Ленчик » 24 сен 2020, 18:41
ТКУ по литературному чтению
Тема: "Великие русские писатели"
Класс: 3
Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по изученной теме; проверить, как усвоены детьми основные произведения темы.
Задачи:
• Образовательная: отрабатывать у детей навык выразительного чтения; учить правильно согласовывать слова в предложении при составлении ответа.
• Развивающая: развивать память, логическое мышление, внимание, наблюдательность; развивать умение работать в группе; развивать умение объективно оценивать свою работу и товарищей; развивать речь учеников.
• Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению, художественной литературе; воспитывать доброжелательное отношение к ответам своих товарищей.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока
-Здравствуйте.
-Тихонечко садитесь. Начинаем урок.
Слушают учителя
2. Мотивация к учебной деятельности
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Какие качества нам нужны, чтобы наш урок получился таким?
Верно, я думаю вы обладаете этими качествами и у нас получится такой урок.
-интересным, творческим
-активность, внимательность…
3. Актуализация знаний
Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.
По вертикали:
1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова.
2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …
3. Назовите язык, которым первым овладел А.С. Пушкин.
4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки человека.
По горизонтали:
5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
6. У этого поэта была любимая няня. О которой знают все.
7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром.
8. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука».
- Итак, назовите писателей, о которых пойдет наш сегодняшний разговор.
«Но ведь мы уже знакомились с их произведениями» - скажете мне вы. Так что же мы с вами тогда будем делать? Какую цель вы ставите перед собой?
-печаль
- иносказательно
- Французский
- Басня
- Лермонтов
- Пушкин
- Крылов
- Толстой
- Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой.
- закреплять и обобщать наши знания о великих русских писателях и их творчестве.
4. Обобщение и систематизация знаний и применение знаний и умений в новой ситуации
А.С. Пушкин
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Откройте 164 страницу учебника по литературному чтению, сегодня мы будем отвечать на эти вопросы.
Итак, мы уже выясняли кому мы посвятим наш урок, давайте теперь вспомним и подумаем, какие же произведения вам бы хотелось выучить наизусть? Почему?
Ребята, вы согласны с тем, что в каждом произведении присутствует неповторимый авторский стиль, который завораживает?
2. Вспомни и перечитай стихотворение Пушкина "Вот север, тучи нагоняя...", с которым ты познакомился во 2 классе. Перечитай стихотворения поэта о зиме из этого раздела. (слайд)
Верно, при этом, каждое стихотворение жизненное, живое, в них присутствуют художественные приемы.
Раз мы заговорили о творчестве А.С. Пушкина, предлагаю вам ответить на следующие вопросы.
1. Где родился А.С. Пушкин?
2. Когда он родился?
3. Как звали няню А.С. Пушкина?
А сейчас мы проведем литературный ринг по сказкам Пушкина. Готовы?
1. Сколько раз закидывал старик невод в море?
2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
3. Под каким деревом грызла орешки белка?
4. Какое последнее желание вредной старухи?
5. В кого превращался князь Гвидон?
6. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
7. Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»?
8. В какой сказке, и какая домашняя птица охраняла целое государство?
9. Какая царица околдовала царя Дадона?
Подведение итогов по творчеству А.С. Пушкина:
Творчество великого поэта и писателя многогранно. Читая произведения А. Пушкина, мы переносимся в разные времена, города, сказочные страны, встречаемся с необычными или очень похожими на нас персонажами. Взрослые и дети, открывая книгу Александра Сергеевича, погружаются в увлекательный мир художественного произведения. Этот мир раскрашен яркими красками. Мы с легкостью представляем все то, о чем нам хочет рассказать автор.
Все они по-своему интересные, красивые, необыкновенные.
Для изучения на память я бы выбрал стихотворение…
Оно легко читается, хорошо запоминается.
Это очень … произведение.
-да
- сравнивая данное стихотворение с произведениями Пушкина, которые размещены в учебнике 3 класса, можно заметить, что поэт по-разному описывает зимнюю пору.
Некоторые произведения пронизаны радостью, поднесенным настроением, а некоторые – грустью, тоской, унынием.
- в Москве
-6 июня 1799 года
- Арина Родионовна
- 3 раза
- Дадон
- под елью
-стать владычицей морскою
-муха, комар, шмель
-яблоком
- 33
- «Сказка о золотом петушке»; петух
- Шамаханская царица
М.Ю. Лермонтов
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
4. Перечитай стихотворение Лермонтова «Осень». Сравни первые четыре строки этого произведения с данными предложениями:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
В поле пожелтели листья,
И летят, и кружатся;
В бору лишь поникшие ели
Хранят мрачную зелень.
Можно ли назвать эти предложения стихами? Что исчезло? Объясни.
Что вы скажите о стихотворениях М.Ю. Лермонтова? Вам понравились его стихотворения?
Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича Лермонтова наизусть?
Подведение итогов по творчеству М.Ю.Лермонтова
Напомню вам, что родился поэт в 1814 году, 15 октября (по новому стилю). Прожил он недолгую, трагическую жизнь, всего 27 лет, погибнув на дуэли. Но успел написать много замечательных произведений. В своих произведениях Лермонтов выражал одиночество, любовь к Родине, природе. Картины природы оживали в его воображении и становились волшебными. Но образы природы всегда говорят нам о судьбе человека, его стремлениях, страданиях.
Указанные строки не являются стихами, так как не содержат рифму.
К тому же в них отсутствует ритмичность, поэтический язык.
Фразы резкие, обрывистые, не красноречивые.
Слушаем одного человека.
Физкультминутка
И.А. Крылов
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Баснописцы, как правило, изображают своих героев в комических (смешных) ситуациях. Подумай почему.
9. Вспомни героев басен Крылова. Что необычного в их изображении? Подумай, почему баснописец наделяет своих героев качествами людей.
Верно, и многие из читателей могут узнать в животных себя. Иван Андреевич наглядно показывает, какие именно последствия ведут за собой те или иные пороки.
Давайте ответим на вопрос.
В какой басне была такая мораль?
1. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
2. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок».
3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука».
4. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник: и дело не пойдет на лад».
5. «К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, - цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит; а ежели невежда познатней, то он ее еще и гонит».
Подведение итогов по творчеству И.А. Крылова
Ребята, я вам принесла книгу - это басни Крылова. Обратимся к содержанию, посмотрите, как много басен написал Крылов. Вам интересно, сколько им было написано басен за всю жизнь?
Крылов написал 236 басен.
Я выделила в содержании басни, которые вы прочитали, посмотрите, сколько еще непрочитанных вами басен. Вам понравились басни Крылова? А представляете, сколько еще интересных басен он написал, мне бы очень хотелось, чтобы вы прочитали еще несколько его произведений.
Его мораль очень ценна во все времена.
В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому кругу читателей.
- делают авторы это для того, чтоб показать читателям, как они могут выглядеть, если будут такими же, т.е. баснописцы на примере своих персонажей остерегают нас от тех или иных поступков.
Басня сама по себе является юмористическим произведением, цель которого – высмеять пороки, наличие комических моментов – одно из основных составляющих данного жанра.
- персонажами произведений Ивана Андреевича являются животные, они наделены человеческими качествами: их привычками, принципами, особенностями поведения и характера, а главное – недостатками.
Автор придает им качеств человека, так как именно людям адресуются произведения и их мораль.
- Чиж и Голубь
- Ворона и Лисица
- Лебедь, Щука и Рак
- Щука и Кот
- Мартышка и очки
- да
- да
Л.Н. Толстой
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
11. Расскажи, какие произведения Толстого ты читал. Были ли среди этих произведений стихотворения, сказки, басни, рассказы?
12. Какое произведение Толстого тебе особенно запомнилось? Почему?
14. Находишь ли ты что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Толстого "Прыжок" и "Акула»"
17. Знаешь ли ты другие произведения Толстого о животных?
Предлагаю закрепить знания по творчеству Л.Н. Толстого с помощью теста.
1. У берегов какой земли стоял корабль в рассказе «Акула»?
а) Америки;
б) Австралии;
в) Африки.
2. Кем был отец одного из мальчиков?
а) Танкист;
б) артиллерист;
в) боцман.
3. Какое экзотическое животное в рассказе «Прыжок» взяли с собой матросы?
а) Попугая;
б) обезьяну;
в) питона.
4. Каким предметом капитан корабля напугал своего сына?
а) Пистолетом;
б) ружьём;
в) рогаткой.
5. Быль «Лев и собачка».
Как в Лондоне называлось место, где за деньги показывали диких зверей?
а) Зоопарк;
б) зверинец;
в) заповедник.
6. От чего умер лев?
а) От обжорства;
б) радости;
в) тоски.
7. Как называется имение, в котором жил Л. Н. Толстой?
а) Зелёная Поляна;
б) Ясная Поляна;
в) Солнечная Поляна.
Подведение итогов по творчеству Л.Н.Толстого
Лев Николаевич Толстой принадлежал к древнему русскому роду. Он находился в родстве с А. С. Пушкиным: прабабка Пушкина и прабабка матери Л. Н. Толстого были сестрами.
Толстой рано потерял отца и мать. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокОобразованным человеком.
Толстой был на военной службе на Кавказе, а после окончания войны, подав в отставку и посвятив свою жизнь литературе, и поселился в усадьбе Ясная Поляна под ТУлой. Именно там Толстой организовал школу для крестьянских детей, сОздал «Азбуку» для них. Сам же и преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений. ПрОжил Лев Николаевич 82 года. Умер от воспаления легких.
Я прочитал много творений Льва Николаевича. Среди них встречаются разные жанры. «Акула», «Булька» - рассказы,
«Бешеная собака», «Волк в пыли», «Волк и журавель» - басни,
«Волк и мужик», «Два брата» - сказки,
«Дурень» - стихи.
"Лев и собачка".
- эта быль очень сильно запала в душу.
- мне искренне жаль героев произведения, особенно меня поразил лев (такое могущественное животное, как оказалось, способно на любовь, заботу, нежность, верную дружбу.)
- ранее я не читал подобных произведений, поэтому считаю его особенным.
- Да, их поступки схожи.
И первый, и второй герой спас своего ребенка с помощью выстрела.
Но не так важен сам факт выстрела, как умение героев быстро среагировать, проявить находчивость и решительность.
Герои пережили сильные эмоциональные стрессы, ведь их дети были на грани жизни и смерти.
Но они смогли совладать с собой и совершить рискованный поступок, который в итоге спас детей.
И только после этого моряки давали себе слабину в виде трепетных эмоций.
- у Льва Николаевича есть еще огромное количество прекрасных произведений. Например, «Астрономы», «Баба и курица», «Зайцы».
Закрепление
О ком говорится?
1. Переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет проработал в Петербургской публичной библиотеке.
2. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
3. «Мы даже устроили игру в муравейные братья ... Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру».
4. «Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт».
- И.А.Крылов
- А.С. Пушкин
- Л.Н.Толстой
- М.Ю. Лермонтов
7. Подведение итогов урока
- Какую цель мы ставили на наш урок?
- Добились ли мы этой цели?
– Творчество каких писателей мы вспоминали на уроке?
– Чему научили вас произведения писателей, которым мы посвятили сегодняшний урок?
8. Рефлексия
– Понравился ли вам урок?
– Какие чувства вы испытывали во время урока?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Что бы вы хотели сделать лучше?
– Закончите предложения:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Урок дал мне для жизни…
Домашнее задание
Написать письмо в прошлое писателям.
Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?