Алла Петровна » 08 апр 2016, 12:51
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются различные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника . Психогимнастика более полезна, чем рядовая и обычная физическая культура. Она помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивать между ним связи, формировать синхронность в работе.
В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.
Прежде всего, психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно – психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.
Тема 12. Дикие животные.
Упражнение «Лисичка подслушивает»
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.
Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен вперед.
Упражнение «Лисенок боится»
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Упражнение «Медвежата в берлоге»
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме - медведице. Она пошла, стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама - медведица поиграет с ними перед сном.
Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
Игра «Медвежата в берлоге»
Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).
Мама - медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие ку¬сочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Игра «Медвежата в берлоге»
Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).
Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Де¬ти поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коле¬нями. Мама - медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Упражнение «Любящие родители»
Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама - медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа - медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама - медве¬дица передает медвежонка медведю. Теперь папа - медведь качает малыша, а мама - медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Выразительные движения. Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
Игра «Холодно – жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама - медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки и греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
Упражнение «Медвежата выздоровели»
Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.
Выразительные движения. Положение, сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад.
Упражнение «Смелый заяц»
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения.
Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика. Уверенный взгляд.
Игра «Лисонька, где ты?»
Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они отво¬рачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикоснове¬нием назначает лису, остальные - зайцы. По сигналу все откры¬вают глаза, но никто не знает, кто же лиса. Ведущий зовет первый раз: «Лисонька, где ты?» Лиса не должна выдавать себя ни сло¬вом, ни движением, так же и второй раз, а в третий - лиса отвечает: «Я здесь», и бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста.
Первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга.
Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Упражнение «Конкурс лентяев»
«Хоть и жарко,
Сладко спит
Хоть и зной,
В поре прохладной.
Занят весь
Лежебока видит сон,
Народ лесной.
Будто делом занят он.
Лишь барсук -
На заре и на закате
Лентяй изрядный
Все не слезть ему с кровати».
(В. Викторов)
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ло¬жатся на мат или коврик и стараются как можно глубже расслабиться.
Игра «В магазине зеркал»
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и по¬думала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули но¬гой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторя¬ли ее движения.
Этюд «Гневная Гиена»
Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
«Я страшная Гиена,
Я гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена».
(Слова народные).
Выразительные движения. Усиленная жестикуляция.
Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
Игра «Белые медведи»
Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех играющих, игра кончается.
Этюд «Разъяренная медведица»
На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
Выразительные движения. Ярость: сдвинутые бро¬ви, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.