Уважаемые коллеги!
Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса. Словарная работа с учащимися начальных классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как расширяет словарный запас учеников; переводит слова из пассивного словаря в активный; учит правильно и грамотно излагать свои мысли при письме.
Но другая картина наблюдается при умственной отсталости. Их речь развивается со значительным отставанием. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию детей, усвоению школьной программы.
При систематическом ознакомлении учащихся с новыми словами и словосочетаниями, закреплении и уточнении значений слов развивается словарный запас у детей на уроках русского языка. Существуют способы объяснения нового слова (показ натурального предмета в классе, наблюдение во время экскурсии, рассматривание картинки, объяснение путем подбора синонимов, антонимов, краткое описание предмета). После знакомства с новым словом необходимо упражнять в составлении словосочетаний и предложений.
Окружающая жизнь, учёба в школе, чтение книг, газет, журналов обогащают знания детей, вместе с которыми приходят незнакомые им слова.