Методическая копилка

Модератор: Абрамов Сергей Н.

Re: Методическая копилка

Сообщение Татьяна Семеновна » 18 мар 2016, 09:40

Урок химии в 8 классе, по теме «Степень окисления»,
провела учитель химии МБОУ СОШ Тайгильдина Т.С.

Цель урока: Изучить понятие степени окисления.
Рассмотреть виды степеней окисления: положительная, отрицательная.
Научиться правильно, определять степени окисления атома в соединении. Развивать навыки самостоятельной работы; способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: Периодическая таблица, учебник ЭФУ по химии 8 класс, карточки – задания.
Структура урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Актуализация знаний (7 мин)
3. Мотивационно-целевой этап (5 мин)
4. Изучение нового материала с помощью учебника ЭФУ Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., 2013, химия 8 класс.( 17 мин)
5. Контрольно-оценочный этап (5мин)
6. Рефлексивно – оценочный этап(2 мин)
7. Подведение итогов (2 мин)

Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте, ребята. Готовы к уроку? Давайте начнем урок.
2. Актуализация знаний (7 мин)
Недавно мы прошли тему: «Химическая связь». Давайте вспомним про нее.
- Назовите известные вам типы химических связей?
- Охарактеризуйте ионную химическую связь?
- Охарактеризуйте ковалентную химическую связь?
- Охарактеризуйте металлическую химическую связь?
двое учащихся работают у доски по следующим вопросам:
1) Укажите тип химической связи в следующих соединениях: O2, BaCl2, HF.
2) Кажите механизм образования связи: Н2, NaCl.
А тем временем остальные учащиеся выполняют задания по карточкам: Вам необходимо, ребята, обвести вещества с ковалентной полярной связью в кружок, с ковалентной неполярной связью - кружок и заштриховать, с ионной связью – зачеркнуть, с металлической связью – обвести в квадрат.




FeS Al Ca
Cl2 CuO Fe
H2 N2 BaO
P2O5 CO2 SO3


3. Мотивационно-целевой этап (5 мин)
На доске: H2O, NaCl, CO2
- Ребята, вы не задумывались над тем, почему формулы записываются именно так, а не иначе?
- Предлагаю вам элементы Al, 3Cl. Попробуйте записать формулу вещества, зная данное количество элемента.
- Согласитесь, что это не просто. Как правильно записывать мы узнаем сегодня на уроке.
4. Изучение нового материала с помощью учебника ЭФУ Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., 2013, химия 8 класс применением контрольно-оценочного этапа.(22 мин)
Формулы веществ записываются легко, если вы знаете степень окисления и валентность каждого элемента. Вы ее знаете?
- Предлагаю познакомиться. Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего урока?
- Хорошо. Открываем тетради, записываем число 19.11.15 и тему урока: «Степень окисления».
- Давайте вспомним, за счет чего атомы объединяются в молекулы, соединения? (за счет общих электронных пар)
- В образовании связи участвуют электроны, какого уровня? (внешнего)
- Сколько у азота?
- На образование молекулы N2 ушло 3 электрона от одного атома азота и другого азота.
- А теперь давайте обратимся к учебнику. Откройте § 47 стр. 198. Прочитаем текст, выделим основные понятия, связанные со степенью окисления. Вам на это 5 мин.
- Хорошо, справились.
Сегодня мы рассмотрим сложные вещества, состоящие из двух элементов, они называются бинарными соединениями. Нам нужно научиться составлять формулы этих веществ.
Для этого необходимо знать такие понятия, как валентность и степень окисления.
Валентность – число химических связей, которое атом может образовывать с другими атомами. Валентность равна числу неспаренных электронов в атоме. Валентность обозначается римскими цифрами. Посмотрите в электронном учебнике на странице 56 § 13. Валентностью мы будем пользоваться в редких случаях. В основном мы будем использовать степень окисления. Перепишите определение с учебника, стр 198.
- Чем определяется степень окисления?
- Как обозначается степень окисления?
-Как с помощью степени окисления составить формулу?
Степень окисления легко определить по формуле вещества и наоборот: зная степень окисления, можно составить формулу вещества. Для этого нужно знать следующие закономерности. Рассмотрим их, стр.200 – правила составления сложных веществ (читают). Давайте потренируемся. научимся составлять формулы:
1. Даны Si и О
2. Найдем более электроотрицательный элемент. в формуле он пишется правее, а менее электроотрицательный элемент – левее.
3. Над более электроотрицательным элементом ставится его степень окисления, равная № группы-8. Над менее электроотрицательным элементом ставится его степень окисления, указанная в названии вещества, или равна + номер группы.
Si+4О(6-8), Si+4О-2
4. Найдем наименьшее общее делимое, поделим его на степень окисления, найдем индексы SiО2.
Упражнения: составим формулы Mg c N; Al c S; P c Cl.
- А теперь попробуем определить степень окисления элементов в бинарных соединениях.
1. Даны S и О. Выбираем более электроотрицательный элемент и найти его степень окисления, как номер группы – 8. Написать над ним степень окисления. SО3-2
-6
2. Умножить степень окисления на индекс у этого элемента. Полученное число со знаком «минус» подписать под этим элементом.
3. Такое же число со знаком «плюс» подписать под другим элементом.
4. Разделить это число на индекс другого элемента. Полученную степень окисления написать над элементом. S+6О3-2
Пример: Выполнить упражнение 4 на странице 201.
- Молодцы. Запишите домашнее задание: § 47, стр.201, упр 2; стр. 198- использовать алгоритм.

5. Рефлексивно – оценочный этап(2 мин)
- Вам понравился урок?
Назовите ключевые понятия нашего урока: я начинаю, вы продолжаете.
- Сегодня я узнал...
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я научился…

6. Подведение итогов (2 мин)
- Молодцы. Сегодня Вы хорошо поработали. До свидания.
Татьяна Семеновна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 09:12

Re: Методическая копилка

Сообщение Татьяна Семеновна » 18 мар 2016, 09:29

«Влияние различных химических веществ на рост и развитие растений»
Макашева Диана, Мустафина Диана, учащиеся 9 б класса,
МБОУ СОШ №79 Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ
Руководитель: Тайгильдина Т.С., учитель химии

Любое химическое загрязнение – это появление химического вещества в непредназначенном для него месте. Загрязнения, возникающие в процессе деятельности человека, являются главным фактором его вредного воздействия на природную среду. Крупными по размерам очагами интенсивного загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами и другими хмическими веществами являются города: Уфа - один из них. В таком густонаселенном городе необходимо учитывать воздействие химических веществ на здоровье человека как в жилищах, так в рабочих и учебных местах. Актуальность нашего исследования следует из того, что жилища и рабочие места практически всегда плохо проветриваются, а на источники тяжелых металлов обычно не обращают внимания. Особенно, вредному воздействию подвержены растения, которые есть в каждом доме или квартире. Растения легко накапливают химические вещества и не способны к активному движению. Растительная пища является основным источником поступления тяжелых металлов и других веществ в организм человека и животных. С ней поступает от 40 до 80 % ионов тяжелых металлов, и только 20-40 % - с воздухом и водой. Поэтому от уровня накопления металлов в растениях, используемых в пищу, в значительной степени зависит здоровье населения. Следовательно, по их состоянию можно судить об экологической обстановке. А поскольку растения являются биоиндикаторами, т. е многие изменения имеют специфические проявления, они идеально походят для исследовательской работы. Таким образом, в данной работе мы выясняем, как именно химические вещества влияют на рост и развитие растений.
Целью является изучение способности накапливать ионы элементов химических веществ растениями и их влияния на рост и развитие растений и человека, а так же сравнение информации из используемой литературы с результатами научного эксперимента.
Результаты нашей работы не утешительны. Большое содержание катионов металлов способны концентрироваться в организме растений и оказывать губительное действие, даже гибель. В нужном количестве катионы металлов необходимы всем живым организмам, как растениям, так и животным. Но их недостаток или избыток вызывает различные расстройства, недомогания и вполне серьезные заболевания. И если растение, которое питается водой богатой ионами этих металлов, попадает к нам на стол – вот оно страшное! Хочется верить, что придумают безотходные производства, не будет сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов.
Татьяна Семеновна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 09:12

Re: Методическая копилка

Сообщение Любовь Баукина » 18 мар 2016, 09:08

Институт развития образование Республики Башкортостан





Проектная работа
по теме

Исследовательская деятельность учащихся как одно из условий формирования творческой личности

Выполнила:
Баукина Л.В.. учитель биологии
МОБУ Гимназия №14 г. Белорецк




Содержание.
Введение.
1. Исследовательское обучение в современных условиях.
1.1. Роль исследовательского обучения в деятельности школы, автора.
1.2. Развитие творческих способностей и интересов учащихся в условиях исследовательского обучения.
1.3. Научные основы исследовательского обучения.
2. Исследовательская деятельность учащихся как одно из условий формирования творческой личности
2.1. Динамика и состояние работы по данной проблеме на основе личного опыта.
2.2. Отражение изменений в деятельности на количественных и качественных результатах.
2.3. Пути совершенствования работы по данной теме.
Список использованной литературы.
Приложения.










Введение.
Начиная изучать с детьми биологию, учитель задумывается над тем, как сделать этот преимущественно описательный курс более интересным для учеников, что поможет школьникам быть более активными на уроках, и, наконец, как обеспечить дифференцированный подход к учащимся, учет их индивидуальных особенностей. Частично решить эти проблемы и повысить эффективность образовательного процесса можно, предлагая на уроках творческие задачи, т.е. задачи с нечетко заданными условиями, содержащими противоречия и допускающими несколько ответов, задачи, заставляющие детей думать и пытаться вспомнить или найти в учебнике информацию, необходимую для ответа, но не сам ответ, которого в учебнике нет. Такие задачи могут быть составлены как с учетом знаний, которые школьники должны получить, изучая курс биологии в рамках обычной программы, так и при углубленном изучении предмета.
Целью моей деятельности как педагога является стимулирование интереса к познанию, творчеству. В соответствии с вышеизложенным довольно актуальным становится внедрение элементов исследовательского обучения на уроках биологии.
Целью моего творческого отчета является представление опыта работы, связанного с исследовательским обучением учащихся, направленного на развитие творческих способностей и интересов.
Работая над проблемой внедрения исследовательского обучения я решала следующие задачи:
- разработка тестов и других средств для диагностики способностей учащихся к исследовательскому обучению;
- внедрение в практику авторской программы факультативного курса «Исследуя, изучаем»;
- разработка дидактических материалов по созданной программе.

1. Исследовательское обучение в современных условиях.
1.1. Роль исследовательского обучения
в деятельности школы, автора.
В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество…. Многим из нас даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше.
Общая тенденция развития современного материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому использование мною исследовательского метода обучения оказывает большую помощь в профильном обучении. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Исследовательская деятельность на уроках биологии вполне отвечает таким критериям как:
- познавательная активность на уроках,
- использование дополнительных сведений при подготовке к уроку (исследовательская способность ребенка позволяет использовать нужный материал качественно и с минимальными затратами времени),
- умение активно работать с учебным материалом,
- самостоятельность в решении задач биологического содержания,
- стремление к выполнению заданий повышенной трудности.
Исследовательская деятельность помогает реализовать формирование у учащихся не только знаний, но и умений. Все эти показатели способствуют активному использованию межпредметных связей, развивают общепредметные навыки, повышают качество обучения.
1.2. Развитие творческих способностей и интересов учащихся в условиях исследовательского обучения.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познавание мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В последнее десятилетие уделяется огромное внимание внедрению исследовательского обучения в учебный процесс. Создано множество программ и пособий направленных на развитие творческих способностей учащихся, на развитие поисковой активности (Савенков, 2003; Савенков, 2004; Степанова, 2005 и др.). Так сложилось, что многие современные дети не умеют извлекать информацию из текста, делать умозаключения, составлять конспекты уроков и т.д. Типичные проблемы описываются Бурцевой О.Ю. (Биология в школе №1,2003). Это нужно целенаправленно исправлять. А так как главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать способы деятельности, частично решаются названные проблемы.
1.3. Научные основы исследовательского обучения.
В последнее время много говорится о «проектном обучении», «проектной деятельности школьников» как о чем-то принципиально и новом нашей традиционной российской школе не свойственном. При этом множество специалистов выражают с этим категорическое несогласие, и оно вполне обосновано. Так, например, утверждают они, разве нельзя назвать проектами и проектированием всем известные, применявшиеся много десятилетий в советской школе виды детской деятельности, такие, как: подготовка школьного спектакля, пионерского сбора, стенгазеты или военно-спортивной игры? Ответ ясен: безусловно, идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта.
Но тогда возникает вопрос, о какой новизне говорят сейчас ярые сторонники «метода проектов» в образовании. Принципиальная новизна того, что предлагается в наше время в качестве альтернативы традиционной, советской образовательной практике, более выражена в других терминах и понятиях — это, прежде всего, «исследовательское поведение» (exploratory bexaviour), «исследовательское обучение» (exploratory education) и «исследовательские (или продуктивные) методы обучения». Они давно и весьма активно используются в зарубежной, преимущественно англоязычной — европейской и американской психолого-педагогической литературе (Кларин В. М.). У нас пока относятся к числу экзотических, хотя изредка и мелькают в работах специалистов (Алексеев Н. Г., Кларин М. В., Леонтович А. В., Обухов А. С., Поддьяков А. Н., Савенков А. И., Фомина Л. Ф. и др.).
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения, в основу которого положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.





Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Это может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи явлений; изучение развития явления; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификаций.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Решение образовательных задач в этом случае сводится к созданию специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения и развития.





2. Исследовательская деятельность учащихся как одно из условий формирования творческой личности
Центральным моментом проблемных методов является создание и решение проблемных ситуаций. Последняя представляет собой специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для нового знания. При создании проблемных ситуаций в реализации первого педагогического условия мы учитывали; уровень возможностей учащихся, уровень знаний, степень новизны, степень обобщения. Нами применялись следующие проблемные ситуации: ситуации с недостающей или избыточной информацией, ситуации с противоречивым данными.
Рассмотрим пример каждой ситуации.
1) ситуация неожиданности.
Она создается при ознакомлении учащихся с явлениями, выводами, фактами, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей необычностью. Например: одни люди могут задержать дыхание на 1-2 минуты, другие – на 10-15 минут. Почему время, на которое могут задерживать дыхание люди разных профессий различно? Почему это время ограничено? Какое это имеет значение для безопасности здоровья?
2) ситуация конфликта.
И. П. Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано?
3) ситуация предположения.
Собаки и другие животные зализывают раны. Предположите, какую пользу это могло бы принести человеку.
4) ситуация опровержения.
У любителей сладкого плохое состояние зубов. Всегда ли?
5) ситуация неопределенности.
Она создается, когда предлагаемое проблемное задание содержит недостаточно данных для получения однозначного решения.
Например: при атеросклерозе артерии изнутри приобретают шероховатость из-за отложения бляшек жира, которые покрываются солями кальция. Стенки вен иногда воспаляются, утрачивая гладкую поверхность. К чему может привести такое состояние стенок сосудов?
Проблемные ситуации на уроке формируют у учащихся собственное мнение о каком-либо явлении, повышают интерес к вопросу об укреплении здоровья, воспитывают активную позицию по отношению к укреплению собственного здоровья. Однако решение проблемных ситуации занимает достаточно много времени на уроке, поэтому как элемент урока нами чаще использовались проблемные вопросы.
При подборе проблемных вопросов в проблемных ситуациях, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью, мы учитывали следующие требования:
1) вопросы должны обязательно содержать в себе ещё нераскрытую учащимися область субъективно новых для них знаний об организме и укреплении своего здоровья;
2) вопросы должны быть направлены на применение имеющихся знаний о здоровье для решения проблем укрепления здоровья;
3) вопросы должны развивать у учащихся интерес к решению проблемы укрепления здоровья.
Общая логика введения проблемных вопросов была следующей:
1. Формулировка основной мысли нового материала.
2. Раскрытие сути изучаемой закономерности с двумя-тремя примерами, фактами.
3. Введение проблемного вопроса с включением понятий о здоровье и его укреплении, требующего от учащихся умения на основе сознательного использования полученной информации обнаруживать закономерности изучаемой темы со знаниями о здоровье.
Разработанные нами проблемные вопросы позволили учащимся формулировать выводы о влиянии продуктов, предметов, явлений на здоровье. Примеры использованных на уроках биологии проблемных вопросов приведены в таблице.
Таблица. Примеры проблемных вопросов о здоровье в 6-8 классах

тема проблемный вопрос результат, к которому приводит решение поставленной проблемы
шляпочные грибы
Почему съедобные грибы могут стать ядовитыми? учащиеся делают вывод о правилах сбора грибов, их хранении, влиянии автомобильных выхлопов на качество грибов
многообразие растений семейства Розоцветные Всегда ли фруктовые соки полезны? учащиеся делают вывод о натуральных продуктах, из которых приготавливают соки, о вызывании некоторыми соками аллергии и пищевых отравлений
брюхоногие моллюски Как можно избавить воду из открытого водоема от малого прудовика? Вывод о необходимости длительного кипячения воды из непроверенного источника воды для того, чтобы обезопасить себя от заражения опасным возбудителей печеночным сосальщиком, которого переносит малый прудовик
класс Птицы, роль птиц в природе и жизни человека Могут ли стать декоративные птицы причиной недомогания их хозяев? учащиеся делают вывод об источниках аллергии человека – пуха, перьев декоративных птиц, разрабатывают меры безопасности, которые необходимо соблюдать при уходе за птицами
работа скелетных мышц и их регуляция Почему лучший способ восстановления работоспособности мышц – это активный отдых? учащиеся делают вывод о работе во время активного отдыха других групп мышц, вывод о том, что во время отдыха из уставших мышц кровь уносит продукты обмена веществ и работоспособность нервных клеток восстанавливается
строение верхних дыхательных путей Почему на улице нельзя дышать с открытым ртом?
учащиеся делают вывод, что при этом воздух не согревается в носовой полости и легко простудиться


Данные проблемные вопросы способствуют развитию рефлексивных умений у учащихся. Кроме проблемных вопросов нами были предложены также проблемные ситуации:
- придумать способы представления информации, альтернативные тому, что представлено в учебнике или в объяснении учителя;
- сравнить разное изложение и интерпретацию тех же событий, идей, явлений;
- придумать альтернативные варианты разрешения известных событий с прогнозом соответствующих последствий (например, «Я чищу зубы, потому что…», «Я поранился в лесу…», «Если нет с собой бинта…», «Завтрак не отдам врагу…»),
- осознать «что было бы, если…» (например, «Что было бы, если бы кожа перестала выделять пот …», «Что было бы, если бы ухо воспринимало ультразвук…», «Что было бы, если бы человек перестал спать…» , «что было бы, если бы мы перестали мыться…» , «что было бы, если убрать из дома всю бытовую технику…»).
- «додумать» какой-либо феномен или событие, в объяснении которого учитель намеренно не упомянул какие-либо факты или детали.
Данные проблемные вопросы использованы нами при проблемном изложении. Рассмотрим пример проблемного изложения при изучении значения дыхания. Одной из задач урока по данной теме являлось выявить взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, определить значение органов дыхания. Для постановки учебной задачи учащимся было предложено задержать дыхание и зафиксировать время, на которое у них получается задержать дыхание. Далее следовало обсуждение вопросов: Почему время, на которое вы можете задержать дыхание, ограничено? Для чего нужно изучать дыхание? Этап изучения новой темы начинался также с постановки вопросов: Какой газ, попадающий в организм через дыхательные пути, необходим организму? Как кислород доставляется к клеткам организма? Рассуждения учащихся позволили сделать вывод о том, что обе эти системы доставляют кислород к клеткам и удаляют углекислый газ, а кислород нужен для окисления органических веществ и освобождения заключенной в них энергии.
На следующем этапе урока при изучении строения органов дыхания нами использованы описания опытов, позволившие учащимся высказывать различные предположения. Например: кролику ввели в носовую полость трубочку. Воздух не соприкасался со слизью. Через несколько дней кролик погибает из-за обильного проникновения бактерий в лёгкие. Другой кролик, дышащий нормально, остаётся здоровым. Почему? Учащимися сделано предположение, что обеззараживание воздуха в носовой полости произошло благодаря защитным свойствам носовой слизи. Учитель подтвердил, что волоски в носу отфильтровывают крупные частицы, но при этом обратил также внимание на то, что не только в носовой полости, но и слизистая оболочка гортани и трахеи задерживает и растворяет мелкие частицы и некоторые вредные газы. Третье предположение, выдвинутое учащимися в совместной беседе с учителем – реснички мерцательного эпителия эвакуируют загрязненный воздух и слизь.
Таким образом, учащимися были выдвинуты предположения (гипотезы), сделан вывод. Непосредственный результат проблемного изложения на рассмотренном отрывке проведенного урока — вывод о том, что постоянное длительное воздействие загрязненного воздуха приводит к перегрузке и переполнению защитных систем человека, в результате развиваются болезни дыхательной системы: аллергическая астма, рак и эмфизема легких, хронические бронхиты.
Кроме проблемного метода, в реализации первого условия нами выбран метод проектов как один из методов исследовательской деятельности. По мнению Г. М. Коджаспировой, «метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения».
Важно, что, работая над проектом, учащиеся сами доказывают необходимость укрепления здоровья как жизненной ценности. При этом они убеждают себя в этом результатами проведенных исследований. Обязательное условие при использовании данного метода, на наш взгляд, формулирование выводов и рекомендаций для себя же по укреплению здоровья.
Возможность выбора темы проекта, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, формы представления результатов направлены на повышение ответственности учащихся и формирование их ценностного отношения к здоровью.
Считаем, что использование данного метода для формирования ценностного отношения к здоровью должно осуществляться поэтапно:
Первый этап, выделенный нами, - это подготовительный этап. Он включает следующие действия детей:
1. Работа по инструктивным карточкам. Для этого каждому учащемуся может быть предложено задание с описанием проведения практической работы по определению состояния своего организма.
2. Изучение собственного организма. Учащиеся должны назвать как можно больше форм взаимодействия своего организма с окружающей средой и ее влиянием на состояние здоровья.
3. Постановка проблемы и составление алгоритма в решении поставленной проблемы.
2 этап. Выявление причин, вызвавших проблему.
Умение выявлять причины проблемы – свойство, характеризующее мышление учащихся. Увидеть и сформулировать проблему для некоторых подростков оказалось важнее и труднее, чем решить ее. Исследование показало, что у учащихся также вызывает затруднение сформулировать причины, вызвавшие изменения в состоянии здоровья. Данное умение очень важно для формирования готовности учащихся к укреплению здоровья.
Результатом второго этапа является выбор тем проектов, значимых и интересных для каждого учащегося.
3 этап. Подбор групп учащихся для работы над проектами.
Группы должны быть составлены с учетом познавательных, возрастных возможности учащихся, их уровня знаний, умений и интересов в области укрепления здоровья.
4 этап. Выполнение проекта.
5 этап. Защита проекта.
Метод проекта может применяться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В качестве основных педагогических средств по реализации и данного метода выступали:
- учебники Пасечник В. В. Биология 6 класс. М.:Дрофа,2005; Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. 7 класс. М.: Дрофа,2009; Колесов Д. В., Маш Р. Д. Биология. 8 класс. М.: Дрофа, 2002; Перышкин А.В. Физика 7 класс.М.: Дрофа, 2008; Перышкин А.В. Физика 8 класс.М.: Дрофа, 2006; Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: Дрофа,2004.
- методические пособия, видеозаписи познавательных телепередач;
- достоверная информация о негативном влиянии факторов окружающей среды и вредных привычек на состояние здоровья;
- данные исследований экспериментального характера по состоянию здоровья жителей страны, республики, города с учетом региональных проблем;
- данные, полученные в ходе анализа собственной деятельности по исследованию состояния здоровья (росто-весовые показатели учащихся, распределение подростков гимназии по группам здоровья, показатели артериального давления, сводная статистика заболеваемости учащихся гимназии);
- информационные сайты (http://www.litres.ru/, http://www.coob.ru, http://www.iqlib.ru, http://www.elibrary.rsl.ru, http://www.school.edu.ru, http://www.ucheba.com, http://www.bigworldbel.narod.ru)
Рассмотрим пример проведения пресс-конференции по биологии на тему «Как пища становится лекарством».
Перед началом пресс-конференции был создан пресс-центр в количестве 5 человек, выбраны 2 эксперта, назначены двое ведущих. С каждым из них проведен подробный инструктаж. Заслушано вступительное слово, доклад ведущего о пользе продуктов питания, витаминах, минеральных веществах.
Эффективность проведенной конференции заключалась в активной работе всех участников: ведущих, экспертов, пресс-центра и слушателей, задающих вопросы.
Задача экспертов: проанализировать мнения всех учащихся и сделать вывод. Окончательный итог проведенной пресс-конференции подводился учителем, где были заданы вопросы: какие были решены задачи, кому мы должны сказать «спасибо», как были обыграны роли, что учесть в будущем.
Рассмотрим методику проведения дискуссии на тему «Компьютер - зло?". Данная дискуссия может быть проведена как на уроках биологии, так и на уроках физики.
Дискуссия была проведения поэтапно и включала три стадии: ориентацию, оценку и консолидацию.
На первой стадии выработана определенная установка на решение поставленной проблемы: сформулирована цель дискуссии (сделать вывод о пользе или вреде компьютера), показана значимость проблемы, выявлены нерешенные и противоречивые вопросы (сколько времени проводить за компьютером, на какие системы органов влияет компьютер), определен ожидаемый результат (компьютер – источник информации при правильном его использовании), установлен регламент выступлений на дискуссии, уточнен понятийный аппарат рассматриваемой темы дискуссии (излучение, систем органов, шумовой фон).
На второй стадии - стадии оценки — проведен обмен мнениями между учащимися, собран максимум мнений, идей, предложений, подключены к разговору всех присутствующих школьники. Проведен краткий анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений.
На третьей стадии (консолидации) — выработаны единые мнения, позиции, решений, подведены итоги, результаты дискуссии.
Для эффективной организации дискуссий нами был разработан и выполнялся следующий алгоритм:
1. Подготовка вопросов, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть, не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы.
2. Вовлечение в разговор как можно большего количества школьников.
3. Рассмотрение каждого суждения.
4. Критический анализ неверных суждений.
5. Сравнение разных точек зрения учащихся.
После данного мероприятия учащимся в обязательном порядке были заданы рефлексивные вопросы: ЧТО я делаю для укрепления здоровья? КАК уменьшить влияние неблагоприятных факторов на здоровье? ПОЧЕМУ я выполняю данное действие и как оно влияет на состояние здоровья?
В приложении представлены рефлексивные карточки по направлениям:
- оценка собственной позиции по отношению к здоровью,
- систематизация и обобщение конкретных способов укрепления здоровья,
- самоанализ, самоконтроль, самооценка своих действий по укреплению здоровья.
Готовность к укреплению здоровья включает в себя не только теоретические знания о факторах риска для здоровья, способах снижения влияния данных факторов, но и практические умения.











2.2. Динамика и состояние работы по данной проблеме
на основе личного опыта.
Исследовательская работа на уроках биологии– прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются следующие задачи:
1) решение практических, общественно-значимых задач;
2) самореализация личности;
3) гуманность по отношению к окружающему миру;
4) знание проблем своего края;
5) сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;
6) умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;
7) навыки общение в коллективе.
В процессе обучения я ставлю задачи:
- научить детей анализировать, ставить задачи, находить возможные решения;
- научить работать с текстами,
- развить умение сосредотачиваться, концентрировать внимание,
- развить умение отстаивать свои позиции,
- научить извлекать знания.
В ходе работы над данной проблемой я действовала в двух направлениях.
Первое направление работы – использование элементов исследовательского обучения на уроках биологии.
Реализация подачи учебного материала по следующей схеме:
1) Репродуктивный этап: воспроизведение информации данной учителем (терминов, фактов, понятий, принципов).
2) Преобразовательный. На этом этапе учащиеся переводят учебный материал из одной формы выражения в другую. Объясняют, кратко излагают, прогнозируют дальнейшее развитие явлений, событий.
3) Ситуативный этап.
По данной новой или измененной ситуации ученик демонстрирует применение изученного материала.
4) Творческое домашнее задание: написание сочинения, составление кроссворда, разработка плана эксперимента, этапов решения проблемы.
1) На репродуктивном этапе я тренирую учащихся по выведению понятий и терминов самостоятельно путем исследовательского поиска. При этом я использую следующие приемы.
«Солнышко, или понятийное колесо»
Дает возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.


Понятие и его определение



















2) На преобразовательном этапе мною используются следующие прием «Сводная таблица»
Этот прием позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.
Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4


На этом этапе я тренирую учащихся по выведению понятий и терминов самостоятельно путем исследовательского поиска.
Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
Цель определения – уточнение содержания используемых понятий. Определение решает следующие задачи:
- отличить и отграничить предметы от всех иных,
- раскрыть сущность предмета.
При этом я использую следующие способы выведения термина.
Остенсивное определение термина.
Определение с помощью указания на те объекты, которые входят в объем того или иного термина.
Тема «Плод»
Плод вишни, сливы, персика, абрикоса (костянка)
Зерновка, семянка, крылатка ( сухие плоды)
Морковь, свекла, редис, репа (корнеплоды)
«Классификация растений»
Роза, вишня, яблоня, груша, слива (розоцветные)
Фасоль, горох, чина, клевер (бобовые)
Вербальное, или логическое определние .
При работе с гербариями описание по шаблону.

3) На третьем этапе я применяю схемы:


Очень эффетивно используются на этом этапе дидактические игры, развивающие исследовательские навыки у учащихся. Мною используются следующие упражнения:
Третий этап соответствует этапу систематизации и обобщения знаний.
«Сколько значений у предмета».
Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. В ходе выполнения этого задания фиксируются: продуктивность, оригинальность, гибкость.
«Угадай, о чем спросили».
Вышедшему к доске ученику дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Например,
... распространение может осуществляться с помощью воды, ветра или живых организмов. (Какими способами осуществляется распространение плодов?)
Такие побеги называются вегетативными ( Какие побеги называются вегетативными).
«Сколько значений у предмета»
Назвать как можно больше значений предмета. Например «Значение цветка» ( Тема «Строение цветка»)
«При каких условиях предмет будет полезным»
Например, колючки розы, невзрачные цветки ветроопыляемых растений, видоизмененные листья голосеменных».
4) Творческое домашнее задание.
При подготовке домашнего задания один из видов деятельности учащегося – это работа с текстом учебника. При этом учащийся овладевает разными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
1) Просмотровое чтение развивает у учащихся ориентирование в научных статьях, многочисленных сборниках, журналах, учит делать выбор в пользу действительно необходимой информации.
2) Ознакомительное (выборочное чтение) помогает в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам. Развивает способность сравнивать и сопоставлять найденную информацию, вырабатывать свою собственную точку зрения.
3) Изучающее чтение способствует формированию умения критически воспринимать информацию, понимать логику доказательств.
Работа с текстом.
Структурирование текстов. Для тренировки умения составлять логически точные тексты хорошим упражнением является восстановление текста.
Задание «Восстанови последовательность событий»

1. Питательные вещества попадают через корни только в растворенном виде.
2. Водоснабжение неотделимо от питания.
3. Воду высшие растения получают в основном через корни.
4. Под питанием понимают минеральное питание.
5. Поглощение воды корнями было бы невозможно, если в проводящей системе корней и надземной части растения отсутствовали бы растворенные вещества.
( Правильный ответ – 3,2,1,5,4)
Упражнение «Посмотрите на мир чужими глазами» - составление рассказа от имени неживого объекта.
Пример задания в теме «Растение живой организм»
Все живые существа, так или иначе, приспосабливаются к условиям внешней среды. Подвижные животные приспособились активно перемещаться в поисках пищи или в соответствии с сезонными изменениями погоды. Составь рассказ от имени растения, которое приспосабливается к условиям окружающей среды. Используй ключевые слова: солнце, притяжение земли, изменение долготы дня, ...
Тема одна - сюжетов много.
Сделать зарисовки на тему
«Значение бактерий».
«Вегетативное размножение»
Второе направление. Проведение учебно-исследовательской работы в рамках внеклассных занятий (кружковая работа – 2000-2002 г.г., Научное общество учащихся – 2004-2005 г.г.). В рамках работы Научного общества учащихся мною разработаны Положение о учебно-исследовательской деятельности учащихся (Приложение ), и программа Научного общества учащихся по биологии (Метод. папка).
1 этап. Выбор темы.
Учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, я использую различные приемы.
А) Работа по инструктивным карточкам каждому учащемуся дается задание по описанию и проведению практической работы с различными природными объектами.
В процессе работы с натуральными объектами формируются умения проводить наблюдения, ставить учебные опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы. Таким образом, осуществляется деятельностный подход к усвоению знаний учащимися.
Б) Рассматривая объект, учащиеся называют как можно больше форм взаимодействия этого объекта с неживой природой, с другими живыми организмами, с человеком.
В) Обнаружив взаимосвязи, учащиеся занимаются постановкой проблемы и ищут ход решения проблемы.
На всех этих этапах учитель выступает в роли координатора.
После 2-3-х разовых подобных занятий учащиеся обычно начинают находить проблемные вопросы по изучению различных объектов и явлений.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской активности школьников особое место занимает экскурсия. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа, осмысления.
Тематика исследовательских работ зависит от многих факторов, но, прежде всего, от профессиональных навыков и личных интересов руководителя, имеющейся материальной базы, наличия методических разработок, интересов детей.
2 этап. Выработка гипотез.
Формулировка гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.
При формулировке гипотез используются словесные конструкции типа «если…, то…»; «так…, как...», «при условии, что…»
Упражнение «Учимся выдвигать гипотезы».
Ответ на поставленный вопрос достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения гипотез. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом.

3 этап. Выявление и систематизация подходов к решению
(выбор методов исследования)
В своей работе я чаще использую эмпирические методы исследования.
- наблюдения,
-сравнение,
- эксперимент.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
- в процессе эксперимента возможно изучение явления объективно,
- эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях,
- возможность повторяемости, проверки и перепроверки полученной информации,
- измерение численного значения величины, что дает количественно определенные сведения об окружающем мире.
Упражнения на р азвитие умений видеть проблемы»
Умение видеть проблемы – свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Известный философ Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню – тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его».
И действительно, увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее.

4. Определение последовательности проведения исследования.





5. Сбор и обработка информации.














6. Анализ и обобщение полученных материалов.
Этот этап занимает примерно 60% всего времени, потраченного на выполнение проекта. Дает навыки работы с ПК, с электронным таблицами M. Exel.
Прием «Мышление под прямым углом»
Данный прием может быть использован для работы с разными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.

Понятие Список понятий Факты


Список Мнения и ассоциации
1.
2.


Эффективность данного приема повышается, если «Мнения и ассоциации», то есть характеристики, по которым сравниваются различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, модно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать.
«Дерево предсказаний»
В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно», и наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

7. Подготовка отчета (доклада, тезисов и т.д.)
Схема поэтапной подготовки к оформлению УИР.


8.Защита результатов своих исследований (доклад перед сверстниками, выступление на классных часах, публичная защита перед взрослыми на школьных, городских и республиканских конференциях, олимпиадах, слетах).
№ Назв.
темы,
Ф.И.
авторов Критерии
Познават.
ценность
темы Оригиальн.
и ценность
собранного
материала
Исслед.
мастерств. Структура
и логика
работы Язык и
стиль
излож
Ответ
на
вопрос

9. Рефлексия (анализ действий) работы.
При работе над исследовательским проектом перед учащимися встают следующие проблемы: необходимость описать, сравнить, объяснить, классифицировать исследуемые объекты. Используемые мною приемы в развитии исследовательских способностей детей помогают самим учащимся в составлении опорных конспектов.
2.3. Отражение изменений в деятельности на количественных и качественных результатах.
В учебно-исследовательской работе учащихся можно выделить три уровня активности:
• сообщения на уроках биологии на различные темы, обязательным компонентом которых является собственное отношение к тому или иному явлению (например: «Если бы я был главным экологом города», «Как помочь нашему озеру», «Как помочь животным выжить в наших лесах»);
• работы, представляемые на различные семинары и конференции городского и областного уровня (тематика этих работ отражает широкий спектр интересов детей (Приложение )
• исследовательские работы, представляемые на всероссийский уровень
Использование исследовательского обучения позволяет повысить уровень творческого мышления учащихся. Так, например в 2014-2015 уч. году учащимися 5 «а» класса было выполнено 12 творческих заданий. Мною подсчитаны средние показатели уровня выполнения всех выполненных заданий (См. таблицу ).








Ежегодно в гимназии проводится Научно-практическая конференция «Человечество в начале 21 века» на базе 11 класса.
При подготовке к мероприятию с учащимися были проведены занятия в рамках НОУ по программе «Исследуя, изучаем». После мероприятия был проведен опрос среди участников конференции. Всем был предложен стандартный вопрос «Чему вы научились в процессе подготовки к конференции?». При этом учащиеся отвечали, что полученные ими навыки помогают при составлении конспектов и других видах деятельности на всех предметах.










Список использованной литературы.
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
2. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. С.-П.: «Каро», 2005.
3. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск №8, 2003 год. М: «Сентябрь», 2003.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.- 80 с.
7. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. С.-П.: «Каро», 2005.
8. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
9. Журнал «Биология в школе» №1, 2003. С.29-31.
10. Журнал «Биология в школе» №4, 2005. с. 23.
11. Исследовательское обучение и обогащение содержания образования.
12. Учебно-исследовательская работа учащихся. Ж. «Завуч». №6, 2005 год.





Приложение №1. Примеры заданий
Систематизация и обобщение знаний.
Тема «Семя, плод, цветок, соцветие»
Категориальное объединение.
Семя –
Плод-
Соцветие-
Соплодие –
Цветок
Функциональное объединение.
Пища для человека и животных –
Двудольные растения –
Однодольные растения –
Пространственное объединение.
Культурные растения-
Дикие растения –
Семена деревьев –
Семена травянистых растений –
Семена кустарников –
Аналитическое объединение.
Форма -
Цвет –
Примеры использования пословиц
составить пословицу продолжить пословицу с объяснением
ее смысла
если хочешь быть здоров - …
(закаляйся) в здоровом теле здоровый дух
лук от семи …
(недуг) у кого болят кости тот не думает в гости
болен - лечись, а здоров - …
(берегись) горьким лечат А сладким калечат
где здоровье, там и …
(красота) береги платье снову А здоровье смолоду
болезнь человека …
(не красит) здоров будешь все добудешь
ешь, да не жирей – будешь …
(здоровей) пешком ходить долго жить
Любовь Баукина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 мар 2016, 10:47

Re: Методическая копилка

Сообщение BKMIFN » 14 мар 2016, 08:40

Здравствуйте! Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой . Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование спецкурсов. Здесь, работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
BKMIFN
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 14 мар 2016, 08:33

Re: Методическая копилка

Сообщение М.Н.Канчурин » 13 мар 2016, 18:07

Я рад приветствовать Вас на сайте учителя географии и биологии

МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова села Мичуринск»

Андриянова Олега Елисеевича

Буду рад, если на сайте Вы сможете найти для себя полезную информацию.

Желаю Вам творческих успехов.

Сайт находится в стадии заполнения и периодически пополняется

новыми материалами. Поэтому тех, кто близок к географии и биологии,

приглашаю заходить на сайт почаще.

http://andoleg.ru/
М.Н.Канчурин
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 09 дек 2015, 12:04

Re: Методическая копилка

Сообщение М.Н.Канчурин » 13 мар 2016, 18:04

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта!

Познакомимся, я Елена Михайловна

Дата рождения: 4 февраля 1967г;

образование высшее,закончила Бирский государственный педагогический институт в 1989г;

специальность: биология и химия;

квалификация: учитель биологии и химии;

стаж педагогической работы: 26 лет;

учитель высшей квалификационной категории.



Буду рада, если Вы найдёте для себя на сайте полезную информацию для работы и уч

http://lenatryatsyna.umi.ru/
М.Н.Канчурин
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 09 дек 2015, 12:04

Re: Методическая копилка

Сообщение М.Н.Канчурин » 13 мар 2016, 18:00

«Типы диссоциации электролитов: кислоты, основания и соли»
http://fcior.edu.ru/card/7695/tipy-diss ... -soli.html
М.Н.Канчурин
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 09 дек 2015, 12:04

Re: Методическая копилка

Сообщение М.Н.Канчурин » 13 мар 2016, 18:00

«Понятие о скорости химических реакций. Температура, концентрация, катализаторы» http://fcior.edu.ru/card/1362/ponyatie- ... atory.html
М.Н.Канчурин
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 09 дек 2015, 12:04

Re: Методическая копилка

Сообщение М.Н.Канчурин » 13 мар 2016, 18:00

По биологии учащиеся могут найти варианты заданий по генетике Tipy_zadanii_po.docx и цитологиии Podborka_zadanii_po.docx

Использование Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
В своей деятельности применяю ЦОР. Например, при подготовке уроков химии использую следующие ресурсы:
«Химическая связь» http://fcior.edu.ru/card/6607/himicheskaya-svyaz.html
М.Н.Канчурин
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 09 дек 2015, 12:04

Re: Методическая копилка

Сообщение М.Н.Канчурин » 13 мар 2016, 17:59

К урокам химии по теме: "Строение атома." обучающиеся изучают материал теоретический и выполняют тестовые задания. Stroeniye_atomaPer.zakon.2011.pdf, Stroenie_molekulreshetki.2011.pdf , Stroenie_atoma2011.doc
М.Н.Канчурин
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 09 дек 2015, 12:04

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей биологии, химии и географии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron