Антонина 2006 » 03 дек 2021, 04:43
ЖЕЛЕЗО И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
9 класс
В данной методической разработке урока «Железо и его соединения», выстроенной в соответствии с ФГОС, одним из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа на ведущем этапе данного типа учебного занятия. Помимо этого, учащиеся, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания.
Дидактическая цель: создать условия для совместной деятельности и индивидуальной работы учащихся на уроке, способствовать развитию навыков самообразования, творческого общения и делового стиля при изучении нового материала с использованием ИКТ.
Задачи урока:
– сформировать представления о химических свойствах железа, о зависимости проявляемой им степени окисления от природы окислителя, учить составлять уравнения реакций с участи- ем железа и его соединений, сфомировать знания учащихся о качественных реакциях на ионы железа (предметный результат);
– стимулировать учащихся к поиску, развивать у них мышление, внимание, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
– устанавливать межпредметные связи, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы (метапредметный результат);
– способствовать формированию культуры учебной деятельности учащихся, воспитывать умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе, готовить к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, парная, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: слайд-презентация к уроку «Железо и его соединения», проектор и компьютер, учебник О.С. Габриелян
«Химия. 9 класс», рабочие тетради, проверочные тетради, раздаточные материалы.
Технологическая карта
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Этап 1. Организационный (4 мин)
Приветствует учащихся. Приветствуют учителя,
Сообщает тему и эпиг- настраиваются на
раф к уроку, зачитыва- учебную деятель-
ет сообщение о зна- ность.
чимости железа в при- Заранее подготовив-
роде. шиеся учащиеся чи-
Сообщает образователь- тают стихотворение,
ную цель и план урока: справку о происхожде-
– В ходе урока мы долж- нии названий железа,
ны будем получить озвучивают схему
знания о железе как об распространения же-
элементе побочной под- леза в природе.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
группы Периодической системы, так и о простом веществе; предположить свойства соединений железа и качественные реакции на его ионы. Личностные (смыслообразование):
– развитие познавательного интереса и мотива, направленных на изучение темы.
Метапредметные:
– навык внутренней и внешней организации
обучающихся.
Этап 2. Актуализация знаний (4 мин)
Химический элемент Работают фронтально, Предметные:
«железо» является пред- решая поставленные – знание положения
ставителем побочной задачи, участвуют в элемента в периодиче-
подгруппы Периодиче- поисковой беседе. ской системе, физическо-
ской системы Д.И. Мен- Анализируя имеющие- го смысла порядкового
делеева. В чем же осо- ся у них знания, пред- номера, номера группы,
бенность строения ато- лагают варианты от- периода для показа
ма этого элемента? ветов на поставлен- строения атома.
– Для выяснения этого ный вопрос. Затем Регулятивные:
момента даѐт задание делают вывод, кото- – умение слушать в со-
(выполнить устно). рый проверяют с по- ответствии с целевой
– Назовите зашифро- мощью слайда пре- установкой, дополнять и
ванные металлы. зентации: уточнять высказывания.
– Определите, какие дан- – У представителей Коммуникативные:
ные отражают строение побочных подгрупп – взаимодействие с учи-
атомов побочных под- Периодической систе- телем во время беседы,
групп: мы Д.И. Менделеева умение строить понятное
2, 8, 2 – 1s22s22p63s2 заполняется пред- для собеседника выска-
2, 8, 14, 2 – внешний энергетиче- зывание, слушать собе-
1s22s22p63s23p64s23d6 ский уровень. седника.
2, 8, 9, 2 – – Валентные электро- Личностные (самоопре-
1s22s22p63s23p64s23d1 ны располагаются на деление).
2, 8, 8, 1 – внешнем и предвнеш- Познавательные:
1s22s22p63s23p64s1 нем энергетических – установление причин-
– Изучите первый раздел уровнях. но-следственных связей,
из § 14 учебника и поло- – Железо относится к построение устных и
жение химического эле- химическим элемен- письменных высказыва-
мента № 26 в Периоди- там побочной под- ний.
ческой системе Д.И. группы. В его атоме
Менделеева и сделайте заполняется 3d поду-
вывод. ровень. Возможные
степени окисления +2
и +3.
Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формирование УУД
Этап 3. Подготовка учащихся
к активной познавательной деятельности (7 мин)
Задает вопросы, необ- Планируют ответы в Предметные:
ходимые для логическо- соответствии с пос- – знание классов соеди-
го перехода к изучению тавленными вопроса- нений;
нового материала: ми. – умение определять
– Какие классы соедине- Выделяют три класса степени окисления.
ний может образовывать соединений: оксиды, Регулятивные:
железо? гидроксиды, соли. – умение строить сооб-
– Какие степени окисле- Указывают степень щения в соответствии с
ния характерны для же- окисления ионов же- учебной задачей (про-
леза? леза в данных форму- гнозирование, оценка,
Предлагает учащимся лах веществ. саморегуляция).
работу в парах: Работают в парах. Коммуникативные:
– Выскажите предполо- Анализируют теорети- – умение корректно вести
жение о химических ческую часть задания. диалог, участвовать в
свойствах железа. Записывают уравне- дискуссии.
– Покажите отношение ния реакций в рабочих Личностные
к простым веществам: тетрадях. (смыслообразование).
к металлам, к неметалл- Работают с предостав- Познавательные:
лам; к сложным вещест- ленной информацией, – умение ставить и ре-
вам: к воде, к кислотам, к вносят записи в тет- шать проблемы, вы-
солям. ради. страивать логические
– Составьте уравнения Сравнивают с уравне- универсальные дейст-
химических реакций, ил- ниями в учебнике и в вия.
люстрирующих предпо- слайд-презентации,
лагаемые свойства, за- исправляют ошибки,
пишите их на доске и делают дополнения.
сделайте вывод об ак- Делают вывод: железо
тивности железа. – химически активное
– Сравните написанные вещество, легко под-
вами уравнения реакций вергается разрушению
с уравнениями в учебни- (коррозии).
ке на стр. 77 и 78 и со
слайдами 14–17.
Этап 4. Изучение нового материала (20 мин)
Предоставляет инфор- Выдвигают гипотезу об Предметные:
мацию о основно- основно-кислотных – знание характера гидро-
кислотных свойствах свойствах соединений ксида в зависимости от
оксидов и гидроксидов. железа. его степени окисления.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Предлагает выдвинуть гипотезу об основно- кислотных свойствах соединений железа.
Предлагает учащимся коллективную работу:
– Предположите характер и свойства оксидов и гидроксидов железа (II) и железа (III).
Предлагает озвучить самостоятельно сформулированные выводы.
Проводит корректировку выводов.
Предлагает учащимся работу в группах:
– Воспользуйтесь инструкцией и, соблюдая технику безопасности, проведите исследовательскую работу по теме
«Получение гидроксидов железа и исследование их свойств».
Актуализирует внимание обучающихся на объекте исследования и на цели исследования:
– Определите возможные реакции по схемам: 1 группа: Fe(OH)2 с кислотами и щелочами;
2 группа: Fe(OH)3 с кис- лотами и щелочами.
Для выполнения задания следует использовать учебник, § 14, стр. 79 (слайд).
– Проведите экспериментальную работу «По-
лучение и исследование Работают с учебником и презентацией либо отвечают сразу на основе имеющихся у них ранее знаний.
Слушая объяснения одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей аналитической работы.
Делают вывод:
– Оксид и гидроксид железа (II) проявляют свойства оснований, а оксид и гидроксид железа (III) характери- зуются как амфотер- ные соединения. Коммуникативные:
– умение корректно вести диалог, участвовать в дискуссии.
Регулятивные:
– умение строить сообщения в соответствии с учебной задачей.
Познавательные:
– умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнения и классификацию.
Предметные:
– продолжение формирования представлений о многообразии соединений железа, навыков получения гидроксидов, изучения их химических свойств.
Познавательные:
– исследование несложных практических ситуаций;
– выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
Коммуникативные:
– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:
– планирование деятельности;
– коррекция (внесение дополнений).
Работают с предоставленной информацией, выдвигают пред- положения. Планируют устный ответ.
Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формирование УУД
свойств гидроксидов железа»:
1 группа: гидроксид железа (II);
2 группа: гидроксид железа (III).
Инструкция:
– Получите гидроксиды и проведите реакции, характеризующие их свойства имеющимися на столе реактивами.
– Запишите уравнения реакций, характеризующих свойства предложенных вам гидроксидов, запишите качественные реакции на ионы железа.
Для выполнения работы используйте учебник
§ 14, стр 79 (слайд 23–
27).
Направляет и корректирует деятельность учащихся.
Предлагает озвучить вы- вод экспериментальной части.
Проводит корректировку
выводов.
Руководствуясь инструкцией и, соблюдая технику безопасности, выполняют экспериментальную часть. Уравнения химических реакций, признаки реакций заносят в таблицу.
Формулируют самостоятельный вывод по экспериментальной части.
Слушая выводы одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей работы. Вносят коррективы в свои записи. Предметные:
– продолжение совершенствования практических навыков проведения эксперимента;
– повышение познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение данной те- мы.
Коммуникативные:
– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные:
– использование практических работ для доказательства выдвигаемых гипотез;
– описание результатов работ.
Познавательные:
– исследование несложных практических ситуаций, проверка на практике.
Этап 5. Проверка правильности
изучения нового материала (5 мин)
Анализ экспериментальной работы «Получение гидроксидов железа и исследование их свойств».
Актуализирует внимание
обучающихся: реакция Формулируют вывод по экспериментальной части.
Выходят по одному из каждой группы к доске и показывают резуль-
тат. Предметные:
– умение анализировать, обобщать полученную информацию, делать логические заключения и выводы;
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
получения гидроксидов железа может служить качественной реакцией на ионы железа.
Обращает внимание на окисление гидроксида железа со степенью окисления +2 в гидроксиде железа со степенью окисления +3.
Предлагает озвучить вы- вод экспериментальной части.
Осуществляет корректировку выводов. Слушая выводы одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей работы. Вносят корректировку. – сформировать умение анализировать, обобщать.
Личностные (самоопределение).
Познавательные (обще- учебные универсальные действия, логические универсальные действия).
Регулятивные (коррекция).
Этап 6. Первичное закрепление и осмысление знаний (2 мин)
Предлагает выполнить задание «Проверь себя» (практико-ориентированное задание). Работают фронтально, выполняя задания устно и объясняя свой выбор. Предметные:
– знание химических свойств гидроксидов железа.
Коммуникативные:
– умение сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные:
– умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
– умение анализировать
информацию, структурирование знания.
Этап 7. Подведение итогов (1 мин)
Задает вопрос о выполнении поставленных задач.
Оценивает работу учащихся.
Напоминает учащимся, что кроме хорошей уче Отвечают на вопрос учителя. Слушают учителя и обдумывают пословицы. Коммуникативные:
– умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
– умение проводить самооценку.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
бы в жизни важно быть хорошими людьми.
Предлагает вспомнить пословицы, где упоминается железо. Познавательные:
– умение работать с ин- формацией, строить устные высказывания.
Личностные (самоопределение).
Этап 8. Домашнее задание (1 мин)
Обращает внимание учащихся на доску, где заранее записано домашнее задание (§ 14, стр. 82, задание № 4
(для всех), задание № 5 (индивидуально). Записывают домашнее задание в тетрадь. Личностные (самоопределение).
Этап 9. Рефлексия (1 мин)
Задаѐт вопрос классу: Каковы ваши личные достижения за урок?
Благодарит за урок. Фронтально отвечают на поставленный вопрос. Предметные:
– выявление уровня сформированности познавательного интереса и мотивов.
Коммуникативные:
– умение выступать перед аудиторией.
Регулятивные (оценка, саморегуляция).