Методика выполнения лабораторных работ

Модератор: Рафиков Р.Х.

Re: Методика выполнения лабораторных работ

Сообщение finageev » 06 фев 2013, 14:41

Лабораторные работы являются движущим фактором развития обучающих по всем основным направлениям обучения
finageev
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 06 фев 2013, 14:36
Откуда: г.Стерлитамак

Re: Методика выполнения лабораторных работ

Сообщение Светлана1970 » 06 фев 2013, 02:11

По моему мнению количества лабораторных работ, предлагаемых программой, для развития исследовательских умений в полном объёме всё-таки недостаточно. Восполнить данный пробел могут мини исследования, выполняемые по ходу урока. Это своего рода творческие задания или задачи исследовательского вида, которые целесообразнее учащимся давать для выполнения в группах.
Например, при прохождении в 9 классе темы "Колебательные системы. Маятник" следующий момент, на котором следует остановиться: обсудить гипотезу “От каких величин будет зависеть период собственных колебаний каждого из этих маятников?” (учащиеся высказывают следующие гипотезы: для математического - от длины нити, массы шарика, углового смещения, для пружинного - от свойств (жёсткости) пружины и массы подвешенного к ней груза). Затем для проверки, высказанных предложений, каждая группа проведёт своё мини-исследование (провести инструктаж к работе, обратив особое внимание на то, что следует измерить время 10 полных колебаний, а затем рассчитать период колебаний):
- 1 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от углового смещения нити с шариком (от начальной амплитуды; начальная амплитуда должна быть небольшой); если зависит, то как” (оборудование: скотч, транспортир, шарик с нитью, штатив с муфтой и лапкой);
- 2 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от длины нити; если зависит, то как ” (оборудование: шарик, штатив с муфтой и лапкой, нити, отличающиеся по длине в 4, 9 и 16 раз, секундомер);
- 3 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от массы груза; если зависит, то как ” (оборудование: грузы из разных материалов одинаковой формы и объёма, штатив с муфтой и лапкой, нить, секундомер);
- 4 группа: “Зависит ли период колебаний пружинного маятника от массы груза; если зависит, то как ” (оборудование: набор грузов по 100г, пружина, линейка, штатив с муфтой и лапкой);
- 5 группа: “Зависит ли период колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины; если зависит, то как ” (оборудование: груз, две пружины с различной жёсткостью, линейка, штатив с муфтой и лапкой).
Билетики с темой задания группы вытягивают из “чёрного” ящика, по итогам выполнения представитель группы отчитывается по ходу выполнения работы и по полученным результатам.
Светлана1970
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 10:18

Re: Методика выполнения лабораторных работ

Сообщение Светлана1970 » 06 фев 2013, 01:58

Отвечаю на вопрос относительно лабораторных работы для 7 класса "Определение плотности вещества": листочки с заданиями и перечнем оборудования учащиеся вытягивают на уроке, предшествующем данной лабораторной работе. О любой предстоящей лабораторной работе я ставлю учащихся заранее на уроке, предшествующей ей, после оглашения задания на дом для данного урока.
Светлана1970
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 10:18

Re: Методика выполнения лабораторных работ

Сообщение Калашников С. В. » 05 фев 2013, 15:52

Тема Интернет- педсовета связана с одаренными детьми, а лабораторные работы, даже исследовательского характера, должны на уроке выполнять ВСЕ учащиеся. Поэтому лабораторные работы должны быть рассчитаны на СРЕДНЕГО ученика. Иначе большинство детей не справятся с ними или выпонят их очень плохо. Как оценивать плохо выполненную работу, если она рассчитана только на одаренных детей? Мы не можем плохой оценкой наказывть других детей. Для выявления и поддержки одаренности детей все-таки нужны олимпиады, конкурсы и т.п. На лабораторной работе нужно давать дополнительное или немного другое задание одаренным ученикам.
Калашников С. В.
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 15:41

Re: Методика выполнения лабораторных работ

Сообщение Светлана1970 » 04 фев 2013, 06:30

Проведение лабораторных работ исследовательского характера подготавливает детей к проведению самостоятельных исследований. Они учатся ставить цель работы, вырабатывать методику проведения экспериментов, делать выводы по результатам выполненных измерений. При этом дети учатся наблюдать и видеть интересное даже в самых обыденных вещах. Привожу в качестве примера названия исследовательских работ, выполненных моими учениками, в рамках МАН: “Исследование физических свойств зимней обуви”, “Исследование планирующих свойств семян растений”, “Изучение термокинетических свойств различных жидкостей”, “Исследование физических свойств различных жилищ”. Эти и другие работы были выполнены, как я говорю, “ на коленке”, с использованием того минимума оборудования, что имеется в школьном кабинете физики.
Светлана1970
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 10:18

Re: Методика выполнения лабораторных работ

Сообщение Калашников С. В. » 03 фев 2013, 10:58

Во время физического практикума провожу следующую лабораторную работу "Исследование зависимости напряжения на зажимах источника от нагрузки.
Лабораторная работа
Тема Зависимость напряжения на зажимах источника тока от нагрузки.
Оборудование: Источник тока, реостат, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода.

Ход работы
1. Соберите электрическую цепь
2. Измерьте вольтметром ЭДС (ε ) источника при разомкнутом ключе.
3. Замкните цепь. При помощи реостата измените значение тока.
4. Заполните таблицу
5. Построй те график зависимости напряжения от силы тока.
6. Продолжив график до пересечения с горизонтальной осью, найдите величину тока короткого замыкания.
7. Используя формулу I=ε/r, вычислите внутреннее сопротивление источника тока
8. Сделайте вывод.

Ценность работы вижу в том, что делается не одно измерение, а несколько, потом строится график, потом делается вывод, что при увеличении силы тока напряжение уменьшается. Многие ученики уверены в том, что это невозможно. Дается новый способ вычисления силы тока короткого замыкания.
Калашников С. В.
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 15:41

Re: Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сообщение Fotiniy » 03 фев 2013, 08:14

Очень интересная работа у Светланы1970, обязательно возьму на вооружение.
Только вопрос, если можно, уточните пожалуйста. Учащиеся вытягивают листочки с заданиями на предшествующем лабораторной работе уроке, затем обсуждают уже после урока, а выполняете работу на следующем? То есть ребята знают о задании дня 3-4?
Fotiniy
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 14:27

Re: Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сообщение Светлана1970 » 02 фев 2013, 08:07

Рассмотрим лабораторные работы “Измерение объема твердого тела” и “Определение плотности твердого тела”. Что нам предлагается – следующий комплект приборов: мензурка, сосуд с водой, весы с набором разновесков, набор цилиндриков с нитями. Мой вариант:
1) объединяем работы в одну “Определение плотности вещества”, что предполагает для всех желающих одну конечную цель работы: определить плотность конкретного вещества;
2) разбиваем класс на группы, а затем представитель каждой группы на уроке, предшествующем лабораторной работе, вытягивает билетик с указанием дополнительного, от указанного в учебнике, объектом исследования и перечнем оборудования:
а) определить плотность бисера
оборудование: пакетик бисера, мензурка, весы с набором разновесков, сосуд с водой;
б) определить плотность морковки
оборудование: небольшая морковка, нить, мензурка, сосуд с водой, весы с набором разновесков;
в) определить плотность картофелины
оборудование: большая картофелина, литровая банка, тарелка (можно два последних предмета заменить отливным сосудом и мерным стаканом), весы с разновесками, мензурка;
г) определить плотность стекла
оборудование: стеклянная цилиндрическая палочка, весы с разновесками, линейка;
д) определить плотность мыла
оборудование: кусок хозяйственного мыла прямоугольной формы, линейка;
е) определить плотность неизвестной жидкости
оборудование: стеклянный пузырек, нить, весы с разновесками, мензурка, стакан с неизвестной жидкостью (средство для мытья посуды или шампунь).
При этом не дается инструкций по выполнению заданий – учащиеся должны в группах обсудить ход работы.
Учащиеся в результате выполнения работы учатся самостоятельно разрабатывать стратегию выполнения работы, работать в коллективе.
Светлана1970
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 10:18

Re: Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сообщение Калашников С. В. » 31 янв 2013, 13:50

Исследовательские лабораторные работы (некоторые) уже есть в школьных учебниках. Например, "Выяснение условия равновесия рычага"-7 кл. Как я ее провожу ? На уроке изучаем простые механизмы, потом рычаг, демонстрирую опыты с рычагом, потом ввожу понитие "плечо силы", а затем переходим ( на этом же уроке) к выполнению лабораторной работы. В конце дети пишут в тетрадях вывод. Они должны ответить на вопрос : "когда рычаг находится в равновесии?" Далеко не все дети могут правильно сформулировать вывод.
Далее привожу список других лабораторных работ исследовательского характера
Выяснение условий плавания тела в жидкости-7кл
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках-8кл
Измерение сопротивления проводника(несколько раз)
Получение изображения при помощи линзы
Исследование зависимости периода и частоты от длины нити маятника
И.Т.П.
Калашников С. В.
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 15:41

Методика выполнения лабораторных работ

Сообщение admin » 31 янв 2013, 08:30

«Методика выполнения лабораторных работ по физике учебно-исследовательского характера в основной и средней (полной) школе. Опыт, проблемы и перспективы».
С этой целью необходимо представить:
1)Методику выполнения одной или двух лабораторных работ по физике исследовательского характера с использованием имеющихся в каждой школе физического оборудования или приборов.
2)Указать ценность выполнения таких работ.
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Физика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron