Абулгатина А.С. » 26 авг 2015, 07:10
24-26 июня 2015 года в г. Москве состоялась III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы», в которой приняли участие руководители и специалисты образовательных организаций, в том числе Института развития образования Республики Башкортостан, психолого-медико-педагогических комиссий, представители общественных организаций республики. Целью конференции стало обсуждение результатов реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы и выработка стратегий решения проблемных вопросов создания универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ).
Современные научные достижения в области работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствовали такому нововведению как инклюзивное образование. В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Доцент кафедры коррекционной педагогики Института развития образования Республики Башкортостан, к. мед. н. Абулгатина А.С. выступила на секции с докладом об организации инклюзивного образования в Республике Башкортостан. В настоящее время в Башкортостане насчитывается более 48 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет. В образовательных организациях региона обучаются более 42 тысяч детей с ОВЗ, из них на дому — около 2,5 тысячи.
— В обычных школах наряду со здоровыми детьми учатся 15 тысяч детей-инвалидов, из них четыре тысячи обучаются в специальных коррекционных классах, около 11 тысяч — в массовых классах. 600 детей с ОВЗ пользуются дистанционной формой обучения. Среди школьников данной категории есть дети с умственной отсталостью, нарушениями речи, слепые и слабовидящие, глухие, с синдромом Дауна и нарушениями аутистического спектра. Всего в республике насчитывается 37 специальных коррекционных учреждений. Ежегодно из всех общеобразовательных организаций региона выпускается порядка 500 детей-инвалидов, — привела она статистику Минобразования РБ. В Уфе условия инклюзивного образования внедряются в нескольких общеобразовательных школах. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, развитие индивидуальности каждого ребенка, было отмечено в докладе. В соответствии с п. 1. ст. 11 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают преемственность основных образовательных программ. Работа с детьми с ОВЗ объявлена ЮНЕСКО приоритетной на ближайшее десятилетие, так как проблемы преемственности особенно проявились в инклюзивном образовании. Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем общего образования. Проблема может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Решением этих задач в условиях инклюзивного образования занимается детский сад № 225 и школа № 7 г. Уфы Республики Башкортостан. В качестве основополагающего принципа преемственности в настоящее время рассматривается сопровождение ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства. Реализация непрерывности в развитии и образовании ребенка осуществляется путем его сопровождения специалистами дошкольного учреждения и учителями начальной школы в первом классе. Все, что заложили в дошкольной образовательной организации, продолжают развивать учителя в школе. В школе № 7 г. Уфы организовано обучение 19 детей с детским церебральным параличом (далее – ДЦП), которые получали дошкольное образование в детском саду № 225 г. Уфы. В настоящее время в детском саду № 225 г. Уфы функционируют 5 групп компенсирующей направленности для детей с ДЦП, в которых воспитываются 42 ребенка-инвалида. Среди данных детей 2 ребенка с синдромом Дауна, 8 детей с общим недоразвитием речи I уровня, 2 ребенка с общим недоразвитием речи II уровня. Число детей с ДЦП, имеющих сенсорные нарушения (слепоту, глухоту, слабовидение, тугоухость) – 12 человек. Число детей с ДЦП с нарушениями интеллектуального развития, поведенческими нарушениями, эпилептическим синдромом - 15 человек. У 22 детей с ДЦП установлен клинический диагноз «выраженная задержка психического развития». Также в школе трое детей с ДЦП учатся в инклюзивном классе. Кроме того, в двух группах организовано обучение детей с задержкой психического развития. Двое детей с аутизмом получают образование по адаптированным образовательным программам.
В современном российском обществе социализация детей с ограниченными возможностями здоровья происходит при поддержке государственных институтов различного уровня. В рамках конференции состоялось мультимедийное ток-шоу "Школа для всех" на тему: "Основные результаты реализации Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011–2015 годы", организованное при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Участники мероприятия:
заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Людмила Вакорина; проректор Московского городского психолого-педагогического университета (далее - МГППУ) Светлана Алехина; сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ Елена Клочко; заведующая сектором обеспечения реализации образовательных программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями Департамента образования г. Москвы Ольга Москвичева;
старший преподаватель Колледжа социальных наук Университета Линкольн (Великобритания) Валерия Кэролл;
координатор инклюзивного образования в МБОУ "СОШ № 84" г. Северска Томской области Наталья Игловская;
директор ЦССВ "Вера. Надежда. Любовь" г. Москвы Ирина Шпитальская.
Модератор – руководитель проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" Наталья Тюрина.
В рамках III Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» состоялась церемония награждения победителей второго Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России». Школа № 84 г. Северска Томской области стала лучшей среди российских инклюзивных школ. Победителем в номинации «Лучший педагог инклюзивного образования» стала учитель русского языка и литературы школы в г. Ирбит Свердловской области Наталия Колпашникова. В номинации «Лучший координатор по инклюзии в образовательной организации» победила координатор МБОУ СОШ № 21 Елена Есикова из г. Ставрополь. Лучшим дошкольным учреждением, реализующим инклюзивную практику, был признан детский сад № 83 в г. Санкт-Петербург. Первый Всероссийский конкурс среди инклюзивных школ был организован в 2013 году региональной общественной организации инвалидов (далее-РООИ) «Перспектива» совместно с Институтом проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета. Нынешний конкурс прошел при поддержке Министерства образования и науки РФ, МГППУ и Северо-Кавказского Федерального университета в рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. «Замечательно, что среди победителей - не только представители Москвы или Санкт-Петербурга, но и совсем небольших городов. Это значит, что инклюзия развивается везде, потому что дети с инвалидностью есть везде, и очень важно, чтобы их принимали в обычных школах, создавали им комфортную атмосферу», - подчеркнула директор РООИ «Перспектива» Денис Роза. Всего на конкурс было получено более 200 заявок из 64 регионов Российской Федерации. За звание лучших конкурировали 59 сельских школ и 161 городская.
В торжественной церемонии награждения приняли участие известные актеры, певцы и коллективы, а также неслышащие барабанщики Центра досуга и творчества молодежи «Россия», танцовщица на коляске Елена Пастухова.