ветрова » 11 ноя 2016, 09:11
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,— не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Другая проблема современного образования заключается в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Разрушение института семьи через неправильное «половое просвещение» у детей формирует внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Современный учитель….. В последнее время это очень часто звучит с высоких трибун, все пытаются объяснить, какими технологиями должен владеть педагог, чтобы достичь совершенства педагогического мастерства. Но каждый из нас понимает, что для решения наших проблем не достаточно ни средств массовой информации, ни использования ИКТ, ни современных способов работы, а необходимо меняться самому в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Современным детям не хватает гармоничного, духовно-нравственного развития. Без чувства гармонии, прекрасного, не существует духовной жизни человека, и всегда во все века это чувство было присуще человеку. И каким бы суматошным не был наш мир, каждый из нас понимает, что красота внутренняя является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни.
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";
формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
позитивную нравственную самооценку и самоуважение;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:
сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;
готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;
укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;
повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;
сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
приобщение к ценностям и традициям российской семьи;
бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;
законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
укрепление и совершенствование правового государства;
повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;
укрепление национальной безопасности.
Таким образом, после окончания школы, дети четко определили основные ценности многонационального народа России — это патриотизм, человечество, социальная солидарность, творчество, традиционные религии, искусство, литература, природа. И искра зарождения этих ценностей, зажглась в каждом моем воспитаннике.
Любое образовательное учреждение нашей страны стремится заложить основы нравственного воспитания в душу каждого своего воспитанника. На мой взгляд, воспитательный идеал любой современной школы, на сегодняшний день, это восходящее движение морали, движение к высшему, лучшему, движение от знаний к нравственным поступкам, осознание ответственности за настоящее и будущее своей страны, укоренённость в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития.
Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.