Елена Николаевна писал(а):Мне непонятно, почему основная масса коллег "съехала" на тему сопровождения одаренных детей, ведь тема звучит несколько иначе: Психологическое сопровождение развития в креативности детей и подростков в условиях урочной и внеурочной деятельности. А креативность можно и нужно развивать у учащихся разного уровня развития!!! Не только у одаренных ребят!
Согласна с Вами, Елена Николаева! Креативность развивать следует у любого обучающегося. В этом плане полезными могут оказаться работы А.Г. Грецова, рассматривающего развитие креативности посредством технологий психологического тренинга.
"Современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на работе, и в быту чело-век раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. Для продуктивного поведения в таких ситуациях недостаточно опоры на традиционный интеллект, а необходимо опираться на креативность как систему творческих способностей. Несмотря на многообразие подходов к объяснению данного феномена, анализ ряда исследований (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Н.В. Дружинин, А.Н. Лук, Н.Н. Николаенко и др.) позволяет выявить и обобщить ключевые идеи, на которых базируется понимание сущности креативности в современной психологии.
Главных проявлений креативности два:
1. Возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенно-сти, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.
2. Возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью.
Поле для проявления креативности — это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим (рисование, игра на сцене и т.п.), а любые жизненные ситуации, в которых присутствует новизна и неопределенность.
Креативность — это не частная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека. Она не сводится ни к какому-либо единичному психологическому качеству, ни к специальным творческим способностям (художественным, музыкальным и т.п.).
Креативность неспецифична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. Ее тренировка в каком-то одном виде деятельности ведет к тому, что она начинает ярче проявляться и в других видах.
Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения». Конечно, степень ее выраженности может существенно различаться, однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы творчески подходить к решению жизненных проблем. Если этого не про-исходит, то проблема заключается обычно не в отсутствии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумении ими пользоваться.
Наиболее результативным путем активизации креативности представляется психологический тренинг. Он заключается в активном социально-психологическом обучении посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Такое моделирование осуществляется посредством игровых методов и групповых дискуссий. Тренинг не сводится к пере¬даче знаний и умений в неизменном виде, он подразумевает создание возможности непосредственного соприкосновения с изучаемой реальностью, обучения на собственном опыте.
В основу тренинга креативности положено несколько принципов:
1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности. Внешняя схожесть техник, применяемых в тренинге, с реальными жизненными и профессиональными проблемами сведена к минимуму. Это сделано намеренно, чтобы избежать активизации разного рода стереотипов у участников, дать им возможность воспринять задания как принципиально новые, требующие поиска оригинального решения. Кроме того, инструкции к выполнению предлагаемых упражнений в большинстве случаев содержат лишь обозначение целей и условий работы, но не содержат конкретных указаний, алгоритмов ее выполнения. Это создает условия неопределенности, множественности «степеней свободы», что служит важной предпосылкой активизации креативности.
2. Игровой характер взаимодействия. В широком смысле игра определяется в психологии как форма активности, не направленная на получение какой-либо утилитарной выгоды, мотивация которой заложена в самом процессе ее выполнения. Большинство техник, входящих в тренинг, по внешнему содержанию являются подчеркну¬то «бессмысленными», не направленными на решение каких-либо прагматических задач или актуальных жизненных проблем. От участников, собственно, и требуется на время отвлечься от этих проблем, уподобившись играющим детям, проявить спонтанность, увлечься деятельностью безотносительно к тому, какую пользу она принесет. Конечно, техники подобраны таким образом, что каждая из них должна принести участникам пользу, но выяснение того, в чем именно эта польза состоит, осуществляется постфактум, на стадии обсуждения.
3. Позитивная обратная связь, отказ от критики содержания работы. Соблюдение этого принципа важно по двум причинам: во-первых, позитивная обратная связь (принятие, похвала, одобрение) создают у участников положительный эмоциональный настрой, благоприятствующий работе; во-вторых, критические суждения в большинстве случаев вызывают у адресатов защитную реакцию и, как следствие, блокируют проявления креативности. Последнее особенно ярко про¬является на стадии генерации идей. По-этому в контексте тренинга креативности следует избегать критических суждений как со стороны ведущего, так и со стороны участников.
4. Баланс между интуицией и критическим мышлением. Говоря шире, это баланс между право- и левополушарной активностью головного мозга. Тренинг нацелен не на то, чтобы сделать участников целиком спонтанными и не склонными к критике, а на то, чтобы обучить их различать и бесконфликтно разграничивать те моменты, когда более уместна опора на спонтанность и интуицию, и те, когда целесообразно критически осмыслить ситуацию:
— постановка проблемы (критическое мышление);
— генерация идей о способах ее решения (творческое мышление, воображение интуиция);
— оценка вариантов, обдумывание стратегий их воплощения (критическое мышление).
5. Ретроспективное выстраивание параллелей между содержанием занятий и жизненным опытом участников. Основная задача обсуждения каждой процедуры — дать участникам понять, какие психологические механизмы оказались задействованы, какие умения развивались, какие личностные качества активизировались, и как все это связано с жизнью участников за пределами тренинга. С одной стороны, должны быть озвучены сами эти механизмы, знания, умения, с другой стороны, участникам следует сопоставить полученный опыт с событиями собственной жизни — как прошлыми, так и будущими.
6. Широкое использование средств визуальной и пластической экспрессии. К ним относятся рисунки, драматические постановки и пр. Такие средства способствуют не только развитию качеств творческого мышления и воображения, но и «расшевеливанию» участников в личностном плане, отказу от шаблонности и стереотипов.
Разработанная программа тренинга креативности рассчитана на старшеклассников и студентов, хотя может с некоторыми модификациями проводиться и с участниками других возрастов. Оптимальный размер группы - 8-16 человек, возможный - от 5 до 25-30 человек. Основной акцент в программе сделан на решении следующих задач:
- развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации;
- демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем, а также достижении личных и профессиональных целей;
- формирование навыков командной творческой работы. Тренинговые упражнения объединены в 14 занятий, каждое из которых рассчитано ориентировочно на четыре академических часа. Занятия посвящены следующим темам:
1. Знакомство и сплочение.
2. Творческое мышление, часть 1.
3. Творческое мышление, часть 2.
4. Необычное в обычном.
5. Преодоление барьеров.
6. Воображение и выразительность.
7. Артистизм.
8. Порисуем...
9. Творчество и взаимопонимание.
10. Командное творчество.
11. Творчество в бытовых ситуациях.
12. Креативное решение проблем.
13. Творчество как стиль жизни".
Источник: А.Г. Грецов. Психология и школа 2007, № 1