Абуталипова Э.Н. » 16 апр 2020, 04:06
В общеобразовательной организации могут обучаться дети: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью, со сложной структурой нарушения. Для всех этих детей характерны следующие общие закономерности психического развития: трудности приема, переработки, сохранения и использования информации; трудности словесного опосредования; более длительные сроки формирования понятий; риск возникновения социальной дезадаптированности. Вариант адаптированной основной общеобразовательной программы определяет психолого-медико-педагогической комиссия.
Все обучающиеся с ОВЗ нуждаются в оказании дозированной помощи, которая должна проводится на основе научных положений С.Я Рубинштейн.Формы этой помощи могут быть очень различны:
а) простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или сделанному;
б) одобрение и стимуляция дальнейших действий, например: «хорошо», «дальше»;
в) вопросы о том, почему ребенок сделал то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
г) наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
д) подсказ, совет действовать тем или иным способом;
е) демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;
ж) длительное обучение ребенка тому, как надо выполнять задание.
Переход с очной формы обучения на обучение в дистанционном режиме сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС). В связи характерными особенностями развития детей с РАС, проявляющимися в стереотипности поведения и склонности к сохранению установленного жизненного порядка, ситуация изменения формы обучения может вызывать у них сильный дискомфорт и дезадаптацию. Это, в свою очередь, будет препятствовать освоению адаптированной основной общеобразовательной программы. Преодоление этих сложностей возможно путем создания специальных условий обучения в домашней среде и организации психолого-педагогического сопровождения в изменившейся ситуации.