Следует задать вопрос - какой метод лежит в основе профессиональных стандартов? Дело в том, что в основе методики разработки профессиональных стандартов лежит метод функционального анализа. Данный метод предполагает «инвентаризацию» конкретной области профессиональной деятельности с точки зрения тех функций, которые должны быть выполнены для того, чтобы эта область профессиональной деятельности могла выполнять свое предназначение.
Метод функционального анализа пришел на смену ранее очень популярному методу описания профессионального стандарта с позиции должностных обязанностей, который признан устаревшим, поскольку не способен учесть динамику современного производства и развития экономики и социальной сферы. В отличие от метода описания должностей, метод функционального анализа предполагает проведение широкого опроса предприятий отрасли, а также учет перспективных тенденций ее развития, включая международные.
Таким образом, профессиональный стандарт описывает требования к выполнению трудовых функций, обеспечивающих эффективность предприятий отрасли. При этом каждая трудовая функция формирует структурную единицу описания профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта четко описывает параметры: название трудовой функции/единицу профессионального стандарта, действия, обеспечивающие выполнение этой функции, характеристики квалификационного уровня, требуемые знания и умения. Каждая единица профессионального стандарта трансформируется в модуль обучения, при этом результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению.
Основной задачей в период подготовки к реализации отраслевых профессиональных стандартов в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан является актуализация действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов.
Актуализация ФГОС СПО включает определение необходимости доработки и (или) разработки ФГОС СПО и внесение в них изменений в целях обеспечения соответствия учета положений профессиональных стандартов.
Разработку и рассмотрение проектов ФГОС СПО (вносимых в них изменений) обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Профессиональные образовательные организации в течение 2015-2016 учебного года проводят актуализацию действующих ФГОС СПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов (методические рекомендации по актуализацию действующих ФГОС СПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов от 20 апреля 2015 г. №ДЛ-11/06вн Министерства образования и науки РФ за подписью Министра образования и науки Д.В. Ливанова).
В целях организационно-методического сопровождения проводимой актуализации действующих ФГОС СПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов кафедра среднего профессионального образования при разработке дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации включает в содержание учебных модулей основные разделы (темы), направленные на совершенствование профессиональных компетенций заместителей директора, методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций в области разработки рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей: анализ характеристики квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, последовательность действий разработчиков ОПОП при актуализации ФГОС СПО с учетом положений профессиональных стандартов, определение необходимости доработки ФГОС СПО и т.д.
На республиканских семинарах, проводимых кафедрой среднего профессионального образования рассматриваются научно-методологические основания содержания профессиональных стандартов, вопросы взаимодействия профессионального сообщества региона с профессиональными образовательными организациями, так как ключевым координатором реализации отраслевых профессиональных стандартов образовательных организаций субъектов РФ в первую очередь являются региональные министерства и ведомства труда и социальной защиты населения.
В целях совершенствования деятельности республиканских учебно-методических комиссий среднего профессионального образования и оказания методической помощи преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных образовательных организаций подготовлен перечень предложений, необходимых для реализации в переходный период.