Абулгатина А.С. » 22 апр 2016, 10:40
О вебинаре 22 апреля 2016 года
Издательством «Просвещение» (г. Москва) совместно с кафедрой коррекционной педагогики Института развития образования Республики Башкортостан и Управлением образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 22 апреля 2016 г. проведен вебинар на тему «Специальная учебно-методическая литература при организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В ходе вебинара были рассмотрены следующие вопросы: современные подходы к разработке учебной литературы в контексте ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (особенности дизайна, структурирования материала, использование дополнительных пособий - рабочих тетрадей); проблемы учебно-методического обеспечения инклюзивного и коррекционного образования на уровнях дошкольного общего и начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра; электронные образовательные ресурсы в составе учебно-методических комплексов (УМК).
В вебинаре приняли участие руководители, педагоги, педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели 109 образовательных организаций Республики Башкортостан, в том числе инклюзивных школ г. Уфы. Ведущий вебинара – заведующий редакцией литературы по коррекционной педагогике Сергей Вильевич Сацевич. В своем выступлении он отметил, что в соответствии со статьей 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка специальных учебников, специальных дидактических пособий в издательстве «Просвещение» направлена на обеспечение создания специальных условий получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). УМК для обучающихся с ОВЗ создаются в контексте требований ФГОСов образования обучающихся с ОВЗ. УМК издательства «Просвещение» учитывают: необходимость социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; неоднородность состава обучающихся с ОВЗ; характер организации доступной им учебной деятельности в образовательном процессе; разнообразие организационных форм образовательного процесса; индивидуальный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ.
Методист Центра специальных форм образования издательства «Просвещение» А.С. Григорян осветила в своем выступлении методические аспекты применения электронных учебников в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Она отметила, что в соответствии со статьей 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). В соответствии со статьей 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации вышеуказанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. № 1559 электронная форма учебника (ЭФУ) - это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Функциональные особенности ЭФУ издательства «Просвещение»: удобный и понятный интерфейс и навигация по ЭФУ; работа в онлайн- и офлайн-режимах; мультимедийные объекты и тестовые задания к каждой теме, разделу учебника; инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок; инструкция по использованию электронной формы учебника. Электронный учебник вызывает сначала интерес у обучающегося, а потом уже мотивацию, а самое главное, будет сохраняться мотивация к дальнейшему обучению. Это особенно актуально для многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ведь им, в первую очередь, важна наглядность, чтобы картинка была яркая. Для родителей же, отмечают в издательстве, важным является то, что их ребенок вступает, в своего рода, диалог с учебником, не просто заучивая отдельные фрагменты, а ситуативно отвечая на вопросы, заготовленные в различных форматах тестовых заданий. Удобство обращения с гаджетами, заменяющими по весу и содержанию целые стопки книг, единодушно отмечают как родители, так и дети.
В вебинаре приняли участие специалист Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Н.Р. Каримова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Института развития образования Республики Башкортостан А.С. Абулгатина. После обсуждения докладов, ответов на вопросы участников вебинара были определены перспективы дальнейшей работы по использованию специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, применению электронных форм учебников в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.