Урок ОРКСЭ
Тема: Дружба и порядочность.
Цель: раскрыть значение понятий «дружба, порядочность», учить детей жить в дружбе и согласии;
Задачи:
- воспитывать самостоятельность в работе по заданию, умение работать в группах;
- познакомить учащихся с понятием «дружба», «порядочность» с отличительными чертами дружбы;
- развивать память, речь, мышление, умение делать выводы.
Тип урока – открытие нового знания
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Регулятивные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания;
Познавательные УУД:
- формировать умение отбирать главное, синтезировать;
- оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
- строить логическое рассуждение
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Методы:проблемно – поисковый,словесный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Оборудование: учебник по ОРКСЭ М. Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс, «Словарь современного русского языка» Ожегова, карточки с пословицами, аудиозапись для физкультминутки, презентация, плакат «Дерево дружбы»; рисунок ладоней детей класса
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на протяжении всего урока. А если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его друзьям при встрече?
- Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу.
- Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
2. Актуализация знаний и постановка темы урока.
Слайд 1. (Леопольд и два мышонка)
- Я думаю, что вы узнали этих героев!
- Что может связывать этих героев из мультфильмов? (ответы учеников)
- А почему мы вспомнили этих героев в начале урока. Может они нам помогут в чём – то? (ответы учеников)
- О чем сегодня пойдет речь? (ответы учеников)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какие задачи поставите перед собой?
- На какие вопросы мы сегодня найдём ответы? (предполагаемые варианты вопросов)
- Что такое дружба?
- Что значит, настоящая дружба?
- Каким должен быть настоящий друг?
- Почему дружелюбие важно для всего нашего класса?
- Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте отзывчивости и порядочности–о качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком и посадим символическое дерево дружбы.
3. Изучение нового материала. Работа с понятием «дружба», «порядочность»
Что такое дружба? Каждый знает
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- Какое прекрасное слово "дружба", Что вам вспоминается, представляется когда вы его произносите?
- Обратимся к учебнику и узнаем что такое дружба?
Работа по учебнику
- Прочитайте на с. 50 определение слова «Дружба»
- Ребята, давайте подберём родственные слова к слову дружба (дружить, друг, друзья…)
- Найдите в толковом словаре Ожегова значение слова «дружба».
+ Слово объясняется так: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.
- Какими же качествами должен обладать друг? ( Ответы учеников)
- Ребята, а вы умеете дружить?
- Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Какие отношения могут быть? (дружеские, приятельские, товарищеские, просто знакомые.)- Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. - А зачем человеку друг?
- Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. - А зачем человеку друг?
- А каждый ли человек умеет быть другом?
- Какими качествами должен обладать друг?
+ Настоящий друг обладает такими качествами, как честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость, не держит зла после ссоры и быстро умеет мириться.
- Какими красками можно нарисовать дружбу?
- Конечно, со словом дружба тесно связано и такое понятие, как порядочность. Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком - то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?
- Обратимся к учебнику на с. 50.
Порядочность — это честность, неспособность к низким, антиобщественным поступкам». В своей статье Ю. Яковлев более широко раскрывает данное понятие. Он считает, что порядочный человек — это человек не только честный, но и благородный, умеющий понять чужую беду.
- Сейчас я предлагаю вам послушать притчу «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
и определить, какой смысл кроется в ней.
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята»
Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей,» ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас,» грустно сказал он. «Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них,» с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- «Скажите, а что с этим котенком?» -спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар.» -добавил мужчина. «Поэтому котенок и хромает.»
Тогда мальчик почему-то очень заволновался. «Вот его-то я и хотел бы приобрести.»
«Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам,» - сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром,» -напряженным голосом произнес ребенок. «Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги,» - твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.»
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца. «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал,» - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты,» сказал продавец.
В действительности, не столь важно КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, какой вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь тот, кто идет К вам, в то время как весь мир уходит ОТ вас, и есть - Настоящий друг.
- Какой смысл кроется в этой притче.
Музыкальная физкультминутка.
Мозговой штурм.
- Ребята, вы уже вместе целых четыре года, вы выбрали себе друзей в классе. Но нужно научиться общаться с разными людьми, не только с теми, кто вам нравится. Вы, наверное, не раз замечали, что мнения и желания людей не всегда совпадают, иногда они прямо противоположны друг другу. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает ссора. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно?
-Подумайте, какие могут быть причины, из-за которых чаще всего могут быть ссоры?
(на доске записываются высказывания детей) например:
- непонимание друг друга
- неумение выслушать
- нежелание уступить
- стремление отстоять свою точку зрения
- не ставить себя на место другого человека
- обида на любое замечание
- нежелание критически оценить свои поступки
- равнодушие и т.д.
- Какие же качества человека мешают дружбе, а что помогает сохранить дружбу?
Мешает дружбе Помогает дружбе
Вспыльчивость Интерес
Глупость Искренность
Зависимость Доверие
Корыстолюбие Бескорыстие
Зависть Бескорыстие
Ложь Милосердие
Ненадёжность Надёжность
Обман Равноправие
Предательство Свобода
Хитрость Симпатия
Честность
4. Первичное закрепление учебного материала
1. Игра «Собери пословицу».
На карточках написана только половина пословицы. Найдите свою пару.
Собрать пословицы и объяснить смысл по 1 пословице.
1 группа.
«Не мил и свет, когда друга нет».
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги».
«Хорошую дружбу топором не разрубишь».
2 группа.
«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей».
«С добрым дружись, а лукавых берегись».
«Старый друг лучше новых двух».
3 группа.
« Не богатство друг, а друг - богатство».
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
« Человек без друзей, что дерево без корней»
-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?
- А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Легенда.
К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:
- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.
– Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.
Так говорил Д. Аддисон.
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.
5. Творческое задание «Дерево Дружбы»
- Сейчас мы с вами посадим дерево «Дружбы». На доске дерево, а его листьями будут ваши ладошки. Обведите ладошки, вырежьте их.
-На каждом пальчике запишите слова, которые могут охарактеризовать настоящего друга.
- Прикрепите свои ладошки со словами к дереву.
- А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя?
- А теперь закончим наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!
6. Рефлексия.
- Что значит дружба для вас?
+Это когда люди хотят быть вместе; когда они интересны друг другу; когда другу можно доверять тайны; когда вместе весело.
- Почему дружелюбие важно для всего нашего класса?
+Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и учёбе.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Можем ли мы составить правила дружбы?
- У вас на столах листы с пожеланиями. Зачеркните те, которые, по вашему мнению, мешают дружбе.
- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять? Скажите своему другу: «Спасибо, что ты рядом».
- Кто, по - вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?
- Какие выводы вы для себя сделали?
+Нужно стремиться быть хорошим, преданным другом.
- Какие качества характера вы будете стремиться воспитывать в себе?
- Оцените свою работу и всего класса на уроке. (оценочные листы лежат на партах)
7. Домашнее задание
1. Напишите рассказ о своём друге.
2. Нарисуйте иллюстрации по теме «Мой друг».
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.