МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Особенности использования технологии проблемного обучения
в преподавании КУК ОРКСЭ в начальной школе»
Разработчик проекта:
Валеева Ляйсан Маратовна
учитель начальных классов
МОАУ “Башкирская гимназия”
ГО г.Нефтекамск
Уфа-2020
Содержание
1. Введение
2. Актуальность
3. Главные цели проблемного обучения
4. Методы проблемного обучения в начальной школе
5. Технология проблемного обучения и преподавания в школьном образовании
6. Структура проблемного урока
7 .Заключение
8.Список использованной литературы
1. Введение
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Рубинштейн С. Л.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Китайская пословица гласит:
Дай мне рыбу,
И я буду сыт один день.
Научи меня ловить рыбу-
И я буду сыт всю жизнь.
Основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Изучение ОРКСЭ в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать.
Можно выделить следующие современные педагогические технологии, которые чаще всего используются на роках ОРКСЭ:
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии игрового обучения;
технология критического мышления.
2. Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Использование проблемных ситуаций в работе с учениками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблема - есть форма развития знания, форма перехода от уже имеющегося знания к новому. Проблемное обучение – это качественное усвоение знаний; воспитание духовной, нравственной личности; развитие интеллекта, творческих способностей.
3. Главные цели проблемного обучения:
- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Развитие профессионального проблемного мышления.
Для создания проблемной ситуации необходимо соблюдение следующих правил:
1) чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладение новыми умениями.
2) задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала.
3) проблемное задание даётся до объяснения усваиваемого материала.
Для организации успешной работы по технологии проблемного обучения необходимо выявить внутренние условия мышления учащихся и провести предварительную работу:
- выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт);
- необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений;
- надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.
Цель использования проблемных ситуаций на уроках ОРКСЭ:
- создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания посредством проблемного обучения, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников обучения;
- формирование устойчивых познавательных процессов школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках.
Процесс освоения общечеловеческих ценностей, осуществляемый на уроках ОРКСЭ, состоит из следующих этапов:
1. встреча ценностных миров учителя и учеников, происходящая во время высказывания мнений по какой-либо нравственной проблеме.
2. диалогическое взаимодействие и погружение в ценностные миры друг друга на уровне переживания.
3. нахождение общих точек соприкосновения по духовно-нравственным вопросам и проблемам.
4. обретение новых и обогащение прежних точек зрения учителя и учеников за счёт погружения в иные культуры, мировоззрения, мировидения.
5. совместная рефлексия педагога и учеников по поводу значимости обнаруженных нравственных ценностей и смыслов.
4. Методы проблемного обучения:
- метод проблемного (монологического) изложения;
- метод рассуждающего (показательного) изложения;
- диалогический метод изложения;
- методы организации познавательной деятельности учащихся (проблемно-поисковые методы)
- исследовательский метод;
- метод проектов.
Особо хотелось бы обратить внимание на эффективность использования на уроках ОРКСЭ проблемно-диалогических методов:
побуждающий диалог (заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему)
подводящий диалог (цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока)
сообщение темы с мотивирующим приемом (сообщение темы урока учителем- приём «яркое пятно» приём «актуальность»; прием «Постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными». С помощью данного вида задания развиваются познавательный интерес, логическое мышление и творческие способности учащихся, учащиеся отбирают необходимую информацию из предлагаемого учителем, дают собственную оценку явлениям, понятиям; прием «Задание по кругу»- этот приём позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует формированию нравственных убеждений «как жить?», «для чего жить?», самостоятельности суждений.
Формы работы:
- Фронтальная
- Групповая
- Парная
- Индивидуальная
5. Технология проблемного обучения - это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающихся.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.
Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:
Действие педагога Действие ученика
Создание проблемной ситуации Принятие проблемной ситуации;
Выявление проблемы исследования
Управление поисковой деятельностью Самостоятельный поиск
Обсуждение выводов
6.Структура проблемного урока
Выделяют два основных варианта структуры проблемного урока.
Первый вариант по М.И. Махмутову, включает в себя следующие этапы:
1. Создание проблемной ситуации
2. Использование известных способов решения
3. Нахождение нового принципа действия
4. Реализация найденного принципа
5. Проверка правильности решения.
Второй вариант по Е. Л. Мельниковой:
1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую на поиск неизвестного)
2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки)
3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач и выражение новых знаний научным языком)
4. Творческое применение «открытых» знаний.
Самым сложным на уроке для учителя и по М.И. Махмутову, и по Е. Л. Мельниковой является первый этап: создания проблемной ситуации или постановка учебной задачи. На уроках ОРКСЭ, в зависимости от темы, можно использовать следующие способы
Россия – наша Родина Вы узнаете
• Чем богато наше Отечество
• Что такое духовный мир человека?
• Что такое культурные традиции и для чего они
существуют?
• Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение?
• Чем богато наше Отечество?
• Что такое традиции и для чего они существуют?
Вопросы и задания
• Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.
• Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
• Расскажи о традициях, принятых в вашей семье
• Расскажи членам семьи об известных людях России
• Подбери стихотворения, пословицы о Родине
• Напиши сочинение на тему: Россия – наша Родина
• Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Знаменитые люди России.
Традиции, принятые в вашей семье.
В чем заслуги ваших родных перед Родиной.
Какие книги о Родине советуют прочитать ваши родные.
Культура и религия • Как человек создает культуру?
• О чем говорит религия?
Постановки исследовательских задач.
- Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться.
Запись можно осуществить на доске в табличном виде: родина, культура, религия
• родина: мама, дом, гимн, любовь, береза, сад или др.
• культура: вежливость, спасибо, уступить, сдержать слово, аккуратность или др.
• религия: картины, кино, церковь, священник, крест, пасха, рождество или др.
Вопросы и задания
• Перечитать статью, обсудить содержание.
• Ответить на вопрос: Какие слова благодарности вы знаете?
• Ответить на вопрос: Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского
путешественника, живы до сих пор? Какие из упомянутых
традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?
Милосердие и сострадание Основные вопросы урока
• Чем милосердие отличается от дружбы ?
• Кого называют ближним?
Исследовательское задание: разбор слова по составу: как могло возникнуть это слово.
1. А вы бываете милосердны? Часто?
Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
Исследовательская работа с текстом
Опережающее задание: во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;
в) вы с этим не согласны и хотите поспорить.
Дополнительные вопросы
1. Прочитай отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)?
2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…
Золотое правило этики Основные вопросы урока
• Главное правило человеческих отношений.
• Что такое милосердие?
Сначала размышляем сами
1. Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
2. Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?
3. Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета».
Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»?
Исследовательская работа с текстом учебника
Опережающее задание:
Ищем в тексте ответы, подтверждающие или
опровергающие нашу гипотезу.
Дополнительные задания
1. Ты согласен с тем, что осуждающий упрощает мир и человека?
2. Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям.
Подвиг Основные вопросы урока
• О том, что такое подвиг?
СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
К рубрике «ВЫ УЗНАЕТЕ» добавим:
1. Посмотрите на тему урока. Растолкуйте понятие – подвиг.
2. Подвиг может быть ежедневной составляющей в жизни человека?
3. Решите для себя тест. Аргументируйте свое мнение:
ПОДВИГ – это:
– то, что требует напряжения воли;
– преодоление эгоизма и корысти;
– дар другому человеку или целому народу, человечеству;
– жертва человека во имя добра и справедливости.
Составьте связный рассказ, приведите примеры.
Опережающее задание:
Прочитайте текст и скажите, какие наши суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.
7. Заключение
При введении в учебный процесс учебных проблем, управление процессом усвоения становится управлением процесса выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
Условия для успешной реализации проблемной ситуации:
- построение оптимальной системы в ситуации и средства их создания (устные или письменные слова, мультимедиа средства);
- отбор и использование самых активных сущностных задач (проблем);
- учет особенностей в различных видах учебной работы.
Преимущества проблемного обучения:
- обеспечивается развивающий эффект;
- создаётся атмосфера сотрудничества;
- происходит развитие речи, логического мышления;
- вырабатывается активная позиция детей. повышается интерес учащихся к учёбе.
Результат проблемного обучения:
- творческое овладение знаниями, умениями, навыками;
- развитие мыслительных способностей.
«Ставьте ребёнку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему право решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял» (французский философ Ж.Ж. Руссо)
Список литературы
1. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
3. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.
4. Гаранина О.М. «Использование ИКТ на уроках «Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе». http://nsportal.ru/shkola/raznoe/librar ... oy-kultury
5. Реализуем комплексный учебный курс Основы религиозной культуры и светской этики» (из опыта работы учителей Уфимского района) – Уфа, издательство ИРО РБ, 2016
6. Салова А.Е. «Использование ИКТ на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» http://io.nios.ru/articles2/51/14/ispol ... skoy-etiki
7. Картотека проблемных ситуаций на уроках ОРКСЭ https://uchitelya.com/orkse/40901-karto ... orkse.html