Галиуллина Гульфия » 18 сен 2019, 14:32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Конспект внеурочного занятия «Вместе чай пьём, беседу ведём»
Разработчик проекта:
Галиуллина Гульфия Салаватовна,
учитель начальных классов,
МОБУ СОШ с.Наумовка Стерлитамакского района
Руководитель проекта: Загитова Ш.Р.
Уфа-2019
Цели: познакомить учащихся с историей происхождения чая, его выращиванием и изготовлением, установить полезные качества чая, привить навыки этикета, развивать артистизм учащихся.
Оборудование: выставка банок и пачек из-под чая, самоваров, плакаты с изображением чайных плантаций, русские народные костюмы, плакаты с пословицами и поговорками о чае, компьютер, мультимедийный проектор, видеофильм «Как заваривают чай» Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни. Хозяин и хозяйка стоят при входе в класс. Хозяин держит хлеб-соль, хозяйка чашку с чаем. Хозяйка. Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать- так на пороге встречать. Хозяин. Просим вас садиться за столы.
Хозяйка. Мы гостей встречаем
Все. Чаем, чаем, чаем.
Хозяин. Первым делом угощаем
Все. Чаем, чаем, чаем.
Хозяйка. Приглашаем к самовару
Все. С чаем, с чаем, с чаем.
Хозяин. И внакладку, и вприкуску
Все. Чай, чай, чай.
Хозяйка. Пейте чай, друзья, по-русски
Все. Чай, чай, чай.
Учитель. Здравствуйте, друзья
Приглашаю к чаю я!
Учитель. Мы не просто чай попьем,
Мы беседу проведем!
Учитель. Где, когда и почему?
Чай прославился в миру.
Учитель. А помогут нам ответить на эти вопросы наши ученики, которые провели операцию «Поиск». Послушайте , что интересного они нашли. 1 ученик. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных- это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
2 ученик. Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повседневную жизнь многих народов мира.
3 ученик. Давным- давно китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья одного вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу этого растения на себе. Они высушили его листья, заварили кипятком, как делали это с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой , ощущая прилив свежих сил. Так рассказывает одна старинная китайская легенда об открытии тонизирующих свойств чая. 4 ученик. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Хотя чай позже и стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая.
5 ученик. Из Китая чай начал свое шествие по миру. В 8 в. он попадает в Японию, затем проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию.
6 ученик. Лишь в первой половине19 в. стали выращивать чай в странах Азии. В 1824 г. голландцы создали чайные плантации на острове Ява, а в 1834 г. – в Индии. На первых порах не все умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское чудо. Сварив весь фунт в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую жидкость, к тому же очень горькую, разложила по порциям сваренные чайные листья и , приправив их сметаной, подала к столу. 7 ученик. В 1638 году русский царь Михаил Федорович Романов направил послов Василия Старкова и Василия Неверова в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время званого обеда гостей поили каким- то терпким горьковатым напитком. Старков доносил царю : «Я не знаю, листья ли какого-то дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя это чаем».
8 ученик. Провожая русских посланников, хан подарил царю связки пушнины, черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 4 пуда-200 пакетов с надписью «бах-чай». «Чай для заварки»-так перевели эти слова. Русские послы деликатно отказались от груды, по их мнению, никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь через сибирские просторы. Но приближенные хана настояли, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе. Возвратившись в Москву, вручая подарки, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на чудесные свойства. Лекари испробовали действие отвара на заболевшем придворном, тот подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя.
9 ученик. Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже и не знали, как заваривать чай.
Учитель. Посмотрите, что однажды случилось с бедняком.
Сценка «Раз прислал мне барин чаю»
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлив варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
Учитель. Мы хотим, чтобы вы поделились секретами заварки чая.
Учитель. Послушайте, что необходимо для заварки чая:
-тщательность, аккуратность, чистота использованной посуды;
-наличие хорошего, неиспорченного чая;
-пригодной для заварки воды. Если для заварки используется обычная водопроводная вода, из крана, ей необходимо дать отстояться 12-20 часов. Чай будет вкуснее.
Просмотр фильма «Как заваривают чай».
Учитель. Сейчас трудно представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола. Учитель. Чайный куст-это вечнозеленое растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают кусты.
Демонстрация плакатов чайных плантаций, сбора чая.
10 ученик. Но основная работа-сбор чайного листа, он длится 7 месяцев. С чайных листов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и складывают в специальные корзины. Собранные листочки отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уж - к нам на стол.
Викторина о чае.
1. А знаете ли вы какой бывает чай (Черный, зеленый, красный, желтый)
2. Можете ли вы назвать сорта чая? ( Китайский, индийский, краснодарский, вьетнамский, грузинский, цейлонский) 3. Какие виды чайных растений вы знаете? (Известны 2 вида чая-китайский : кустарники высотой до 3 метров, произрастают в Юго-Восточной Азии, ассамский-дерево высотой до 1,5 метров, произрастает в Индии).
4. Как называется профессия дегустатора чая? (Титестор)
Дегустация чая.
-чай с лимоном
-зеленый чай
-чай с молоком
-чай с душицей
-чай с мятой
5. Какая страна называется родиной чая? (Китай)
6. Что означает выражение «пара чаю»? (Это означает, что заварка и кипяток подаются отдельно в двух разных чайниках.) 7. А женить чай?(Первую чашку опять вылить в чайник)
8. В какой стране существует специальная чайная церемония? ( В Японии) Учитель. А сейчас ребята загадают вам чайные загадки, которые они нашли во время операции «Поиск». В брюхе-баня,
В носу-решето,
На голове-пупок.
Всего одна рука
И та –на спине. (Чайник)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал-
Там и пропал.(Сахар)
Что на сковороду наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? ( Блин)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине-
Огонь и вода. (Самовар) Хороша трава,
Красна голова.
И медку подарит,
И чайку заварит. (Матрешка)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду-
Мимо рта я не пройду.(Ложка)
Ножек четыре,
Шляпок –одна.
Нужен, коль станет
Чаевничать вся семья.(Стол)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем (Бублик)
Просмотр слайдов «С чем же пьют чай?»
Учитель. Пищевые продукты, с которыми пьют чай, можно объединить в пять групп:
-сахар и др. сладости (конфеты, мед, сладости)
-молочные продукты и молоко
-мука, крупы (рис, пшено) и мучные изделия
-лимон, цитрусовые, натуральные соки, фрукты
-пряности (имбирь, корица, перец, кардамон, мята, тмин)
Конкурс «Из какого произведения данный отрывок?»
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит,
И на бабу поглядывает.(К.И.Чуковский «Федорино горе» )
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла,
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!» (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
-Кто там?
-Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету. А ты, говоришка, помалкивай себе на шкафу! А кот ему говорит:
-Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе. (Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
Учитель. А знаете ли вы как сервировать чайный стол?
Практическая часть.
Стол для вечернего чая нужно накрыть скатертью. Для каждого ставят десертную тарелку, на нее кладут салфетку; справа от тарелки - десертный нож, слева - десертная вилка. На середину чайного стола ставят сухарницу с печеньем, вазочку с вареньем, а около нее - розетки, тарелки с лимоном. Чайную посуду и чайник для заварки ставят около хозяйки. Самовар или большой чайник удобно ставить на специальный (сервировочный) столик, который придвинут к тому краю стола, где сидит хозяйка. Можно установить самовар в центре стола. Нужно помнить, что женщинам подается чайная чашка с блюдцем, а для мужчин - чайный стакан в подстаканнике. Чашки и подстаканники ставят так, чтобы их ручки были обращены влево. Приступая к чаепитию, каждый желающий поворачивает ручку своего стакана и чашки вправо-это сигнал наливать чай. После питья, если чая больше пить не хочется, ручку чашки или подстаканника поворачивают влево. Это означает, что чаепитие закончено.
Подведение итогов викторины.
Учитель. Чаю дали такие эпитеты, как «богатырский напиток», «эликсир жизни», напиток бодрости и здоровья. Хозяин.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью-лучший друг!
Хозяйка. А вот где можно использовать оставшуюся заварку:
-при чистке замшевой и кожаной одежды и обуви;
-удаление запаха рыбы, лука со сковороды;
-маска из заварки разглаживает мелкие морщинки, задерживает появление новых;
-залив спитый чай кипятком, дав настояться, сполоснуть настоем волосы, которые станут шелковистыми, а светлые и каштановые приобретут золотистый оттенок;
-она уменьшает отеки глаз; -
спитым чаем можно поливать комнатные растения.
Песенка о чайном празднике (на мотив песенки «Голубой вагон»)
Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогом,
Вкус их всех нас может удивить.
Припев:
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем ароматный чай.
Знаем лучше доктора серьезного-
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку.
Учитель. А сейчас мы приглашаем всех за стол, чтобы отведать полезного и приятного напитка.