vadim730327 » 04 мар 2018, 17:34
Методические рекомендации к проведению уроков физической культуры на свежем воздухе
Методика проведения круглогодичных занятий физической культурой на открытой спортивной площадке в разное время года имеет свои особенности, связанные с состоянием внешней среды.
В связи с тем, что уроки проводятся весь учебный год на свежем воздухе, программный материал изменяется в соответствии со временем года. В программе все основные разделы присутствуют и распределены по четвертям с учетом погодных условий.
При планировании работы, предусматривающей максимально возможное число уроков на свежем воздухе, необходимо учитывать, что во время уроков возможны неожиданные ливни, морозы, сильный ветер, гололед, поэтому в рабочие планы должно обязательно включено по 4−5 "резервных" урока на каждую четверть.
Особенностью проведения занятий физической культуры на открытой спортивной площадке в холодный период года состоит в повышении двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса.
1. Построение и проведение подготовительной части урока в основном будет зависеть от погодных условий, в каких будут проходить занятия.
В прохладную погоду, обязательно следует хорошо «разогреть» организм. Урок физической культуры начинается с быстрой ходьбы (парами, группами и т.д.) в чередовании с бегом. После этого проводятся общеразвивающие упражнения в движении в следующем порядке: дыхательные упражнения, упражнения на мышцы верхнего плечевого пояса, затем на мышцы туловища и ног.
В подготовительной части урока осуществляется подготовка к предстоящей интенсивной мышечной деятельности. Поэтому увеличивается количество общеразвивающих упражнений, предлагается более быстрый темп выполнения и время на подготовительную часть урока затрачивается несколько больше. Общеобразовательные упражнения объединены в комплексы. Особенностью проведения общеразвивающих упражнений является отсутствие пауз и остановок. При низкой температуре упражнения для ног (прыжки, подскоки и т.д.) включаются чаще, чтобы подростки долго не стояли.
2. В основной части урока в прохладную погоду сокращается время на объяснение и показ. Проводятся упражнения, спортивные игры, требующие большой подвижности обучающихся (прыжки, бег, игры, эстафеты и т.д.).
Чтобы сохранить высокую работоспособность у обучающихся на протяжении всего урока нужно обязательно сочетать нагрузки и активный отдых: упражнения высокой интенсивности чередуются с упражнениями средней и низкой интенсивности.
Наибольший эффект в увеличении показателя двигательной активности подростков во время урока дают поточный и фронтальный методы выполнения упражнений, а также игровой и соревновательный метод.
Методика проведения физкультурных занятий на улице предусматривает использование 45−50% времени для выполнения беговых упражнений. Бег является самым доступным и любимым физическим упражнением у школьников и обеспечивает развитие различных мышечных групп и тренировку детского организма.
Для повышения моторной плотности урока сокращаются паузы между отдельными упражнениями, увеличивается количество повторений. Применяется круговой метод. С этой целью класс делится на 3−4 группы, которым даются задания. Например, одна группа занимается упражнениями на равновесие, другая − прыжками, третья – беговыми упражнениями и т.д. После 8−10 минут занятий группы меняются местами. Из 3−4 проводимых на данном уроке упражнений только одно из них включается для изучения как новый материал. Распределив задания, работа осуществляется в первую очередь с той группой, которой дано для изучения новое упражнение.
3. В заключительной части урока проводится медленный бег, с переходом на ходьбу, во время которой обязательно выполняются дыхательные упражнения.
В прохладную и холодную погоду итоги урока подводятся в классе, и выясняется самочувствие детей.
Практический опыт и результаты исследования показывают, что уроки физической культуры на свежем воздухе можно с успехом проводить в течение всего учебного года, если использовать для занятий открытые спортивные площадки. Площадка, которая соответствует основным требованиям СанПиНа, дает возможность успешно проводить все занятия физической культурой на свежем воздухе, так как позволяет выполнять в любое время года упражнения гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, заниматься спортивными и подвижными играми.
Практические рекомендации
Внедрение, практических рекомендаций позволит понизить простудные заболевания обучающихся и повысить профилактическую и оздоровительную направленность в образовательных организациях.
1. На родительских собраниях провести инструктаж о требованиях к спортивной одежде и обуви для занятий физической культурой на открытой спортивной площадке учитывая различные погодные условия.
2. Рекомендовать родителям поощрять семейную физическую культуру, показывать пример своим детям в ежедневных занятиях физическими упражнениями на свежем воздухе. Вести вместе с детьми активный образ жизни, чтобы физическое воспитание в семье способствовало организации активного отдыха детей в выходные дни, в период каникул (совместный выход на лыжах, каток, семейные прогулки, туристические походы и т.д.). Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия на свежем воздухе, главные составляющие, успеха физического воспитания в семье. Вырастить детей здоровыми можно только совместными усилиями родителей и педагогов.
2. Рекомендовать руководству образовательной организации ввести в расписание учебного процесса ежедневные динамические перемены, проводимые на свежем воздухе.