Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Учимся трудиться, думать и дружить, учимся на белом свете жить!»
Е.Н.Либик, учитель начальных классов, МАОУ «Лицей №6» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Данное мероприятие разработано на основе осуществления системно - деятельностного подхода в процессе воспитания личности обучающегося. Актуальность проведения продиктована первым этапом становления коллектива (стадия первоначального сплочения), на котором отношения обучающихся определяются содержанием их совместной деятельности, её целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Ему необходимо упражнять, учить детей практически всему.
Теоретическим основанием методической разработки является учение А.С.Макаренко о коллективе, изучение путей развития коллектива по А.Н.Лутошкину. Практическим основанием является технология творческого развития А.З.Рахимова.
Подготовительная работа предполагает:
- ознакомление с эмблемами уровней развития коллектива по Н.А.Лутошкину;
- разучивание стихов;
- проведение опроса учащихся «Кого из ребят можно выбрать ведущим класса?»;
- ознакомление с содержанием поручений;
- подбор пословиц о дружбе;
-разучивание танца-игры «Буги-вуги»;
- подготовка наглядного оборудования и технических средств.
Цель:
-воспитание уважения и доброжелательности к окружающим;
-развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
- формирование активной жизненной позиции школьников, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
-формирование классного коллектива, распределение поручений в малых группах, выбор актива класса.
Ход мероприятия
I.Ориентировочно- мотивационный этап.
1.Упражнение в кругу «Радость общения»
- Внимание! Встаньте широким кругом и, не сгибая коленей, дотянитесь руками до своих кончиков пальцев ног. Я буду считать до пяти. На каждый счёт вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Каждую ступеньку обозначим рисунком: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел.
- Итак, руки на кончиках пальцев ног (почувствуйте, как напряжена спина, как неудобно долго находиться в таком положении, тяжело рассмотреть, что происходит вокруг);
на счёт «раз»- руки на коленях (положение остаётся неудобным, вы неустойчивы, но можно что-то разглядеть рядом с собой);
на счёт «два»- руки на поясе (такое положение гораздо удобнее, вы довольны им, можно наблюдать за происходящим, можно даже постоять за себя в случае опасности);
на счёт «три»- руки свободны и можно взяться за руки (вы в кругу, опасность миновала, можно помогать другим и самому просить о поддержке, если она необходима);
на счёт «четыре»- руки свободны и можно обняться за плечи (вы в кругу настоящих, верных друзей, вы ощущаете тепло рук друзей, но понимаете, что устойчивость друга зависит от вас, вам понятны не только слова, даже чувства друзей. О поддержке просить не нужно – каждый неповторим, и, в то же время, вы едины);
на счёт «пять»- руки свободно взмывают вверх, опускаются, и снова взмывают (вы сделали выбор в сторону добра и света, вы научились общаться с людьми, нести миру надежду, радость, любовь, вы способны научить этому других людей).
- Повторим это упражнение ещё раз.
- Я попрошу каждого из вас принять то положение, которое удобно для вас в настоящий момент.
Ребята принимают определённое положение относительно друг друга, что позволяет провести параллель с уровнем развития детского коллектива по
А.Н.Лутошкину: «Песчаная россыпь». «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».
- Конечно, никто из вас не выбрал исходное положение, значит, мы - коллектив.
-Рассмотрим маршрут движения к сплочённому коллективу, этапы маршрута служат девизом наших действий:
«Соберёмся из песчинок,
Крепче стать поможет глина,
Дружно выстроим маяк.
Алый парус - добрый знак»
2.Выравнивание знаний.
- Мы прошли уровень сыпучих песчинок. Вспомните, как мы рассматривали друг друга и поставьте нужный знак: >, <, =.
- Мальчиков и девочек, ребят со светлыми волосами и с тёмными, ребят светлоглазых и темноглазых, вежливых и невоспитанных, аккуратных и не очень, подвижных и спокойных, тех, кто хочет научиться дружить и коллектив 1 класса Г.
- Возникали и такие ситуации …(инсценировка стихотворения В. Орлова «Кто кого?
- И, все-таки, мы научились общаться в парах.
- Разбейтесь на пары и встаньте спина к спине. Посмотрим, какая пара сможет медленно- медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра присесть и подняться.
- Очень радостно видеть, как вы стремитесь стать настоящими друзьями.
- Наша дальняя цель - «Горящий факел». Но, поверьте, достижение каждого следующего уровня принесёт много радости и открытий.
3. Постановка задачи
Собрались сегодня в классе мы не зря.
Ждут нас важные и интересные дела.
Лишь тогда в любимой школе
Интересно станет жить,
Если мы научимся дружить и не тужить.
Пусть уйдут от нас подальше лень и скукота.
В нашей школе им не будет места никогда.
Пусть отныне в классе будет дружная семья.
Помните, что 1 Г-
И ты, и он, и я.
Каждый лучику подобен ученик.
Лучик к лучику-
И солнце засияет вмиг.
Солнце всех пусть обогреет,
И тогда
По плечу любое дело
Будет нам, друзья.
- Сейчас каждая группа распределит поручения, выберет ведущего.
- Старайтесь сохранять дружеские отношения.
II. Операционно- исполнительский этап.
1.Деление на группы.
2.Первое задание для групп: соберите пословицу о дружбе, объясните её смысл.
3. Распределение поручений.
Поручения фиксируются определённым цветом повязки.
4. Выбор ведущего класса.
-Подведём итоги опроса, проведённого в классе «Кого из ребят можно выбрать ведущим класса?»
-Таким образом, рейтинг популярности возглавляет…
-С обязанностями вы знакомы. Повторим их
Правила выполнения поручений:
1. Относись к выполнению порученного дела ответственно.
2. Выполняй поручения с удовольствием.
3. Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.
4. Если трудно, обращайся за помощью.
5. Спеши делать добро!
III. Рефлексия.
- Комфортно ли вам работать в группах? Есть ли затруднения в общении?
Выслушиваются ответы детей.
- В заключение классного часа предлагаю игру - танец «Буги-вуги», которая, как любая игра, учит нас понимать, что в любом деле очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща, соблюдая правила, договариваясь, помогая друг другу.
Использованная литература:
1.С.И.Тукачёва. Адаптационные занятия с первоклассниками.- Волгоград: Учитель, 2007
2. Rus.1eptember.ru
3. http://www.vashpsixolog.ru
4. И.П. Подласый. Педагогика:100 вопросов -100 ответов: учебное пособие для вузов/ И.П.Подласый, - М.; Владос - пресс, 2004