Владлен » 20 окт 2021, 17:51
Добрый вечер, коллеги. Мне хочется поделиться с Организация военно – патриотического воспитания в сельской школе.
Проект по организации гражданско – патриотического воспитания в общеобразовательных организациях.
МБОУ марийская гимназия им. Я. Ялкайна с. Чураево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Апаев Владимир Алкаевич, МБОУ марийская гимназия им. Я. Ялкайна с. Чураево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан, учители истории и ОБЖ, высшей квалификационная категория. Стаж 34 лет.
Пояснительная записка.
Цели и задачи:
-воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
-воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
-формирование чувства гордости за свой родной край, преданность малой родине;
-воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно–нравственной и социальной ценности.
Данная разработка предназначена для применения педагогам и учащимся среднего и старшего звена общеобразовательной школы. В ней изложен опыт работы, направленный на воспитание российского гражданина на примерах военно – патриотической работы сельской школы.
Воспитательная работа нашей гимназии основана на принципах доступности, реальности и системности. Стремление наибольшего охвата обучающихся занятиями внеурочного направления.
Основные направления воспитательного процесса следующие:
-изучение и сохранение родного языка и культуры, истории и традиций;
- военно – патриотическое воспитание;
- физическая культура и спорт;
1.Введение
Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому Советского Союза и России, Республики Башкортостан, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания сегодня актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием.
Разнообразные формы патриотического воспитания как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.
2. Основная часть
Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимают курсы истории Отечества и «Основы безопасности жизнедеятельности». В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первой названо: воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе истории Отечества, ОБЖ и физической культуры.
Организация военно – патриотического воспитания во внеурочной деятельности
Добиться реализации поставленных задач гражданско - патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности. Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей гимназии сложилась определённая система гражданско - патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.
У нас ведется огромная работа по вовлечению обучающихся в занятия кружковой деятельностью. Помимо предметных кружков функционирует немало кружков по интересам. Это кружки краеведения, литераторов, технического творчества, по бегу и лыжным гонкам. Особое место в военно – патриотическом воспитании занимает деятельность юнармейскогоклуба «Путник», действующий шестой год . Подготовка ведется по всем направлениям детской игры «Зарница». В клубе занимаются дети с 6 по 10 классы. Основными видами работы является воспитание подрастающего поколения в духе любви к своей Родине, родному краю, своей родной деревне. Наши занятия направлены на развитие силы духа и тела. Разборка и сборка АК -74, стрельба из пневматической винтовки, подтягивание и отжимание, метание гранаты, бег по полосе препятствий
Школьная юнармейская команда побеждает не только на районных соревнованиях, а также на кустовых и республиканских соревнованиях. В мае 2019 года стали победителем в игре «Зарница» в северной зоне республики в селе Старобалтачево. Пять лет подряд мы представляем наш район на соревнованиях итогового республиканского оборонно- спортивного лагеря, с участием юнармейских отрядов МО ВВПОД «Юнармия» Республики Башкортостан в городах Агидель и Салават. На соревнованиях 14-17 декабря 2017 года в городе Агидель наша команда заняла третье место. Команда успешно выступила на XV республиканском фестивале военно –патриотических клубов, посвященных 120 –летию генерала –майора Шаймуратова М.М. в городе Уфе. Наши ребята всегда впереди на этапах игры: биатлон, стрельба из пневматической винтовки, подтягивание и игровые виды спорта. Три года подряд занимали первое место в игре лазертаг, незнакомом для сельских ребят. Как руководитель военно –патриотического клуба, очень благодарен своим ребятам, и надеюсь на успешное продолжение общего дела учащимися младших классов. А наши выпускники выбирают для себя достойное будущее: работают, учатся, служат в рядах Вооруженных сил. Одним словом, стали достойными гражданами .
Ежегодно с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник гражданско - патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые тематические мероприятия и разнообразную форму их проведения:
-встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, воинами-интернационалистами, ветеранами Вооруженных Сил, военнослужащими, курсантами военных и суворовских училищ; ( Особо хочется отметить, что среди наших выпускников немало курсантов военных училищ и уже действующих офицеров армии и флота ).
-тематические классные часы, посвященные воинам – афганцам и их подвигу,
-посвящение в воины, направленное на прививание юношам любви к Родине и родному краю;
-игровые программы «С поля боя – на «Поле Чудес» (с разнообразной тематикой): «Одежда и знаки различия военнослужащих»; «История Отечественной войны 1812 года»; «Города в истории Великой Отечественной войны»;
- игра «Зарница»;
-смотр строя и песни;
- возложение цветов к памятникам воинской славы. «Уроки мужества»;
-конкурс «А ну –ка мальчики» среди обучающихся 5,6,7 классов;
-районный и общешкольный конкурсы «А ну- ка парни!» с участием команд 9,10.11 классов.С большим интересом дети готовятся к посещению мест боевой и трудовой славы.
Гимназия поддерживает тесную связь с представителями старшего поколения. Праздники с приглашением учителей-ветеранов, выпускников, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государства, — всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб. Из стен марийской гимназии вышло немало известных людей. Это писатель и этнограф Яныш Ялкайн, имя которого носит единственная марийская гимназия в Башкортостане. В октябре 2016 года отмечали 110 годовщину известного земляка.
Ежегодно, в начале мае, юноши 10 класса проходят 5-тидневные учебно-полевые сборы, где не только знакомятся с основами военной службы, но и могут увидеть своих знакомых ребят, преподавателей в другой обстановке, на службе, выполняющих серьёзную мужскую работу. Примечательно, что сборы проходят на базе нашей гимназии и спортивного лагеря «Старт», и обучающиеся заняты обустройством помещений и классов для участников. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и даёт наилучший результат. За прошедшие учебные годы 2 взвод, куда входили наши воспитанники, стал первым по всем показателям.
После тщательных репетиций с курсантами элементов изготовки к стрельбе из АК – 74, организованной колонной едем на стрельбище воинской части в Алкино, недалеко от Уфы. Результаты стрельб оставляют неизгладимый след для десятиклассников. От командования части слышим только лестные отзывы.
Одним из важнейших аспектов патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка обучающихся. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры. Как преподаватель-организатор ОБЖ принимаю активное участие в этом процессе. Так, ежегодно в нашей школе в рамках месячника проводится первенство школы по волейболу и баскетболу, по стрельбе из пневматической винтовки, и туристический слет. Весной, в апреле-мае, легкоатлетический кросс, посвящённый Дню Победы, день здоровья, включающий военизированную эстафету. Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости — качеств, необходимых будущему защитнику Родины. На районной эстафете 9 мая наша гимназия выставляет две команды, одна за гимназию, другая за колхоз им. Ленина. Обе команды занимают призовые места. В этом немалая заслуга учителя физкультуры Мурзашева Сергея Михайловича.
В системе работы по патриотическому воспитанию сохраняем, развиваем и приумножаем те традиции, которые сложились за годы истории в стенах гимназии. Результативностью своей работы в этом направлении считаем достижения учеников.
Выводы
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей гимназии, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания.
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.
Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине - это проявление патриотизма, а защита Отечества это долг и обязанность патриота.
Список литературы
1.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. - №5, 6. – 2006.
2.Белов Г.А. Путь мужества и славы.Уфа-1985.
3.Они вернулись с победой. Уфа-2010.
4.Учебники ОБЖ Смирнов А.Т.М: Просвещение. 2006.
вами своей проектной работой "Организация военно-патриотического воспитания в сельской школе.