Область применения: Уроки по предмету ОРКСЭ
Класс: 4 (программа 1-4)
Урок по светской этике «ДОБРО И ЗЛО»
Тема: Добро и зло
Тип урока: объяснение нового материала
Цель: формирование осознанного отношения к понятиям добро и зло.
Задачи:
1) Формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное;
2) Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
3) Воспитывать стремление личности к совершению добрых поступков.
Цель: формировать у детей представления о добре и зле
Задачи: 1. Раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
2. формировать умение правильно оценивать себя и других;
3. развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать словарный запас,
работа с терминами и понятиями
4. воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу
Оборудование:
презентация, карточки с заданием, иллюстрации, ларчик с капельками, радуга добрых слов из лент, проектная деятельность каждого обучающегося, галерея ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК»
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Тема, цель урока
« Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?»
• Знакомы Вам эти строки?
• Определите тему сегодняшнего урока.
Эпиграф к уроку:
Из всех наук, которые человек
должен знать, главная наука
есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла,
как можно больше добра.
Л.Н.Толстой
III. Новая тема
1. Беседа
• Понятны ли вам слова добро и зло?
• Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
2. Чтение притчи В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал опять ведро в солому и поехал.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал у телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук деда.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
Вопросы:
• Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
• Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
• Какое отношение вызывают у вас недобрые, злые люди?
3. Работа в группах.
Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Выполните задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материалы учебника. На подготовку 10 минут.
План работы группы:
1. Распределите роли: что будет делать каждый член группы (кто работает с учебником, кто с иллюстрациями).
2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
3. Выберите выступающего (можно отвечать группой).
Пока группы работают, звучит песня «Если добрый ты».
1 группа
Задание:
Расскажите, что такое зло.
Приведите примеры проявления зла. При подготовке используйте материалы учебника (стр.13), собственные наблюдения, иллюстрации.
2 группа
Задание:
Расскажите, что такое добро.
Приведите примеры проявления добра.
При подготовке используйте материалы учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.
3 группа
Задание:
Каким русским словам дает начало слово «добро».
Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.
4 группа
Задание:
Распределите слова на 2 группы:
Умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, великодушие, ложь, трудолюбие, вредные привычки, милосердие, зависть, трусость, скромность, помощь, клевета, тунеядство.
СОСТАВИМ РАДУГУ ДОБРОТЫ ИЗ ЭТИХ СЛОВ
5 группа
Задание:
Почитайте стих А. Барто «Человечество», подготовьте выразительное чтение этого стихотворения.
Готов для человечества
Он многое свершить
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид!
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!)
Она не человечество,
А младшая сестра!
4. Физминутка
5. Выступление групп
Мы продолжаем разговор о том, что такое добро и что такое зло. Именно на эти вопросы вы и искали ответы, выполняя разные задания.
Предоставим слово 1 группе
Итак, зло разрушает отношения между людьми, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям.
Что же можно сказать о добре? 2 группа, пожалуйста, вам слово.
Работа над лексическим значением слов (понятий):
Давайте посмотрим, а как толкует значение этих слов русский лингвист С.И.Ожегов.
Чтение словарной статьи и запись в тетради:
«Добро – все положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу; то, что предотвращает вражду».
«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, досада, неприятность, злость. Оно уродует личность, побуждает совершать плохие поступки».
« Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…»
Как вы понимаете эту фразу?
Предлагаю продолжить разговор о добре, о добрых поступках, о добрых людях. Каким русским словам дает начало слово «добро»? Об этом нам расскажет 3 группа. Может быть, вы можете дополнить ответ одноклассников? Как вы понимаете эти слова?
А 4 группа работала с обоими понятиями. Они должны были распределить слова и фразы (слайд 11) на 2 группы и дополнить своими примерами. Давайте еще раз прочитаем фразу, данную на слайде
Вы очень любите сказки знаете многих героев. В сказках как и в жизни бывает добро борется со злом, в сказках добро всегда побеждает. В жизни бывает не всегда так, нужно научиться противостоять злу, быть сильным и смелым.
КАКИЕ ГЕРОИ ДОБРЫЕ ИЛИ ЗЛЫЕ Я ВАМ ПОКАЗЫВАЮ.
Задание для всех в парах;
прочитайте сказку: расскажите какие добрые или недобрые поступки совершали герои
Скажите, легко ли быть добрым? Не только тогда, когда тебе хорошо, а в любое время? Не только к тому, кто тебе нравится, а ко всем? Послушайте стихотворение об одном мальчике (его нам прочитают ребята из 5 группы) искажите, есть ли в нем настоящая доброта?
6. Итог урока
-Что нового вы сегодня узнали?
- Как люди различают добро и зло в жизни? (Мораль проявляется в поступках)
- Какие бывают поступки?
-Что поможет сделать правильный выбор? (Совесть)
-Какие поступки вы хотели бы, чтобы совершали по отношению к вам?
-А что для этого нужно?
Приём «Ларчик»: Каждый кладёт в сундучок капельку и называет Правило доброты.
Звучит песня «Дорогою добра», видеоряд «Умиление».
7. Домашнее задание (на выбор):
Расскажите о добрых делах своей семьи.
Найти пословицы высказывания о доброте и объяснить их смысл.
Нарисовать рисунок по теме «Доброе дело».