1.ТКУ
2.Даянова З.Х.
3.Предмет:окружающий мир.
4.Класс 4
5.Тема: «Земля- кормилица»
6.Цель: познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
7.Учебные задачи
Направленные на достижение личностных результатов:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование понимания учебной задачи урока и стремления ее выполнить;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
формирование готовности слушать собеседника, вести диалог.
Направленные на достижение предметных результатов:
формирование уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;
знакомство с ролью почвы в жизни экосистемы.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД ИКТ сопровождение
Этап мотивации(самоопределение к учебной деятельности ) Приветствует учащихся. Мотивирует к учебной деятельности
Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу
Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Организует работу по актуализации ранее полученных знаний с помощью загадок
-Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.
Тест по теме «Полезные ископаемые»
Организует проверку по эталону Актуализируют знания, отгадывают загадки, выполняют задание
Выполняют тест, проверяют себя по эталону Регулятивные:
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. Презентация к уроку в Microsoft Power Point:1-4 слайд тест, переходы
Этап выявления места и причины затруднения
Создает проблемную ситуацию
-Ребята попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь, сегодня на уроке окр. мира.
- Мы ходим по ней, бьём её, колотим, ворочаем, режем, а она всё терпит и добром платит. Резко задумываемся над тем, какую великую роль она играет в жизни каждого человека. А ведь без неё не было бы у нас на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. Более того, без неё прервался бы круговорот жизни на нашей планете, и вся суша лишилась бы растений, животных, грибов…
Её называют чудесной кладовой.
- о чём пойдёт речь на уроке?
- Да, это Земля. Люди часто её называют «Землёй-Кормилицей».
- Нам сегодня предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей», но об этом чуточку позже.
- Земля – это слово имеет несколько лексических значений.
-Какие это значения?
- Сейчас на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова «почва» и рассмотрим это понятие с точки зрения круговорота веществ в природе.
- Почва – важнейшая часть экосистемы.
- Что такое экосистема?
- Чтобы ответить на данный вопрос нам нужно будет разгадать некоторые тайны природы.
- Что такое почва?
- Какой состав имеет почва?
- За счёт чего обогащается почва?
- На эти вопросы мы ответим в течение урока
- Какой бывает почва?
Знакомит учащихся с видами почв Испытывают затруднения при выполнении задания
-О земле
Земля- планета, Земля- территория, земля- почва.
Экосистема-единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живой компонент системы. Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.
Регулятивные:
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.
Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Этап построения выхода из затруднения.
Организует работу в группах
- Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и её свойство.
Практическая работа в группах(3 группы).
- Вы на несколько минут стали учёными. Учёные никогда не забывают о технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами.
- По инструкциям на ваших партах я прошу Вас провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
Опыты№1-5.
Опыт№1.
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят______________________________.
Значит в почве есть __________________________.
Опыт№2.
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на неё немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось________________________. Это ____________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть________________.
Опыт№3.
1. Возьми стакан с водой.
2. Добавь туда почвы.
3. Размешай стеклянной палочкой.
4. Подожди немного и посмотри на дно.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что_________________________________. На дно осел осадок. Это ___________,поверх которого осела_______________. Значит в почве есть_____________________________.
Опыт№4.
1. Возьми стакан с водой.
2. Добавь туда почвы.
3. Размешай стеклянной палочкой.
4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, останки живых организмов, остатки листьев.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что______________________________________. Значит в почве есть______________________________________________.
Опыт№5.
1. Возьми горшок с почвой.
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан____________________________________. Мы сделали вывод, что почва_________________________воду, (а белый налёт сверху – это соли) – Если взять несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло и нагрев стекло над огнём мы увидим белый налет - соли – питательные вещества необходимые растениям.
Организует работу в парах
- Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? Заполните схему у вас на столах. Представитель пары на доску крепит свою схему Выполняют практическую работу в парах
Работают над опытом №1
Работают над опытом №2
Работают над опытом №3
Работают над опытом № 4
Слушают вывод опыта № 5
Работают в парах над выводом: из чего состоит почва?
Познавательные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Презентация к уроку в Microsoft Power Point: 5 слайд (состав почвы), переход
Физминутка Физминутка Видео-физминутка
Этап реализации построенного проекта
Организует работу по выяснению вопроса
- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?» Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой:
«Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – Земля. Она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой кормилицей, даря людям богатые урожаи.»
- Что называют волшебной кладовой?
- А почему?
- Что издавна делает земля-матушка?
- Не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей.
- Как можно назвать землю?
- Наша «кормилица» нуждается в защите. Ведь 1 см. почвы образуется в природе за 250-300 лет Находят ответ на поставленный вопрос с помощью рассказал учителя
- Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.
- Земля - кормилица Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника, вести диалог
Познавательные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Презентация к уроку в Microsoft Power Point:
6-7 слайд , переход
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Организует работу над выводом
- Что необходимо делать для защиты почвы?
- Будет здоровая земля – будут расти растения, будет здоровая пища.
6. закрепление изученного.
- Что называют почвой?
Организует самостоятельную работу
Кроссворд.
- Вы разгадали все тайны. Попробуйте разгадать и кроссворд(лежат на партах у каждого ученика).
Вопросы к кроссворду:
1. Слой земли, на котором растут растения.
2. Одна из составных частей почвы.
3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
4. Основное свойство почвы. Работают над выводом и правилами о защите почвы.
-Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать.
Выполняют самостоятельную работу
-Почва
-Песок
-Перегной
-Плодородие Коммуникативные:
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Личностные
Оценивание усвояемого содержания
Регулятивные
Контроль, коррекция, оценка Презентация к уроку в Microsoft Power Point:
8-16 слайд(кроссворд), переход
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Рефлексия
Оценивают свою деятельность на уроке Познавательные:
рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные:
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД