Светлана1970 » 07 фев 2013, 02:26
По моему мнению, того количества лабораторных работ, что предусмотрено программой недостаточно для формирования в полном объёме умений проводить исследования. В какой-то мере решить данную проблему может использование на уроках при прохождении тем задач или заданий в формате мини-исследований.
Например, при изучении темы "Колебательные системы. Маятник" предлагаю учащимся высказать гипотезы по вопросу "От чего зависит период колебания маятников?"Для проверки высказанных предположений каждая группа проведёт своё мини-исследование (провести инструктаж к работе, обратив особое внимание на то, что следует измерить время 10 полных колебаний, а затем рассчитать период колебаний):
- 1 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от углового смещения нити с шариком (от начальной амплитуды; начальная амплитуда должна быть небольшой); если зависит, то как” (оборудование: скотч, транспортир, шарик с нитью, штатив с муфтой и лапкой);
- 2 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от длины нити; если зависит, то как ” (оборудование: шарик, штатив с муфтой и лапкой, нити, отличающиеся по длине в 4, 9 и 16 раз, секундомер);
- 3 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от массы груза; если зависит, то как ” (оборудование: грузики из разных материалов одинаковой формы и объёма, штатив с муфтой и лапкой, нить, секундомер);
- 4 группа: “Зависит ли период колебаний пружинного маятника от массы груза; если зависит, то как ” (оборудование: набор грузов по 100г, пружина, линейка, штатив с муфтой и лапкой);
- 5 группа: “Зависит ли период колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины; если зависит, то как ” (оборудование: груз, две пружины с различной жёсткостью, линейка, штатив с муфтой и лапкой).
Билетики с темой задания группы вытягивают из “чёрного” ящика, по итогам выполнения представитель группы отчитывается по ходу выполнения работы и по полученным результатам.