Конспект урока по светской этике в 4 классе.
Тема: Добродетель и порок.
Цели урока: создать условия для понимания терминов «порок» и «добродетель»;
формировать умение собирать, обрабатывать и представлять информацию по указанной теме;
воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.
УУД
Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..
Личностные:
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Ход урока
№ Содержание урока t УУД
1 Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте ребята, сегодня урок светской этики проведу с вами я, меня зовут Виктория Григорьевна
-Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок с хорошим настроением.
2 Актуализация знаний
-Перед вами термины и их определения, такие же записи есть на карточке 1. Соедините стрелками термины и определения.
-Работаем самостоятельно, друг другу не помогаем. Это проверка на ваши знания.
Карточка 1.
Добродетель Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Этика Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей
Культура Действия, результат которых оказывается причинение зла себе или другим людям
Порок Положительное нравственное качество человека
Мораль Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлении о добре и зле
- Передаем карточки друг другу и проверяем работу друга.
- А сейчас посмотрите на экран, правильно ли вы поставили стрелки?
-Ребята, какие понятия рассмотрели на прошлом уроке?
+ добродетель и порок.
- Сегодня мы продолжим разговор на эту тему.
- Кого называют добродетелем?
-Назовите качества личности относящиеся к добродельности? + Трудолюбие, работоспособность, ответственность, дружелюбие, вежливость, милосердие, скромность, любовь.
- Вам надо было дома подготовить рассказ о человеке которого можно назвать добродетелем. Расскажите о нем.
- Что такое мужество? Каких людей можно назвать мужественными?
(герои, солдаты, воины).
- Сегодня мужество можно увидеть в таких профессиях как: МЧС, пожарники( просмотр видео фрагмента)
- Честность. Что это такое? Как можно сказать по- другому? Справедливость.
- Что украшает человека? Скромность.
- Подведем итоги. Назовите, какие вы знаете добродетели?
- Какие самые важные добродетели? Что нужно воспитывать в детях?
+ Послушание старшим, милосердие к ближним, любовь к людям.
- Противоположность добродетели – это что?
+Порок- это действия, результатом которых оказывается причинение зла себе и другим людям. Пороки это и свойства характера, такие как лень, жадность, ложь, хвастовство.
Аристотель, про этику.
По учебнику стр. 20-21 беседа.
Скупость – противопол.
- середина это щедрость.( сказка)
- мужество.
- дружелюбие (игра)
-Какие еще вы можете назвать пороки?
-Что такое зависть?
-Когда желаешь себе то, что есть у других, отсутствие любви, укор другим, что у тебя такого нет.
-Может ли человек, который всех любит- завидовать? Нет. Он радуется, что другим хорошо.
-Жадность- это порок . С ней нужно бороться. Как? Дарить подарки. Делиться с другими.
- Ребята, а как из порока возрастить добродетель? Как побороть в себе плохие качества?
3 Открытие новых знаний
- Сегодня мы продолжим разговор о главном вопросе нашего курса.
-Ребята посмотрите на экран и вспомните названия сказок. ( работа по рисункам из сказки «Морозко», «Снежная королева», «Золушка» «12 месяцев»
- Какие добродетельные поступки совершают герои в сказке? Почему?
- Какие порочные поступки совершают герои в сказке? Почему?
- Какими добродетельными качествами обладают главные героини? - Как в сказках награждается добродетель и наказывается порок?
- Древнеримский мыслитель Цицерон говорил так: « Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь». Как понимаете?
- А сейчас ребята, послушайте внимательно сказку, потом будем отвечать на вопросы.
СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ
М.Скребцова
В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!
Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.
Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила:
— Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?
Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет.
Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо, старик”.
Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда поселилось счастье.
1. Трудно ли вам быть щедрым?
2. Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?
3. Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим человеком?
4. Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.
5. Представьте, что одна из печек старика открыла вам секрет щедрости. Расскажите, что это за секрет.
ФИЗМИНУТКА Игра « Добродетель и порок».Послушайте качества человека. Если это добродетель –улыбнитесь и покружитесь. Если порок- машите руками и хмурьтесь.
-Можем ли мы бороться с пороками?
Как это сделать?
Дополните строчки.
Побеждай гнев- мягкостью,
Зло-_________ (добротой)
Жадность- _________ (щедростью),
Ложь- _________( правдой)
-Что получилось? Нравится ли вам этот совет? Почему?
- А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Колечко дружелюбия».
- Игру начну я, вот я выбрала профессию учителя. Если мои ученики придут в школу с радостью , с новыми знаниями и будут учить уроки, то я буду проводить интересные уроки
• - Дети выбирают себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.
• Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.
• После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он отдает колечку другому ученику и игра продолжается.
- Молодцы! Мы узнали, что в каждой профессий есть дружелюбие.
- Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?
Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки.
СКАЗКА О ДОБРЕ И ЗЛЕ
В одной дапекой-далёкой деревне жил-был маленький мальчик Гошка. Жил он с мамой и папой и больше всего на свете любил ловить рыбу. Закинет крючок в воду, стоит и мечтает. Какая рыбка сейчас ему попадётся? Вот так однажды ранним утром пошёл Гошка на рыбалку, забросил крючок в воду и поймал … золотую рыбку. Взмолилась тут рыбка: «Отпусти меня в реку. За это я исполню три твоих самых заветных желания». Отпустил её мальчик и сказал: «Хорошо. Сделай так, чтобы я стал очень сильным. Все тогда будут меня бояться». Махнула тут рыбка золотым хвостом и уплыла.Что делать? Пошел он домой и думает: «Ну вот, обманула меня золотая рыбка, не исполнила заветного желания». Вдруг видит – на дороге злой мальчишка собаку батогом бьёт. Она скулит, убежать от него хочет, а он за ней
мчится и прямо по спине её палкой охаживает. Не смог Гошка такой жестокости вытерпеть, побежал вслед и закричал: «Брось сейчас же свою палку, а не то я тоже такую найду. Тогда узнаешь, как это бопьно!» Но злой мальчик не слушал его и бежал всё дальше и дальше. Догнал тогда его Гошка да как врезал кулаком. Улетел мальчишка от сильного кулака за тридевять земель. А собака убежала. Сел тогда Гошка на пенёк, пригорюнился и думает: «Рыбка-то не обманула меня. Желание моё исполнила. Силой наградила меня великой. Вот и собаку я смог из беды выручить. Но ведь и мальчика обидел. Нехорошо поступил. Значит, сила-то не всегда счастье приносит». Снова пошёл Гошка к рыбке и сказал ей: «Спасибо тебе, золотая рыбка, что исполнила моё желание. Только хочу я, чтобы все люди на
земле всегда были счастливыми, не плакали и не горевали, а только смеялись», – «Ладно», – промолвила рыбка, взмахнула золотым хвостом и уплыла. Побрёл Гошка домой. Видит, а люди все довольные, радостные, все ему улыбаются. Даже солнышко на небе, и то ярче светит. «Хорошее желание я придумал», – решил мальчик, лёг на кровать и уснул. Проснулся раным-ранёхонько, вышел на улицу и видит.
Люди по-прежнему ходят довольные и счастливые, не хмурятся, не плачут, не сокрушаются. И ничего не делают. Работу свою забросили. Хлеб не пекут, воду не носят, скотину не кормят, детей не качают. А зачем? И так хорошо. На лавочке все сидят да радуются. И что плохое в деревне ни случится – они всему рады. «Что же это я наделал? – подумал Гошка. Как люди теперь жить-то будут? Сам я дел наделал – придется самому и исправлять». Снова пошёл мальчик к рыбке и попросил: «Сделай так, чтобы у нас в жизни все стало по-прежнему». Рыбка взмахнула хвостом и сказала: «Хорошо, Я исполню твоё желание, но помни, что оно у тебя последнее». Уплыла золотая рыбка, а Гошка домой побежал. Глядит, в деревне всё по-старому. Какие люди работают – те в достатке живут, а кто работать не хочет – у того и хлеба нет. У кого горе – тот плачет, а у кого счастье – тот смеётся. Живут люди. Понял тут Гошка, что никакого волшебства людям не нужно. Сами они волшебство делают. Своими руками. Побежал тогда Гошка в поле отцу с матерью помогать – хлеб собирать. Счастье своими руками делать. Вот и сказке конец. А кто слушал да мотал на ус – молодец
4 Итог урока
- Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А понравилось ли вам ваша работа, оцените сами, нарисуйте на листочке где делали самостоятельную тот рисунок, который вы выбрали.
Солнце – понравилось
Солнце из-за туч – не очень понравилось
Из тучи дождь – не понравилось.
5 Домашнее задние.