Формирование экологической культуры в преподавании физики...

Модератор: Тагиров И.Х.

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение Тагиров И.Х. » 27 ноя 2017, 04:35

Региональный компонент математического образования, реализуемый на уроках математики, и который преимущественно составляют математические модели, характеризующие социальное и экономическое, экологическое и валеологическое, географическое и историческое, общекультурное и этнокультурное состояние региона и его особенности, становится важным аспектом гуманитаризации математического образования в направлении экологического воспитания учащихся
Тагиров И.Х.
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 03:19

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение Тагиров И.Х. » 27 ноя 2017, 04:30

Изучение естественно-математических наук имеет большие возможности в плане экологического воспитания, обогащения кругозора, наблюдательности, мышления учащихся, воспитания бережного отношения к природе. Психолого-педагогические исследования показывают большие возможности успешного развития в системе экологического образования субъектно-непрагматического отношения у обучающихся к окружающему, к природе . В последние годы отмечается значимость формирования экологической компетентности школьников. В современых условиях образования под компетентностью понимается полифункциональная интегральная характеристика подготовки обучающихся, которая отражает реализацию их субъектной позиции в процессе обучения; способная обеспечить реализацию личностного потенциала ученика, подготовить их к самостоятельной деятельности; предложить объекты окружающей действительности для формирования знаний, умений и способов практической деятельности
Тагиров И.Х.
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 03:19

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение darina70 » 22 ноя 2017, 05:41

На уроке физики при обобщении темы "Тепловые явления" хотелось бы больше внимания уделить проблеме использования ДВС в нашей республике.Где можно найти более достоверную информацию о количестве транспортных средств в РБ?
darina70
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 05:31

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение kalbina2017 » 22 ноя 2017, 04:46

Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно при изучении информационных технологий.
В текстовом редакторе на уроках можно создавать, форматировать и редактировать тексты на экологические темы. При выполнении этого задания обучающиеся должны не только применить знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить свои творческие способности: воображение, представление. Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического, и экологического, и нравственного воспитания. В табличном редакторе можно создавать таблицы и диаграммы по оценке качества воздуха окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников. Предполагается, что на основании полученных данных обучающиеся выработают предположения по улучшению экологической ситуации. В программе PowerPoint можно создавать презентации на большое количество тем экологии. Домашнее задание перед изучением темы: подборка материала по одной из нижеследующих тем или тема, выбранная студентом по желанию. Проекты экологической направленности также успешно способствуют решению задач совместного познания, т. е. обучения в команде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы; воспитанию чувства партнерства и ответственности, веры в свои силы для обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха; развитию коммуникативности: навыков общения при проведении телекоммуникационных проектов (точность и своевременность пересылки сообщений, вежливость, навыки работы с электронными письмами, персональная ответственность каждого члена команды), умения высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении каких-то спорных вопросов; формированию интереса к объектам природы в ближайшем окружении, стремлению оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания; возникновению эмоциональных реакций при встрече с прекрасным и умению передать эти чувства в доступных видах творчества; воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду, парке, лесу; готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям; формированию потребности и умения воспринимать красоту природы; выработке привычек и соблюдению нравственно этических норм и правил поведения в окружающей среде; становлению умений контролировать свое поведение, предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья; Каждый обучающийся выбирает свою тему, разрабатывает и оформляет презентации, сканирует рисунки. На занятии каждый обучающийся показывает свой проект (с помощью проектора), одногруппники задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные стороны презентации и выступления. При работе в среде Access можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т. д.) определенного района, занесенного в Красную Книгу. В такой базе могут содержаться следующие поля: вид, род, семейство, места распространения, рисунок, краткое описание. Если создавать связанные таблицы, то можно в другой таблице добавить краткие описания растений и животных, численность (если есть) и т.д. Используя информационные ресурсы Интернета можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web-страниц на любую экологическую тему в сети Интернет, работа с электронной почтой, связь с экологическими организациями. При разработке Web-страниц на занятиях обучающиеся дополняют тему, разработанную для презентации, и представляют ее в виде Web-страницы. Экологическое воспитание и образование на уроках информатики дает основание сделать следующие выводы: На уроках информатики можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия. Использование информационных компьютерных технологий позволяет студентам более полно изучить экологические проблемы родного края, уметь находить пути их решения Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики. Реализовать межпредметные связи. Занятия, на которых осуществляется межпредметная связь, очень нравятся обучающимся, обучающиеся видят практическое применение своих компьютерных знаний, они нравятся и педагогам. Такие уроки интересны всем.
kalbina2017
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 04:37

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение Сурин » 22 ноя 2017, 04:45

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Экологическое воспитание и образование детей и подростков ñ сложный
процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов,
участвующих в воспитании юного поколения ñ школы, внешкольных
учреждений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из
учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие,
является информатика.
Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения
многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди
задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают
экологические. Круг их очень велик. С одной стороны ó это задачи
развития биологических видов в природной среде, с другой ó исследование
влияния деятельности человека на природу. Моделирование в экологической
сфере позволяет прогнозировать развитие биологических популяций,
управлять численностью отдельных видов и предсказывать влияние
угрожающих их развитию факторов.
Важным моментом в данной программе является воспитание.
Ответственное, трепетное и доброе отношение к природе, чувство
прекрасного ñ вот лишь немногие из направлений экологического
воспитания, обеспечивающие гармоничную взаимосвязь человека и
природы.
На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать учащимся
существование межпредметных связей и, таким образом, повысить
мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин ñ ИВТ и биологии,
экологии, географии. Получение дополнительных знаний об окружающем
мире, изучение экологических проблем края формируют нравственно ñ
экологическую культуру.
На уроках информатики можно реализовать следующие цели и
задачи:
Образовательные:
! ознакомление с экологическими терминами и их применение при
решении задач; изучение некоторых наиболее распространенных в
экологии классификаций
! подготовить школьников к практической деятельности в условиях
широкого использования информационных компьютерных технологий,
расширить кругозор учащихся в других областях, в частности -
экологии
2
! реализовать межпредметные связи
Воспитательные:
! воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края
! формирование экологического сознания и экологической культуры у
школьников на уроках информатики
Развивающие:
! развить логическое мышление учащихся
! привлечь внимание старшеклассников к проблемам истощения
природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти
выход из данных проблем
! выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и
показать перспективы использования альтернативных источников
Экологическое воспитание и образование - интересная и актуальная
тема. На базе нашей школы работает экологическая площадка ´Создание
единого образовательного пространства, основанного на принципах
экологического образования и воспитанияª, которая позволяет знакомиться с
современными методами и формами работы в экообразовании.
За последние два года в Интернете появились публикации по
межпредметным связям. Но материалов, касающихся связи информатики и
экологии мало. До недавнего времени существовали отдельные программы,
позволяющие моделировать те или иные экологические ситуации, но их
немного и сложно найти. Современные компьютеры и компьютерное
обеспечение позволяют без специальных программ не только моделировать
различные экологические ситуации, но и успешно применять полученные
знания и умения на практике.
Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно
при изучении информационных технологий.
Так в теме Текстовый редактор на первых уроках при форматировании и
редактировании текста может быть использовано следующее задание.
Учащиеся должны создать тестовый документ и сохранить его в своей
папке. Открыть файл с готовым неформатированным текстом описания
природы. Выделив все, скопировать в свой созданный файл. Внимательно
прочесть текст, разбить его на абзацы. Придумать и написать название к
каждому абзацу (цвет, начертание, шрифт названий должны быть
различные). Разные абзацы отформатировать по левому, правому краю, по
центру и ширине, изменить междустрочный интервал, сделать красную
строку. Вспомнить свои наиболее яркие впечатления от встречи с природой
и описать его.
В течение 30 минут ученики самостоятельно работают над заданием.
При подведении итогов самостоятельной работы учащихся просматриваются
3
все отформатированные тексты. Из всех полученных текстов выделяются
несколько самых удачных, которые можно распечатать на принтере.
При выполнении этого задания учащиеся должны не только применить
знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить
свои творческие способности: воображение, представление. Дети могут
виртуально перенестись в мир природы, в свой мир ощущений, восприятий.
Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического,
и экологического, и нравственного воспитания.
Из всех тем Тестовый редактор отличается тем, что при его изучении
можно рассматривать многие экологические темы.
Например, природа Алтайского края, птицы, животные и растения,
занесенные в Красную Книгу, экологические факторы в теме ´Спискиª,
альтернативные источники энергии в теме ´Вставка таблицª, исследование
природного комплекса своего района в итоговом занятии по теме ´Текстовый
редакторª.
В теме ´Электронные таблицыª на первых уроках рассматривается
задания по оценке качества воздуха города Барнаула.
Качество воздуха ñ один из важнейших показателей качества
окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых
насаждений, архитектурных сооружений, памятников.
Газовый состав воздуха, которым мы дышим, выглядит так: 78 %
составляет азот, 21 % - кислород и 1 % приходится на другие газы. Но в
атмосфере промышленных городов это соотношение часто нарушено.
Значительную долю составляют вредные примеси, обусловленные
выбросами предприятий и автотранспорта. Доля загрязнения атмосферы в
Барнауле (в том числе и от автотранспорта) составляет 64, 9 %, по этой
причине город Барнаул попал в десятку грязнейших городов России.
При работе школьникам предлагается изучить транспортную нагрузку
на улицах, оценить количество угарного газа. Предполагается, что на
основании полученных данных ученики выработают предположения по
улучшению экологической ситуации.
Детям дается домашнее задание: подсчитать количество машин,
проезжающих в час по проспекту Ленина и улице Северо-Западной, разделив
их на 4 категории: легковые, грузовые, автобусы, работающие на бензине,
автобусы, работающие на газе. Подсчет вести два раза в день с 10 до 11 часов
в воскресенье (час затишья) и с 16.30 до 17.30 в будний день (час пик).
Учащимся предлагается на основе полученных данных о транспортной
нагрузке на улицах составить и заполнить таблицу.
Рабочая формула М=m*n
m ñ Количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем
определенного типа (г/км)
n ñ среднее количество автомобилей определенного типа, проехавших за
один час.
m Пр-т Ленина Ул. Северо-Западная
4
n M n M
Грузовые
автомобили 89
Легковые
автомобили 24,7
Автобусы с
бензиновыми
двигателями
82,6

Автобусы,
работающие на газе
25
Всего Всего
(Выбор улиц обуславливается расположением школы)
Класс делает 2 варианта: для часа пик и часа затишья
Затем, используя таблицу, ученики составляют диаграммы по двум
улицам. Далее делается сообщение о проблемах, связанных с загрязнением
атмосферы.
Для вывода необходимо ответить на вопросы:
1. На какой из обследованных улиц состояние воздушной среды
наиболее благоприятны и почему?
2. Во сколько раз выброс угарного газа на одной улице больше, чем на
другой?
3. Если модернизировать все автобусы, работающие на бензине и
перевести их на более экологический вид топлива - сжатый газ, то во
сколько раз уменьшится выброс угарного газа на каждой из улиц?
Предположи, что весь автотранспорт перейдет на газ, и любой тип
автомобиля будет выбрасывать в среднем 25 г/км угарного газа. Как
изменится состояние воздушной окружающей среды? Составь
сравнительную диаграмму.
4. Сделай выводы о пользе использования использовании по сравнению
с традиционными видами топлива и внеси свое предложение по улучшению
качества воздуха.
На данном уроке можно достичь цели и задачи:
•Формирование экологического сознания и экологической культуры у
школьников.
•Привлечение внимания детей к проблеме загрязнения атмосферы.
•Выявление путей решения проблемы загрязнения воздуха
•Формирование активной позиции школьников по вопросам
окружающей среды.
Задания на моделирование с использованием ´Электронных таблицª в
экологической сфере позволяют прогнозировать развитие биологических
популяций, управлять численностью отдельных видов и предсказывать
влияние угрожающих их развитию факторов.
5
Идея задания позаимствована из американского учебника по биологии
для школьников 16ó17 лет. W.D. Scbraer, H.J. Stolty, Biology. ìThe Study of
lifeî, Nelson, 1992, ISBN 0-13-080681-1.
Сурин
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 04:35

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение Зульфия* » 22 ноя 2017, 04:44

Главная задача экологического образования и воспитания – формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Зульфия*
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 04:35

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение lococb » 22 ноя 2017, 04:43

Экологическое воспитание: перспективы развития


Одной из особенностей образовательных стандартов второго поколения является их экологическая направленность. Впервые в качестве одного из важнейших результатов образования определяется такая составляющая как экологическая культура, среди личностных результатов освоения образовательной программы заявлено формирование основ экологического мышления. Экологическое образование предполагает не только обучение, но и воспитание. Это нашло свое отражение в Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. В области экологического воспитания программа направлена на формирование экологического мышления, культуры и поведения обучающихся.

Ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. Экологические ценности должны быть усвоены каждым членом цивилизованного общества, и немаловажную роль в этом играет школа.

На сегодняшний день экология как отдельный учебный предмет практически отсутствует в учебных планах образовательных организаций. В основной и старшей школе экологические знания большей частью формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла - биологии, химии, физики. Это стало необходимым в связи с достижением ряда предметных результатов, заявленных в образовательном стандарте:

сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем
сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ
сформированность умения оценивать информацию о физических объектах и процессах с позиций научности, экологической безопасности
сформированность собственной позиции по отношению к глобальным экологическим проблемам и путям их решения,
сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований
В качестве регионального компонента в учебные планы школ Нижегородского региона включены учебные предметы «Биологическое краеведение» и «Географическое краеведение». Кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО реализует программы постдипломного экологического образования в рамках повышения квалификации педагогических работников.

Творческо-деятельностный и поведенческий компоненты экологической культуры, которые включают в себя опыт созидательной, проективной, эколого-оправданной деятельности, сотрудничество в отношениях с природой в основном реализуются во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители должны самостоятельно разрабатывать учебно-методические комплексы для экологических занятий, создавать эколого-развивающую среду и условия для развития программ экологического воспитания и проведения экологических акций и конкурсов различной направленности и тематики.

В этом направлении ведется продуктивная работа по созданию и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования образовательных организаций региона за последнее время разработаны: программа экологического объединения «Синяя птица» (Родионова Л.А.), программа эколого-биологической направленности «На лесной тропе» (Соколова Д.В., Соколова О.С.), «Юный эколог». Все они получили экспертные заключения НМЭС ГБОУ ДПО НИРО и реализуются в образовательном пространстве региона.

Важную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют различные организации, которые оказывают содействие образовательным организациям и центрам дополнительного образования в проведении экологических акций и мероприятий.

Это Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Государственный природный биосферный заповедник «Керженский», Экологический центр «Дронт» и др.

Конкурсы педагогического мастерства - одна из форм экологического образования. Примером такого конкурса является областной конкурс учительских работ «Экология для будущего». Целью проводимого мероприятия является обобщение и распространение опыта работы педагогов в области экологического образования и просвещения на территории Нижегородского региона. Круг учителей-предметников, участвующих каждый год в экологическом конкурсе, заметно расширяется. Это не только учителя, ведущие предметы естественнонаучного цикла, но и преподаватели ОБЖ, физической культуры, гуманитарных дисциплин, начальной школы. На конкурс представлены совместные работы учителей-предметников разных образовательных областей. Пример совместного творчества учителей - экологический проект «Перспективы устойчивого развития природы и общества» (учитель биологии Себельдина Н.Н. и учитель литературы Воротникова О.Г., МОУ СОШ №7 г/о г. Нижний Новгород).

Одной их современных форм экологического образования, в которой реализуются все направления формирования экологической культуры, является областная междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада школьников. Этот опыт имеет уже шестилетнюю историю. С каждым годом расширяется возрастной диапазон участников и увеличивается их количество. За последние два года число участников достигло более тысячи человек. Организаторами олимпиады выступили кафедра естественнонаучного образования «Нижегородского института развития образования» и группа учителей биологии в рамках работы инновационной площадки «Достижение метапредметных результатов на основе проектной деятельности для основной и старшей школы в рамках внедрения ФГОС».

В этой форме экологического образования школьников органично сочетаются инновационные модели организации олимпиадного движения в виде дистанционного обучения и традиционная модель проведения предметной олимпиады. Олимпиады такого уровня имеют большую педагогическую, методическую и содержательную ценность как для участников, так и для организаторов.

Для реализации дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования нужны квалифицированные педагогические кадры, обладающие экологической компетентностью. Необходимость включения экологического материала в общий цикл лекций курсов повышения квалификации педагогических кадров различного уровня обусловлена актуальностью формирования у педагогов, а через них и у учащихся, всех компонентов экологической культуры.

В рамках квалификационных курсов для учителей естественнонаучного цикла отдельно присутствует экологический блок, в котором представлена общая система минимальных экологических знаний и содержательные аспекты экологии, реализуемые в предметах образовательной области «Естественные науки». Для этих учителей экологические знания широко представлены и наиболее значимы для насыщения краеведческой и экологической информацией не только основных предметных курсов, но и курсов по выбору и спецкурсов в рамках профильного обучения.

Особое место в этой системе занимают метапредметные модули. Примером такого модуля является дистанционный курс «Современные тенденции развития школьного экологического образования», адресованный учителям-предметникам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, занимающимся экспериментальной работой в области экологического образования, педагогам дополнительного образования.

Все эти мероприятия являются частью постдипломного экологического образования в рамках повышения квалификации работников образовательных учреждений. Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в экологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы будет способствовать экологическому образованию, расширению и развитию профессиональных навыков в данной области.

Экологическое образование школьников должно стать непрерывным и целенаправленным процессом и реализовываться в различных формах по образовательным программам, обеспечивающим преемственность содержания как между ступенями общего образования, так и между общим и дополнительным образованием. Требования, прописанные в ФГОС по данным вопросам, позволят обеспечить реализацию и выполнение этих положений в образовательном процессе.
lococb
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 04:41

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение kalbina2017 » 22 ноя 2017, 04:43

Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно при изучении информационных технологий.
В текстовом редакторе на уроках можно создавать, форматировать и редактировать тексты на экологические темы. При выполнении этого задания обучающиеся должны не только применить знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить свои творческие способности: воображение, представление. Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического, и экологического, и нравственного воспитания.
В табличном редакторе можно создавать таблицы и диаграммы по оценке качества воздуха окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников. Предполагается, что на основании полученных данных обучающиеся выработают предположения по улучшению экологической ситуации.
В программе PowerPoint можно создавать презентации на большое количество тем экологии. Домашнее задание перед изучением темы: подборка материала по одной из нижеследующих тем или тема, выбранная студентом по желанию.Каждый обучающийся выбирает свою тему, разрабатывает и оформляет презентации, сканирует рисунки. На занятии каждый обучающийся показывает свой проект (с помощью проектора), одногруппники задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные стороны презентации и выступления.При работе в среде Access можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т. д.) определенного района, занесенного в Красную Книгу. В такой базе могут содержаться следующие поля: вид, род, семейство, места распространения, рисунок, краткое описание. Если создавать связанные таблицы, то можно в другой таблице добавить краткие описания растений и животных, численность (если есть) и т.д.Используя информационные ресурсы Интернета можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web-страниц на любую экологическую тему в сети Интернет, работа с электронной почтой, связь с экологическими организациями. При разработке Web-страниц на занятиях обучающиеся дополняют тему, разработанную для презентации, и представляют ее в виде Web-страницы. Экологическое воспитание и образование на уроках информатики дает основание сделать следующие выводы: На уроках информатики можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия. Использование информационных компьютерных технологий позволяет студентам более полно изучить экологические проблемы родного края, уметь находить пути их решения. Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики. Реализовать межпредметные связи. Занятия, на которых осуществляется межпредметная связь, очень нравятся обучающимся, обучающиеся видят практическое применение своих компьютерных знаний, они нравятся и педагогам. Такие уроки интересны всем.
kalbina2017
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 04:37

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение Валинурова Гульназ » 22 ноя 2017, 04:42

Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих. Младший школьный возраст является наиболее благопри­ятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характе­ризующийся преобладанием эмоционально-чувственного спо­соба освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущ­ность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся про­исходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая опре­деляет отношение ребенка к природному и социальному окру­жению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозритель­ное, без предметной раздробленности истолкование мира, рас­сматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школь­ного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, приня­тых в обществе.
Валинурова Гульназ
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 04:36

Re: Формирование экологической культуры в преподавании физик

Сообщение Айгуль Зиннуровна* » 22 ноя 2017, 04:42

Главная задача экологического образования и воспитания – формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Экологическое воспитание и образование детей и подростков сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – учебных заведений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика.

Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Круг их очень велик. На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать обучающимся существование межпредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин. На уроках информатики можно реализовать следующие цели и задачи:

Образовательные:

изучение некоторых наиболее распространенных в экологии классификаций;

ознакомление с экологическими терминами и их применение при решении задач;

подготовить обучающихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор учащихся в других областях, в частности – экологии;

реализовать межпредметные связи.

Воспитательные:

воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края;

формирование экологического сознания и экологической культуры у обучающихся на уроках информатики

Развивающие:

привлечь внимание к проблемам истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти выход из данных проблем;

развить логическое мышление обучающихся;

выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и показать перспективы использования альтернативных источников

Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно при изучении информационных технологий.
Айгуль Зиннуровна*
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 04:35

Пред.След.

Вернуться в Формирование экологической культуры в преподавании физики, математики и информатики

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1