Методическая копилка

Модераторы: Э.А.Ижбулатова, Рахматуллина Ш.М.

Технологическая карта урока

Сообщение Сания Куланбаева » 16 май 2020, 19:32

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс
ФГОС «Школа России»
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Тема: Слова с разделительными твёрдым и мягким знаками
Цели: ввести правило употребления разделительного мягкого и твёрдого знаков, сформировать умение употреблять в письменной речи слова с этими знаками.
Задачи:
образовательные: закреплять правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков,
развивающие: формировать умения быстро соотносить произношение слова с его написанием, продолжить работу по развитию речи у учащихся.
воспитательные: воспитывать умение сотрудничать в парах, группах.
Формировать УУД:
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; -нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: -
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
- формирование умения слушать и слышать.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся: употреблять в словах мягкий и твёрдый разделительные знаки; находить в словах эти орфограммы, подбирать примеры слов; писать слова с этими орфограммами;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий.
Метапредметные:
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из собственной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Основные понятия: разделительный мягкий знак, разделительный твёрдый знак, речь, язык
Межпредметные связи:
Ресурсы: карточки групповой работы, карточки парной работы, индивидуальные листы исследований, для проведения самооценки и т. п.
Форма организационной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.


Этап
урока
Цель
Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся Формируемые УУД
Организационный






Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Актуализация знаний. Закрепить полученные знания, вспомнить тему прошлого урока. Работа одного ученика у доски, остальные в тетрадях. Организует диалог с учащимися, задает вопросы. Выполняют задание, добавляют, формулируют правила. Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
Личностные- самоопределение, оценивание.
Самоопределение к деятельности.
Выход на тему, цель, учебные задачи.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
На доске написаны слова
В.ьга, с.ел, п.ет, под.езд,
В.юн, с.ёмка.
– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? (Должны знать правило) Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
Делят слова на две группы.
Производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Работа над темой.
Подведение детей к самостоятельно
му выводу
– Что мы знаем о правописании разделительного твердого знака?
-О чем будем говорить сегодня на уроке?
Организует подводящий диалог, уточняет правило
Записывают слова , обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Проверка понимания способа действия.






Коллективное выполнение задания. Обсуждение, выводы
Работа по учебнику.
Стр Дает образец короткого доказательства
Объясняют написания слов, делают выводы.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.


Гимнастика для глаз. Снятие усталости с глаз Мультимедийная презентация Организует выполнение гимнастики для глаз Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации
Первичное закрепление нового материала
Развитие умения распознавать и подбирать разделительные твердый и мягкий знаки.
Задание на карточке.

Проводит инструктаж учащихся. Организует обмен мнениями
Работа в парах.
По очереди соединяют слова в группы доказывая правильность выполнения.
Читают задание с карточек. Один человек из пары выходит к доске, объясняет выполнение задания. Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Выявление слов с Ъ и Ь.
Совершенствование знаний по теме.
Учебник стр.
Упр. Организует работу учащихся.
Выполняют задания, доказывают, делают выводы. Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической формами речи.
Самопроверка
Закрепление знаний. Игра «Один-много» Диктует слова
Изменяют и записывают слова, сверяют с записями
на доске, ставят оценку. Коммуникативные:
распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Подведение итогов
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Этап разъяснения домашнего задания Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Объяснение. Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания Записывают задание на дом, задают вопросы Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;
Заключительный этап и рефлексия.
КОД (контрольно-оценночная деятельность) Обеспечение позитивного настроя на получение знаний Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Работа с карточками,
Оценка своей работы. Обеспечивает положитель
ную реакцию учащихся на уроке русского языка Получают позитивный настрой от урока Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Сания Куланбаева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 16 май 2020, 19:18

Re: Методическая копилка

Сообщение bрина Алексеевна » 14 май 2020, 14:16

Технологическая карта урока внеклассного чтения 4 класс
Учитель: Безенова Ирина Алексеевна
Тема: « В минуты музыки печальной...» Стихи Николая Рубцова.
Цель урока: развитие и обогащение речи учащихся на основе анализа стихов Николая Рубцова
Задачи:
Образовательная: совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность, учить работать с текстом, совершенствовать навыки анализа произведения.
Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать критическое, образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.
Формируемые УУД:
-предметные выборочное чтение в соответствии с задачей чтения и под руководством учителя, определение героев сказки, их характеристика, понимание главной мысли произведения, составление синквейна;
-метапредметные
познавательные: понимание читаемого, фиксирование читаемого в виде таблицы, использование приемов анализа и синтеза, сравнение эпизода литературного произведения с музыкальным фрагментом, с пословицами и поговорками, проявление индивидуальных творческих способностей при составлении синквейна;
регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу, принимать учебную задачу урока, оценивать результаты своих действий, анализировать причины успеха/ неуспеха;
коммуникативные: проявлять активность, строить диалог в группе, прислушиваться к партнеру, не конфликтовать, принимать и сохранять цель деятельности малой группы, участвовать в распределении функций и ролей совместной деятельности;
-личностные различать морально нравственные нормы, фиксировать чувства и эмоции, проявлять позитивные чувства при чтении произведения классика, допускать существование других точек зрения, включаться в литературную деятельность на уроке.
Используемые современные образовательные технологии
технология развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.
Используемые ресурсы:
учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, аудио- и видеозаписи сказки.


Этапы
Методы и приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивационный этап Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть вас, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний урок нам всем принесет радость общения друг с другом
Чтение учителем наизусть стихотворения Н. Рубцова «Зимняя песня».
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.
Светятся, тихие, светятся, чудные,
Слышится шум полыньи...
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?
Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное - все забывается,
Светлые звезды горят!
Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь...


Внимательно слушают учителя.
Смотрят слайды 1,2 презентации. Регулятивные: саморегуляция
Личностные: знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроке, проявлять доброжелательность по отношению к другим.
Личностные: проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям писателей-классиков, включаться в литературоведческую деятельность на уроке.
Определение темы, проблемы урока

Постановка проблемной ситуации
Определение темы, проблемы, цели, задач урока
Ребята, я начала урок с чтения одного из самых любимых моих стихотворений - «Зимняя песня». Автор этих замечательных строк Николай Рубцов.
-О чём мы с вами будем говорить?
Тема нашего урока «В минуты музыки печальной…», стихи Н.Рубцова. Какие задачи мы должны выполнить? Попробуем составить план действий. Итак, цель: послушать стихи Рубцова в исполнении одноклассников.. Задачи: вспомнить содержание, определить главную мысль произведения. Работа предстоит большая. В самом начале 2006 года в Уфе, в Доме- музее С.Т.Аксакова, прошёл литературный вечер, посвященный юбилею Николая Рубцова. Зал музея едва мог вместить всех поклонников поэта, которые пришли почтить его память.[4] И такие вечера поэзии, посвящённые творчеству поэта, проводятся очень часто.
Н.Рубцов родился в 1936 году, прожил всего 35 лет. Но за этот небольшой промежуток времени он написал стихи, ставшие национальным достоянием нашей культуры.[2]
3 января 2020 года ему исполнилось бы 84 года. Народ помнит, чтит и бережёт дорогое сердцу имя Н.Рубцова.
Сегодня мы будем читать стихи поэта, узнаем о его жизни.
Называют гостью урока, автора.
Определяют тему урока, проблему, цели и задачи.



Составляют план действий.
Слушать и читать стихи Н. Рубцова.
Познакомиться с жизнью поэта.
Регулятивные: формулировать тему, цель, задачи, проблему урока, планировать деятельность, определять круг неизвестного,
Личностные: выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свое мнение спокойно

Актуализация знаний
Цель: вспомнить содержание. Озаглавливание рисунков, выборочное чтение, самооценка, взаимооценка.
Ребята, дома вы рисовали рисунки к стихам. Сейчас они на экране. Определите по рисункам название произведения. Найдите в тексте и выразительно прочитайте отрывок. Так как это было ваше домашнее задание, вы получите оценку. Оценивается правильность и выразительность чтение, постарайтесь передать настроение автора.
Приготовьте светофоры для взаимооценки.
Определяют произведение по рисункам детей.
Подбирают название.

Находят отрывок в тексте и выразительно читают.


Оценивают правильность и выразительность чтения.


Оценивают при помощи светофора. Предметные: осознавать цель чтения, выборочное чтение в соответствии с задачей чтения, читать целыми словами, читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, отражая настроение автора.
Физкультминутка
Здоровьесбережение
Гимнастика туловища
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Выполняют ритмические движения со словами. Личностные: пользоваться основными приемами сбережения осанки и зрения, делать гимнастику туловища, следить за своим состоянием усталости.


Беседа о прочитанном.
- Какие стихи Н.Рубцова вам запомнились?
- Что вы представляли себе, читая стихи?
Давайте попробуем вместе с вами пройти жизненной и поэтической дорогой Н.Рубцова, вслушаемся в его слова, постараемся понять, прочувствовать поэта.
Послушайте песню «В горнице». ( Исполняет автор - Николай Рубцов) (Слайд3)

Слушают песню «В горнице». (Исполняет автор - Николай Рубцов) (Слайд3)

























Предметные: составлять собственные высказывания на основе чтения, определять героев, характеризовать их,
Регулятивные: фиксировать по ходу урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельности.
Познавательные: пользоваться приемами анализа и синтеза при изучении литературных текстов с опорой на вопросы учителя, понимать читаемое, интерпретировать смысл, строить рассуждение по теме урока, .
Коммуникативные: проявлять активность, стремление высказываться.
Личностные: проявлять доброжелательность при работе в группе.
Представление результатов работы групп, оценивание работы(Биография поэта)
Рассказывают заранее подготовленные ученики. Рассказ сопровождается показом презентации.
1)Николаю Рубцову было 5 лет, когда началась война. Ушёл на фронт и не вернулся отец, а вскоре заболела и умерла мать. Маленький Коля попал в детдом села Никольского, это в Вологодской области.
2)Родился Н.Рубцов в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители переехали в Тотемский район Вологодской области. Село Никольское, где он закончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. (Слайд 4)
3)Сверстники- детдомовцы вспоминают, что Рубцов хорошо учился, много читал, по характеру был скрытным и застенчивым. И мало кто знал, что он мечтал о море, поэтому и поехал в Ригу поступать в «мореходку», но его туда не приняли - юноше было всего 15 лет. (Слайд 5)
4)Мечта о море исполнилась в 1955году. Рубцов пошёл в армию. Миноносец стал для него родным домом на целых 4 года. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова весёлым, общительным, со своей неразлучной гармонью. А на ней он научился играть ещё в детдоме. (Слайд 7)
Учитель:
но самые счастливые и сокровенные минуты той жизни были посвящены сочинению стихов.
-Что ещё можете добавить к этому рассказу?
- Какое село Н.Рубцов считал своей родиной?
- Где служил будущий поэт?
- На каком музыкальном инструменте научился он играть ещё в
детдоме?
Выступают группы, оценивают.











Подводят итоги работы в группе. Коммуникативные: оценивать достижения сверстников по выработанным критериям, оценивать поступки героев.
Личностные: пользоваться приемами самооценки и взаимооценки
Итог урока Многие критики называют поэзию Н.Рубцова светлой ,родниковой. Прочитать его стихи – это как бы воды напиться родниковой. Мудрость, свет, красота и музыкальность рубцовских стихов берут начало в любви: к матери, к отчему краю, травам и цветам, к человеку и птахе, к неповторимой жизни.
- Какие слова- признания в любви к родному краю, Родине вы
нашли в стихах Н.Рубцова?
 /Родная деревня. С. 16
 Старая дорога. С.26
 Утро. С.28
 Доволен я буквально всем. С.29
 Берёза. С.42
 Тихая моя родина. С. 54/[1].
- А какие автор использует слова, чтобы очеловечить звуки природы?
Подвести учащихся к формулировке выводов, корректировка ответов учащихся.
Ответы детей на вопросы учителя.
Формулировка выводов.
Называют слова – признания в любви к родному краю, Родине.

Называют слова, которые использует автор для того, чтобы очеловечивать звуки природы.
.
Предметные: понимать, позицию какого героя поддерживает автор, осуществлять переход с уровня восприятия событий произведения к пониманию Познавательные: понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок как части культуры, главной мысли
Коммуникативные: оценивать поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: различать морально- нравственные нормы, предлагать варианты решения морально- нравственных норм.
Домашнее задание Комментирование домашнего задания
Выучить наизусть отрывок по выбору
Развивать индивидуальные творческие способности
Домашнее задание по выбору: выучить понравившиеся стихи Н.Рубцова наизусть,
составить кроссворд по стихам.
Обращение к выставке книг
А хотелось бы вам прочитать другие произведения Н.Рубцова? Стихи этого автора очень любят и дети и взрослые. А почему? Они добрые, музыкальные, наполненные звуками природы, легко читаются. Записывают домашнее задание.
Самостоятельная работа
Рассматривание картины Левитана «Вечерний звон» Написана картина в 1892 году (Слайд 8)
- Что вы видите в самом центре?
(Белый собор, созывающий народ на службу, реку, маленькую пристань).
• Что хотел показать художник в своей работе?
(Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости, т.е. полного покоя, которые рождались у него при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов.)
Выполняют самостоятельно-письменно отвечают на вопросы. Регулятивные: саморегуляция, принимать и сохранять цель деятельности.
Контроль

Рефлексия Ребята, мы сегодня достигли цели? Выполнили то, что планировали? Чему научились?
Диалог с учащимися
Высказывают свою точку зрения.
Познавательные: понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок как части культуры, главной мысли.
bрина Алексеевна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 14 май 2020, 08:25

Re: Методическая копилка

Сообщение Венера Кинжалеева » 14 май 2020, 07:06

Очень полезная методическая копилка.
Венера Кинжалеева
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 14 май 2020, 07:01

Re: Методическая копилка

Сообщение g-pavlova-63@mail.ru » 13 май 2020, 16:58

Проектная работа
«Особенности использования технологии проблемного обучения в преподавании КУК ОРКСЭ в начальной школе»


Подготовила:
учитель МБОУ «Лицей №5»
Кировского района ГО город Уфа
Лаврентьева Ж.Н.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно - деятельностном подходе. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Чаще всего используются на роках ОРКСЭ современная педагогическая технология - технология проблемного обучения. Это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающихся.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.
Главные цели проблемного обучения:
- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Цель использования проблемных ситуаций на уроках ОРКСЭ:
- создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания посредством проблемного обучения, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников обучения;
- формирование устойчивых познавательных процессов школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках.
Место проблемного обучения: на любом этапе урока, чаще всего при изучении нового материала, можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала.
Процесс освоения общечеловеческих ценностей, осуществляемый на уроках ОРКСЭ, состоит из следующих этапов:
1. встреча ценностных миров учителя и учеников, происходящая во время высказывания мнений по какой-либо нравственной проблеме.
2. диалогическое взаимодействие и погружение в ценностные миры друг друга на уровне переживания.
3. нахождение общих точек соприкосновения по духовно-нравственным вопросам и проблемам.
4. обретение новых и обогащение прежних точек зрения учителя и учеников за счёт погружения в иные культуры, мировоззрения, мировидения.
5. совместная рефлексия педагога и учеников по поводу значимости обнаруженных нравственных ценностей и смыслов.
Для создания проблемной ситуации необходимо соблюдение следующих правил:
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладение новыми умениями.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
3. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала
4. Проблемное задание даётся до объяснения усваиваемого материала.
Выявление внутренних условий мышления учащихся и предварительная работа:
- выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт);
- необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений;
- надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.
Проблемно-диалогические методы:
побуждающий диалог (заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему)
подводящий диалог (цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока)
сообщение темы с мотивирующим приемом (сообщение темы урока учителем - приём «яркое пятно» приём «актуальность»; прием «Постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными». С помощью данного вида задания развиваются познавательный интерес, логическое мышление и творческие способности учащихся, учащиеся отбирают необходимую информацию из предлагаемого учителем, дают собственную оценку явлениям, понятиям.
Формы работы:
- Фронтальная
- Групповая
- Парная
- Индивидуальная
Условия для успешной реализации проблемной ситуации:
- построение оптимальной системы в ситуации и средства их создания (устные или письменные слова, мультимедиа средства);
- отбор и использование самых активных сущностных задач (проблем);
- учет особенностей в различных видах учебной работы.
Как можно использовать технологию проблемного обучения на уроках ОРКСЭ?
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?
1.Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
2.Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
3.Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в учебнике.
4.Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.
5.Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях каких-либо
событий.
6.Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный.
Можно использовать методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делим доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагаем воспроизвести в тетради такую же таблицу. Затем называем тему и спрашиваем учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем» (учащиеся делают то же самое в тетрадях). Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.
Организовать активную деятельность учащихся можно с помощью методического приема «зигзаг». Материал, подлежащий изучению, делится на 4 части. Учащиеся получают карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Класс делится на 4 группы. Учащиеся с карточкой №1 работают над первым вопросом, учащиеся с карточкой №2 работают над вторым вопросом и т.д. Каждый из них должен уметь объяснить изученный материал. Затем состав групп меняется таким образом, чтобы в каждой группе был человек, готовый объяснить определенную порцию материала. Получится 4 группы по 4 человека. Можно учащихся разделить на 2 группы, затем организовать работу в парах. Учащимся очень интересно на таком уроке. Они все выступают в роли «учителей», чувствуют ответственность, даже слабые учащиеся не стесняются говорить. Такая работа развивает речь, память, мышление, формирует навыки работы с текстом.
При введении в учебный процесс учебных проблем, управление процессом усвоения становится управлением процесса выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
Преимущества проблемного обучения:
- обеспечивается развивающий эффект;
- создаётся атмосфера сотрудничества;
- происходит развитие речи, логического мышления;
- вырабатывается активная позиция детей. повышается интерес учащихся к учёбе.
Результат проблемного обучения:
- творческое овладение знаниями, умениями, навыками;
- развитие мыслительных способностей.

«Ставьте ребёнку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему право решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял», - французский философ Ж.Ж. Руссо
g-pavlova-63@mail.ru
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 29 апр 2020, 10:09

Re: Методическая копилка

Сообщение g-pavlova-63@mail.ru » 13 май 2020, 16:47

Cообщение на тему
"Нарушение каких нравственных (моральных) норм для общества имеют наиболее тяжкие последствия на мой взгляд"
Лаврентьева Ж.Н.
Нравственные нормы сходны с правовыми в том, что и те, и другие играют роль главнейшего механизма, с помощью которого регулируется человеческое поведение. Нормы морали представляют собой неписанные законы, которые сложились в ходе столетий. Их формулируют в виде конкретного набора поступков. Например: нужно уступать место тем, кто старше; здороваться, встречая другого человека; быть великодушными и защищать тех, кто слабее; приходить вовремя; говорить культурно и вежливо; носить ту или иную одежду, и т.д.
Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Ценности, пропагандируемые в современном мире – это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального. Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры.
- Одной из самих острых проблем в Росси является воровство. Уровень воровства в России превышает все мыслимые пределы. Высокий уровень воровства в России является как раз следствием низкого нравственного уровня и отсутствия четких моральных устоев.
- Другая проблема современной России – преступность. Агрессивно настроенная молодежь демонстративно не уступает места в транспорте пожилым людям, а порой подростки способны убить за сделанное им замечание.
- Типичной реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал ... смех. Налицо процесс ожесточения подрастающего поколения, стирания нравственных границ между понятиями «хорошо» и «плохо».
- Современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Телевидение пропагандирует распущенность, Так дети привыкают к криминальным сценам, усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем — насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный).
- Самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних является кража.
- Для девочек характерно стремление показать, что они уже «взрослые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.
– Пренебрежительное отношение к учёбе, к знаниям наблюдается у наших детей с начальной школы. Подавляющее большинство правонарушителей ещё до осуждения к лишению свободы, как правило, бросили школу.
– Далее идёт стремление к примитивному времяпрепровождению
- У большинства детей преобладают материальные потребности.
- Один из основных факторов совершения подростками правонарушений – чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, ещё не подозревая о его аморальности.

Следовательно, падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института.
g-pavlova-63@mail.ru
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 29 апр 2020, 10:09

Re: Методическая копилка

Сообщение g-pavlova-63@mail.ru » 13 май 2020, 16:44

Методическая разработка родительского собрания
«Выбор модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ.»
Лаврентьева Ж.Н.
Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.
Задачи собрания: ознакомить родителей с целями и задачами курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Оборудование: презентация.
Организация родительского собрания: анкетирование родителей по проблеме собрания; выставка литературы по теме собрания; заполнений заявлений;
Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии.
ХОД СОБРАНИЯ
Формулирование темы.
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о введении курса ОРКСЭ в начальной школе.
Входная диагностика, заполнение анкеты
1 Выскажите (запишите) свои опасения по отношению к этому курсу.
2 Что, как Вы думаете, будут изучать Ваши дети на этих уроках?
3 Какой результат Вы ожидаете?
Нормативно-правовая основа преподавания
Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: - Конституцией Российской Федерации; - Закона «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»); - ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"); - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Место комплексного учебного курса в программе обучения
И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Введение и особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. То есть, ни о каком преподавания «Закона Божия» речь не идет. Речь идет о предмете культурологическом. К каким-либо церковным службам и обрядам никто никого принуждать не будет! Нравственное воспитание ребенка – одна из самых главных и самых трудных задач родителей, а в рамках этого курса школа предлагает вам свою профессиональную помощь.
Новый предмет вводится в школьную программу с четвёртого класса. Курс «ОРКСЭ» является обязательным учебным предметом, на его изучение.
В основные задачи курса входит:
- формирование у школьников представления о религии (знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;) как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Знакомство с модулями курса.
Рассмотрим их: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики.
Модуль Основы мировых религиозных культур. С учётом возрастных особенностей учащихся 4 класса даёт элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Этот модуль раскрывает такие темы, как: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.
Модуль Основы православной культуры знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Этот модуль раскрывает темы близкие только христианской религии. Это - Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура.Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции и др.
Модуль Основы исламской культуры знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.Этот модуль изучает такие темы, как: Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Для чего построена и как устроена мечеть.
Модуль Основы буддийской культуры в доступной для учащихся форме знакомит с основами буддийской культуры: с её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.И изучает темы: Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Отношение к природе. Буддийские святые.
Модуль Основы иудейской культуры знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает ее значение в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Модуль Основы светской этики знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.
Все шесть модулей соединяются общими тематическими блоками и содержат общие обязательные темы: 1. Россия – наша родина. 2.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России. 3. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Вы можете выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. Позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
В целом по учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. Ведь именно семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании.
Рефлексия
Диагностика (заполнение анкеты). Анализ ответов анкеты. Что изменилось?
Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»: - настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель; - разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности; - воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения; - не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей; - не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке. - создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
Выбор модуля родителями, заполнение заявления.
Дискуссия. Подведение итогов и результаты выборов модулей.
g-pavlova-63@mail.ru
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 29 апр 2020, 10:09

Re: Методическая копилка

Сообщение zxcvbn79 » 13 май 2020, 10:58

Собрание для родителей
«Знакомство с модулями курса Основы религиозных культур
и светской этики»

Цель: создать условия для выбора родителями модуля ОРКСЭ
Задачи:
-Ознакомить родителей с целями и задачами курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- Оказать помощь в определении выбора модуля обучения по курсу ОРКСЭ
Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД СОБРАНИЯ
I. Введение в урок.
1) Мотивация. Формулирование темы.
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наше собрание пройдет в форме информационного лектория с элементами практикума, на котором мы с вами поговорим о введении курса ОРКСЭ в начальной школе.
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственное, чем воспитать в человеке Человека?
Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.
Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.
Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины?
Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
2) Входная диагностика, заполнение анкеты (в начале урока заполняется ответ № 1, в конце урока – ответ №2):
№ Вопрос Ответ №1 Ответ №2
1 Почему, на Ваш взгляд, появилась необходимость ведения этого курса, считаете ли Вы актуальным ведение ОРКСЭ?
2 Сформулируйте цель этого курса.
3 В чём состоит задача взаимодействия с родителями, на Ваш взгляд?
4 Сколько модулей включает этот курс?
5 Выскажите (запишите) свои опасения по отношению к этому курсу.
6 Что, как Вы думаете, будут изучать Ваши дети на этих уроках?
7 Какой результат Вы ожидаете?

II. Формулирование задач курса.
Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время.
Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.
Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.
Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям?
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

III. Знакомство с модулями курса.
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:


Базовые национальные ценности Отечество
Семья
Культурная традиция
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Модуль Основы мировых религиозных культур. С учётом возрастных особенностей учащихся 4 класса даёт элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.Это модуль раскрывает такие темы, как: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль Основы православной культуры знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Этот модуль раскрывает темы близкие только христианской религии. Это - Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и злов православной традиции и др.
Модуль Основы исламской культуры знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Этот модуль изучает такие темы, как: Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Для чего построена и как устроена мечеть.
Модуль Основы буддийской культуры в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: с её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
И изучает темы: Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Отношение к природе. Буддийские святые.
Модуль Основы иудейской культуры знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает ее значение в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России. Примерные темы вы видите на слайде.
Модуль Основы светской этики знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным?
В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.
Все шесть модулей соединяются общими тематическими блоками и содержат общие обязательные темы:
1. Россия – наша родина.
2.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
3. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

IV. Рефлексия
• Диагностика (заполнение анкеты, колонка ответов № 2).
• Анализ ответов анкеты. Что изменилось?
• Формулирование своего понимания необходимости курса (выслушать мнения родителей).
• Выбор модуля.
• Заполнение заявлений.
Уважаемые родители, выбор за вами!
zxcvbn79
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13 май 2020, 10:35

Re: Методическая копилка

Сообщение imamova_n_m » 12 май 2020, 15:35

Очень интересная и полезная работа. Спасибо.
imamova_n_m
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 05 май 2020, 20:08
Откуда: г.Нефтекамск

Re: Методическая копилка

Сообщение imamova_n_m » 11 май 2020, 17:32

Очень полезная информация. Спасибо.
imamova_n_m
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 05 май 2020, 20:08
Откуда: г.Нефтекамск

Re: Методическая копилка

Сообщение gaynanova.flarida » 08 май 2020, 06:53

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ в начальной школе.






Разработчик проекта:
Гайнанова Фларида Маулияровна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ с. Юмашево


Уфа-2020
Содержание
1. Введение
2. Актуальность. Необходимость использования ИКТ на уроках окружающего мира в современной начальной школе.
3. Главные цели применения ИКТ на уроках ОРКСЭ.
4. Применение ИКТ на уроках ОРКСЭ.
5. Заключение
6.Список использованной литературы
























Введение
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.
Необходимость использования ИКТ на уроках окружающего мира в современной начальной школе.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Все мы хорошо понимаем, что информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий принято сейчас считать – информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Что же такое ИКТ?
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
1. создание презентаций к урокам;
2. работа с ресурсами Интернет;
3. использование готовых обучающих программ;
4. разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
• создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• создание текстовых работ;
• обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый.
Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме.
Одна из особенностей данного курса — обязательное использование ИКТ на уроках и при подготовку обучающимися домашнего задания.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
• технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
• методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
• технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.
Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
• усиление интенсивности урока
• повышение мотивации учащихся,
• мониторинг их достижений
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
3. Как информационно-обучающее пособие
4. Для контроля учащихся.
Применение ИКТ на уроках ОРКСЭ позволяет:
1) сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу той или иной эпохи;
2) соотнести знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
3) придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
4) раскрыть предмет с разных сторон.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта .
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Рекомендации по оформлению презентаций.
1. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ , может быть эффективно представлена учителем .
2. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
3. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
4. Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.
5. Анимации возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
6. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).
Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.
Обучающимся нравится составлять кроссворды, викторины и разного рода задания (доскажи слово, закончи фразу, переведи фразу на современный язык, соедини парами и т. п.) Ребята могут составлять их для закрепления материала и для контроля.
На уроках нужно просматривать видеоролики, созданные специально для урока или отрывки из мультфильмов, фильмов или даже фильмы. Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Уроки по ОРКСЭ не относятся к таковым. На этих уроках ученики обязательно должны увидеть, услышать, почувствовать.
Помимо создания и использования презентаций очень эффективно пользоваться ресурсами Интернета. Ведь именно там можно найти всё что угодно твоей душе.
Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации.
Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсии. Ведь не в каждой школе есть возможность посетить храм или мечеть, музей или галерею. Можно провести туда заочную (виртуальную) экскурсию, где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов, позволяющие в реальном времени «путешествовать» по музею, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Большинство картин представлено в высоком разрешении, что позволяет зрителю разглядеть мельчайшие детали художественного произведения, недоступные при использовании репродукций. Рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты.
Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования, развивает личностные, регулятивные, метопредметные УУД.
В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию нашего компьютерного класса.
При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках ОРКСЭ. Очень интересно провести такие уроки по темам «Паломничества и святыни», по основам разных культур и другие.
Современные информационные технологии можно и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации..
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персо¬нальных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена и самого учителя.
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет заменить живого общения!
В качестве заключения хотелось бы отметить, что новые информационные технологии, применяемые методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, что бы обеспечить одно из главных прав ученика – право на качественное образование.

Список использованной литературы
1. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat ... 5&tmpl=com
2. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)
3. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» Жукова Н.Н.
4. Журналы начальной школы 2016-2020 г.г.
5. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
6. Дидактические и методические основы изучения комплексного курса ОРКСЭ/https://us-school2.komi.eduru.ru/media/2019/03/14/1259526727/1._org-met_osn_kursa_orkse.pdf
gaynanova.flarida
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 24 апр 2020, 12:15

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron