Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.
Проектная технология.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность
Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, как для учащихся среднего и старшего звена, так и начального.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Обозначим несколько условий организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, способствующие их успешной реализации.
Это прежде всего внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования самого педагога. Для этого учитель должен находиться в постоянном процессе саморазвития, самосовершенствования: быть творчески мыслящим, разбирающимся во всех современных технологиях, умеющим применять и развивать их, готовым изменяться сам. Одним из эффективных путей развития данных качеств педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, мастер-классах …
В этом направлении в нашей школе накоплен положительный опыт. Так, педагоги школы ежегодно принимают участие в конкурсе «Учитель года» и становятся победителями и призерами. На республиканском конкурсе «Молодой учитель года- 2016» учитель английского языка Диярова Л.А. вошла в пятерку лучших и стала победителем в номинации «За педагогическое мастерство». Она также победила на республиканском творческом конкурсе «Учитель-созидатель и творец» , объявленном научно – педагогическим и методическим журналом «Учитель Башкортостана». Галимова Л. С. Победитель в номинации «Учитель года»,Якупова Г.Х. победитель «Учитель года русского языка», Карманов А.А. занял 2 место на республиканском этапе конкурса «Лучший преподаватель основ безопасности жизнедеятельности». Многократно принимала участие в различных республиканских научно- практических конференциях учитель башкирского языка Диярова З. А.. Учитель истории Саитова Р.Р. стала дипломантом Международной молодежной научно – практической конференции «Тенденции и инновации современной науки» в г.Прага.
Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Особенно, если твою работу заметили и оценили.
В связи со сменой образовательных подходов всё большую популярность в нашей школе приобретает учебно-исследовательская деятельность учеников, в т.ч. проектная деятельность.
Об увеличении интереса школьников нашей школы к исследовательской деятельности говорит и возросшая эффективность их участия на различных этапах конкурсов. Так, Мустафина Алина стала призером III Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ "Грани науки-2016" « Я Гражданин», «Хранитель Земли» «Ломоносовские чтения», «Совенок», Гильмитдинова Алсу «Я патриот», Хайретдинов Ильнур с своим проектом «Достойные дела – доброе имя» и стал победителем очного этапа межрегиональной научно - практической конференции, организованной Академией наук Республики Татарстан. Сайдяков Антон в финале республиканского конкурса исследовательских работ «Дорогами Отечества» занял 2 место. Получили дипломы седьмого Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» работы учащихся школы Гарифуллина Нияза (в номинации «Деревня моей мечты» и Сабанаевой Илины (в номинации «История моего населенного пункта») Исследования учащихся школы Фаррахова Рината, Галимова Даниила отмечены на республиканском этапе Всероссийского конкурса « «Лесные богатства России». Дипломант республиканского конкурса «Энергосбережение в школе, квартире и республике» Закирова Ляйсан.
Одним из показателей эффективности данного вида деятельности является высокий результат работ обучающейся Ямалетдиновой Рузалины на XXIII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, проводимом ежегодно Министерством образования и науки РФ. Она достойно защитила свой проект в г.Москве и стала лауреатом данного конкурса и победителем в трех номинациях. Ее работа в секции «Геология» была высоко оценена и на заключительном этапе Ломоносовских чтений.
Организуя проектную деятельность учащихся, надо иметь ввиду ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Обучащемуся не может быть предложена в качестве проекта проблема, для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Безусловно, существует опасность, что работа будет скачана из Интернета, тогда обучающий эффект будет равен нулю. Чтобы этого не произошло, учителю предварительно необходимо удостовериться в самостоятельности выполненной работы.
Взяв за основу один из успешно разработанных нами проектов, предлагаем вашему вниманию несколько основных правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.
Вот уже 3 года мы с ребятами в нашей школе реализуем различные проекты. В первый год мы столкнулись с проблемой немотивированности ребят на проектно-исследовательскую деятельность. Лишь немногие ученики готовы были участвовать в проектах. Поэтому встал вопрос: «Как заинтересовать обучающихся?» Решили организовать большой коллективный проект, в рамках которого каждый выбрал бы личностно значимую тему. Остановились на периоде Великой Отечественной войны. Эта область неисчерпаема для исследования. Она изучается в школе на многих предметах. Захотелось, чтобы ребята погрузились в атмосферу Великой Победы .Это во многом стало возможным только через проект.
Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!
Правило второе: проблема должна быть актуальна,
Необходимо дать детям возможность ощутить её связь с современностью, понять значимость для человека, для окружающих, для общества
Правило третье: поставьте учебные задачи и оцените время, необходимое для реализации проекта
На реализацию проекта может уходить от двух месяцев до года.
Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей необходимо!
Вовлечь ребят в работу удается во многом благодаря личной заинтересованности темой педагога. Станет ли успешным проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.
Правило пятое: тема должна быть личностно значимая для самих участников.
Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.
Опыт работы показывает, что хуже всего в работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят стратегиям поиска и отбора наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.
Правило седьмое: используйте ИКТ!
Несомненно, у учителя должны быть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Ещё один способ сотрудничества при работе над проектами – создание вики-сайтов, которые предоставляют возможность работать с учениками в режиме он-лайн.
Правило восьмое: представление проекта обязательно нужно отрепетировать.
Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 7-10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.
Правило девятое: расширение аудитории для представления успешных проектов!
Представление работы в виде отчетного выступления на различных уровнях. Не ограничивайтесь защитой проектов в классе. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость проектов. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектную деятельность новых «исследователей».
Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл
Самая скучная, по мнению старшеклассников, и, несомненно, самая полезная часть любого проекта – это отчет о работе. При его написании автор проекта анализирует всё, что было сделано и оценивает приобретенный опыт.
Организовывая проектно-исследовательскую деятельность старшеклассников, мы убеждаемся – это требующая временных затрат работа, но она оказывает колоссальное влияние на учеников, формирует личность, позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, повышает эффективность обучения. Реализовывать проекты интересно. Они всегда разные. Когда заканчивается работа, испытываешь смешанные чувства: гордость за результат, горечь из-за ошибок и грусть, что все завершилось. Время идет, и вот возникает новая идея, и новая проблема ждет своего решения. Но это уже совсем другая история…