Методическая копилка

Модераторы: Э.А.Ижбулатова, Рахматуллина Ш.М.

Re: Методическая копилка

Сообщение 313873 » 17 окт 2016, 06:53

Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Учимся трудиться, думать и дружить, учимся на белом свете жить!»
Е.Н.Либик, учитель начальных классов, МАОУ «Лицей №6» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Данное мероприятие разработано на основе осуществления системно - деятельностного подхода в процессе воспитания личности обучающегося. Актуальность проведения продиктована первым этапом становления коллектива (стадия первоначального сплочения), на котором отношения обучающихся определяются содержанием их совместной деятельности, её целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Ему необходимо упражнять, учить детей практически всему.
Теоретическим основанием методической разработки является учение А.С.Макаренко о коллективе, изучение путей развития коллектива по А.Н.Лутошкину. Практическим основанием является технология творческого развития А.З.Рахимова.
Подготовительная работа предполагает:
- ознакомление с эмблемами уровней развития коллектива по Н.А.Лутошкину;
- разучивание стихов;
- проведение опроса учащихся «Кого из ребят можно выбрать ведущим класса?»;
- ознакомление с содержанием поручений;
- подбор пословиц о дружбе;
-разучивание танца-игры «Буги-вуги»;
- подготовка наглядного оборудования и технических средств.
Цель:
-воспитание уважения и доброжелательности к окружающим;
-развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
- формирование активной жизненной позиции школьников, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
-формирование классного коллектива, распределение поручений в малых группах, выбор актива класса.



Ход мероприятия
I.Ориентировочно- мотивационный этап.
1.Упражнение в кругу «Радость общения»
- Внимание! Встаньте широким кругом и, не сгибая коленей, дотянитесь руками до своих кончиков пальцев ног. Я буду считать до пяти. На каждый счёт вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Каждую ступеньку обозначим рисунком: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел.
- Итак, руки на кончиках пальцев ног (почувствуйте, как напряжена спина, как неудобно долго находиться в таком положении, тяжело рассмотреть, что происходит вокруг);
на счёт «раз»- руки на коленях (положение остаётся неудобным, вы неустойчивы, но можно что-то разглядеть рядом с собой);
на счёт «два»- руки на поясе (такое положение гораздо удобнее, вы довольны им, можно наблюдать за происходящим, можно даже постоять за себя в случае опасности);
на счёт «три»- руки свободны и можно взяться за руки (вы в кругу, опасность миновала, можно помогать другим и самому просить о поддержке, если она необходима);
на счёт «четыре»- руки свободны и можно обняться за плечи (вы в кругу настоящих, верных друзей, вы ощущаете тепло рук друзей, но понимаете, что устойчивость друга зависит от вас, вам понятны не только слова, даже чувства друзей. О поддержке просить не нужно – каждый неповторим, и, в то же время, вы едины);
на счёт «пять»- руки свободно взмывают вверх, опускаются, и снова взмывают (вы сделали выбор в сторону добра и света, вы научились общаться с людьми, нести миру надежду, радость, любовь, вы способны научить этому других людей).
- Повторим это упражнение ещё раз.
- Я попрошу каждого из вас принять то положение, которое удобно для вас в настоящий момент.
Ребята принимают определённое положение относительно друг друга, что позволяет провести параллель с уровнем развития детского коллектива по
А.Н.Лутошкину: «Песчаная россыпь». «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».
- Конечно, никто из вас не выбрал исходное положение, значит, мы - коллектив.
-Рассмотрим маршрут движения к сплочённому коллективу, этапы маршрута служат девизом наших действий:

«Соберёмся из песчинок,
Крепче стать поможет глина,
Дружно выстроим маяк.
Алый парус - добрый знак»
2.Выравнивание знаний.
- Мы прошли уровень сыпучих песчинок. Вспомните, как мы рассматривали друг друга и поставьте нужный знак: >, <, =.
- Мальчиков и девочек, ребят со светлыми волосами и с тёмными, ребят светлоглазых и темноглазых, вежливых и невоспитанных, аккуратных и не очень, подвижных и спокойных, тех, кто хочет научиться дружить и коллектив 1 класса Г.
- Возникали и такие ситуации …(инсценировка стихотворения В. Орлова «Кто кого?
- И, все-таки, мы научились общаться в парах.
- Разбейтесь на пары и встаньте спина к спине. Посмотрим, какая пара сможет медленно- медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра присесть и подняться.
- Очень радостно видеть, как вы стремитесь стать настоящими друзьями.
- Наша дальняя цель - «Горящий факел». Но, поверьте, достижение каждого следующего уровня принесёт много радости и открытий.
3. Постановка задачи

Собрались сегодня в классе мы не зря.
Ждут нас важные и интересные дела.

Лишь тогда в любимой школе
Интересно станет жить,
Если мы научимся дружить и не тужить.

Пусть уйдут от нас подальше лень и скукота.
В нашей школе им не будет места никогда.

Пусть отныне в классе будет дружная семья.
Помните, что 1 Г-
И ты, и он, и я.
Каждый лучику подобен ученик.
Лучик к лучику-
И солнце засияет вмиг.
Солнце всех пусть обогреет,
И тогда
По плечу любое дело
Будет нам, друзья.

- Сейчас каждая группа распределит поручения, выберет ведущего.
- Старайтесь сохранять дружеские отношения.
II. Операционно- исполнительский этап.
1.Деление на группы.
2.Первое задание для групп: соберите пословицу о дружбе, объясните её смысл.
3. Распределение поручений.
Поручения фиксируются определённым цветом повязки.
4. Выбор ведущего класса.
-Подведём итоги опроса, проведённого в классе «Кого из ребят можно выбрать ведущим класса?»
-Таким образом, рейтинг популярности возглавляет…
-С обязанностями вы знакомы. Повторим их
Правила выполнения поручений:
1. Относись к выполнению порученного дела ответственно.
2. Выполняй поручения с удовольствием.
3. Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.
4. Если трудно, обращайся за помощью.
5. Спеши делать добро!
III. Рефлексия.
- Комфортно ли вам работать в группах? Есть ли затруднения в общении?
Выслушиваются ответы детей.
- В заключение классного часа предлагаю игру - танец «Буги-вуги», которая, как любая игра, учит нас понимать, что в любом деле очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща, соблюдая правила, договариваясь, помогая друг другу.
Использованная литература:
1.С.И.Тукачёва. Адаптационные занятия с первоклассниками.- Волгоград: Учитель, 2007
2. Rus.1eptember.ru
3. http://www.vashpsixolog.ru
4. И.П. Подласый. Педагогика:100 вопросов -100 ответов: учебное пособие для вузов/ И.П.Подласый, - М.; Владос - пресс, 2004
313873
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 16 окт 2016, 17:12

Re: Методическая копилка

Сообщение Баширов Александр » 16 сен 2016, 04:08

Баширов Александр. Нуримановский район д.Старобедеево.
Притча:" Однажды одна старушка пошла в соседнюю деревню за солью. Пришла в магазин и попросила у продавщицы один пуд соли, старушка расплатилась и пошла потихонько домой. Пройдя неськолько метров, она подумала, что мешок совсем легкий, неужели продавщися обманула и наложила соли меньше 1 пуда. Пройдя с километра пути, она подумала, что продавщися не обманула ее, а взвесила ровно 1 пуд соли. Доходя до своей деревни она начала уставать и подумала, что продавщица ее не обманула, а наложила соли больше 1 пуда.
Баширов Александр
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 16 сен 2016, 03:45

Re: Методическая копилка

Сообщение Гареева Г.Ф. » 13 сен 2016, 07:08

Файрушина Лилия Фаритовна и Файрушин Вадим Рустамович создали программу "Конструктор технологической карты по образовательной системе "Начальная школа XXI века". Работа носит практический характер, её может использовать в своей работе любой учитель, работающий по этому УМК. Программа автоматизирует и облегчает работу учителя по подготовке технологической карты к уроку, экономит его время. В основу положены конкретные УУД, формирующиеся в начальной школе.

http://www.irorb.ru/index.php/371 ( Программа (Технологическая карта))

Просим направить для обсуждения свои замечания и рекомендации по улучшению программы «Технологическая карта урока»
Гареева Г.Ф.
 
Сообщения: 150
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 05:06

Re: Методическая копилка

Сообщение mannanova1964 » 16 апр 2016, 18:24

Алиса Маннанова Кугарчинский район
mannanova1964
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 16 апр 2016, 18:01

Re: Методическая копилка

Сообщение Чумак Наталья » 04 фев 2016, 18:25

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок 7. Золотые краски. Рисование опавших листьев
(Тема урока)

1. ФИО (полностью) Чумак Наталья Николаевна
2. Место работы МБОУ СОШ № 69
3. Должность учитель начальных классов
4. Предмет изобразительное искусство
5. Класс 1
6. Тема и номер урока в теме Урок 7. Золотые краски. Рисование опавших листьев
7. Базовый учебник «Изобразительное искусство», 1 класс, Кузин В.С.,
8. Цель урока: раскрыть перед детьми красоту осеннего леса; развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности
9. Задачи:
- обучающие: учить детей рисованию с натуры листьев деревьев, осуществлять межпредметные связи с уроками литературного чтения, музыки, ознакомления с окружающим миром.
-развивающие :развивать речь, формировать зрительные образы осенней природы; раскрыть перед детьми красоту осеннего леса; развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности
-воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к родной природе
10. Тип урока комбинированный
11. Формы работы учащихся самостоятельная, коллективная,
12. Необходимое техническое оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, УПК-25шт
13. Структура и ход урока

Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)

1 2 3 5 6 7
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Учитель загадывает загадки:
Учащиеся отгадывают загадки 2мин
2 Вступительная беседа о красоте осенней природы 1 Красота осеннего леса (N 167693)
Чтение стихотворения об осени Отвечают на поставленные вопросы 3мин
3 Сообщение учителем темы урока. Эмоциональный настрой учащихся
6 Листья
(N 167696) Демонстрация видеофрагмента Учащиеся рассказывают стихи об осени 3мин
4 Сравнительный анализ листьев деревьев.
5 Цвета листьев
(N 167695)
Демонстрация видеофрагмента
Беседа по содержанию видеофильма Просмотр и прослушивание видеофильма . Отвечают на вопросы 4мин
5 Физкультминутка С классом выполняет движения Выполняют движения под музыку 1мин
6 Сравнительный анализ листьев. Закрепление. Самоконтроль
.
1.Дидактическое упражнение «Угадай, с какого дерева лист».

2. Беседа о форме листа ерёзы.
4 Угадай-ка
(N 167699)
Демонстрация видеофрагмента
1.Учитель наводящими вопросами помогает определить учащимся с какого дерева лист.
Сравнивают окраску, форму листа.
2. При самопроверке учитель объясняет как выполнить данную работу.. Проверяет выполнение . Коллективно отгадывают картинные загадки
Сравнивают формы листьев
Или имея УПК на каждого ученика
2.Самопроверка. Ученики самостоятельно соединяют форму листа и дерево. 3мин
7 Объяснение последовательности рисования листьев простым карандашом.
2 Рисование листьев (N 167697)
Демонстрация видеофрагмента, Помогает выбрать композицию, наметить рисунки. Контролирует ход выполнения самостоятельной работы. составление
композиции.
Самостоятельная
работа в
карандаше

15мин
8 Самостоятельная работа в цвете Индивидуальная помощь Проводит обучающее упражнение по смешиванию красок, проверяет.

Заливка контура
цветом.
5мин
9 Творческая мастерская
3 Составь узор из осенних листьев
(N 167698)
Практическое задание творческая работа Объясняет порядок выполнения работы Работа на индивидуальных компьютерах 7мин
10 Подведение итогов Выставка работ в рисунке и составленных композиций Оценивает и комментирует достижения учащихся. Коллективно анализируют работы 2мин


Приложение к плану-конспекту урока
Урок 7. Золотые краски. Рисование опавших листьев_
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Красота осеннего леса
(N 167693)

Видеофрагмент. Красота осеннего леса
организационный видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/d ... _01_01.swf

2 Рисование листьев
(N 167697)
Самостоятельная работа Видеофрагмент
Рисование листьев
информационный видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/d ... _02_03.swf

3
Составь узор из осенних листьев (N 167698)
Практическое задание творческая работа Интерактивное задание. Составь узор из листьев
практический Интерактивное задание. http://files.school-collection.edu.ru/d ... /index.htm

4 Угадай-ка
(N 167699)
Закрепление. Контроль знаний Интерактивное задание.
Практический, контрольный Интерактивное задание. http://files.school-collection.edu.ru/d ... _02_05.swf

5 Цвета листьев (N 167695)
Знакомство с новым материалом
Информационный
видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/d ... _02_02.swf

6 Листья (N 167696 Видеофрагмент
информационный видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/d ... _02_03.swf

Дополнение Готовясь к школьному мероприятию «Мисс Осень»
Нашла в фильм о красках осени. Мне очень понравился. Но нельзя скачать поэтому вставляю только ссылку. Посмотрите. Фильм можно тоже использовать на уроке, думаю как релаксационный момент.
http://priroda.inc.ru/design/vals.html
Чумак Наталья
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 04 фев 2016, 18:20

Re: Методическая копилка

Сообщение Яловега Е.В. » 02 фев 2016, 07:41

Итоговый тест по литературному чтению для 2 класса
Ф.И. обучающегося ________________________________ 2 __ класс МБОУ СОШ №___

1 вариант
Прочитай рассказ.
Доверчивый бельчонок.
Ярко – рыжий бельчонок мелькнул в густой зелени ели, замер на суку, глядя на меня. Я подошёл поближе к дереву. И бельчонок перебрался на сучок, растущий пониже.
Во всей его позе не было ни страха, ни даже настороженности. Этот бельчонок был очень любопытен и доверчив. Ведь маленькие бельчата не понимают, где может таиться опасность, не знают ещё своих врагов. Им всё интересно в этом огромном мире.
Я смотрел на бельчонка и думал о том, как хорошо было бы, если бы у белок и других симпатичных зверюшек на всю жизнь оставалось только любопытство и доверие к человеку. И чтобы человек никогда не обманывал их доверия.

1. Какие свойства бельчонка называет автор?
А) доверчивый
Б) игривый
В) любопытный
Г) настороженный

2. Какой абзац текста передаёт мысли автора при встрече с бельчонком? (1, 2, 3)

3. Как бы ты вёл себя, встретившись с доверчивым зверьком?
А) наблюдал бы за ним
Б) забрал бы к себе домой
В) погнался бы за ним

4. Выбери из двух стихотворений загадку.
А) Словно пух, летят с небес
Крошки нежные – снежинки,
Покрывая поле, лес,
Горы и ложбинки …
Б) Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.

5. Отгадай загадку.
Напиши отгадку. __________________
Перечисли последовательность событий в загадке.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

6. С чем сравнивается снег и в загадке, и в стихотворении?
__________________________________________________________________

7. Прочитай и укажи, где пословица, а где скороговорка.
А) Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на веточке.
Б) Одна пчела много мёду не наносит.
Яловега Е.В.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 02 фев 2016, 07:15

Re: Методическая копилка

Сообщение Гареева Г.Ф. » 27 янв 2016, 04:55

Формы взаимодействия семьи и классного руководителя
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу, для того чтобы обеспечить комфортное пребывание ребенка в школе. Традиционными формами взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся являются
• родительские собрания
• родительские конференции
• индивидуальные консультации
• посещения на дому
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и являются своеобразной школой просвещения родителей. Они направлены на расширение их педагогического кругозора, стимулирование желания стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. При выборе тематики и методики собрания педагог учитывает возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Общешкольные родительские собрания носят характер отчёта работы школы за определённый период времени, проводятся не более двух раз в год. На них выступают директор, его заместители, представители родительского комитета школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
На родительских конференциях обсуждаются насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Принимаются определённые решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации дают возможность родителям рассказать педагогу об особенностях здоровья ребёнка, его увлечениях и интересах, поведенческих реакциях, особенностях характера, получить ответы на вопросы, которые волнуют семью.
Можно предложить родителям заполнить анкету «Мой ребёнок»:
1) Когда он родился, то …
2) О здоровье можно сказать следующее …
3) Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы …
4) Ребенку нравится …
5) Ребенок боится …
6) Ребенок радуется, когда…
7) Ребенок огорчается, когда…
8) Если у него хорошие новости, то он…
9) Если у него плохие новости, то он…
10) Если у него что-то не получается, то я…
11) Мне нравится, когда мой ребёнок…
12) Мне не нравится, когда мой ребёнок…
13) Я не верю, когда мой ребёнок…
14) Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
15) Если у моего ребёнка хорошие новости, то…
16) Если у моего ребёнка плохие новости, то…
17) Если у моего ребёнка что-то не получается, то…
18) Трудности воспитания связаны с …
19) Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на …
Посещение на дому осуществляется после получения разрешения родителей. Учитель заранее предупреждает о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Гареева Г.Ф.
 
Сообщения: 150
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 05:06

Re: Методическая копилка

Сообщение Гареева Г.Ф. » 27 янв 2016, 04:21

В практике учителей начальных классов также используются следующие формы взаимодействия классного руководителя с родителями:
• тематические консультации
• родительские чтения
• родительские вечера
На тематических консультациях даются рекомендации по проблемам, которые волнуют родителей. Часто в классе бывают семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Тематические консультации дают возможность решать их в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Примерные темы:
1. Как помочь ребенку сохранить здоровье.
2. Как развить плохую память ребёнка.
3. Формирование у обучающихся санитарно-гигиенических навыков.
4. Единственный ребёнок в семье.
5. К чему может привести тревожность детей.
6. Стили и методы воспитания ребенка в семье.
7. Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания.
Родительские чтения предусматривают изучение родителями литературы по проблеме и участие в её обсуждении. Выделяют следующие этапы проведения родительских чтений:
• определение вопросов для изучения и обсуждения;
• учитель собирает и анализирует информацию, составляет список литературы по данному вопросу;
• изучение литературы родителями;
• изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Сплочению родительского коллектива способствуют родительские вечера, которые проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Например, «Будем знакомы», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Традиции нашей семьи» и т.д.
Гареева Г.Ф.
 
Сообщения: 150
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 05:06

Методическая копилка

Сообщение Загитова А.Г. » 29 дек 2015, 10:07

На сайте ГАУ ДПО ИРО РБ для работников начального общего образования размещены: методическая копилка, мастер-классы, открытые мероприятия по разным темам. Для просмотра вы можете перейти по ссылкам:

http://www.irorb.ru/index.php/371
http://www.irorb.ru/index.php/219

С целью оказания теоретической и практической помощи предлагаем ознакомиться с методическими пособиями "Технологическая карта урока как инструмент проектирования современного урока в начальной общеобразовательной школе", " Анализ современного урока в начальной общеобразовательной школе". Автор-составитель С.С. Пичугин.

http://www.irorb.ru/files/kafedri/TIMNO/tech_karta.pdf

Файрушина Лилия Фаритовна и Файрушин Вадим Рустамович создали программу "Конструктор технологической карты по образовательной системе "Начальная школа XXI века". Работа носит практический характер, её может использовать в своей работе любой учитель, работающий по этому УМК. Программа автоматизирует и облегчает работу учителя по подготовке технологической карты к уроку, экономит его время. В основу положены конкретные УУД, формирующиеся в начальной школе.

http://www.irorb.ru/index.php/371 ( Программа (Технологическая карта))

Просим направить для обсуждения свои замечания и рекомендации по улучшению программы «Технологическая карта урока»
Загитова А.Г.
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 04:13

Основы воспитания информационной культуры

Сообщение rial » 18 дек 2014, 21:50

Основы воспитания информационной культуры.

Современное общество – общество информационное, поэтому социализация человека сегодняшнего дня немыслима без самых совершенных средств информации, которыми является всемирная информационная паутина – Интернет. Переходный ( подростковый возраст это наиболее сложный в плане психического развития человека период. От формирования у молодых людей таких личностных качеств, как воля, социальная зрелость, уровень притязаний, активность, и инициативность, зависит развитие системы социальных ценностей в последующие годы. Переживая сложный этап физиологического и психологического становления личности, испытывая трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Они погружаются в него в поисках свободы и самоутверждения, реализуют свои силы и способности в мире компьютерных игр и Интернета, при этом личностный рост в реальности уходит на второй план. Подростки живут в виртуальном мире, но еще не способны дифференцировать информацию, отделять полезное от вредного. Именно поэтому, на мой взгляд, очень важно воспитывать информационную культуру молодежи через призму уроков, воспитательных мероприятий и четко организованной работы школьной библиотеки с широким привлечением новейших информационных технологий. Понятие информационной культуры личности включает в свой состав содержание понятия « информационная грамотность» и дополняет его понятием « информационное мировоззрение». Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, куда входят ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационная грамотность - это организация информационных процессов: владение приемами поиска, сбора, обработки, передачи информационных данных методами анализа и синтеза информации. Информационное мировоззрение включает мотивацию учащихся на изучение информационной грамотности. Безусловно, формирование информационного мировоззрения требует овладения информационной грамотностью и, прежде всего, компьютерной, а также основными правилами поведения в компьютерной сети. Уже в седьмом классе на уроке обществознания в рамках темы: «Что значит жить по правилам» учащимся предлагается памятка «Сетикет», где изложены элементарные правила этикета в сети Интернет. Однако следует отметить, что процесс формирования информационной культуры личности требует длительного и системного подхода. Именно поэтому проблема информационной грамотности вышла далеко за рамки государственных границ и приобрела глобальный характер. Об этом свидетельствует издание ряда документов: Всемирного информационного саммита ( Женева, 2003 г.; Тунис, 2005 г.) В 2006 г. в Сеуле на 72-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА состоялся Открытый форум ЮНЕСКО, где наряду с другими важными направлениями получило развитие и продвижение информационной грамотности. В России идеи ИФЛА и ЮНЕСКО по обучению информационной грамотности хорошо известны, признаны и одобрены. Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи и др. Между тем, следует отметить, что межпредметные связи и возможности интегрированных курсов позволяют в большей степени достигнуть желаемого результата. С их помощью можно содействовать оперативному и эффективному усвоению обучаемыми материала как общеобразовательных гуманитарных предметов (литературы, истории и др.), так и специальных (документоведение; информатика и др). К примеру, можно предложить при составлении презентации по какому-либо предмету оценивать не только содержание (раскрытие темы), но и список литературы, умение творчески переработать информацию и оформление работы – учащийся, таким образом, получает две оценки. Одновременно в процессе обучения логично применять интерактивные, диалоговые технологии, позволяющие усваивать знания и развивать познавательные процессы в ходе совместного рассуждения, формировать не только профессиональные навыки, но и личностные качества, необходимые будущим специалистам. Немаловажная роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит школьным библиотекам. Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий и сервисов Web 2.0, что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки групповой работы и сотрудничества, навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников. Именно поэтому существование в образовательном учреждении медиатеки открывает широкие перспективы работы с учащимися в данном направлении. Кроме этого на сегодняшний день разработан курс «Основы информационной культуры» (Н.И. Гендина), составляющей частью которого является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение. Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:
– повышение актуальности и новизны содержания;
- электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;
– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;
- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;
– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;
– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);
– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;
– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто .
_ воспитание эстетических качеств личности.
Так например, составление электронных открыток к празднику День именинника, дает возможность ребенку проявить творческий подход в выборе фона, элементов рисунка, музыкального оформления, содержания текста и т. д.. Это формирует эстетический вкус, позволяет самостоятельно осваивать азы компьютерной грамотности.
Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей. Учитель должен обладать дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельного поиска информации, изучать передовой педагогический опыт, чему будет способствовать библиотекарь, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе, Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы: презентации выставок по темам; интеграционные научные конференции; обзоры; лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства. Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей. Таким образом, формирование информационной культуры – проблема комплексная и многоаспектная, включающая методы ее реализации, разработанные в рамках различных исторически сформировавшихся институтов. Информационная культура должна заложить основы информационного мировоззрения, вооружить ребенка методологией и методикой работы с информацией, преподать ему азы философии информационного общества, помочь органично влиться в культуру этого общества и стать его полноправным членом.
rial
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 дек 2014, 21:45

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron