Айгуль Шустова » 30 янв 2013, 06:54
Здравствуйте, уважаемые участники форума!
Олимпиады, конечно, важная часть работы с одаренными детьми. Но олимпиадные задания больше напоминают усложненный задачник. Хотя и это нужно: ребенок учится решать сложные задачи и заодно находит для себя потенциал для возникновения точки роста.
Все же из всех форм работы с одаренными детьми больше всего симпатизирую работе индивидуальной, или в небольшом коллективе, во внеурочное время. Ребенок пишет исследование, готовит проект и выходит на новый уровень. Конечно, при условии, что пишет не компилятивную работу, а создает свое, уникальное творение. Это и есть творческий уровень познания - создание нового на основе того, что уже знаешь. Еще важно научить ребенка анализировать полученный результат, сравнивать свой результат с результатом других учащихся (правда, делать надо это особенно осторожно, учитывая ранимость таких детей). Но главное здесь - не только сравнивать результат, а анализировать работы других одаренных учащихся, то есть делать своеобразный "обзор литературы". Еще нужно научить ребенка планировать свое самообразование, дальнейшую деятельность. Вот так хочется работать. Опыт же работы с одаренными учащимися вне рамок урока у меня пока не большой.
Хочу сказать большое спасибо Наталье Михайловне за информацию о методе "синектика".
Интересное доказательство в пользу такого метода есть в моей практике. Несколько лет назад работала в 5 классе (вела, правда, историю, впервые). Часто проводила игровые уроки, на которых учащиеся делились на группы по своему желанию, то есть по симпатии. И вот что заметила со временем: состав групп был практически постоянным. А однажды даже учащиеся смогли сделать открытие знания - то есть вывели самостоятельно на уроке то, что планируется изучать в старших классах (как раз в группе наиболее одаренных учащихся класса). Тогда списала это на то, что дети были особенными. А теперь подумала, что не зная, применила (конечно, только отчасти) метод "синектика".