Методические рекомендации

Модераторы: Э.А.Ижбулатова, Рахматуллина Ш.М.

Re: Методические рекомендации

Сообщение Штейнбах Я.О. » 12 янв 2019, 09:43

Родительское собрание
для родителей обучающихся 4-х классов
по ознакомлению с курсом
«Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители будущих четвероклассников, в следующем учебном году по учебному плану на параллели 4-х классов вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». Поэтому я сегодня познакомлю Вас кратко с данным курсом, так как вам и вашему ребенку нужно выбрать один из шести модулей данного курса для изучения.
Одна из самых главных и самых трудных задач родителей - нравственное воспитание ребенка, а в рамках этого курса школа предлагает вам свою профессиональную помощь. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»; Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009г. № Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Примером признания важности духовно-нравственного воспитания в школьной обра-зовательной практике на государственном уровне является создание проекта введения в учебные планы предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
В настоящее время преподавание данного курса ведется в штатном режиме: в 4-х классах, в объеме 34 учебных часов.
Преподавание направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий.
Цель предмета ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической имногоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Для изучения курса ОРК и СЭ предлагается один из шести модулей:
1.Основы православной культуры
2.Основы исламской культуры
3.Основы буддийской культуры
4.Основы иудейской культуры
5.Основы мировых религиозных культур
6.Основы светской этики
Первые четыре модуля ориентированы на запросы последователей соответствующих религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе соответствующих религиозных ценностей и традиций.
Остальные два модуля.
Один из них направлен на расширение знаний школьников о религии на основе нерелигиозных, неконфессиональных подходов.
Другой по основам светской (гражданской) этики направлен на нравственное воспитание ребенка на основе нерелигиозной этики и морали.
Данный курс изучается в количестве 34 часов в год по учебному плану - это 1 ч. в неделю. Он предполагает без отметочную систему обучения. В расписании указывается название модулей, ребята всех 4-х классов образуют группы в соответствии с выбранным модулем. Преподавание модулей ведут преподаватели нашей школы, прошедшие обучение по данному курсу.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, обычаи, традиции и верования. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества - огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который эта культура прошла; развитие различных исторических эпох, национальных культур. Такое широкое понимание человеческой культуры важно для процесса идентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.
В УМК культура - религиозная и светская, представлена в традициях, ритуалах и обрядах древ- них людей и наших современников; в истории и языке; в архитектуре, искусстве, литературе, живописи, музыке; через быт людей, поскольку- он и есть реальная жизнь представителей каж- дой культуры, знакомство с которой дает возможность, увидеть, услышать, осязать - почувствовать эту культуру. Мир быта людей - это вещи, которые их окружают; привычный образ жизни, каждодневное поведение, обычное протекании жизни в ее реально-практических формах. С другой стороны, быт, всегда находящийся в сфере практики, мир вещей неразрывно связаны с глубинными символами, с идеями, ценностями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох, культур, сообществ.
Поэтому в учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни и обихода, поведения людей, представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, языком (язык священных книг, словесные формы – приветствия, прощания, обращения и т.д.) - все, в чем раскрываются те невидимые черты жизни, которые ярко характеризуют культуру той или иной группы, сообщества людей и по которым человек узнает своего или чужого. Такое понятие культуры тяготеет к этнографически- социологическому подходу, когда оно используется для описания жизни народов и социальных групп и их отношений. В отношения вступают реальные люди, представители культур, еще точнее: представители тех сообществ (народов, социальных групп), которых объединяет та или иная культура. А положение каждого конкретного человека в сообществе (его статус, социальная роль и т.п.) играют не последнюю роль в построении отношений с представителями других культур. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Основы православной культуры
Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Основы мировых религиозных культур
В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-х классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
Основы светской этики
Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным?
Основы исламской культуры
Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Основы буддийской культуры
Учебное пособие в доступной для учащихся 4-х классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Основы иудейской культуры
Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Уважаемые родители, вы должны сделать свой выбор, заполнить заявление о выборе одного их модулей.
Штейнбах Я.О.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 12 янв 2019, 09:05

Re: Методические рекомендации

Сообщение Э.А.Ижбулатова » 17 дек 2018, 06:52

13 декабря 2018 года кафедра теории и методики начального образования ГАУ ДПО ИРО РБ провела обучающий семинар для учителей начальных классов по теме: «Готовность младшего школьника к ВПР как результат образовательного процесса в начальной школе: проблемы и пути решения» с участием директора методического центра дошкольного и начального образования корпорации «Российский учебник» Зубаировой Оксаны Владимировны (г. Москва).
На семинаре обсуждались вопросы:
1. Интерпретация результатов ВПР как условие проектирования образовательного процесса.
2. Функциональная грамотность младшего школьника как планируемый результат
3. Смысловое чтение – важное слагаемое читательской грамотности младшего школьника.
4. Возможности цифровых ресурсов в моделировании современного урока в начальной школе
5. Контроль и оценка образовательных достижений младшего школьника

В семинаре участвовало 65 методистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, курирующих вопросы начального общего образования, руководителей РМО (ШМО), учителей начальных классов РБ. Руководитель семинара: Загитова Альфира Галинуровна.

Презентация Зубаировой О.В. https://drive.google.com/file/d/1ucqsX6 ... sp=sharing
С уважением, Эльвира Альбертовна.
Э.А.Ижбулатова
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 20 окт 2017, 12:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Э.А.Ижбулатова » 17 дек 2018, 06:50

12 декабря 2018 года кафедра теории и методики начального образования ГАУ ДПО ИРО РБ провела семинар для учителей начальных классов по теме: «Формирующее оценивание и его реализация во Всероссийских проверочных работах по предмету «Окружающий мир», с участием кандидата педагогических наук, разработчика материалов ВПР, доцента кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, методиста МЦКО, Почетного работника общего образования РФ, автора учебных пособий Скворцова Павла Михайловича (г. Москва).

В семинаре участвовали 38 специалистов начальной школы: методисты органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, курирующие вопросы начального общего образования; руководители РМО (ШМО) и учителя начальных классов РБ. Руководитель семинара: Загитова Альфира Галинуровна.

Презентация Скворцова П.М. https://drive.google.com/file/d/1Lv2WtM ... sp=sharing
Материалы от Скорцова П.М. https://drive.google.com/file/d/1YAyCfw ... sp=sharing
С уважением, Эльвира Альбертовна.
Э.А.Ижбулатова
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 20 окт 2017, 12:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гульнара Курбанова » 15 дек 2018, 09:38

Курбанова Г.А.
Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы
Сегодня на новом этапе развития Российской Федерации образованию отводится ключевая роль. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России формулирует современному образовательному учреждению социальный заказ. Общеобразовательные учреждения должны: воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для этого образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. При определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
- преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; - духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим российским законодательством; - внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Таким образом, место комплексного учебного курса ОРКСЭ в образовательной программе школы становится важным и его предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Духовно-нравственная культура, включающая в себя, в том числе и знания о религиях, должна преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание. Изучая духовную, религиозную историю и культуру стран и цивилизаций, школьники обязательно должны сначала понять истоки этой культуры через быт, образ жизни, поведение ее представителей, переживая реальные чувства в реальной жизни, хотя бы в какой-то мере его пережить. Поэтому знакомство с культурными ценностями должно быть для младших школьников ярким, красочным, увлекательным, интересным, обращенным к их чувствам, эмоциям и опыту.
Уважение культурных традиций, готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу вот основная задача курса ОРКСЭ в современной школе.
Профессиональными задачами педагога стать не просто ретранслятором готового содержания, но в определенной мере духовным авторитетом и наставником личности; осуществлять выбор методов, приемов и технологий преподавания, которые будут способствовать реализации воспитательного потенциала курса «ОРКСЭ».
Качество образования в современной школе зависит от познавательной активности подростков, достигнуть этого можно создав для подростков ситуацию успеха.

Список использованной литературы
1. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. //Начальная школа.- 2007.-№7.-с.21-29.
2. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. //Начальная школа.-2008.- №5.-с.3-18.
3. Плотникова Е.Б. К вопросу о воспитании в начальной школе. //Начальная школа плюс до и после.-2002.-№12.-с.15-22.
Гульнара Курбанова
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 дек 2018, 14:06

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гульнара Курбанова » 15 дек 2018, 09:35

Курбанова Г.А.
Роль курса ОРКСЭ в духовно – нравственном воспитании.
Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций нового федерального государственного образовательного стандарта , результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки.
Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и межпредметные понятия.
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.
Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, а также рефлексивной деятельностью.
Обновление образования предполагает в настоящее время ориентацию образовательного процесса на развитие субъектности ученика, развитие в нем «внутреннего человека», взращивание способности к самостроительству им своей личности
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любовь к природе и к людям.
Введением нового предмета ОРКСЭ государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания обучающихся через изучение традиций народов.
Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг к воссоединению обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей, имеющих ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям. Например, в рамках модуля «Основы светской этики» обучающимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями морали и морального выбора, введением философских категорий добра и зла, добродетели и порока, свободы и необходимости.
Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение обучающимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций. Благодаря этому ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике.
Это позволяет продолжить формирование
• основ российской гражданской идентичности;
• чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
• этнической и национальной принадлежности;
• ценностей многонационального общества;
• гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема «Моральный долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 15 уроке уточняются моральные качества человека.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:
1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии обучающегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.
Это проявляется в формировании:
• основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»;
• ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей);
• гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;
• толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
• уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Таким образом, нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Развитие личности, формирование УУД – приоритетные задачи, которые определяют метапредметные результаты образования. Ориентиром здесь выступает системно-деятельностный подход. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.
Как организовать условия инициирующие учебные действия? Какие технологии для этого можно использовать? Как их применять? Вот вопросы, которые я попытаюсь раскрыть, используя урок ОРКСЭ.
Демонстрация технологий, применяемых на уроке ОРКСЭ.
Определим этапы познавательной деятельности на уроке и используемые технологии. Познавательная деятельность на уроке организуется при использовании основных технологий деятельностного типа: проблемно-диалогической технологии, технологии продуктивного чтения, технологии оценивания учебных успехов.
Технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология используются на нескольких этапах познавательной деятельности учащихся на уроке. Как предполагает деятельностный подход открытие нового на уроке должно идти от ученика, который, наблюдая противоречия между «жизненным уровнем» знания проблемы и недостатком знания ее решения, учиться ставить цель для поиска и составляет алгоритм решения проблемы. Учитель лишь должен четко продумывать систему вопросов, которые помогут определить направление, а не решение.
Учебник содержит различные виды текста: научные статьи, художественные тексты (притчи, сказки, отрывки рассказов) и упражнения для практической работы. Поэтому используем технологию продуктивного чтения, которая предусматривает различные виды чтения текста.
Рассмотрим, как применять технологии на уроке, и какие УУД формируются.
1. Мотивационно-организующий этап. Используя проблемно-диалогическую технологию на данном этапе, может решаться ряд важнейших задач, выявление жизненного опыта детей по теме урока, определение цели и задач, формулирование темы урока.
Начинать урок желательно с мотивации. Вызвать потребность в изучении нового, заинтересовать учащихся, можно, используя в начале урока прием работы с иллюстрацией, видеофрагментом, музыкальным клипом и др.
Такую работу предусматривает технология продуктивного чтения. И первый компонент работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации начинается еще на мотивоционно-ориентировочном этапе и обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения.
То или иное средство используется для иллюстрации жизненной ситуации, которую дети могут интерпретировать, используя свой «житейский» опыт, но главное это средство используется для эмоционального «вживания в урок» и начинать работу с ней можно с вопроса: «Какие эмоции и чувства вызывает ситуация, изображенная на иллюстрации (герой)?».
На данном уроке мы обращаемся к герою: « Персонаж изображенный на иллюстрации вызывает симпатию или осуждение? Получится ли желаемый результат, при таком отношении к делу?
Подумайте, какое качество нужно развивать, чтобы получалось задуманное?» (используем опорные слова: сила, ловкость, смелость, терпение).
Продолжая работу, переходим непосредственно к предположениям детей по формулированию темы урока: «Предположите, какая тема сегодня на уроке? Хотите проверить свои предположения?»
Вопросы помощники универсальное средство, которое помогает учащимся сформулировать задачи урока: «Что..? Какие..? Как..? Хотел бы (хочу ли) я..?». Эти вопросы должны отражать структуру изучения нового материала, можно продумывать каждый вопрос исходя их вида деятельности и содержания материала который используется. В конце каждого этапа возвращаемся к вопросам, анализируем, что исследовали, что осталось изучить?
2. Этап открытия знаний.
Работа с текстом во время чтения – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения;
При работе с определением, перечитывая текст определения, учащиеся находят ключевые слова, анализируют их смысл. Если предлагается изучить разновидности понятия, можно использовать, такие иточники информации, которые помогут проанализировать, разделить на группы, дать определение каждой группе. Например, работа в паре с карточками.
Решая задачи урока мы обращаемся к тексту учебника, для поиска информации и представления её в различных видах: таблицах, схемах, которые позволяют выделить основные положения необходимые для анализа и обобщения. Например, исследуем: как труд влияет на жизнь человека?
Предлагаем учащимся самостоятельную работу с текстом учебника с. 87-91, проговариваем алгоритм работы: читают, ищут в тексте и дополняют предложения в карточке №1
Работа с текстом после чтения – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.
Работа в группах по заданному алгоритму.
1. Прочитайте предложения, которые получились.
2. Обобщите, зачем нужен труд в жизни человека.
3. Запишите вывод в карточку № 1.
4. Сравните, что изменилось в герое? Дополните вывод.
5. Определите, кто будет представлять (защищать) ваш вывод (результат работы).
Данный вид чтения используем чаще всего на этапе познавательной деятельности учащихся на уроке - отработки умений с последующим анализом результата деятельности и оценкой.
4. Этап – контроль (рефлексия деятельности).
При оценивании результатов деятельности используем технологию оценивания учебных успехов.
Акцентирование на результате деятельности — характеристика объективного результата проделанной ребенком работы с использованием критериев оценки (интерес, трудность, успешность, сотрудничество и др.) — способствует развитию самооценки к собственной и совместной деятельности. Используем для фиксации оценки шкалы.
«Вернемся к вопросам. По каким критериям предлагаете оценить нашу работу на уроке: \ насколько она была вам интересна, сложна для вас, успешна \. (используем шкалы)»
Системно-деятельностный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Поэтому особое внимание уделяется дифференцированному домашнему заданию.
Можно предложить учащимся несколько видов домашнего задания различного уровня сложности, в том числе творческого характера.
Современный урок в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов требует от учителя создание условий, при которых инициируется учебное действие. На первом месте выступает ребенок, такой, какой он есть, его самоопределение, саморазвитие и самореализация.
Используя на уроке технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологию и технологию оценивания учебных успехов мы формируем УУД и создаем условия для развития личности ученика. Иными словами выстраиваем урок, соответствующий требованиям образовательных стандартов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий.
1. Синквейн (в переводе с франц.– пять строк):
• Первая строка – одно существительное (суть, название темы);
• Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);
• Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;
• Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;
2. Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).
Почему вдруг возник синквейн? Нужно было заинтересовать учеников. Ведь внешне это как белый стих, но в нем скрыт большой смысл. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. А ведь именно это умение потребуется для рефлексии по итогам изучения темы, проведения интересного урока, внеклассного мероприятия.
Прием «Составление кластера». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Удобно применять после изучения какой-либо темы.Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее
Одна из задач рефлексивного подхода в том, чтобы ученик сформулировал словесно свои результаты (научился, узнал, сделал и т.д.). С помощью таких ответов происходит осознание детьми собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования.
«Назови три положительных момента на сегодняшнем уроке и одно действие, которое можно добавить завтра». Например, за 1-2 минуты до конца урока предлагаю учащимся высказаться одним предложением, выбирая началофразы из рефлексивного экрана на доске, при этом начало предложений не должно повторяться:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось
Рефлексивной деятельности можно учить учащихся через выполнение учебных заданий в ходе урока. К средствам осуществления рефлексии относятся схемы, таблицы, формулы, чертежи, графики. То есть всё то, что позволяет зафиксировать в той или иной форме (образно, знаково, схематично и т.п.) совершённые действия и установить наличие (или отсутствие) связей между ними.
Список использованной литературы :
1. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие /Под редакцией игумена Киприана (Ященко). М.: Институт экспертизы образовательных программ
2. Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл. : Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
3. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
4. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2000
6. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. №6. С. 3-6.
7. Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. № 2. – 2012.
8. Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества// Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
9. Основы религиозных культур и светской этики (итоги эксперимента и перспективы учебного курса) / Библиотечка журнала «Вестник образования России». – 2012. - № 1.
Гульнара Курбанова
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 дек 2018, 14:06

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гульнара Курбанова » 15 дек 2018, 09:32

Курбанова Г.А.
Духовно – нравственное воспитание во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников, как известно, осуществляется в деятельности. Формирование личности в ней является закономерностью воспитания. Понятие «деятельность» в самом широком смысле означает разносторонний процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами.
Как отмечает Л.П. Буева, деятельность представляет собой ту силу, которая способна воспроизводить и изменять систему объективных и субъективных условий, т.е. общественных отношений и социальных институтов, а вместе с этим и систему соответствующих им представлений людей [19]. Отечественная психологическая и педагогическая наука рассматривает деятельность как важнейшее условие воспитания и развития личности. Личность и ее деятельность находятся в неразрывной связи. Нельзя раскрыть психологическую сущность деятельности, отрывая ее от личности. Аналогично нельзя изучать и личность, не изучая ее деятельность. Современная наука рассматривает своеобразие людей как следствие их деятельности и обусловленного им способа удовлетворения ими своих потребностей. Личность своей деятельностью опосредует свое влияние, которым она подвергается. Различные обстоятельства жизни воздействуют на личность только в процессе деятельности.
Любая деятельность представляет собой по своему внутреннему содержанию те или иные психические процессы. Она выступает сферой, в которой формируются разнообразные свойства личности, в том числе и ее нравственные качества − отношение к людям, к коллективу, обществу, отношение личности к труду. Какие будут воспитательные результаты деятельности, какие качества разовьются в ней, это зависит от многих обстоятельств − и от уровня психического развития, уже достигнутого воспитанником духовного мира, и от содержания этой деятельности, ее организации, складывающихся в ней отношений. Чем богаче эти отношения, тем шире оказывается круг общения и, следовательно, богаче ее духовное развитие. Духовное богатство личности − это богатство ее отношений .
Мы исходим их того, что единственной сферой, в которой может осуществляться воспитательный процесс, порождаемый системами воспитания в семье, общеобразовательной школе, в микрорайоне, является деятельность, в которую вовлекаются младшие школьники. Виды деятельности школьника разнообразны. Различны и те основания, по которым они могут быть классифицированы. По характеру целей и соответственно содержания обычно различают такие виды деятельности школьника, как ученье, игра и труд, общение. В зависимости от того, где организуется эта деятельность, обычно различают учебную и внеучебную деятельность. Как известно, учебная деятельность играет важную роль в становлении личности школьника, в ее всестороннем развитии и, в частности, ее духовно-нравственном воспитании. Эта деятельность осуществляется, прежде всего, на уроках.
Внеурочной деятельность, проводится общеобразовательными учреждениями во внеурочное время, строится на основах добровольного участия, с учетом интересов детей, при всемерном развитии их активности, самодеятельности.
Как известно, внеурочной деятельность, в отличие от учебной, не регламентируется едиными и обязательными программами и организуется на договорной основе. Она строится на основе общих принципов воспитания. Внеурочная деятельность располагает дополнительными, по сравнению с учебным, процессом, возможностями воспитательного влияния. Она позволяет расширять и углублять знания младших школьников, закреплять приобретенные на уроках умения и навыки, развивать способности детей, удовлетворять их разнообразные интересы, формировать у них активность, инициативность, самостоятельность. Важное место в ней занимает общественная организаторская деятельность воспитанников, их труд на общую пользу и досуг. Внеурочная деятельность продлевает время целенаправленного педагогического воздействия на младших школьников. Во внеурочной деятельности реализуются задачи всех сторон воспитания – правового, гражданского, умственного, нравственного и трудового, эстетического и физического. В условиях правильной организации воспитательного процесса она способствует всестороннему развитию личности каждого школьника.
В образовательной практике потенциал внеурочной деятельности для достижения необходимых результатов педагоги используют давно. О сущности внеурочной деятельности учащихся, о ее значительном воспитательном потенциале высказывались С.И. Гессен, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкий. Внеурочную деятельность как фактор воспитания личности исследовали О.С. Газман, Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, С.В. Сальцева, Г.И. Щукина . Содержание, методику организации внеурочной деятельности, ее влияние на формирование духовных потребностей школьников изучали Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, В.О. Кутьев, М.И. Рожков, М.М. Поташник.
На современном этапе развития образования в России значимость внеурочной деятельности с учащимися, некоторые ее особенности закреплены законодательно. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2014 г.) в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры, происходит девальвация ценностей старшего поколения, деформация моральных норм и нравственных установок, ощущается недостаток сознательно принимаемых принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения.
В соответствии с Проектом государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут рост численности детей школьного возраста; изменение структуры расселения (увеличение населения городов); изменение среды социализации. Поэтому очевидна необходимость создания новой школы.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.) определяется новое положение общеобразовательной школы. Новая школа − это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение достижений прошлого и технологий будущего; это школа для всех, позволяющая создать условия для успешной социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации; это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет; это центр взаимодействия с родителями и местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга; это современная инфраструктура. Результатом образования школы на современном этапе станет умение применять полученные знания в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
В связи с переходом системы образования на ФГОС НОО (2008 г.), предъявляются новые требования к уровню освоения основной образовательной программы, к структуре и условиям ее реализации. Предъявляемые требования «учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования».
Требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО), отражают межпредметные, предметные и личностные результаты. Так некоторыми параметрами, отражающими личностные результаты обучающегося, являются уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность выходить из спорных ситуаций и не создавать их самому. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, но не входит в итоговую оценку освоения основной образовательной программы.
ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование.
В методических рекомендациях «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования», отмечено, что ООП НОО реализуется образовательной организацией, в том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребёнка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательной организации, дополнительные образовательные программы общеобразовательной организации, образовательные программы организаций дополнительного образования детей, а также организаций культуры и спорта, организацию деятельности групп продлённого дня, классное руководство, деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования. С опорой на базовую модель разработчики методических рекомендаций предложили несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
− модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
− модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации);
− инновационно-образовательная модель.
Для нашего исследования интерес представляет оптимизационная модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, старший вожатый, тьютор). Классный руководитель при реализации данной модели выполняет координирующую роль, так как взаимодействует с педагогическими работниками, организует в классе образовательный процесс, систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Участвуя во внеурочной деятельности, младшие школьники вступают в определенные отношения со своими сверстниками, с другими людьми, различными обстоятельствами своей деятельности. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем богаче эти отношения, тем шире круг общения младших школьников и, следовательно, богаче их духовное развитие.
Внеурочная деятельность является фактором духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она выступает как ведущая основа формирования их духовно-нравственной воспитанности. Она имеет больше чем учебная деятельность временное пространство и обеспечивает включение большего числа участников того или иного вида деятельности. Внеурочная деятельность обладает (при определенных условиях) огромным потенциалом, так как предоставляет целью палитру сфер деятельности младших школьников, где можно быть успешным, где можно самовоспитывать себя в соответствии со своей шкалой ценностей.
Виды внеурочной деятельности, используемые в духовно-нравственном воспитания младших школьников, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по разным основаниям. Такими основаниями могут быть:
а) формы организации внеклассной работы − эта работа может осуществляться через ученическое самоуправление в классе (различные классные дела, мероприятия), через объединения детей по интересам (клубы, кружки, секции);
б) число участников внеклассной работы − в зависимости от него могут быть выделены: массовая групповая, индивидуальная.
Таким образом, в свете концепции системного понимания воспитания, внеурочная деятельность в духовно-нравственного воспитания младших школьников есть своеобразное сочетание факторов, обеспечивающих функционирование системы воспитания в классе, общеобразовательном учреждении. Внеурочная деятельность в духовно-нравственном воспитания младших школьников включает в себя разнообразную внеучебную деятельность (игра, общение, труд, духовно-нравственное просвещение) и педагогическое руководство воспитателей, этой деятельностью.
Используемая литература:
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2005. №11. С. 68-71
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 354 с.
3. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика, 2008. № 9. С. 63-89.
4. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М.: Просвещение, 2006. 187 с.
5. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Педагогика, 2006. 461 с.
6. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитани
Гульнара Курбанова
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 дек 2018, 14:06

Re: Методические рекомендации

Сообщение Э.А.Ижбулатова » 14 дек 2018, 10:21

Гульнара Курбанова писал(а):Добрый день! 8 декабря отправила проектную работу от слушателя курсов по ОРКСЭ Курбановой Г.А. На сайте не могу увидеть свой материал. Хотелось бы узнать поступил ли материал в БИРО?

Здравствуйте!
Все выставлено. Спасибо!
С уважением, Эльвира Альбертовна.
Э.А.Ижбулатова
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 20 окт 2017, 12:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гульнара Курбанова » 11 дек 2018, 13:30

Добрый день! 8 декабря отправила проектную работу от слушателя курсов по ОРКСЭ Курбановой Г.А. На сайте не могу увидеть свой материал. Хотелось бы узнать поступил ли материал в БИРО?
Гульнара Курбанова
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 дек 2018, 14:06

Re: Методические рекомендации

Сообщение Э.А.Ижбулатова » 06 дек 2018, 13:25

13 декабря 2018 года кафедра теории и методики начального образования ГАУ ДПО ИРО РБ проводит обучающий семинар для учителей начальных классов по теме: «Готовность младшего школьника к ВПР как результат образовательного процесса в начальной школе: проблемы и пути решения» с участием директора методического центра дошкольного и начального образования корпорации «Российский учебник» Зубаировой Оксаны Владимировны (г. Москва).
Вопросы для обсуждения:
1. Интерпретация результатов ВПР как условие проектирования образовательного процесса.
2. Функциональная грамотность младшего школьника как планируемый результат
3. Смысловое чтение – важное слагаемое читательской грамотности младшего школьника.
4. Возможности цифровых ресурсов в моделировании современного урока в начальной школе
5. Контроль и оценка образовательных достижений младшего школьника
Для участия в данном мероприятии просим направить методистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, курирующих вопросы начального общего образования, руководителей РМО (ШМО), учителей начальных классов.

Семинар будет проходить по адресу: г.Уфа, ул. Мингажева, 120.
Начало занятий: 13 декабря 2018 г. в 10.00 часов, в актовом зале ГАУ ДПО ИРО РБ.
Заявки для участия на семинаре принимаются телефонограммой: тел.8 (347) 228-44-53 до 13 декабря 2018 г.
Руководитель семинара: Загитова Альфира Галинуровна, тел. 8 (347)228-80-51 (2-47), звонить в рабочее время с 9:00 до 17:00 ч.
С уважением, Эльвира Альбертовна.
Э.А.Ижбулатова
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 20 окт 2017, 12:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Э.А.Ижбулатова » 06 дек 2018, 12:46

12 декабря 2018 года кафедра теории и методики начального образования ГАУ ДПО ИРО РБ проводит обучающий семинар для учителей начальных классов по теме: «Формирующее оценивание и его реализация во Всероссийских проверочных работах по предмету «Окружающий мир» с участием кандидата педагогических наук, разработчика материалов ВПР, доцента кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, методиста МЦКО, Почетного работника общего образования РФ, автора учебных пособий Скворцова Павла Михайловича (г. Москва).
Для участия в данном мероприятии просим направить методистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, курирующих вопросы начального общего образования, руководителей РМО (ШМО), учителей начальных классов.

Семинар будет проходить по адресу: г.Уфа, ул. Мингажева, 120.
Начало занятий: 12 декабря 2018 г. в 10.00 часов, в актовом зале ГАУ ДПО ИРО РБ.
Заявки для участия на семинаре принимаются телефонограммой: тел.8(347)228-44-53 до 12 декабря 2018 г.
Руководитель семинара: Загитова Альфира Галинуровна, тел. 8(347)2228-80-51 (2-47), звонить в рабочее время с 9:00 до 17:00 ч.
С уважением, Эльвира Альбертовна.
Э.А.Ижбулатова
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 20 окт 2017, 12:19

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron