Любому обществу нужны конкурентоспособные, творческие, талантливые, одаренные люди. К большому сожалению, далеко не каждый человек может реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Мне бы хотелось остановиться на работе с родителями одаренных детей.
Задача семьи, дошкольного учреждения состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, не препятствовать ее развитию, задача школы – поддержать и развить способности ребенка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. Тем не менее, в настоящее время даже в школах, прямо ориентированных на работу с одаренными детьми, не существует сколько-нибудь продуманной программы работы с семьей одаренного ребенка. Как бы ни была трудна и в ряде случаев неблагодарна эта работа, на ней необходимо сосредоточить повышенное внимание всего психолого–педагогического сообщества. И работу с творческими, одаренными детьми необходимо начинать с семьи. Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением.
Задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность. Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.
Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями.
Родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.Задача педагогов – направить родителей в направлении развития способностей детей, указать пути развития, рекомендовать те или иные формы работы с детьми, специалистов по подготовке и развитию одаренности детей.