Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования институт развития образования Республики Башкортостан
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАСТЕР-КЛАСС по ОРКСЭ
на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся
на уроках ОРКСЭ»
Выполнила: Алпаева Эльвира Байрамовна
учительница начальных классов
филиала МБОУ СОШ д.Баймурзино
НОШ д.Лепешкино
Мишкинского района РБ.
Уфа 2017
Мастер- класс проведен на курсах повышения квалификации по ОРКСЭ в
с. Караидель 10 января 2017 г.
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках ОРКСЭ.»
Цель: знакомство с методикой работы по развитию творческих способностей школьников на разных этапах урока.
Задачи:
1. Углубить знания педагогов о способах развития творческих способностей учащихся;
2.Научить педагогов использовать разные формы и методы для развития творческих способностей учащихся на уроках.
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой
Оборудование: компьютер, презентация, листочки с заданиями.
Ход мастер-класса.
1.Мотивация.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Разминка « Улыбнитесь»
-Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
- Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрел в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе. Начинаем работу.
2. Определение темы мастер-класса.
- Послушайте рассказ об одном мальчике и постарайтесь определить тему моего мастер-класса.
Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.»
«Здорово», - ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.
Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»
Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал, перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке. В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой.»«Хорошо», - подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо.» И мальчик слепил, как надо. Родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:
-Сегодня мы будем рисовать.
-Ура, -подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.
Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.
Когда она подошла к ученику, спросила:
-Ты не хочешь рисовать?
-Хочу, а что нужно?
-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.
-А как я буду рисовать?
-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок
-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.
-Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции).
-Чего ему не хватало?( самостоятельности, не хватало фантазии, творческого мышления, воображения)
- Развитию каких способностей помешала первая учительница? ( творческих)
Прямого указания не должно было быть, потому что ученики способны к самопознанию и самовыражению. А роль учителя становится направляющей.
-Как вы думаете, какова же тема моего мастер-класса?
- Тема мастер-класса: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ОРКСЭ.» СЛАЙД 2
3. Работа по теме мастер-класса.
1. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит мысль Сократа: «В каждом ребёнке есть солнце, только дайте ему светить»
- Что же такое –творческие способности?
- Проанализировав различные определения с точки зрения психологии, философии, педагогики выяснилось, что – под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. СЛАЙД 3
Показатели развития творческих способностей.
1. Высокий уровень интереса к урокам;
2. Способность к фантазированию, воображению, моделированию;
3. Проявление сообразительности, догадливости, открытие новых для себя знаний, способов действий, способов поисков ответов на вопросы;
4. Проявление радостных эмоций во время работы;
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества;
6. Проявление самостоятельности в работе;
7. Умение преодолевать возникшие трудности.
2. Как же организовать обучение, направленное на развитие творческих способностей?
Прежде всего обратить внимание на принципы обучения, способствующие развитию творческих способностей:
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения;
- принцип единства и оптимального сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.
3. Предмет ОРКСЭ более всего расположен к нетрадиционным формам: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки - творческие лаборатории и круглые столы, праздники, уроки-выставки и презентации.
Задача учителя – создать условия для возникновения интереса к знанию культуры и основ религии народов России, познавательной и творческой деятельности. Научить школьников видеть и понимать объекты, явления, научить их вести посильную исследовательскую работу (наблюдения, поиск, опыты), собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их; пользоваться различными источниками информации.
4. Дети 9-10 лет по-прежнему восприимчивы к игровым видам учебной деятельности. Станислав Теофилович Шацкий писал, что Игра ребёнка – это жизненная лаборатория. В игре повышается интерес к учёбе, развивающий эффект и мотивация учения, происходит развитие личности ребёнка, вырабатывается активная позиция.
Они с удовольствием играют на уроке, не замечая, как усваивают материал, овладевают навыками определенных действий, учатся культуре общения друг с другом.
5. Поэтому советую при организации работы по развитию творческих способностей детей младшего возраста на уроках ОРКСЭ:
- как можно больше игровых моментов и групповых форм работы;
- как можно меньше письменных заданий;
- как можно больше наглядных материалов;
- организация заданий по рисованию, творческие работы, тематические выставки;
-организация ситуаций успеха, поощрения;
- не подавлять инициативу детей в угоду дисциплине.
Необходимо использовать загадки и сказки в учебном процессе, применять вербальные методы (образ крылатого выражения; исключи лишнее слово; словесные тесты; восстанови надпись; кроссворды, кроссворд – наоборот, ребусы и т. д.).
6. Творческие задания можно использовать на различных этапах урока, независимо от темы урока, целей и задач, поставленных на нем.
- Хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов работы на разных этапах урока:
1. Мотивация (разгадывание ребусов, кроссвордов, рисунок – предположение,игры).
Интеллектуальная разминка.
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Разминку можно проводить по разному:
Что лишнее (Герб, гимн, флаг, храм…)• СЛАЙД 4
Обобщить – что это (Пасха, Рождество, Крещение……)•
Игра «Лишнее слово»
Учитель называет слова, задача учащихся определить, какое слово лишнее и почему.
_________ _________ __________
1) Минарет( относится к исламу, специальная башня рядом с мечетью, с которой верующих призывают на молитву), колокольня, церковь, часовня СЛАЙД 5
Разгадайте анаграммы и подчеркните лишнее слово. СЛАЙД 6
-Помогите, уважаемые коллеги
ВЕССОТЬ БРОДОТА ВИСЗАТЬ
_________ _________ __________
ВОБЮЛЬ ЩОПОМЬ ЛОСЬМИТ
(Совесть, доброта, зависть, любовь, помощь, милость)
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
1. Изучение нового материала (ролевые и деловые игры, проблемные уроки, создание кластеров, коллективных панно, заочные экскурсии, письменные приёмы:
-Написание эссе, телеграммы, письма и др.)
СЛАЙД 7
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление.
Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Добро и зло», кластер может выглядеть так: Слайд 8 .
Ребята могут не только в виде схемы систематизировать, но и проявить свои творческие способности, создав какой-нибудь образ.
1. Практическая часть.
Предлагаю вам обыграть фрагмент урока по теме: «Семья » с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу. Слайд 9
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.
Составление кластера можно использовать в конце урока или в течение всего урока строить - счастливый семейный дом.
3.Закрепление или повторение пройденного материала (синквейны с рисунками, аппликации, рисунки к просмотренным фильмам, инсценировка притч, рассказов, различные интеллектуальные игры).
Интеллектуальная игра «Мудрый этикет» СЛАЙД 10
Задание 1. Собери пословицы, соединив стрелкой начало пословицы с её концовкой.
1. У себя как хочешь, молчание – золото.
2. Хоть не богат, по делам гляди.
3. Слово – серебро, дорога любовь.
4. По одежде не суди, а в гостях как велят.
5. Не дорог подарок, а гостям рад.
6. Поклониться но много приносит
7. Чего в другом не любишь, голова не отвалится.
8. Мил тот гость, что не долго гостит.
9. Вежливость ничего не стоит, того и сам не делай. .
Составление синквейна.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
Слайд 11
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Послушайте ещё одну притчу и угадайте о чём она?
Ведро с яблоками
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!
- Составьте синквейн по теме: «Добро». СЛАЙД 12
Первый пример:
Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
Второй пример:
Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро — забудь, получив — помни.
Польза.
4 .Одним из актуальных методов работы, направленных на развитие творческих способностей - метод проектов. Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, так его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение практического результата. Его можно применять в урочной и внеурочной деятельности.
Темы проектов могут быть различны. В курсе ОРКСЭ тем для создания проектов очень много. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными.
На занятиях для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, фантазия , кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих – в процесс обучения заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства. Учитель должен руководить этой работой и направлять к самостоятельной творческой исследовательской деятельности.
5. Рефлексия .
И на этом этапе урока можно провести много интересных работ по развитию творческих способностей. А я хочу вам предложить приём "Телеграмма"
Описание: приём актуализации опыта. Очень краткая запись.Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).Или написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. А всех вас прошу написать пожелание мне о мастер –классе.
6.Домашнее задание (написание сочинений, составление аппликаций, рисунков, коллажей, стихотворений, написание минипроектов, интервью и др.).
4. Заключение.
Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий другим. Хочу закончить мастер-класс словами древнегреческого философа Сократа:
СЛАЙД 13
«Как научить ребёнка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
- Всем спасибо. Желаю творческих успехов! СЛАЙД 14.
Список литературы.
1.Александрова Е.Ю. Использование приёмов и методов технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ. // Образование, №2, 2013.
2. Попова В.В. Развитие творческих способностей детей на уроках ОРКСЭ.
// Образование, №2, 2013.
2. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Интернет- ресурсы:
http://festival.1september.ru
https://infourok.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://stranamasterov.ru
https://videouroki.net