В связи с введением ФГОС происходят большие изменения в современном начальном образовании: в его содержании, в общем характере и стиле педагогического процесса.
В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием младших школьников:
• признание самоценности возраста в процессе личностного становления и психофизического развития ребенка;
• признание важности первой ступени для всего последующего образования как этапа в жизни ребенка, связанного с освоением новой социальной позиции и новой социальной роли ученика, с формированием основ умения учиться, со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения;
• планируемые результаты освоения основной образовательной программы рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся.
Необходимо отметить, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного и инициативного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения учащимися системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление гражданской идентичности школьников как основы гражданского общества.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ценности (патриотизм, гражданственность, традиционные религии России), хранимые в культурных, этнических, семейных и других традициях и передаваемые от поколения к поколению.