Открытый урок по русскому языку . Тема « Путешествие в страну приставок»
Учитель: Нуркаева Р.А
Цели:
- образовательная: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение.
- развивающая: развивать у учащихся умение выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство позитивной оценки и самооценки.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- работа над новыми понятиями,
- творческие задания,
- практические упражнения.
Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения,
- элементы игровой технологии,
- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Оборудование.
Карта путешествия.
Карточки с таблицами.
Карточки со словами.
Таблицы с приставками
Орг мом.
-Сегодня на уроке мы отправимся путешествовать по родным местам.У нас на пути встретятся очень много преград, с которыми мы должны будем справиться -Согласны отправиться в путешествие? Путешествовать мы будем по карте.(появляется карта на доске) и у вас на столах лежит такая же карта. И вам, ребята, я предлагаю побыть в роли “Зеленого патруля”. “Зеленый патруль” - это дети, которые оберегают природу, помогают ей, заботятся, облагораживают ее.А тему урока вы определите сами если отгадаете загадку. Послушайте.
ПРИставляемся всегда мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твёрдо помните, друзья, -
В языке без нас нельзя!
(Приставки.) – В какую тему повторим сегодня??? - - - Словарная река
- ст. Каллиграфическая гора
- ст. Лесные раскопки
- ст. Орфографические гейзер
-ст. Игровой источник
-ст. Родная школа
- Первая преграда , словарная река.
-Какая речка протекает у нас в Малоязе? (Юрюзань)
Наша красавица Юрюзань прислала для вас письмо. Хотите послушать , что она вам пишет?
Я – Юрюзань, всем рекам река! Испокон веку зовут меня Юрюзань-красавица. Много я видела-перевидала в своей жизни!
Было время, когда по моим берегам стеной стояли дремучие леса, а мои воды кишели рыбой!
Я слышу вас всегда: и когда вы радостно плещетесь в моих водах, и когда вы любуетесь великолепием заката солнца, стоя на берегу, и когда слушаете пение соловья Я слышу вас всегда! Но и вы прислушайтесь ко мне! Я в беде! Болят мои раны! Я не в силах исправить то зло, которое творит человек! Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал по моему берегу человек!
Неспокойно мне на старости лет.
Как варвары, относятся люди к моим богатствами!
Из-под каждого куста у моих берегов гремит музыка, дымят костры. В мою сторону летят пустые банки и склянки. А после пикников остаются горы мусора!
-Попробуем помочь нашей речке. Нам нужно выполнить задание . которое приготовила наша речка.
( словарная работа ) по карточкам.
- Что еще мы знаем о нашей реке.(хорошо подготовленный ученик)
Юрюзань- одно из красивейших рек Южного Урала. В переводе с башкирского «Юрюзань» звучит как: «река, образовавшая русло в земле».
Эта река богата рыбой. Она дает прекрасные возможности для рыбалки на всем ее протяжении. Здесь водится вся рыба. На Юрюзани стоит известный курорт Янгантау.
- Молодцы! Оцените свою работу. Если вы не допустили ошибок приклейте цветочек , если допустили ошибку тучку.
- Переходим к следующей преграде « Каллиграфическая гора»
- Как вы думаете что это за гора? ( Янган-тау)
- Как вы думаете есть ли , какие –нибудь экологические проблемы в Янган-тау????
_-ведется беспорядочное строительство, пастьба скота, уничтожается зеленая зона, тем самым изымаются земельные угодья курорт
Каллиграфия –это искусство красивого письма.
-Посмотрите на следующую строчку и назовите буквы, из которых составлено соединение для чистописания? ( «л» « е»). Откройте тетради для чистописания.
-Какой вид соединения используется?
-Обратите внимание на безотрывное соединение
- Подчеркните свои самые красивые соединения.
- А что мы знаем о горе Янган-тау??? ( подготовленный ученик)
Давным-давно гора Янгантау называлась иначе: Карагош-Тау или Беркутова
гора. Чтобы гору переименовали, должно было произойти некое исключительное событие. Говорят, у этого события есть даже точная дата: 1758 год. В гору ударила молния, загорелись вседеревья и кустарники на южном склоне. С тех пор гора стала известна под именем Янгантау (Янган-тау), в переводе с башкирского — «сгоревшая гора»
- А как вы думаете для чего мы каждый урок проводим такие каллиграфические минутки??
- Оцените работу друг у друга.
- Ну что ж двигаемся дальше и переходим к лесным раскопкам.
- Когда мы идём в лес с мамами с папами какие проблемы видим???
- Мусор кругом, разорённые муравейники, сломанные ветки.
- Животные наших лесов прислали вам задание.
-Во второй строке пропишите слова, в которых встречается это соединение.
(лес, лесок, перелесок)
- что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные) – у них одинаковый смысл и корень – лес.
Выделим в каждом слове корень – лес.
- что можем выделить ? ( корень)
- Что мы знаем о корне?
- ещё что можем выделить? (суффикс)
- что такое суффикс?
- А теперь попробуйте добавить ещё одно слово , но что бы корень остался «лес» , а смысл слова чтоб поменялся. Перелесок- что вы к этому слову добавили? (приставку)
Перелесок- небольшой лесной участок, отделённый от леса ( словарь ожегова)
- Какие приставки мы свами помним со второго класса???(
Ст. Прием «Инсерт» (введение нового знания).
- А как вы думаете всё ли мы с вами знаем о приставках???? (парами)
- Чтобы нам еще больше узнать о части слова приставка, я предлагаю вам познакомиться с текстом Он разделен на части. Найдите его на ваших партах. Но вы не просто должны прочитать текст. Ваши задачи:
определить, что в тексте вам хорошо знакомо, а с чем вы встретитесь впервые и вам это не известно.
С помощью специальных значков сделать пометки в тексте. (значки: + – уже знал; ?-не знал, новое; хочется об этом узнать.)
- Что нового узнали из текста?(ответы учащихся)
- Какие правила мы должны соблюдать ,когда идём в лес?
- Выполняя задание какую вы что то новое узнали??? И ещё мы с вами вспомнили то что знали со второго класса.
- Работая с данным заданием как бы вы себя оценили? Поставьте себе оценку.
Физкультминутка!!!
С ПРИ - приставкою присесть,
С ПО - приставкою подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой посмеяться,
СВЫ - вытягиваем руки,
С О - опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО - зарядку повторять.
С ЗА - зарядку завершать.
- А сейчас мы перейдём к препятствию Орфографический гейзер.
- то такое гейзер. (природный фонтан , который бьёт из под земли)
- Где в нашем районе находится гейзер или мы говорим фонтан?
- В Лаклах. Поднимите руку кто там был. Очень много людей отдыхают и зимой и летом около фонтана. Зимой фонтан не замерзает.
- Давайте ещё раз вспомним правило написания слов с приставками и предлогами
- Работа по учебнику.
Упр 144.двое учащихся работают у доски и объясняют)
Тренажёр (
Поток бьющей из под земли воды направлен вверх трубой, в результате высота струи поднимается на высоту чуть больше 5 метров.Вода в Айском фонтане питьевая, запаха, привкуса и примесей не имеет. Температура воды около 7 градусов по Цельсию.
В летнее время Айский фонтан является обязательным местом для остановки туристов-водников.
Место очень известное и посещаемое, поэтому и сильно замусоренное. Периодически группы волонтеров наводят порядок вокруг фонтана и на берегу, но таких уборок хватает не на долго.
- Какая проблема существует? Что людям надо делать ,чтобы фонтан Лаклинский служил ещё долгое время.
- Следующая наша станция « Игровой источник » по рядам - Что такое источник?. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. минеральной воды. – Какой источник целебной минеральной воды расположен в нашем районе? Кургазак.
КУРГАЗАК - происхождение слова «Кургазак» пока неизвестно.
Поэтому сегодня на сей счет существует немало легенд. Одна из них трактует название «кур азак» как «увидишь потом». Считалось, что ис Согласно недавнему анализу, вода источника Кургазак близка к знаменитым кавказским минеральным водам. В составе воды более 20 составляющих: железо, марганец, фосфор, цинк, медь, титан, бериллий, молибден, хром, кремний, а также уникальная природная микрофлора. За оригинальный химический состав ее еще называют живой водой.точник временами исчезает, затем появляется вновь.
Игра с шапочками (шёл) я показываю приставку , ребёнок выполняет.
- на парте вы видите карточку с словами , используя приставки ваша задача написать как можно больше новых слов.
Играл бегал писал красил пел читал
Например по - пере - у - о -
вы - с - при -
под - на - вз -
за - об -
до –
- Переходим к следующей станции «Родная школа»
- Мы знаем ,что в этом году наша школа отметила 25 юбилей, что бы мы пожелали нашей школе????
Прочитайте шуточный рассказ. ~ Вставьте подходящие по смыслу приставки.
Дима шёл в школу. Сначала он ...шел из дома. Потом ...шёл прямо. …шёл по большой луже. ...шёл дорогу. ...шёл в магазин купить булочку. Наконец, Дима …шёл в школу.
Учительница сказала: «Дима! Как ты долго шёл!»
Дима шёл в школу. Сначала он вышел из дома. Потом пошёл прямо. Прошёл по большой луже. Перешёл дорогу. Зашёл в магазин. Наконец, Дима пришёл в школу. Учительница сказала: «Дима! Как ты долго шёл!»
- Молодцы !!! Справились со всеми заданиями и теперь мы настоящие помощники природы.
9. Рефлексия.
Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:
Я узнал на уроке………….
Мне было интересно……………….
Пришлось задуматься………………
Могу рассказать другим……………
10. Д/з