Ахметшина Е.В. » 26 окт 2016, 04:47
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ САЙТА
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 г. Москва "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" сайт образовательного учреждения обязательно должен содержать пункт меню или раздел на сайте «Сведения об образовательной организации». Подробный список подразделов данного раздела указан в самом Приказе.
Вся персональная информация на сайте должна соответствовать Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (27 июля 2006 г.). В целом можно сказать, что при публикации таких данных (ФИО, фотографии и пр. данные обучающихся), необходимо иметь письменные согласия родителей на обработку и распространение персональных данных их детей.
Доменную зону следует выбрать «.ru» и/или «.рф», это означает что сайт ориентирован на жителей Российской Федерации или носителей русского языка. Далее необходимо выбрать доменное имя второго уровня, то есть то, что находиться перед символами «.ru», и чтобы оно соответствовало названию образовательной организации. Например, school33.ru или dou44.ru, но тут сразу возникает проблема в уникальности имени, т.к. в Российской Федерации принято образовательным учреждения давать номера в качестве названий. Например,школа № 1 или детский сад № 1 существует в почти каждом городе. В качестве альтернативы можно предложить выбрать доменное имя не второго уровня, а третьего, дабы сразу определить территориальную принадлежность образовательного учреждения. Пример – ds1.neftekamsk.ru, dou1.neftekamsk.ru. Также можно выделить хорошее направление в Республике Башкортостан среди сайтов дошкольных образовательных учреждений - на сайте edu-rb.ru у каждого муниципалитета имеются сайты детских садов находящиеся у них в домене третьего уровня. После того как доменное имя выбрано (оно свободно и не включено в стоп-лист) его необходимо зарегистрировать у любого регистратора доменных имен.
Хостинг – это услуга по предоставлению вычислительных мощностей для размещения информации на сервере. Как минимум это размещение файлов на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (веб-сервер). В качестве дополнительных опций или же входящих в состав всей услуги могут быть: хостинг базы данных, хостинг электронной почты, услуги DNS.
После того как определились с вопросами для кого и для чего нужен сайт, необходимо выделить основные моменты в дизайне сайта – это цветовые решения (рекомендуется использовать светлые тона, 2-3 цвета из одной гаммы), шрифты и их размерности (без засечек для функциональных элементов, с засечками – для основного текста; 2-3 разных размерности). Иерархию меню не следует делать вложенной глубже 3 пунктов и разбивать меню на 2 разные части (например - одно меню слева, другое сверху), лучше расположить одно меню, разъезжающееся и более функциональное слева или сверху, главное чтобы оно было видно сразу без прокрутки и на каждой странице.
Для оформления сайта можно использовать готовый шаблон или создать оригинальный проект. Для средних и крупных проектов всегда используются шаблоны, единственной работой в них остается это доработка оформления и функционала.
Система управления содержимым сайтов ― это информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом. Наиболее популярные системы – WordPress, Joomla и Drupal. Используя данные системы можно построить информационно образовательную среду, которая увеличит качество образовательного процесса.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ САЙТА
1. Главная страница (Новости)
Отражает события, новости и мероприятия, происходящие в жизни образовательного учреждения (обновляются каждый день).
2. Об учреждении
Раздел содержит подробные сведения об образовательном учреждении и включает в себя подразделы:
- визитка – краткие сведения об учреждении (дата создания, тип проекта, полное и краткое название, адрес и т.д.);
- историческая справка – история образовательного учреждения, особые даты и события;
- структура учреждения – структура образовательного учреждения и система его управления в соответствии с уставом;
- персональный состав педагогических работников – включает информацию о педагогическом составе образовательного учреждения (фотографии, уровень образования и квалификации), возможны ссылки на информационные пространства педагогов;
- администрация – сведения об административном составе, распределений функциональных обязанностей и контактная информация, часы приема;
- финансово-хозяйственная деятельность - порядок оказания платных услуг, договор об оказании услуг, стоимость, смета и т.д., план финансово-хозяйственной деятельности; отчёт о поступлении и расходовании финансово-хозяйственных средств по итогам финансового года.
3. Документы
- правоустанавливающие документы – устав, лицензия с приложениями, свидетельство об аккредитации, свидетельство на (бессрочное) право пользование землёй, паспорт готовности с приложениями;
- нормативные документы – нормативные документы системы образования, локальные акты ОУ, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса;
- публичный доклад
4. Образовательная деятельность
Включает информацию о реализуемой образовательной программе в образовательном учреждении.
- программа развития на текущий учебный год;
- годовой календарный учебный график – сведения о времени проведения каникул, учебных и праздничных днях;
- расписание уроков по классам;
- аттестация (промежуточная и итоговая) – нормативно-правовая база, графики проведения диагностических мероприятий, результаты сдачи ГИА и ЕГЭ.
- наши достижения – информация о победителях олимпиад и конкурсов, достижения педагогического коллектива и образовательного учреждения;
- профильное обучение – концепция и формы организации профильного обучения в ОУ, профильные классы, сотрудничество с колледжами и ВУЗами;
- система дополнительного образования – учебный план, графики работы кружков, секций и т.д.
5. Условия обучения
- организация питания – ответственные, условия предоставления льготного питания и т.д.
- безопасность – описание организации безопасного пребывания учащихся в ОУ;
- медицинское обслуживание;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение;
- библиотека – график работы, описание фонда;
- спортивные сооружения – график работы, оснащенность и т.д.
- учебное оборудование – оснащенность всех учебных кабинетов по ступеням.
6. Электронные сервисы
- электронный журнал/дневник (при наличии);
- форум – организация общения между различными участниками образовательного процесса через Интернет;
- блоги;
- дистанционные технологии – формы организации дистанционного обучения и консультаций (каналы взаимодействия через Интернет) и т.д.[3]
7. Контакты
Содержит в себе адрес учреждения, схема проезда, контактный телефон и адрес электронной почты.
8. Фотогалерея
Содержит фотографии мероприятий хорошего качества.
9. Полезные ссылки
Ссылки на сайты с полезной информацией, сайт Отдела образования, Министерства образования РБ, Министерства образования РФ, информационные ресурсы педагогов, ссылки на электронные и цифровые образовательные ресурсы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИЗАЙНУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТЕ
Для сайта образовательного учреждения важно, то, как его воспринимает пользователь. При первом знакомстве с сайтом пользователь учитывает не только полноту представленной информации и ее актуальность, но и то, как она структурирована и оформлена. В отличие от печатных книг, где чаще всего используется общепринятый формат представления текстов, информация в интернете может быть оформлена во всевозможных стилях. Неудачно выбранный стиль представления информации может сделать ее восприятие практически невозможным. При просмотре страниц пользователь отдает предпочтение, в частности, страницам, на которых информация доступна и легко воспринимается, а не разбита на множество мелких блоков.
Сайт должен иметь простую структуру и быть доступным для обычного пользователя (чтобы пользователь смог найти на Вашем сайте интересующую его информацию за 3 щелчка мышью).
3.1. Навигация сайта
• Структура сайта должна быть понятной, не содержать логических противоречий, позволять посетителю сайта легко найти всю опубликованную информацию;
• Логически связанные друг с другом страницы сайта должны иметь взаимные ссылки, что позволяет посетителю легко получать доступ к необходимой информации;
• Навигация на сайте должна быть представлена в виде меню, которое должно обеспечивать простой и понятный доступ ко всем страницам сайта;
• Сайт не должен содержать не работающие ссылки. В случае необходимости, посетителю должна выдаваться информация, что раздел находится в стадии разработки (или аналогичная).
3.2. Размещение информации на страницах сайта
1. Тексты на сайте должны быть достоверны и актуальны, не содержать логических противоречий.
2. Желательно, чтобы содержание страницы по размеру было таким, чтобы при просмотре не появлялась полоса прокрутки справа. Содержание в длину должно быть не больше, чем один, максимум два экрана пользователя. Большой текст лучше разбить на две страницы.
3. Информация на сайте должна быть индивидуальной, если используются тексты, скопированные с других Интернет-ресурсов, необходимо указывать ссылки.
4. Не рекомендуется использовать элементы оформления, делающие
неочевидным доступ к тексту для пользователей — окна прокрутки,
скрытые выпадающие блоки и т.п.
5. Если текст большой, разбивать его на несколько веб-страниц следует
по крупным логическим единицам (например, по главам, но не по
абзацам).
6. Тексты на сайте не должны содержать грамматических и стилистических ошибок.
7. Новости на сайте должны обновляться оперативно, информация на страницах сайта – один раз в месяц.
8. Опубликованные на сайте тексты, таблицы и др. не должны содержать ошибок форматирования [4].
3.3. Дизайн и оформление сайта
1. Все страницы сайта должны быть оформлены в едином стиле. Необходимо помнить, что единая цветовая гамма способствует более полному и быстрому восприятию информации. При этом количество основных используемых цветов не должно быть более трех.
2. Не следует использовать очень крупный размер шрифта и нестандартные шрифты.
3. Не следует злоупотреблять выделением полужирным и курсивным начертанием (желательно не чаще одного-двух раз на странице).
4. Не следует лишний раз применять такие приемы, как подчеркивание или перечеркивание текста, т.к. подобные текстовые эффекты могут ассоциироваться у пользователей с гипертекстовой ссылкой.
5. Не стоит чрезмерно насыщать страницы графическими материалами (картинки, схемы, фотографии). При необходимости размещения большого объема графической информации рекомендуем размещать ее через фотогалерею нашей системы управления, что позволяет показывать пользователю только уменьшенные варианты картинок. Посмотреть фотографию в полном размере пользователь сможет, щелкнув по ней мышью.
6. Для лучшего восприятия текстовой информации все заголовки на страницах должны быть одинаковыми по размеру шрифта и иметь одинаковый цвет.
7. Тексты на страницах должны быть недлинными и написаны понятным языком.
8. На каждой странице в верхней части должно быть указано название учреждения.
9. Наличие фирменного логотипа.
10. Использование спокойных для восприятия цветов [5].