Тема «Памятники природы Республики Башкортостан».
Интегрированный урок географии и биологии.
Межпредметные связи: география, биология, культура Башкортостана.
Цель:
Познакомить учащихся с памятниками природы республики Башкортостан, выявить экологические проблемы, наметить пути решения.
Задачи:
- сформировать представление об уникальных объектах РБ;
- формировать любовь к Родине через знакомство с уникальными объектами природы
- развивать эмоциональную сферу через эстетическое восприятие и оценку окружающей среды
Планируемые результаты обучения:
предметные: формирование представлений и теоретических знаний об особо охраняемых территориях: заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы
метапредметные: формирование умения самостоятельной работы с источниками географической информации – текстом, картами; находить информацию в учебнике, литературе, Интернете и интерпретировать её; осуществлять сравнение и сопоставление карт ; владеть устной и письменной речью
личностные: формирование творческой деятельности; познавательного интереса к изучению деятельности особо охраняемых территорий; развитие эстетического сознание через изучение объектов Всемирного природного наследия;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование основ и экологической культуры и ценностных установок по отношению к живой природе; формирование осознанного бережного отношения к природе
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
• Фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
• объяснительно- иллюстративный;
• репродуктивный;
• исследовательский.
• проблемный
Средства обучения:
Физическая карта Республики Башкортостан; презентация. Раздаточный материал ( см. Приложение), минеральная вода «Кургазак», музыкальный инструмент курай.
Урок рассчитан на 45 минут. Аудитория- ученики 8 класса.
Подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на группы. Группы получают опережающие задания:
1. Подготовить легенду о шиханах. Найти материал об использовании объекта в хозяйстве. Продумать пути решения экологических и экономических проблем.
2. Подготовить легенду о пещере Шульган-Таш. Найти материал об использовании объекта в хозяйстве. Продумать пути решения экологических и экономических проблем.
3. Подготовить легенду о Янгантау. Найти материал об использовании объекта в хозяйстве. Продумать пути решения экологических и экономических проблем.
4. Подготовить легенду о курае. Найти материал об использовании объекта в хозяйстве. Продумать пути решения экологических и экономических проблем.
Авторы разработки:
Ус Елена Васильевна (учитель биологии), Колупаева Любовь Ивановна (учитель географии), МАОУ СОШ № 3 г. Межгорье РБ
Ход урока.
Оргмомент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку
Целеполагание, постановка проблемы - Перед вами на столах листочки с заданиями. Нужно найти 4 зашифрованных слова.
- По какому признаку можно объединить эти такие разные объекты?
- «Памятники природы Республики Башкортостан» - это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Конечно же в нашей республике очень много уникальных мест, обо всех нельзя рассказать на одном уроке. Поэтому мы поговорим только о четырех чудесах природы. Что именно вы хотели бы узнать об этих объектах? Учащиеся выполняют задания. Находят слова «Шиханы». «Шульганташ», «Янгантау», «Курай».
-Это памятники природы республики Башкортостан. Учащиеся высказывают свои пожелания.
Актуализация знаний.
Учитель географии:
-Совершим путешествие на запад нашей республики к городу Стерлитамак. По правому берегу р. Белая цепочкой протянулись четыре горы – одиночки. (Обозначает на карте республики местоположение гор) Найдите карточку с названием таких объектов.
Эти шиханы носят названия «Юрактау», «Куштау», «Шахтау», «Тратау». Послушайте легенду о происхождении этих названий.
Учитель биологии:
- Какова же история их происхождения? Более чем 230 млн лет назад здесь не было ни горных вершин, ни прекрасных башкирских степей, а плескались воды теплого моря. Условия были благоприятны для обитания морских организмов. Их скелеты и раковины в течение миллионов лет образовали мощные скопления известняка. Некоторые из этих участков в наше время мы видим как одиночные горы – шиханы.
Самая высокая гора Тратау (275 м над уровнем р. Белой является памятником природы). На ее территории установлен заповедный режим. На горе встречается более 100 видов травянистых растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Учитель географии:
А вот о шихане Шахтау напоминает только глубокий котлован. Известь, которой он был сложен, использовалась как химическое сырье для производственного объединения «Сода»
- Следующий наш рассказ об объекте, название которого переводится на русский язык как «исчезла, провалилась». О каком объекте пойдет речь? Поднимите карточку с названием.
(Учитель географии обозначает местоположение на карте).
Учитель географии:
- Пещеры – это пустоты в скалах над землей или под землей. Пещеры почти всегда образуются, когда вода вымывает или растворяет скальные породы, хотя они могут появляться и в результате активных процессов в земной коре – землетрясений и извержений вулканов. Океанские волны, ударяясь о скалы, со временем «выбивают» в них пещеры. Когда подземная река или поток дождевых вод протекает постоянно по расщелинам в мягких каменных породах, например в известняке, или просачивается через такие породы, камень медленно растворяется, и так образуется пещера.
Найдите карточку с названием процесса растворения горных пород?
-Чем знаменита эта пещера?
Учитель биологии:
Казалось бы, в глубоких пещерах или длинных системах пещер, далеко от солнечного света жизни быть не может – ни животных, ни растений. Но исследователи пещер обнаружили, что это не так. Пещеры – место обитания некоторых довольно странных растений и животных, которые приспособились к жизни в полной темноте. Многие из них не имеют окраски или пигмента, которые бесполезны в их черном как смоль мирке, некоторые – по той же самой причине – слепы.
Пещеры – это места, которые зачаровывают: ведь это они служили первыми домами для доисторических людей, до того, как те научились строить себе жилища. В пещерах часто можно найти следы, по которым определяют, как жили люди на самых ранних стадиях своего развития. В некоторых пещерах можно иногда обнаружить окаменевшие остатки, древние орудия труда и даже примитивные картины, созданные их первобытными жителями.
Учитель географии:
-Много на Южном Урале интересных гор. Но гора Янгантау стоит особняком.
(Обозначение горы Янгантау на карте).
Она остается большой загадкой, вот уже более двух столетий приковывающий к себе внимание науки. Янгантау – «горящая гора», как переводится ее название с башкирского. Это единственная на планете местность, где наблюдается уникальное геотермальное явление: из естественных трещин в привершинной части горы в любую погоду поднимаются вверх горячие струи пара. Феномен тем более не имеет никаких объяснений, что гора расположена в геологически древней местности, отсутствуют какие бы то ни было вулканические проявления. Как вы думаете, в чем причина этого уникального явления?
- Сколько бы научных трудов ни посвящали горе Янгантау специалисты – геологи, геохимики, геофизики, гидрологи – к единому мнению о происхождении этого чуда природы они так и не пришли.
Учитель биологии :
Удивительными свойствами горы и их положительным влиянием на здоровье человека заинтересовались ученые и врачи. 2 апреля 1937 года тут была открыта опытная лечебница. В местах выхода газов установили деревянные кабинки, куда помещали пациентов. В 1944 году создали санаторий. С 1957 года он начал работать круглосуточно (до этого – только летом). Среди сотрудников прославился советский врач Гениатулла Терегулов – один из основателей курортологии.
В наши дни бальнеологический курорт «Янган-Тау» - крупнейший в Башкирии и один из наиболее известных на Урале. Он не раз признавался лучшей здравницей страны.
В трех километрах от курорта Янган-Тау, около д. Комсомол, на левом берегу реки Юрюзани из отрогов горы Кара-Тау выходит источник Кургазак, впадающий в виде небольшой речушки в реку Юрюзань. Еще Даллас писал, что ручей (Кургазак) иногда вдруг пересыхает и на коротком отдыхе при мельнице вновь собирается. За такое странное поведение источника башкиры и назвали его Кургазак, что значит "показывающийся временно. Широко известны и лечебные свойства воды из минерального источника. Уже много лет ее применяются для лечения болезней желудка - гастрита, язвы, а при заболеваниях печени, панкреатита и т.п. При приеме внутрь вода обладает небольшим обезболивающим эффектом.
(Звучит мелодия курая)
-О чем пойдет речь? Почему курай также считается чудом природы?
Учитель биологии:
- Что такое курай? Растение или музыкальный инструмент? И то и другое верно. Семейство зонтичных объединяют одним словом – курай. Но так же называют и музыкальный инструмент, который изготавливают из их высушенных стеблей.
Лучше всего для этих целей подходит реброплодник уральский. Недаром это растение стало символом Башкирии. Там к нему относятся уважительно и даже изобразили на гербе.
Следует сказать, что курай – растение, которое обладает жгучим токсичным соком. При попадании на кожу он вызывает ожог, а попадая в глаза – слепоту. Но люди приспособились и к такому соседству, тем более что некоторые представители этого семейства обладают целебными свойствами.
Реброплодник уральский не зря стал символом Башкирии. Помимо того, что из него изготавливают продольную флейту - национальный башкирский инструмент, он обладает лечебной силой. Для медицинских целей используют траву и корни этого растения. Стебли, листья и корни богаты полезными веществами, среди которых эфирные масла, кумарины, сапонины, кислоты, флавоноиды.
Из правильно заготовленного сырья делают настои и отвары. Их пьют при заражении организма гельминтами. Также полезны они при различных кожных заболеваниях. При панарициях, фурункулах, абсцессах, язвах к ранам прикладывают припарки из корней этого растения. Отвары пьют при различных легочных заболеваниях. Кроме того, порошок, изготовленный из корней, способен останавливать кровотечение, успокаивать боль, заживлять ран
Учитель географии:
- Единственный в мире памятник кураю установлен на горе Тугажман в Мукасовском сельсовете Баймакского района. Автором идеи и проекта, организатором, доведшим её до исполнения, является самодеятельный художник Мидхат Байрамгулов. Установлен памятник кураю 13 июня 1993 года. Памятник из металла представляет собой растение курай, который коронуют не семь венчиков, как в природе, а 19--в память о 19 великих кураистах региона
Памятник отмечен Благодарственным письмом ЮНЕСКО как памятник материального наследия.
(Обозначает на карте место, где установлен памятник).
Первичное закрепление -Ребята, закончилось наше сегодняшнее знакомство с уникальными объектами РБ. Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
-Теперь вам предстоит решить экологическую задачу, причем каждой группе свою. Задания на карточках красного и зеленого цвета. Те, у кого красные карточки, должны озвучить экологические проблемы для каждого объекта, а те, у кого зеленые, -пути ее решения.
Представители от групп выступают. Вся группа получает оценки.
Домашнее задание. К следующему уроку изготовьте закладки, плакаты с любым из объектов.
Рефлексия Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку
- И в заключении урока предлагаем вам отведать воду из источника «Кургазак»