Методическая копилка

Модераторы: Э.А.Ижбулатова, Рахматуллина Ш.М.

Re: Методическая копилка

Сообщение maulikha » 07 апр 2019, 05:19

Область применения: Уроки по предмету ОРКСЭ
Класс: 4 (программа 1-4)
Урок по светской этике «ДОБРО И ЗЛО»
Тема: Добро и зло
Тип урока: объяснение нового материала
Цель: формирование осознанного отношения к понятиям добро и зло.
Задачи:
1) Формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное;
2) Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
3) Воспитывать стремление личности к совершению добрых поступков.
Цель: формировать у детей представления о добре и зле
Задачи: 1. Раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
2. формировать умение правильно оценивать себя и других;
3. развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать словарный запас,
работа с терминами и понятиями
4. воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу
Оборудование:
презентация, карточки с заданием, иллюстрации, ларчик с капельками, радуга добрых слов из лент, проектная деятельность каждого обучающегося, галерея ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК»






Ход урока:
I. Организационный момент
II. Тема, цель урока
« Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?»

• Знакомы Вам эти строки?
• Определите тему сегодняшнего урока.
Эпиграф к уроку:
Из всех наук, которые человек
должен знать, главная наука
есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла,
как можно больше добра.
Л.Н.Толстой
III. Новая тема
1. Беседа
• Понятны ли вам слова добро и зло?
• Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?


2. Чтение притчи В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал опять ведро в солому и поехал.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал у телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук деда.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
Вопросы:
• Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
• Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
• Какое отношение вызывают у вас недобрые, злые люди?
3. Работа в группах.
Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Выполните задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материалы учебника. На подготовку 10 минут.
План работы группы:
1. Распределите роли: что будет делать каждый член группы (кто работает с учебником, кто с иллюстрациями).
2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
3. Выберите выступающего (можно отвечать группой).
Пока группы работают, звучит песня «Если добрый ты».

1 группа
Задание:
Расскажите, что такое зло.
Приведите примеры проявления зла. При подготовке используйте материалы учебника (стр.13), собственные наблюдения, иллюстрации.
2 группа
Задание:
Расскажите, что такое добро.
Приведите примеры проявления добра.
При подготовке используйте материалы учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.
3 группа
Задание:
Каким русским словам дает начало слово «добро».
Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.


4 группа
Задание:
Распределите слова на 2 группы:
Умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, великодушие, ложь, трудолюбие, вредные привычки, милосердие, зависть, трусость, скромность, помощь, клевета, тунеядство.



СОСТАВИМ РАДУГУ ДОБРОТЫ ИЗ ЭТИХ СЛОВ
5 группа
Задание:
Почитайте стих А. Барто «Человечество», подготовьте выразительное чтение этого стихотворения.

Готов для человечества
Он многое свершить
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид!

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!)
Она не человечество,
А младшая сестра!


4. Физминутка
5. Выступление групп
Мы продолжаем разговор о том, что такое добро и что такое зло. Именно на эти вопросы вы и искали ответы, выполняя разные задания.
Предоставим слово 1 группе
Итак, зло разрушает отношения между людьми, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям.
Что же можно сказать о добре? 2 группа, пожалуйста, вам слово.

Работа над лексическим значением слов (понятий):

Давайте посмотрим, а как толкует значение этих слов русский лингвист С.И.Ожегов.

Чтение словарной статьи и запись в тетради:

«Добро – все положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу; то, что предотвращает вражду».
«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, досада, неприятность, злость. Оно уродует личность, побуждает совершать плохие поступки».

« Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…»
Как вы понимаете эту фразу?
Предлагаю продолжить разговор о добре, о добрых поступках, о добрых людях. Каким русским словам дает начало слово «добро»? Об этом нам расскажет 3 группа. Может быть, вы можете дополнить ответ одноклассников? Как вы понимаете эти слова?
А 4 группа работала с обоими понятиями. Они должны были распределить слова и фразы (слайд 11) на 2 группы и дополнить своими примерами. Давайте еще раз прочитаем фразу, данную на слайде
Вы очень любите сказки знаете многих героев. В сказках как и в жизни бывает добро борется со злом, в сказках добро всегда побеждает. В жизни бывает не всегда так, нужно научиться противостоять злу, быть сильным и смелым.
КАКИЕ ГЕРОИ ДОБРЫЕ ИЛИ ЗЛЫЕ Я ВАМ ПОКАЗЫВАЮ.

Задание для всех в парах;
прочитайте сказку: расскажите какие добрые или недобрые поступки совершали герои
Скажите, легко ли быть добрым? Не только тогда, когда тебе хорошо, а в любое время? Не только к тому, кто тебе нравится, а ко всем? Послушайте стихотворение об одном мальчике (его нам прочитают ребята из 5 группы) искажите, есть ли в нем настоящая доброта?

6. Итог урока
-Что нового вы сегодня узнали?
- Как люди различают добро и зло в жизни? (Мораль проявляется в поступках)
- Какие бывают поступки?
-Что поможет сделать правильный выбор? (Совесть)
-Какие поступки вы хотели бы, чтобы совершали по отношению к вам?
-А что для этого нужно?

Приём «Ларчик»: Каждый кладёт в сундучок капельку и называет Правило доброты.
Звучит песня «Дорогою добра», видеоряд «Умиление».
7. Домашнее задание (на выбор):
Расскажите о добрых делах своей семьи.
Найти пословицы высказывания о доброте и объяснить их смысл.
Нарисовать рисунок по теме «Доброе дело».
maulikha
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 06 апр 2019, 21:46

Re: Методическая копилка

Сообщение dilara_r_k » 07 апр 2019, 03:12

Тема: Семья
Цели:
• познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
• подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
• показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
• воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье.
Оборудование:
• учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика».
• компьютер;
• презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся;

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Определение темы и задач урока. Постановка проблемы.
– Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. Послушайте, что об этом пишет Валентин Берестов.

Любят тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

– Что является опорой в жизни каждого человека?
(Если в ответах учащихся не прозвучит слово «семья», учитель предлагает разгадать ребус: 7Я)

– Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

III. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
1. Работа с понятиями род и семья.
– Как вы понимаете значение слова «семья»?
– Как образовано это слово?
– Каких членов семьи вы можете назвать?

Семья – это мы.
Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это мой братишка родной.
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие.
Семья – сестрёнки мои озорные.
Семья – это крёстный, и тёти, и дяди.
Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Где любят и ждут, и не помнят о злом!

– В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Вывод: Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…

2. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество
– Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
(ответы детей)
– До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на семьи в нынешнем понимании – отец, мать и дети.

– Почему же возникла необходимость жить семьёй?
(ответы детей)

– О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке.)

Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

3. Работа с учебником.

– Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка.
Как называются старшие поколения? А младшие?
(На доске появляются слова «предки», «потомки»)

– Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.

– Появилось очень много семейных традиций.
Например, традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

– Кого из вас назвали в честь кого-нибудь из родственников?

– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

– Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: отчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

– Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей.
Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева?
Назовите родственников, которых вы знаете.

– Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников. Сейчас я раздам вам карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках.

4. Работа в группах
Прабабушка Папин или мамин брат
Бабушка Сын твоей тети и дяди
Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки
Дядя Дедушка твоего отца или мамы
Тетя Мама твоей мамы или папы
Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы
Двоюродная семья Мамина или папина сестра
Племянник Сын твоей сестры или брата
Племянница Дочь твоей сестры или брата
Отчим Муж твоей мамы
Мачеха Жена твоего папы

IV. Творческое применение знаний.
1. Мудрые мысли
– О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?

– Объясните смысл данных пословиц:
• Не нужен клад, когда в семье лад.
• В семье и каша гуще.
• Дерево держится корнями, а человек семьёй.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

2. Рассказ о своей семье

- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
– А какие традиции есть в ваших семьях?

– Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?
(учащиеся рассказывают о своих семьях, сопровождая свой рассказ показом слайдов с фотографиями семьи)

– Мы увидели, что семьи есть поющие, танцующие, спортивные, туристические…
А какую семью можно назвать счастливой?
(ответы детей)
– Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?
(ответы детей)

3. Правила семейного благополучия:
• Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
• Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
• Не причиняй боли родному человеку.
• Помогай родителям.
• Уважай старость.
• Дари радость членам своей семьи.

– Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Продолжите незаконченные предложения:
• Мама и папа для меня самые …
• Я доверяю свои тайны …
• Я люблю бабушку за то …
• Свою семью я считаю …
• Родным хочу пожелать …

VІ. Домашнее задание.
Выберите одно из предложенных заданий на выбор:
– составь генеалогическое древо своей семьи,
– нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.

–Хочется закончить сегодняшний урок словами из стихотворения о семье:

…Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша СЕМЬЯ!
dilara_r_k
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 05 апр 2019, 19:50

Re: Методическая копилка

Сообщение Гильманова Залия » 06 апр 2019, 10:08

Тема: Нравственный поступок.
Цель: формирование у учащихся представления о том, что «нравственный поступок» и «мораль» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни.
Задачи:
-создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;
-Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля;
-Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.
Основные термины и понятия:
• Поступок. • Нравственный поступок.• Мотив.• Цель поступка.
• Средства достижения цели. • Действие.• Результат.
Оборудование: презентация, карточки для написания учениками понятий, толковые словари С.И. Ожегова, карточки с пословицами и притчами.
Сценарий урока.
1. Организационный момент (выяснение настроения учащихся).
Игровой приём «Улыбка»
Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.
2. Объявление новой темы урока (слайд 1).
Начнем наш урок с притчи (слайд 4).
Чтение учителем или учащимися притчи:
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И
старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит
другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного
нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит
спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову
кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт, соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
2. Беседа.
- О каком сыне идет речь?
- Почему другие – не сыновья?
- Как вы считаете, можно ли по поступкам оценивать человека?
- К какому из этих сыновей отнесете себя вы?
- В чем смысл притчи? - Что же такое поступок?
Человек подобен дереву: при солнце крона дерева освещена – человек совершает обдуманный поступок, набегает темнота – человек идет по плохому пути.
Закройте глаза и скажите, с чем у вас ассоциируется поступок, проступок (слайд 5)?
Слайд 6:
Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. Что перевесит – зависит от каждого из нас.
Слайд 7: выберите и запишите по одному понятию – поступок и нравственный поступок, которые вам наиболее понятны.
Уже давным-давно человек задумывался о том, как он поступает, что делает.
Слайд 8:
- из каких произведений данные герои;
- в какие группы вы могли бы их объединить;
- кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;
- приведите пример из произведений литературы самостоятельно.
Учитель говорит вывод:
Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат. (слайд 9)
Твой выбор (слайд 10-11)
3. Работа по учебнике (слайд 12):найдите определения в учебнике.
4. Сравни (слайд 13).
5. Учащиеся предварительно делают выводы (слайд 14)
Нравственный поступок имеет мотив, конечный результат;
Совершая нравственный поступок нужно думать о других;
Нравственный поступок опирается на моральные ценности.
6. Обсуждение ситуации (слайд 15-16)
7. Физкультминутка.
Дети встают в круг, учитель дает предмет (игрушка, цветок). Передавая его друг другу, дети должны называть добрые вежливые слова.
8. Работа в группах :
Закончи предложения: 1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ...__________________
2) Человек совершает нравственный поступок, икогда…_____________________________
3) Нравственным можно назвать человека, который …________________________
4 группа.
Задание: соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу
Не плюй в колодец// пригодится воды напиться. Заварила кашу,// расхлебывай.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет. Назвался груздем, // полезай в кузов .
Чем дальше в лес,// тем больше дров. В ком добра нет, // в том и правды мало.
На добрый привет, //добрый ответ.
Выступление групп о выполненных заданиях.
Учитель: А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.
Вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость. Подводим итог по проделанной работе (слайд 19).
9. Домашнее задание:
Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“(средние учащиеся);
Нарисовать абстракцию Как я представляю „нравственность “ и „безнравственность “ (слабые учащиеся);
Проведение акции „Добрый свет“ (помощь пожилым людям) – оформление в виде стенгазеты с фотографиями.
10.Синквейн. Учитель: По результатам выполненных заданий можно сказать, что вы ребята уже хорошо понимаете значение нравственных поступков. А теперь следующее задание для групп составление «синквейна» (слайд 21).
11. Рефлексия (сравнить пушистиков). Пожелание добра
Гильманова Залия
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 мар 2019, 16:01

Re: Методическая копилка

Сообщение Гильманова Залия » 06 апр 2019, 10:03

Тема: Нравственный поступок.
Цель: формирование у учащихся представления о том, что «нравственный поступок» и «мораль» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни.
Задачи:
-создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;
-Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля;
-Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.
Основные термины и понятия:
• Поступок. • Нравственный поступок.• Мотив.• Цель поступка.
• Средства достижения цели. • Действие.• Результат.
Оборудование: презентация, карточки для написания учениками понятий, толковые словари С.И. Ожегова, карточки с пословицами и притчами.
Сценарий урока.
1. Организационный момент (выяснение настроения учащихся).
Игровой приём «Улыбка»
Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.
2. Объявление новой темы урока (слайд 1).
Начнем наш урок с притчи (слайд 4).
Чтение учителем или учащимися притчи:
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И
старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит
другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного
нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит
спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову
кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт, соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
2. Беседа.
- О каком сыне идет речь?
- Почему другие – не сыновья?
- Как вы считаете, можно ли по поступкам оценивать человека?
- К какому из этих сыновей отнесете себя вы?
- В чем смысл притчи? - Что же такое поступок?
Человек подобен дереву: при солнце крона дерева освещена – человек совершает обдуманный поступок, набегает темнота – человек идет по плохому пути.
Закройте глаза и скажите, с чем у вас ассоциируется поступок, проступок (слайд 5)?
Слайд 6:
Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. Что перевесит – зависит от каждого из нас.
Слайд 7: выберите и запишите по одному понятию – поступок и нравственный поступок, которые вам наиболее понятны.
Уже давным-давно человек задумывался о том, как он поступает, что делает.
Слайд 8:
- из каких произведений данные герои;
- в какие группы вы могли бы их объединить;
- кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;
- приведите пример из произведений литературы самостоятельно.
Учитель говорит вывод:
Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат. (слайд 9)
Твой выбор (слайд 10-11)
3. Работа по учебнике (слайд 12):найдите определения в учебнике.
4. Сравни (слайд 13).
5. Учащиеся предварительно делают выводы (слайд 14)
Нравственный поступок имеет мотив, конечный результат;
Совершая нравственный поступок нужно думать о других;
Нравственный поступок опирается на моральные ценности.
6. Обсуждение ситуации (слайд 15-16)
7. Физкультминутка.
Дети встают в круг, учитель дает предмет (игрушка, цветок). Передавая его друг другу, дети должны называть добрые вежливые слова.
8. Работа в группах :
Закончи предложения: 1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ...__________________
2) Человек совершает нравственный поступок, икогда…_____________________________
3) Нравственным можно назвать человека, который …________________________
4 группа.
Задание: соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу
Не плюй в колодец// пригодится воды напиться. Заварила кашу,// расхлебывай.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет. Назвался груздем, // полезай в кузов .
Чем дальше в лес,// тем больше дров. В ком добра нет, // в том и правды мало.
На добрый привет, //добрый ответ.
Выступление групп о выполненных заданиях.
Учитель: А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.
Вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость. Подводим итог по проделанной работе (слайд 19).
9. Домашнее задание:
Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“(средние учащиеся);
Нарисовать абстракцию Как я представляю „нравственность “ и „безнравственность “ (слабые учащиеся);
Проведение акции „Добрый свет“ (помощь пожилым людям) – оформление в виде стенгазеты с фотографиями.
10.Синквейн. Учитель: По результатам выполненных заданий можно сказать, что вы ребята уже хорошо понимаете значение нравственных поступков. А теперь следующее задание для групп составление «синквейна» (слайд 21).
11. Рефлексия (сравнить пушистиков). Пожелание добра
Гильманова Залия
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 мар 2019, 16:01

Re: Методическая копилка

Сообщение oksanasov » 06 апр 2019, 09:10

Тема: «Дружба»
Цель: формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.
Задачи:
Образовательные: дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу.
Развивающие: научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование: учебники, тетради, карточки-«настроение» с изображением смайликов, карточки со словами, фонограмма песни «Настоящий друг» (сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского), толковый словарь С.И.Ожегова.
Критерии достижения: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; доброжелательное и эмоционально-нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей.
Структура и ход урока
1.
Организационный момент.
Учитель приветствует детей.
- Я рада видеть вас. Мне бы хотелось, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Успехов вам и удачи!
- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.
Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов.
- планирование учебного сотрудничества с учителем (К)
2.Сообщение темы и цели урока – «вызов»
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете песню.
При затруднении учитель обращает внимание учащихся к учебнику стр.32-33. рубрика «Вы узнаете».
Учащиеся слушают песню «Настоящий друг», сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского. Когда учащиеся песню прослушают, рассказывают о чём поётся в песне. Ключевое слово ДРУЖБА
Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.
- извлечение необходимой информации из текста песни (П)
- самоопределение (Л)
- смыслообразова-ние (Л)
- целеполагание (П)
- понимание информации, представленной в неявном виде (П)
- принятие и сохранение учебной задачи (Р)
- планирование своих действий (Р)

3.Изучение нового учебного материала.
Работа с текстом учебника, с.32
Работа с толковым словарем.
Работа с учебником.
Беседа с опорой на жизненный опыт.
- Давайте послушаем стихотворение «Что такое дружба?»
- Как вы поняли из стих-ия, что такое дружба?
Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Все версии записываются на доске в виде «Дерева предсказаний». (Приложение № 1)
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь»
- Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения), запишите в тетради.
- В толковом словаре Ожегова дано такое толкование слову ДРУГ. Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?
- Общность интересов?
- Привязанность?
- Поработайте с учебником с.32-33 и найдите отличительные черты дружбы по рядам:
- 1 ряд избирательность, 2ряд – бескорыстность, 3ряд – общность интересов и взаимная симпатия.
(Приложение № 2)

- Какие слова вы связываете со словом «дружба»?
Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами.
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?
- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?
- С какими животными можно связать слово «дружба»?
- Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?
Хорошо подготовленная ученица читает стихотворение:

« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!


Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «ДРУЖБА».
Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь.
Дети отвечают на вопросы, объясняя, как они понимают эти определения.
Дети работают в парах.
Ответы детей.
Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней;
друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
друг – это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо.

Ответы детей.
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)
- подведение под понятие (П)
- интерпретация и обобщение информации (П)
- извлечение необходимой информации из текстов (П)
- анализ и объяснение понятий (П)
- сравнение понятий (П)
- формулировка выводов на основе анализа объектов (П)
- выполнение пробного действия (Р)
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)
- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- учет разных мнений (К)
- аргументация своего мнения (К)
- достижение договоренностей и согласование общего решения(К)
- Смыслообразова-
ние (Л)

4. Физминутка. Игровое упражнение для объединения детей в группы.
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои).
Учитель дает задание детям: - Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
Дети определяют, за какой стол они сядут.
Ответы детей.

- адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К)
- осознание ответственности за общее дело (Л)

5. Закрепление изученного материала.
Анализ проблемной ситуации
Работа в микрогруппах
- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
- Предлагаю вам послушать притчу, которая называется «Поступок друга»
(Приложение № 3)
- С каким вопросом обратился человек к учителю?
- Что посоветовал мудрец?
- Как вы считаете, кого нужно выбирать себе в друзья? Как это выяснить?
- У кого из вас есть настоящие друзья?
Почему вы считаете их настоящими?
- А сейчас поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист со словами, обозначающими нравственные качества личности. Прочитайте, обсудите и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен. (Приложение №4)
- Какими качествами, по вашему мнению, обладает настоящий друг?
- А должны ли вы сами обладать этими качествами? Почему?
- Действительно, не зря народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно ещё и самому быть таким».
- Как вы считаете, легко ли быть хорошим и настоящим другом?

Учащиеся слушают.
Ребята отвечают на вопросы.
Выражают свое мнение, учитывают другие точки зрения.
Учащиеся объединяются и работают в микрогруппах.
Читают по-очереди оставшиеся слова на листочках.
Учащиеся высказывают свои мнения.
- осознание ответственности за общее дело (Л)
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
- извлечение необходимой информации из текстов (П)
- формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П)
- осуществление синтеза, составление целого из частей (П)
- подведение под понятие (П)
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)
- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)
- достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К)
- определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)
- сопоставление положительных и отрицательных поступков людей (Л)
- осознание ответственности за общее дело (Л)

5. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Составьте синквейн по нашей теме урока. Лучший вариант я размещу на доске:
- Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения:
Сегодня для меня было самым интересным
Я понял на уроке
Я думаю, что
- Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали.
А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Дети повторяют хором.)
Ребята составляют свои синквейны.
Дружба.
Настоящая, лживая.
Создается, укрепляется, разрушается.
Улей дружбой крепок.
Учащиеся оценивают свою работу.
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- формулирование и аргументация своего мнения (К)
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)
- формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л)

Домашнее задание
- Предлагаю на выбор несколько видов заданий для выполнения дома. Каждый выберет то задание, которое понравится:
1). Выполнить задание 1 на с. 33 (У)
2). Нарисовать портрет своего друга.
3). Подобрать пословицы о дружбе.
- А на следующем уроке узнаем, что значит быть моральным и умеет ли такой человек дружить.


Приложение № 1
Приложение № 2
- Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».
- Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
- Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
- От себя хочу добавить – Отношение доверия – друзья доверяют секреты друг другу и сами могут хранить секреты других.

Приложение № 3
ПОСТУПОК ДРУГА.
Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:
- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?
- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.
- Конечно, - ответил человек.
- Тогда подойди к нему и спроси прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.
- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?
- Не держать обиды,- сказал учитель.

Приложение № 4
Слова на карточках:
доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
дружба
oksanasov
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 06 апр 2019, 09:08

Re: Методическая копилка

Сообщение dilara_r_k » 05 апр 2019, 20:00

Технологическая карта урока


1. Общая часть
Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4
Тема урока Дружба
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Понимание дружбы как ценностной ориентации. Уточнить смысл понятий «друг», «дружба» П. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение осуществлять информационный поиск.
Р. Развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К. Формирование способности сопереживать чувствам других людей; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение работать в команде. Совершенствование способности самоопределяться в жизненных ценностях;
Совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Цель урока Осознание ценности и необходимости дружбы, личной ответственности за поддерживание дружеских отношений.
Основные понятия, изучаемые на уроке Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение.
Средства ИКТ, используемые на уроке Интерактивная доска, мультимидийный проектор, ноутбук.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке Высказывание Франсуа де Ларошфуко, пословицы о дружбе, стихотворение Л.Измайлова «Монолог о дружбе», И.Туричин «Дружба», песня группы «Барбарики» «Дружба».



Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
10 мин. - Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите частичку тепла друг другу.

На доске записано незаконченное высказывание:
Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - …….
Франсуа де Ларошфуко

- Чтобы понять, какого слова не хватает в высказывании, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

1
2
3
4
5
6


1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)
2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный)
3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость)
4. Это чувство можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность)
5. Так называют экономного человека. (Бережливый)
6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего все старательно, точно. (Аккуратный).

- Какого слова не хватает в высказывании Франсуа де Ларошфуко?
- Как вы понимаете его слова?

- Сегодня на уроке речь пойдет о дружбе.
- Выскажите предположения, на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке?
(при затруднении учитель обращает внимание учащихся к учебнику стр.32, рубрика «Вы узнаете)
Волевая саморегуляция (Р)



Восприятие информации, представленной в неявном виде (П)
Принятие и сохранение учебной задачи (Р)
















Извлечение необходимой информации из текстов (П)
Планирование учебного сотрудничества с учителем (К)
Формулирование познавательной цели (П)

Планирование своей деятельности (Р)



Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
15 мин. - Попробуем найти ответ на вопрос «Что такое дружба?».

Стихотворение Л.Измайлова «Монолог о дружбе»
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» –
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба, – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг –
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
– Что же такое дружба, по мнению автора? С какими мыслями следует согласиться? А с чем вы не согласны?
Выслушиваются ответы детей. Версии записываются на доске.
- Обратимся к тексту учебника. Прочитайте стр. 32 и найдите определение слова «дружба», сравните его с ответами на доске.
- Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.
Ученики должны найти себе пару.

Нет друга – ищи, … …а нашел - береги
Не имей сто рублей - … … а имей сто рублей
Один за всех … … и все за одного.
Человек без друзей … … что дерево, без корней.
Дружба – как стекло :.. … разобьёшь – не сложишь
Старый друг … … лучше новых двух.
Скажи мне, кто твой друг, … … и я скажу, кто ты.
Вместе тесно,… … а врозь скучно
Хороший друг –… … отрада для души.
Дружбу помни,… … а злобу забывай.
Будь с другом и в горе,… … и в радости.
Недруг поддакивает, .. … а друг спросит
РАБОТА В ПАРАХ
- Поработайте с текстом учебники стр.32 – 33 и найдите отличительные черты дружбы.
Подводится итог работы, появляется запись:
1. Избирательность.
2. Бескорыстность.
3. Взаимная симпатия и общность интересов.

- Прочитайте рассказ, какой принцип дружбы нарушил герой рассказа?


И. Туричин «Дружба»
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.
- Давай, - согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и промчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
- Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята.
- Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
- Я – Васин друг! Мы – друзья! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиком. Подбежал к нему Сережа.
- Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
- Давай, - согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
- И меня примите.
- Не примем, - сказал Сережа.
-- Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты вчера говорил!
- То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы:
Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом, Борю?
Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

























































Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)
Поиск необходимой информации из текстов, ёё интерпретация, обобщение и структурирование (П)
Умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, выслушивать мнения других (К)


















Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
7 мин.


- Мы часто говорим «приятель», «товарищ», «друг». Как вы думаете, эти понятия означают одно и то же?
-Какими качествами должен обладать друг?

РАБОТА В ГРУППАХ
У каждой группы лепестки ромашки (по количеству детей в группе).
- Каждый из вас назовет необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает свое качество, но прежде, чем записать прислушивается к оценке товарищей.

Обсуждаются результаты групповой работы.


Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы, учет разных мнений, аргументация своего мнения (К)

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
10 мин.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

– А сейчас послушайте ситуации и выскажите свое мнение «Как следует поступить?»

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
6.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду

– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

-Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
Формулировка выводов на основе анализа ситуаций (П)
Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми (Р)

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность
этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
3 мин.




- Попробуйте соотнести всё, что вы узнали на уроке, с теми отношениями , которые существуют между вами и вашими друзьями. Оцените, насколько вы соответствуете понятию «настоящий друг»

Работа со шкалой самооценки.

- Подумайте и запишите то, что мешает вам максимально соответствовать понятию «настоящий друг». Содержание этих записей останется тайной для всех.


- Чтобы преодолеть свои недостатки, необходим упорный душевный труд. Я верю, что каждый из вас будет гордо нести звание «Настоящий друг»,
а гимном вашей жизни пусть будет песня «У друзей нет выходных»

Нравственно-этическая ориентация (Л)
Контроль, оценка процесса и результатов деятельности (Р)
Формулирование и аргументация своего мнения, использования критериев для обоснования своего мнения (К)
Домашнее задание Напиши небольшой рассказ о своем друге.
dilara_r_k
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 05 апр 2019, 19:50

Re: Методическая копилка

Сообщение Lugovaya2995 » 05 апр 2019, 17:27

Урок ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. 4 класс
Тема. Совесть.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: Создание условий для осознания учащимися понятия «совесть».
Задачи:
- Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.
- Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем; коммуникативные навыки.
- Воспитывать чувство совестливость, ответственное отношение к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).
Предметные: знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии.
Виды деятельности: беседа, чтение текста, работа в группах
Основное понятие: совесть.
Ожидаемый результат:
• В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.
• Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.
• Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.
Ход урока.
1. Начало урока.
Учитель:
- Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум - первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
- Выполнив задания в группе, вы сможете узнать, что ответил третий мудрец.
2. Актуализация знаний.
- У каждой группы на столе есть набор слов. Из них нужно собрать пословицу, не забывайте, что главное – не скорость, а правильный смысл!
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Совесть без зубов, а загрызёт.
От человека утаишь, а от совести не утаишь.
Совесть – не повесть, в архив не сдашь.
Совесть потеряешь – другой не купишь.
Чистая совесть – самая лучшая подушка.
(После того, как дети соберут пословицы прочитать и обсудить их смысл)
- Ребята, кто заметил, какое слово повторяется во всех этих пословицах? Это слово – совесть.
- Что считал главным в человеке третий мудрец?
- Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
- Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!
(прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ)
Прочитать пословицы и обсудить их смысл.
- Обозначьте тему урока.
- Какие цели вы поставите перед собой?
«Корзина идей».
- Что вам известно о совести? Запишите. (2мин)
- Обсудите в группах записанное, в чем ваши мнения совпали, обсудите разногласия. (3мин)
- Заполним корзину идей: учитель фиксирует на доске все мнения обучающихся (включая неверные), без комментариев.
3. Изучение нового материала.
- Послушайте притчу «Совесть» (3 обучающихся читают притчу по ролям – по 1 из каждой группы)
Притча «Совесть».
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то…
Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: Монах Варнава (Санин)

Вопросы для групп:
1) Может ли жить человек без совести?
Какое это чувство? (моральное или физическое) Какая совесть бывает чиста?
2) А что же значит быть совестливым? Что значит поступать по совести?
3) Что такое совесть?
Проверка.
Работа с учебником. Стр. 48 - 49. Работа в группах.
- Найдите ответы на вопросы.
1группа: Кто первым попытался понять, что такое совесть?
Чем различаются понятия «стыд» и «совесть»?
2 группа: Что такое совесть?
Для чего она нужна?
3 группа: В чем проявляется совесть?
Какие чувства сопутствуют голосу совести?
Задания для групп:
Объясните высказывания.
- Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин.
– Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. А.С.Пушкин.
- Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью. Л.Н.Толстой.
8. Закрепление изученного. (Работа на интерактивной доске)
- Соедините стрелочками подходящие по смыслу высказывания:
Поступать вопреки своим убеждениям.

Жить по совести
Жить честно, справедливо.
Поступать без зазрения совести
Делать что-либо хорошо, добросовестно.
Жить со спокойной
совестью
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести.
Поступать против совести
Поступать без стыда, без стеснения.
Делать на совесть

9. ФИЗМИНУТКА
Обучающиеся выходят к доске, им дается 2 ориентира:
поступок, совершенный по совести
поступок, идущий против совести
Прослушав учителя, ребята выбирают тот или иной ориентир.
- Помочь малышу в школьном гардеробе;
- списать домашнее задание у одноклассника;
- признаться в своем проступке;
- скрыть от взрослых правду;
- обидеть ученика младших классов;
- защитить малыша от хулигана.
Решение проблемы.
3 группы: генераторы, критики, независимые эксперты.
Учитель:
- Решите проблему: взрослые стали замечать, что дети рождаются без совести. Как быть??
(Высказывания каждой группы, затем помощь другим группам в виде диспута)
Рефлексия.

- Заполните лист самооценки. Обсудите в группах результаты.
«Рюкзак» по кругу.
Д.З. у вас на рабочем листе.
(Записать 3 поступка, совершенные тобою по совести. Подумать, вспомнить и проанализировать 3 свои поступка, совершенные тобою против совести).
- Внимательно послушайте, задумайтесь, ответить нужно только себе самому.
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
МР3 – Притча о совести. (2,5мин) Прослушивание.
- Давайте представим, что совесть заглянула и к нам. Ночь… Мы задумались о том, что мы сделали такого, что совесть разбудила именно нас…
Запишите кратко это событие на цветной карточке. (2,5мин)
- Как мы поступаем с такими карточками? (Уничтожаем.)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Лист самооценки урока.
Тема урока. ___________________________

В ходе урока я...
Всегда
Иногда
Никогда
Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения
Lugovaya2995
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 05 апр 2019, 17:21

Re: Методическая копилка

Сообщение Элеанора » 05 апр 2019, 17:22

Добрый вечер всем! Урок "Этика наука о нравственной жизни человека" составлен методически правильно, соответствует ФГОС. Спасибо вам за представленную работу.
Элеанора
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 28 мар 2019, 15:53

Re: Методическая копилка

Сообщение Савинова Вероника » 05 апр 2019, 14:45

Конспект урока по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Модуль: Основы мировых религиозных культур.
Тема: Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Мессия (Христос), Христианство, Ислам, Нирвана, Ступы, Буддизм.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
Учитель приветствует учащихся и сообщает, что для работы на данном уроке необходимо разделиться на 3 группы. Для этого каждый из учеников вынимает из коробочки карточку с картинкой. Учащиеся с одинаковыми картинками образуют группы.





- О картинках на карточках мы поговорим чуть позже, а пока давайте проверим домашнее задание.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
а) Проводится обсуждение плана к статье из учебного пособия стр. 10 – 11.
Работа в группах. Задание: ознакомиться с планами, составленными всеми членами группы. Сравнить их, выявляя: на какое количество частей поделен текст; как озаглавлены части ( что определено как главное). Скорректировать свой план в случае необходимости.
б) Выполняются тесты к уроку 4 на диске «Основы мировых религиозных культур».
в) Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое пантеон?
У какого народа возникла вера в единого бога? Все ли люди на земном шаре исповедуют иудаизм?
3. Сообщение темы урока.
Какие религии вы можете назвать? Какое отношение к ним могут иметь картинки на карточках, которые помогли вам разделиться на группы?
Сегодня на уроке мы узнаем, как возникли три мировые религии, и кто был их основателем.
На стр. 12 в рубрике «Вы узнаете» прочитайте о том, что ещё нам станет известно сегодня.
4. Работа в группах с текстами учебного пособия.
Так как объём учебного материала очень большой, работая в группах, мы поможем друг другу познакомиться со всеми текстами. Первая группа расскажет нам что такое христианство, вторая – ислам, а третья познакомит нас с буддизмом.
В группах ребята должны будут:
1. Самостоятельно прочитать текст.
2. Выбрать каждый себе вопрос на полоске бумаги(см. Приложение 1).
3. Найти в тексте абзац, в котором содержится ответ на этот вопрос.
4. Научиться абзац пересказывать.
5. Сообща составить план текста из вопросов.
6. По плану пересказать текст по абзацам (каждый свой).
7. Заполнить информационную карту урока по теме группы (см. Приложение 2).
8. Делегировать одного члена группы для пересказа текста по плану у доски.
5. Пересказ текстов у доски и заполнение информационной карты урока.
Учащиеся заслушивают пересказ делегатов от групп. Учитель сопровождает их пересказ зрительным видеорядом.
После пересказа учащиеся заполняют информационную карту урока и задают вопросы на понимание выступающей группе.
6. Беседа с учащимися по вопросам:
- Как вы думаете, почему последователи Иисуса считали и считают
Его Сыном Бога?
- Как вы думаете, почему именно христианство, ислам и буддизм стали
мировыми религиями?
7. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
Возможные вопросы к учащимся:
- Что вы можете рассказать о возникновении мировых религий членам семьи
и друзьям?
- Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?
8.Закрепление основных понятий урока.
Запись в тетрадь терминов и понятий.
9.Задание на дом:
Для всех: перечитать тексты учебного пособия стр. 12-13, кратко пересказать их по информационной карте урока.
По группам: I - посмотрите на карту и назовите места возникновения мировых религий. II - определить в каком веке возникла каждая из мировых религий.
III - назовите основателей мировых религий (по желанию найдите интересную дополнительную информацию о них).

Приложение 1.
Христианство

Почему иудеи последовали за проповедником Иисусом?
Где родился Иисус?
Почему Иисуса считали Сыном Божьим?
Почему между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт?
Что случилось после смерти Иисуса и как началось распространяться христианство?

Ислам

Кто такой Мухаммад и кто такие ханифы?
Что случилось с Мухаммадом на горе близ Мекки?
К чему призывал Мухаммад?
С чего началось распространение ислама по странам и континентам?
Что такое ислам и кто такие мусульмане?

Буддизм

Где возник буддизм?
Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?
Как к царевичу пришло просветление?
В чём смысл четырёх благородных истин буддизма? Кто такой Будда?
Как умер Будда и что такое ступы?












Приложение 2.
Информационная карта урока № 5: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели».

ХРИСТИАНСТВО. Мессия – это ________________________________________________________________
________________________________________________________________
В переводе с греческого языка слово Мессия означает ______________
Христианством называется религия, в основе которой лежит___________
________________________________________________________________
Христиане – это _________________________________________________

ИСЛАМ.
Ханифы – это _______________________________________
_________________________________________________________
Мухаммад – это ___________________________________________
_________________________________________________________
Бог переводится с арабского языка как ______________ Ислам – это религия, в основе которой лежит учение пророка __________________ В переводе с арабского языка слово ислам переводится как «______», «_____________________________________».
Мусульмане – это _________________________________________________________________.


БУДДИЗМ.
Сиддхартха Гаутама – это_____________________________________
___________________________________________________________
Буддизм – это религия, в основе которой лежит __________________: вера в четыре благородные истины: 1) в мире существует страдание; 2)причина страдания – желания; 3)освобождение от страданий – нирвана; 4)есть путь, ведущий к освобождению от страданий.
Савинова Вероника
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 01 апр 2019, 15:31

Re: Методическая копилка

Сообщение Алсу Магафурова » 05 апр 2019, 10:24

ОРКСЭ (ФГОС)
4 класс
Тема: Дуҫлыҡ һәм тәртиплелек

Маҡсат: 1. Яҡшы сифаттар тураһында белем биреү.2. Иғтибарлылыҡты, фекерләү ҡеүәһен үҫтереү. 3. Дини тәрбиәгә ҡыҙыҡһындырыу тәрбиәләү.
Дәрес барышы:
I.Ойоштороу моменты.
II.Психологик инеш.
- Эй, матур сәскә тажы,
Ер шарын ура ҡат-ҡат.
Ер шарын урап ҡат-ҡат,
Теләгемде үтәп ҡайт.
Уҡыусыларға яҡшы кәйеф,уңышлы эш көнө теләү.
II.Уҡыу мәсьәләһен ҡуйыу. Дәрескә маҡсат ҡуйыу.
Дәреслектәге текст (6 бит)
1. Уҡытыусы уҡый
2. Текст аҫтындағы һорауҙы уҡыу. Ниндәй һорау тыуа?
V.Ял минуты
VI.Проблеманы хәл итеү. Ғәмәли эштәр.
“Рәсәй- минең тыуған илем” 6 бит.
1. Уҡытыусы уҡый.
2. Картина буйынса уҡыусылар фекер алыша. Һорау бирәләр.
3. Үҙ аллы уҡыу.
4. Һорауға яуап биреү.
5. Дәфтәрҙә эш.
6. Презентация өҫтөндә эш.
VII.Тәрбиәүи момент.
Таҙа, аҡыллы кеше булыуҙы тәрбиәләү.

VIII.Рефлексив анализ. Йомғаҡлау. Баһалау
Уйын “Һин миңә, мин һиңә” (уҡыусылар бер-береһенә һорау бирәләр)
- Дәрестә ниндәй яңылыҡ белдегеҙ?
- Үҙегеҙ өсөн ниндәй һығымта яһанығыҙ?
IX. Өйгә эш.
§1, 6 бит. Уҡырға, һөйләргә.
Алсу Магафурова
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 05 апр 2019, 10:05

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron