим несколько условий организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, способствующие их успешной реализации.
Это прежде всего внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования самого педагога. Для этого учитель должен находиться в постоянном процессе саморазвития, самосовершенствования: быть творчески мыслящим, разбирающимся во всех современных технологиях, умеющим применять и развивать их, готовым изменяться сам. Одним из эффективных путей развития данных качеств педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, мастер-классах …
В этом направлении в нашей школе накоплен положительный опыт. Так, педагоги школы ежегодно принимают участие в конкурсе «Учитель года» и становятся победителями и призерами. На республиканском конкурсе «Молодой учитель года- 2016» учитель английского языка Диярова Л.А. вошла в пятерку лучших и стала победителем в номинации «За педагогическое мастерство». Она также победила на республиканском творческом конкурсе «Учитель-созидатель и творец» , объявленном научно – педагогическим и методическим журналом «Учитель Башкортостана». Галимова Л. С. Победитель в номинации «Учитель года»,Якупова Г.Х. победитель «Учитель года русского языка», Карманов А.А. занял 2 место на республиканском этапе конкурса «Лучший преподаватель основ безопасности жизнедеятельности». Многократно принимала участие в различных республиканских научно- практических конференциях учитель башкирского языка Диярова З. А.. Учитель истории Саитова Р.Р. стала дипломантом Международной молодежной научно – практической конференции «Тенденции и инновации современной науки» в г.Прага.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Особенно, если твою работу заметили и оценили.
В связи со сменой образовательных подходов всё большую популярность в нашей школе приобретает учебно-исследовательская деятельность учеников, в т.ч. проектная деятельность.

Об увеличении интереса школьников нашей школы к исследовательской деятельности говорит и возросшая эффективность их участия на различных этапах конкурсов. Так, Мустафина Алина стала призером III Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ "Грани науки-2016" « Я Гражданин», «Хранитель Земли» «Ломоносовские чтения», «Совенок», Гильмитдинова Алсу «Я патриот», Хайретдинов Ильнур с своим проектом «Достойные дела – доброе имя» и стал победителем очного этапа межрегиональной научно - практической конференции, организованной Академией наук Республики Татарстан. Сайдяков Антон в финале республиканского конкурса исследовательских работ «Дорогами Отечества» занял 2 место. Получили дипломы седьмого Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» работы учащихся школы Гарифуллина Нияза (в номинации «Деревня моей мечты» и Сабанаевой Илины (в номинации «История моего населенного пункта») Исследования учащихся школы Фаррахова Рината, Галимова Даниила отмечены на республиканском этапе Всероссийского конкурса « «Лесные богатства России». Дипломант республиканского конкурса «Энергосбережение в школе, квартире и республике» Закирова Ляйсан.
Одним из показателей эффективности данного вида деятельности является высокий результат работ обучающейся Ямалетдиновой Рузалины на XXIII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, проводимом ежегодно Министерством образования и науки РФ. Она достойно защитила свой проект в г.Москве и стала лауреатом данного конкурса и победителем в трех номинациях. Ее работа в секции «Геология» была высоко оценена и на заключительном этапе Ломоносовских чтений.
Организуя проектную деятельность учащихся, надо иметь ввиду ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Обучащемуся не может быть предложена в качестве проекта проблема, для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Безусловно, существует опасность, что работа будет скачана из Интернета, тогда обучающий эффект будет равен нулю. Чтобы этого не произошло, учителю предварительно необходимо удостовериться в самостоятельности выполненной работы.
Взяв за основу один из успешно разработанных нами проектов, предлагаем вашему вниманию несколько основных правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.
Вот уже 3 года мы с ребятами в нашей школе реализуем различные проекты. В первый год мы столкнулись с проблемой немотивированности ребят на проектно-исследовательскую деятельность. Лишь немногие ученики готовы были участвовать в проектах. Поэтому встал вопрос: «Как заинтересовать обучающихся?» Решили организовать большой коллективный проект, в рамках которого каждый выбрал бы личностно значимую тему. Остановились на периоде Великой Отечественной войны. Эта область неисчерпаема для исследования. Она изучается в школе на многих предметах. Захотелось, чтобы ребята погрузились в атмосферу Великой Победы .Это во многом стало возможным только через проект.
Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!
Правило второе: проблема должна быть актуальна,
Необходимо дать детям возможность ощутить её связь с современностью, понять значимость для человека, для окружающих, для общества
Правило третье: поставьте учебные задачи и оцените время, необходимое для реализации проекта
На реализацию проекта может уходить от двух месяцев до года.
Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей необходимо!
Вовлечь ребят в работу удается во многом благодаря личной заинтересованности темой педагога. Станет ли успешным проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.
Правило пятое: тема должна быть личностно значимая для самих участников.
Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.
Опыт работы показывает, что хуже всего в работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят стратегиям поиска и отбора наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.
Правило седьмое: используйте ИКТ!
Несомненно, у учителя должны быть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Ещё один способ сотрудничества при работе над проектами – создание вики-сайтов, которые предоставляют возможность работать с учениками в режиме он-лайн.
Правило восьмое: представление проекта обязательно нужно отрепетировать.
Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 7-10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.
Правило девятое: расширение аудитории для представления успешных проектов!
Представление работы в виде отчетного выступления на различных уровнях. Не ограничивайтесь защитой проектов в классе. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость проектов. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектную деятельность новых «исследователей».
Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл
Самая скучная, по мнению старшеклассников, и, несомненно, самая полезная часть любого проекта – это отчет о работе. При его написании автор проекта анализирует всё, что было сделано и оценивает приобретенный опыт.
Организовывая проектно-исследовательскую деятельность старшеклассников, мы убеждаемся – это требующая временных затрат работа, но она оказывает колоссальное влияние на учеников, формирует личность, позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, повышает эффективность обучения. Реализовывать проекты интересно. Они всегда разные. Когда заканчивается работа, испытываешь смешанные чувства: гордость за результат, горечь из-за ошибок и грусть, что все завершилось. Время идет, и вот возникает новая идея, и новая проблема ждет своего решения. Но это уже совсем другая история…
Саитова Регина
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 янв 2020, 06:25

Re: Методическая копилка

Сообщение Ишкинина Р.И. » 12 мар 2018, 08:41

День учителя истории и обществознания в Институте развития образования Республики Башкортостан
8 февраля 2018 года завершился трехдневный марафон учебных предметов, организованный Институтом развития образования Республики Башкортостан совместно с издательством «Просвещение».

Последний день собрал под крышей института учителей истории и обществознания, методистов органов управления образования из разных городов и районов нашей республики. Общее количество собравшихся составило более 100 человек.

С приветственным словом к участникам предметной конференции обратилась проректор ИРО РБ, кандидат педагогических наук Шакурова Лилия Фатиховна.

Модератор конференции – заведующий кафедрой истории, обществознания и культурологии ИРО РБ, Бикмеев Михаил Ахметович, доктор исторических наук, профессор – обсудил с собравшимися актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС. Он обозначил многофакторность данной проблемы, сделав акцент на осознанный выбор учебников и важность сохранения регионального компонента. Михаил Ахметович осветил ряд проблем, которые влияют на качество преподавания предмета, в том числе понимание учителем цели исторического образования, повышение профессиональной компетентности учителей истории и обществознания, освоение современных методологических подходов, использование системного подхода в преподавании истории.

Выступление Юшкова Кирилла Михайловича, кандидата философских наук, руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», касалось особенностей развития исторических знаний в контексте трансформации нормативной базы. Он обозначил задачи, поставленные перед педагогическим сообществом по синхронизации всеобщей истории и истории России, переходу на линейную систему преподавания предмета, по реализации обязательных компонентов ИКС в учебной программе и внедрении требований ФГОС в педагогическую практику. К.М. Юшков и участники педагогического марафона обсудили перспективы преподавания предмета «История» с учетом подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и Всероссийской проверочной работе. Были рассмотрены основные практики изучения «дискуссионных вопросов истории».

Выступление К.М.Юшкова было признано актуальным и содержательным всеми участниками мероприятия.

Ведущий методист издательства «Просвещение» Слонимская Ольга Викторовна в своем выступлении сделала акцент на курсе обществознания и входящих в него модулях. Были представлены учебно-методические комплексы издательства «Просвещение» по обществознанию, экономике, финансовой грамотности, праву, раскрыты ключевые достоинства, основные методические находки этих УМК. Даны методические рекомендации по использованию пособий « Я сдам ОГЭ!», «Я сдам ЕГЭ!», призванных помочь учащимся в подготовке и успешной сдаче государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Перед участниками семинара выступил Полосин Виталий Тихонович, учитель высшей категории СОШ №29 г. Уфы. Он поделился опытом работы в преподавании школьного курса "История России" по учебно-методическим комплексам издательства "Просвещение".

Завершая встречу, заведующий кафедрой истории, обществознания и культурологии ИРО РБ М.А. Бикмеев выразил уверенность в ее несомненной эффективности. С этим, безусловно, согласилась вся аудитория, принимавшая активное участие в работе конференции. Это было видно и потому, как оживленно учителя обменивались впечатлениями и благодарили организаторов.

«Оказывая методическую помощь, наши авторы и редакторы объясняют, как правильно использовать в работе учебники и учебно-методические комплекты, выпущенные издательством «Просвещения», демонстрируют весь спектр их возможностей, что особенно важно в условиях перехода на новые стандарты общего образования. Педагогический марафон – это праздник профессионального мастерства. Чем больше информации учителя получат о новых методиках в преподавании школьных предметов, о возможностях воплощения авторских замыслов при работе с учебно-методическими комплектами, тем эффективнее они будут работать, тем выше будут образовательных результаты их учеников», – сказал Виктор Акопьян, главный редактор издательства «Просвещение».
Ишкинина Р.И.
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:49

Re: Методическая копилка

Сообщение Ишкинина Р.И. » 22 апр 2016, 06:39

Валикаева А. М. писал(а):Здравствуйте уважаемые коллеги. Через это письмо хочу выразить огромную благодарность преподавателю кафедры истории, обществознания и культурологии ИРО РБ Искужиной Наиле Гайфуловне за своевременно - профессионально оказанную методическую помощь по написанию и защите научно-исследовательской работы. Благодаря ее рекомендациям, мы с моей ученицей защитили научно-исследовательскую работу, которая была очень высоко оценена на очном туре Республиканского конкурса «Дорогами Отечества - 2016». Наша работа была удостоена 3 места в номинации «Военная история России». За оформление нашей работы мы получили -24,9 баллов, а за защиту 21 балл. Это наш первый выход на уровень Республики в области исследования, до этого мы занимали места только на муниципальном этапе. На курсах повышения квалификации истории и обществознания проходивших с 9.03.16 по 18.03.16 Наиля Гайфулловна очень интересно и доступно ознакомила нашу группу с рекомендациями по написанию и защите исследовательских работ. Я считаю, что именно этот факт сыграл огромную роль в достижении наших целей. Огромное Вам спасибо!
Также хочу сказать огромное СПАСИБО всем нашим преподавателям - наставникам и их помощникам, а это - Бикмеев М.А., Петров А.З., Банников А.Л., Фахретдинова Ф.Р, Халикова Л. Р. и Исмагилова Э. Ш., которые очень интересно, доступно, а главное с пользой организовали нашу учёбу. Желаю Вам только успехов в вашем нелёгком труде!!!

С уважением Валикаева Алла Матвеевна Дюртюлинский район.

Спасибо за оценку работы!
Ишкинина Р.И.
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:49

Re: Методическая копилка

Сообщение Ишкинина Р.И. » 22 апр 2016, 06:39

Вдовин Игорь писал(а):По обществознанию при подготовке к ОГЭ использую программу MyTest, довольно приличная программа, экономит время при проверке. Легко используется как в электронном варианте так можно быстро создать бумажный

Можно у вас уточнить это программа по всем предметам либо для конкретно взятого?
Ишкинина Р.И.
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:49

Re: Методическая копилка

Сообщение Валикаева А. М. » 09 апр 2016, 18:10

Здравствуйте уважаемые коллеги. Через это письмо хочу выразить огромную благодарность преподавателю кафедры истории, обществознания и культурологии ИРО РБ Искужиной Наиле Гайфуловне за своевременно - профессионально оказанную методическую помощь по написанию и защите научно-исследовательской работы. Благодаря ее рекомендациям, мы с моей ученицей защитили научно-исследовательскую работу, которая была очень высоко оценена на очном туре Республиканского конкурса «Дорогами Отечества - 2016». Наша работа была удостоена 3 места в номинации «Военная история России». За оформление нашей работы мы получили -24,9 баллов, а за защиту 21 балл. Это наш первый выход на уровень Республики в области исследования, до этого мы занимали места только на муниципальном этапе. На курсах повышения квалификации истории и обществознания проходивших с 9.03.16 по 18.03.16 Наиля Гайфулловна очень интересно и доступно ознакомила нашу группу с рекомендациями по написанию и защите исследовательских работ. Я считаю, что именно этот факт сыграл огромную роль в достижении наших целей. Огромное Вам спасибо!
Также хочу сказать огромное СПАСИБО всем нашим преподавателям - наставникам и их помощникам, а это - Бикмеев М.А., Петров А.З., Банников А.Л., Фахретдинова Ф.Р, Халикова Л. Р. и Исмагилова Э. Ш., которые очень интересно, доступно, а главное с пользой организовали нашу учёбу. Желаю Вам только успехов в вашем нелёгком труде!!!

С уважением Валикаева Алла Матвеевна Дюртюлинский район.
Валикаева А. М.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 09 апр 2016, 17:21

Re: Методическая копилка

Сообщение Банников А.Л. » 07 апр 2016, 06:06

Это мероприятие для всех сразу или в 9, 10, 11 классах отдельно?
Банников А.Л.
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 10:17

Re: Методическая копилка

Сообщение Малинин С.А. » 05 апр 2016, 07:37

Внеклассное мероприятие обществознание в 9-11 классах.
Игра «Умники и умницы»
Тема: «Избирательное право в демократическом обществе»

Цели игры:
раскрыть основные принципы демократических выборов, охарактеризовать избирательную процедуру;
развивать умение учащихся анализировать документы, высказывать, свою точку зрения по предложенным вопросам;
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания;
повышение правовой культуры старшеклассников, развитие у них правосознания и самостоятельного мышления.
Задачи проведения игры:
Овладение знаниями и практическими навыками, необходимого для полноценного участия в демократическом избирательном процессе;
Формирование гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям;
Формирование интереса к дальнейшему изучению избирательного права;
Развитие у старшеклассников качеств, необходимых лидеру, творческих способностей;
Разработка инновационных форм правового просвещения молодежи.
Правила игры:
Соревнования называются по-гречески агонами, участники – агонистами. Все остальные участники выступают теоретиками. Если агонист не может дать правильного ответа, на вопрос отвечает теоретик, первым поднявшим руку. За правильный ответ он получает «Орден умника». В каждом агоне участвуют три агониста. Каждый из них имеет право выбрать дорожку (кабину), на которой будет играть. Для этого проводится конкурс «Розыгрыш дорожек». Красная дорожка – самый короткий путь к победе (два этапа), но на ней нельзя ошибаться. Если агонист ошибся, он становится теоретиком. Если же он правильно ответил на два вопроса, агон заканчивается. На оставшиеся вопросы отвечают теоретики (за самые быстрые и точные ответы теоретики получают орден «Умника»). На желтой дорожке три этапа, ошибаться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап. На зеленой дорожке четыре этапа, ошибаться можно два раза и переходить в следующий этап с двумя штрафными очками. Жюри называется ареопаг. Члены ареопага определяют правильность ответов, порядок выступлений теоретиков, решают спорные вопросы.
Оформление мероприятия:
На ватманах записаны высказывания известных людей:
«Свобода возможна только при демократии, т.е. при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К. Яспенс, немецкий философ) .
«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р. Арон, французский политолог).
Для участников и зрителей приготовлены листы с фрагментами текста Конституции РФ и закона «О выборах Президента Российской Федерации», а также Памятка «Я избиратель». Ордена «Умник» для теоретиков.
Зал оформляется в виде избирательного участка:
За столом – члены ареопага;
В избирательных кабинах – агонисты принимают решения;
Наблюдатели (в данном случае – теоретики) располагаются на скамьях;
В зале – зрители.
Подготовка мероприятия:
Учитель выбирает трех членов ареопага из числа учащихся 11 класса, лучше других успевающих по обществознанию. Среди учащихся 10 классов проводится тестирование по избирательному праву, для определения агонистов и теоретиков. 9 класс - зрители. Всем предлагается повторение темы «Избирательное право».
По результатам тестирования: обучающиеся набравшие большее количество баллов – агонисты (9 человек);
Обучающиеся набравшие чуть менее баллов – теоретики;
Остальные – зрители.
Между агонистами проводится жеребьевка, для определения трех троек игроков.
Малинин С.А.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 05 апр 2016, 06:49

Re: Методическая копилка

Сообщение Вдовин Игорь » 18 мар 2016, 06:58

По обществознанию при подготовке к ОГЭ использую программу MyTest, довольно приличная программа, экономит время при проверке. Легко используется как в электронном варианте так можно быстро создать бумажный
Вдовин Игорь
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 06:39

След.

Вернуться в Сообщество учителей истории, обществознания и культурологи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron