Профессиональный рост учителя предполагает создание комфортных условий учителю для самопознания и саморазвития в профессиональной деятельности, организацию научно-методического сопровождения, т.е. способа взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, сотрудника) и сопровождаемого (учителя), направленный на непрерывное профессиональное саморазвитие учителя.
Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя будет более эффективным при условии:
• включения учителя в различные коллективы, в которых происходит профессиональное развитие;
• создания педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала учителя;
• совершенствования механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста учителя как морально-психологических (возможность карьерного роста, возможность влиять на составление учебного плана, расписания…) так и экономических (премирование…).
Основные направления профессионального роста учителя, реализуемые методической службой:
• Работа в методических объединениях, творческих, рабочих группах;
• Исследовательская деятельность;
• Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях (Педагог-исследователь, Учитель-мастер, Педагогический дебют, Учитель года…)
• Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (открытые уроки, выступления на конференциях, педсоветах, мастер-классы; организация районных, городских семинаров, публикации учителей школы в различных научно-методических изданиях…)
• Инновационная деятельность педагогов;
• Аттестация учителей, повышение квалификации.
Акцент в реализации методической работы в школе сделан на дифференцированный подход в работе с учителями. В своей практике мы используем такие формы методического сопровождения учителей, как:
1. Организация методической поддержки (консультирование, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). Это направление включает активные (деловые игры, дискуссии, тренинги, мастер-классы и т. д.) и пассивные (выступления на педсоветах, конференциях, анкетирование, тестирование, опросы, ознакомление с книгами, учебными пособиями, информационными ресурсами и т.д.) формы.
2. Создание организационных и методических условий для участия педагогов школы в различных мероприятиях: курсах, конференциях, районные методических объединениях, круглых столах, семинарах, вебинарах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства и т. д.
3. Оказание информационной и методической поддержки учителям, ведущим свою научно-исследовательскую деятельность.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учителей.
Повышению профессионального мастерства педагогов также способствует целенаправленная работа всего коллектива над единой методической темой «Организационно-педагогические условия совершенствования педагогической деятельности при реализации ФГОС» и вытекающими из нее темами работы школьных методических объединений. Главная цель работы над единой методической темой: совершенствование профессиональной компетентности учителя с целью его профессионального роста.
Приоритетными направлениями работы методических объединений являются совершенствование методического и профессионального мастерства учителей, развитие их творческого потенциала; организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учеников; освоение современных методик и технологий обучения. На заседаниях методических объединений происходит знакомство с теоретическими разработками, новинками методической литературы, учителя повышают уровень профессиональной компетенции. В рамках МО ведется работа по самообразованию. На заседаниях МО заслушиваются отчеты педагогов по темам самообразования, делается их всесторонний анализ. Результаты проведённых заседаний находят своё отражение в образовательном процессе.
Особая роль в организации методической работы отводится деятельности по сопровождению наставниками, опытными специалистами молодых, начинающих педагогов. Некоторые молодые учителя испытывают затруднения в организации обучающего процесса, поэтому существует потребность в создании системы наставничества, которая позволяет молодым педагогам осваивать такие методики, педагогические технологии, которые наиболее подходят ему как личности, учитывают его темперамент, способности, интересы. В результате такого сотрудничества некоторые молодые учителя довольно скоро начинают демонстрировать высокий уровень теоретической подготовки, готовность к творчеству и сотворчеству, к использованию инновационных подходов в обучающем процессе; добиваются высоких показателей в своей работе.