Методическая копилка

Модератор: Абрамов Сергей Н.

Re: Методическая копилка

Сообщение Эльза Владимировна » 09 июн 2017, 09:30

Тема «Памятники природы Республики Башкортостан».
Интегрированный урок географии и биологии.
Межпредметные связи: география, биология, культура Башкортостана.
Цель:
Познакомить учащихся с памятниками природы республики Башкортостан, выявить экологические проблемы, наметить пути решения.
Задачи:
- сформировать представление об уникальных объектах РБ;
- формировать любовь к Родине через знакомство с уникальными объектами природы
- развивать эмоциональную сферу через эстетическое восприятие и оценку окружающей среды
Планируемые результаты обучения:
предметные: формирование представлений и теоретических знаний об особо охраняемых территориях: заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы
метапредметные: формирование умения самостоятельной работы с источниками географической информации – текстом, картами; находить информацию в учебнике, литературе, Интернете и интерпретировать её; осуществлять сравнение и сопоставление карт ; владеть устной и письменной речью
личностные: формирование творческой деятельности; познавательного интереса к изучению деятельности особо охраняемых территорий; развитие эстетического сознание через изучение объектов Всемирного природного наследия;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование основ и экологической культуры и ценностных установок по отношению к живой природе; формирование осознанного бережного отношения к природе
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
• Фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
• объяснительно- иллюстративный;
• репродуктивный;
• исследовательский.
• проблемный
Средства обучения:
Физическая карта Республики Башкортостан; презентация. Раздаточный материал ( см. Приложение), минеральная вода «Кургазак», музыкальный инструмент курай.
Урок рассчитан на 45 минут. Аудитория- ученики 8 класса.
Подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на группы. Группы получают опережающие задания:
1. Подготовить легенду о шиханах. Найти материал об использовании объекта в хозяйстве. Продумать пути решения экологических и экономических проблем.
2. Подготовить легенду о пещере Шульган-Таш. Найти материал об использовании объекта в хозяйстве. Продумать пути решения экологических и экономических проблем.
3. Подготовить легенду о Янгантау. Найти материал об использовании объекта в хозяйстве. Продумать пути решения экологических и экономических проблем.
4. Подготовить легенду о курае. Найти материал об использовании объекта в хозяйстве. Продумать пути решения экологических и экономических проблем.
Авторы разработки:
Ус Елена Васильевна (учитель биологии), Колупаева Любовь Ивановна (учитель географии), МАОУ СОШ № 3 г. Межгорье РБ
Ход урока.
Оргмомент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку
Целеполагание, постановка проблемы - Перед вами на столах листочки с заданиями. Нужно найти 4 зашифрованных слова.
- По какому признаку можно объединить эти такие разные объекты?
- «Памятники природы Республики Башкортостан» - это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Конечно же в нашей республике очень много уникальных мест, обо всех нельзя рассказать на одном уроке. Поэтому мы поговорим только о четырех чудесах природы. Что именно вы хотели бы узнать об этих объектах? Учащиеся выполняют задания. Находят слова «Шиханы». «Шульганташ», «Янгантау», «Курай».
-Это памятники природы республики Башкортостан. Учащиеся высказывают свои пожелания.
Актуализация знаний.
Учитель географии:
-Совершим путешествие на запад нашей республики к городу Стерлитамак. По правому берегу р. Белая цепочкой протянулись четыре горы – одиночки. (Обозначает на карте республики местоположение гор) Найдите карточку с названием таких объектов.
Эти шиханы носят названия «Юрактау», «Куштау», «Шахтау», «Тратау». Послушайте легенду о происхождении этих названий.
Учитель биологии:
- Какова же история их происхождения? Более чем 230 млн лет назад здесь не было ни горных вершин, ни прекрасных башкирских степей, а плескались воды теплого моря. Условия были благоприятны для обитания морских организмов. Их скелеты и раковины в течение миллионов лет образовали мощные скопления известняка. Некоторые из этих участков в наше время мы видим как одиночные горы – шиханы.
Самая высокая гора Тратау (275 м над уровнем р. Белой является памятником природы). На ее территории установлен заповедный режим. На горе встречается более 100 видов травянистых растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Учитель географии:
А вот о шихане Шахтау напоминает только глубокий котлован. Известь, которой он был сложен, использовалась как химическое сырье для производственного объединения «Сода»
- Следующий наш рассказ об объекте, название которого переводится на русский язык как «исчезла, провалилась». О каком объекте пойдет речь? Поднимите карточку с названием.
(Учитель географии обозначает местоположение на карте).
Учитель географии:
- Пещеры – это пустоты в скалах над землей или под землей. Пещеры почти всегда образуются, когда вода вымывает или растворяет скальные породы, хотя они могут появляться и в результате активных процессов в земной коре – землетрясений и извержений вулканов. Океанские волны, ударяясь о скалы, со временем «выбивают» в них пещеры. Когда подземная река или поток дождевых вод протекает постоянно по расщелинам в мягких каменных породах, например в известняке, или просачивается через такие породы, камень медленно растворяется, и так образуется пещера.
Найдите карточку с названием процесса растворения горных пород?
-Чем знаменита эта пещера?
Учитель биологии:
Казалось бы, в глубоких пещерах или длинных системах пещер, далеко от солнечного света жизни быть не может – ни животных, ни растений. Но исследователи пещер обнаружили, что это не так. Пещеры – место обитания некоторых довольно странных растений и животных, которые приспособились к жизни в полной темноте. Многие из них не имеют окраски или пигмента, которые бесполезны в их черном как смоль мирке, некоторые – по той же самой причине – слепы.
Пещеры – это места, которые зачаровывают: ведь это они служили первыми домами для доисторических людей, до того, как те научились строить себе жилища. В пещерах часто можно найти следы, по которым определяют, как жили люди на самых ранних стадиях своего развития. В некоторых пещерах можно иногда обнаружить окаменевшие остатки, древние орудия труда и даже примитивные картины, созданные их первобытными жителями.
Учитель географии:
-Много на Южном Урале интересных гор. Но гора Янгантау стоит особняком.
(Обозначение горы Янгантау на карте).
Она остается большой загадкой, вот уже более двух столетий приковывающий к себе внимание науки. Янгантау – «горящая гора», как переводится ее название с башкирского. Это единственная на планете местность, где наблюдается уникальное геотермальное явление: из естественных трещин в привершинной части горы в любую погоду поднимаются вверх горячие струи пара. Феномен тем более не имеет никаких объяснений, что гора расположена в геологически древней местности, отсутствуют какие бы то ни было вулканические проявления. Как вы думаете, в чем причина этого уникального явления?
- Сколько бы научных трудов ни посвящали горе Янгантау специалисты – геологи, геохимики, геофизики, гидрологи – к единому мнению о происхождении этого чуда природы они так и не пришли.
Учитель биологии :
Удивительными свойствами горы и их положительным влиянием на здоровье человека заинтересовались ученые и врачи. 2 апреля 1937 года тут была открыта опытная лечебница. В местах выхода газов установили деревянные кабинки, куда помещали пациентов. В 1944 году создали санаторий. С 1957 года он начал работать круглосуточно (до этого – только летом). Среди сотрудников прославился советский врач Гениатулла Терегулов – один из основателей курортологии.
В наши дни бальнеологический курорт «Янган-Тау» - крупнейший в Башкирии и один из наиболее известных на Урале. Он не раз признавался лучшей здравницей страны.
В трех километрах от курорта Янган-Тау, около д. Комсомол, на левом берегу реки Юрюзани из отрогов горы Кара-Тау выходит источник Кургазак, впадающий в виде небольшой речушки в реку Юрюзань. Еще Даллас писал, что ручей (Кургазак) иногда вдруг пересыхает и на коротком отдыхе при мельнице вновь собирается. За такое странное поведение источника башкиры и назвали его Кургазак, что значит "показывающийся временно. Широко известны и лечебные свойства воды из минерального источника. Уже много лет ее применяются для лечения болезней желудка - гастрита, язвы, а при заболеваниях печени, панкреатита и т.п. При приеме внутрь вода обладает небольшим обезболивающим эффектом.
(Звучит мелодия курая)
-О чем пойдет речь? Почему курай также считается чудом природы?
Учитель биологии:
- Что такое курай? Растение или музыкальный инструмент? И то и другое верно. Семейство зонтичных объединяют одним словом – курай. Но так же называют и музыкальный инструмент, который изготавливают из их высушенных стеблей.
Лучше всего для этих целей подходит реброплодник уральский. Недаром это растение стало символом Башкирии. Там к нему относятся уважительно и даже изобразили на гербе.
Следует сказать, что курай – растение, которое обладает жгучим токсичным соком. При попадании на кожу он вызывает ожог, а попадая в глаза – слепоту. Но люди приспособились и к такому соседству, тем более что некоторые представители этого семейства обладают целебными свойствами.
Реброплодник уральский не зря стал символом Башкирии. Помимо того, что из него изготавливают продольную флейту - национальный башкирский инструмент, он обладает лечебной силой. Для медицинских целей используют траву и корни этого растения. Стебли, листья и корни богаты полезными веществами, среди которых эфирные масла, кумарины, сапонины, кислоты, флавоноиды.
Из правильно заготовленного сырья делают настои и отвары. Их пьют при заражении организма гельминтами. Также полезны они при различных кожных заболеваниях. При панарициях, фурункулах, абсцессах, язвах к ранам прикладывают припарки из корней этого растения. Отвары пьют при различных легочных заболеваниях. Кроме того, порошок, изготовленный из корней, способен останавливать кровотечение, успокаивать боль, заживлять ран
Учитель географии:
- Единственный в мире памятник кураю установлен на горе Тугажман в Мукасовском сельсовете Баймакского района. Автором идеи и проекта, организатором, доведшим её до исполнения, является самодеятельный художник Мидхат Байрамгулов. Установлен памятник кураю 13 июня 1993 года. Памятник из металла представляет собой растение курай, который коронуют не семь венчиков, как в природе, а 19--в память о 19 великих кураистах региона
Памятник отмечен Благодарственным письмом ЮНЕСКО как памятник материального наследия.
(Обозначает на карте место, где установлен памятник).
Первичное закрепление -Ребята, закончилось наше сегодняшнее знакомство с уникальными объектами РБ. Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
-Теперь вам предстоит решить экологическую задачу, причем каждой группе свою. Задания на карточках красного и зеленого цвета. Те, у кого красные карточки, должны озвучить экологические проблемы для каждого объекта, а те, у кого зеленые, -пути ее решения.
Представители от групп выступают. Вся группа получает оценки.
Домашнее задание. К следующему уроку изготовьте закладки, плакаты с любым из объектов.
Рефлексия Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку
- И в заключении урока предлагаем вам отведать воду из источника «Кургазак»
Эльза Владимировна
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 12 дек 2016, 06:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Эльза Владимировна » 27 фев 2017, 07:48

Конспект экоурока для детей среднего школьного возраста (5-8 класс)
По теме: «Береги природу - утилизируй правильно!»
Форма организации учебного занятия - урок решения практических задач.
Тип урока: нетрадиционный.
Цель урока: Повысить уровень экологической культуры и образования учащихся в части цивилизованного обращения с отходами и сознательного поведения на природе. Познакомить учащихся с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.
Задачи урока:
1. Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах в мире, России, в городах и сёлах Республики Башкортостан.
2. Показать некоторые пути решения экологических проблем.
3. Привлечь внимание к комплексному подходу к утилизации отходов.
4. Показать ответственность каждого при решении данной проблемы.
Планируемый результат:
Образовательный аспект:
 формировать представление о проблеме утилизации отходов;
 выявить основные причины загрязнения природы;
Развивающий аспект:
– развивать образное мышление на основе эмоционального восприятия элемента системы гуманистических ценностей: окружающая среда как условие жизни и здоровья людей;
- развивать элементы логического мышления: проводить анализ и синтез;
- выявлять причинно – следственные связи;
- развивать познавательный интерес к предмету изучения.
Воспитательный аспект:
– воспитывать культуру поведения в окружающей среде и формировать гражданскую позицию: «Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».
Метод обучения: проблемно-поисковой деятельности.
Формы организации работы на уроке: групповая.
Оборудование:
• Интерактивная доска.
• Карточки с периодами разложения отходов.
• Карточки с графическими изображениями отходов.
• Презентация.
• Видеоролик (социальная реклама «Медвежонок»)
Учителям перед началом урока самостоятельно найти место установки экобокса неподалеку от школы и сделать его фотографию. После проведения урока запланировать экскурсию к этому экобоксу с целью ознакомления, а для наглядности вместе с детьми поместить в него батарейки (энергосберегающую лампочку).
Ход экоурока:
I. Вводное слово учителя.
О проблеме отходов.
II. Проблемно-поисковая деятельность обучающихся. (Работа в группах).
1. Чем плохи свалки?
2. Почему мусора стало так много?
3. Что входит в состав мусора?
4. Как сортировать отходы?
5. Сколько времени разлагаются различные виды отходов?
6. Как сократить количество отходов?
7. Что делать с отходами?
 -Захоронение на полигонах.
 -Сжигание.
 -Вторичная переработка.
 -Обезвреживание (демеркуризация).
 -Компостирование.
 -Комплексный подход.
8. Программы по сокращению количества отходов.
9. Практическая игра на закрепление материала.
III. Рефлексия.
Ход экоурока:
I. Вводное слово учителя.
1.1. Учитель рассказывает о проведении Года охраны окружающей среды в РФ и РБ, реализации Всероссийского природоохранного социального проекта "ЭКОБОКС" в Республике Башкортостан.
1.2. Показ видеоролика «Социальная реклама «Медвежонок».
1.3. Рассказ о проблеме отходов.
Свалки в России и мире (демонстрация слайдов 2-4)
Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько картинок.
Учитель показывает фотографии с грандиозными мировыми свалками, дает краткие комментарии, что изображено на фотографиях.
Самый загрязненный город в мире - Агбогблоши, Гана в Африке. Значительную часть этого города занимает свалка из технических отходов: гаджеты, мобильные телефоны, компьютеры и компьютерные комплектующие, офисная техника и прочее. Эти отходы перерабатываются людьми вручную: часть материалов сжигается, из-за чего в воздухе стоит смог. Всевозможные токсины и яды тлетворно влияют на состояние здоровья человека и животных, способствуя возникновению множества тяжелых заболеваний.
Дети, а хотели ли вы в будущем жить в таком городе или селе? (ответы детей)
Экологические проблемы есть почти во всех странах мира. Загрязнение природной среды, которое возникло в какой-нибудь стране, часто сказывается на природе других стран. Ветры, морские течения, речные и подземные воды разносят загрязняющие вещества на большие расстояния. Более того, неправильная утилизация опасных бытовых отходов влечет за собой необратимое отравление окружающей среды, в том числе влияющей на здоровье человека. Именно поэтому важно отправлять на правильную утилизацию токсичные отходы, которые причиняют огромный вред природе и здоровью человека.
А вот что мы можем увидеть в России, недалеко от нашего дома или в ближайших окрестностях: свалки мусора как в селитебной зоне, так и в лесу, на полях и т.д. (слайд 5-6)
Проблема несанкционированных свалок стала настолько очевидной, что была замечена на самом высоком уровне: так, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поручил разработать "Интерактивную карту свалок" с использованием Яндекс-карты, в заполнении которой может принять участие каждый неравнодушный житель нашей огромной страны.
Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?
Сколько раз в день вы выносите мусорное ведро. Куда по вашему мнению девается мусор? (ответы детей).
Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки, т.к. они не оборудованы. На каждого жителя России приходится более 400 кг мусора в год. Численность населения в России на 2017 год составляет приблизительно 148 миллионов человек. Вот и посчитайте, если каждый житель России производит в год пол тонны отходов и только около 3% из них перерабатываются на заводах.
II. Проблемно-поисковая деятельность обучающихся.
Обсудите и предложите ответы на вопросы. (Работа в группах).
Ученики составляют список, а потом учитель дополняет, если что-то упущено.
Задание 1. Чем плохи свалки?
(Предполагаемые ответы детей: Огромная территория. Не оборудованы. Отравляют почву. воду и воздух.)
Вывод: кроме того, что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляют воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их.
Задание 2. Почему мусора стало так много? (Предполагаемые ответы детей: Рост численности населения Земли. Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются. Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку. Стремительно развивающиеся новые технологии: все новые гаджеты, мобильные телефоны, компьютеры, офисная техника и прочее.).
Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.
Задание 3. Что входит в состав мусора? (учитель демонстрирует карточки с графическими изображениями отходов).
Задание 4. Как сортировать отходы?
Вывод. Отходы следует разделять на три группы: пищевые отходы, опасные отходы, вторичное сырье.
Дорогие ребята, обратите внимание, что в каждом современном доме, либо квартире обязательно присутствуют энергосберегающие лампочки, батарейки в детских игрушках и пультах от телевизора, а в домашней аптечке находится медицинский термометр. (слайд 7)
Все эти предметы необходимы нам в повседневной жизни, но после того как приходят в негодность они становятся отходами I класса опасности (опасные отходы), подлежащие особому контролю по их сбору и утилизации.
Энергосберегающие лампы и медицинские термометры: они содержат ртуть, пары которой отравляют окружающую среду и вредят здоровью человека. Молекулы ртути легко проникают в организм и практически не выводятся из него. Пары ртути особенно опасны для детей, беременных женщин и плода ребенка, так как при попадании в организм происходит необратимое разрушение нейронных связей мозга человека, почек и печени. Вдыхание дозы ртутных паров одной разбитой лампы для ребенка может оказаться даже смертельной. А пары от разбитого медицинского термометра могут годами отравлять воздух в комнате и служить причиной головных болей, быстрой утомляемости и других болезней у всех членов семьи.
Батарейки: они содержат соли, кислоты, щелочи и тяжелые металлы (цинк, свинец, марганец, кадмий, никель, ртуть и т.д.). (слайд 8-9)
Одна - выброшенная пальчиковая батарейка отравляет 20 куб. метров земли, а это среда обитания 2 кротов, одного ежа, 1000 червей, других полезных насекомых и микроорганизмов. (слайд 10)
Все эти отходы попросту выброшенные на свалку легко разрушаются и проникают в почву и грунтовые воды, отравляя окружающую среду. А через воду они попадают и в организмы людей и животных.
В 2016 году в Республике Башкортостан начал свою работу Всероссийский природоохранный социальный проект «ЭКОБОКС», осуществляющий комплексный подход к работе с опасными отходами: (слайд 11)
1 этап: установка специализированных оранжевых экобоксов нового поколения. Попадая в такой контейнер, лампы и батарейки безопасно скатываются по наклонным полкам и накапливаются в специальных приемниках. (слайд 12)
2 этап: на специализированном транспорте осуществляется сбор и транспортирование опасных отходов на заводы по их обезвреживанию. (слайд 13)
3 этап: проводятся образовательно-просветительские программы, непосредственное участие в мероприятиях, направленных на сохранение окружающей среды. (слайд 14-15)
Экобоксик – мультяшный герой, представляющий собой оранжевый эко-контейнер для сбора опасных бытовых отходов: энергосберегающих лампочек, градусников и батареек. Экобоксик спасает природу и животных от опасных веществ и учит детей правильному обращению с такими отходами. Он появляется в самых разных местах, собирает опасные бытовые отходы и тем самым предотвращает загрязнение окружающей среды, спасает животных, а затем объясняет, как и почему нужно правильно утилизировать такие отходы.
Задание 5. Сколько времени разлагаются различные виды отходов?
• Пластиковая бутылка
• Ртутная лампочка
• Батарейка
• Медицинский термометр
• Стеклянная бутылка
• Тетрадка
• Бумага
• Металлическая банка
• Яблоко или кожура банана.
Каждая группа получает карточки с временными периодами. Учитель просит учеников определить, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.
Периоды, которые должны быть указаны на карточках:
• 2-5 недель
• 2-10 лет
• Необратимо загрязняет окружающую среду.
• Более 1000 лет
• 500 лет
• 100 лет
• 1 год
А теперь сами проверьте правильно ли выполнено задание (ученики сверяют свои решения с правильными ответами).
• опасные отходы: необратимо загрязняют окружающую среду
• пищевые отходы: 2 – 5 недель
• шерстяные вещи: 1 год
• бумага: 2 – 10 лет
• жестяные банки: 100 лет
• пластик: 500 лет
• стекло: более 1000 лет
Задание 6. Как сократить количество отходов?
• Вместо предметов одноразового использования использовать более стойкие (например, вместо пластиковой посуды – керамическую или стеклянную)
• Ненужные вещи передавать нуждающимся (например, через благотворительные организации).
• При выборе покупки отдавать предпочтение товару в упаковке многоразового использования или подлежащей обработке.
• Всегда иметь с собой в сумке или портфеле матерчатую сумку с ручками для покупок.
• Повторно использовать полиэтиленовые пакеты.
• Ремонтировать свои вещи, а не выкидывать их.
• Сократить расходы бумаги, используя обе стороны листа.
Улучшить систему обращения с бытовыми отходами
• Сортировать отходы и сдавать мусор, который можно использовать повторно или перерабатывать (стеклянные бутылки, макулатуру, жестяные банки и др.).
• Пищевые отходы (особенно на садовом участке) использовать для приготовления компоста.
Быть культурными и дисциплинированными
• Не бросать мусор.
• Не оставлять пакеты с мусором в не отведенных для этого местах (в лесу, на улицах, во дворах).
• Не создавать «несанкционированных» свалок вблизи жилья.
• Не поджигать мусор в урнах и мусорных контейнерах.
Задание 7. Что делать с отходами?
(Предполагаемые ответы детей).
Существуют 6 способов обращения с отходами.
1. Захоронение на полигонах.
Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:
• Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать.
• На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть переработаны в полезные вещи.
• Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их.
• Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы.
• Свалки – место скопления мышей, крыс, птиц, которые становятся разносчиками инфекций.
• Захоронение отходов допустимо, если:
• Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках.
• На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.
2. Сжигание.
Плюсы сжигания:
• При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов
• Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.
Минусы сжигания:
• Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами, если конечно речь идет о мусоросжигательном заводе, где установлены современные очистительные системы.
• Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины.
• В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе. И ее необходимо размещать на специальных полигонах (а это дополнительные расходы), иначе не избежать загрязнения почвы и грунтовых вод.
• На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи.
Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:
• Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)
• На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать.
3. Обезвреживание (демеркуризация).
Определенные отходы, (1 класса опасности) составляющие совсем небольшую часть отходов (батарейки, ртутьсодержащие лампы и приборы) нельзя захоранивать, так как перемешавшись с другими отходами они необратимо их заражают, отравляют землю, воздух и воду. Нельзя их и сжигать, так как при сжигании все находящиеся в них токсины и яды вместе с дымом попадают в воздух, отравляя все живое вокруг
Эти отходы необходимо в обязательном порядке сортировать и сдавать на обезвреживание в специализированные контейнеры - экобоксы оранжевого цвета, установленных на контейнерной площадке в городе или около зданий магазина/сельской администрации/почты в сёлах.
4. Вторичная переработка.
Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:
• Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
• Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
• Сохраняет наше здоровье
• Меньше загрязняет окрестности.
Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.
5. Компостирование.
Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.
6. Комплексный подход к управлению отходами.
Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 5 способов. Оптимальный рецепт управления отходами:
• Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы. Правильно обезвредить всё то, что нельзя ни сжечь, ни захоронить.
• Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.
• Захоронить на полигоне то немногое, что нельзя переработать или сжечь.
Задание 8. Программы по сокращению количества отходов.
Ребята, на слайде видно, как можно дать вторую жизнь отходам. (слайд 17)
Какой вывод напрашивается? Лучшие отходы – это отходы, появления которых удалось избежать. В передовых странах в области управления отходами широко применяются программы, направленные на сокращение количества отходов. Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и в конце концов рискуем захлебнуться в них.
Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?
Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».
Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно? (ответы детей)
Задание 9. Практическая игра на закрепление материала.
Давайте немного поиграем, а заодно на практике убедимся, что подобный подход к отходами разумнее, чем тот, который существует в наших домах на сегодняшний день.
Разбить детей на 3 команды, раздать карточки с графическими изображениями отходов.
Задание – предотвратить попадание на полигон или мусоросжигательный завод, как можно большего количества отходов, используя материал мини-лекции по обращению с отходами и презентации.
Команды в течение 5 минут разбирают карточки и решают, как можно поступить с тем или иным отходом. Если придумали, откладывают ее в сторону. В конце на парте должны лежать 2 группы карточек, которым удалось избежать отправки на полигон или в печь, и которым – нет. Учитель подсчитывает, у какой команды вторая группа вещей меньше, эта группа побеждает.
Дальше по одному человеку из команды рассказывают, какие способы обращения они придумали для каждого вида отходов из первой группы. Учитель все фиксирует в таблице на доске. По ходу ребята из класса или сам учитель подсказывают, какие могут быть еще варианты, кроме предложенных.


Практическая игра на закрепление материала:
Вместе с ребятами рассмотреть несколько примеров и заполнить на доске таблицу:
Предмет R1 - Сокращение R2 - Повторное использование R3- Обезвреживание R4 - Переработка
Алюминиевая банка Купить воду в стеклянной - - Переплавить и сделать
из-под газировки бутылке (вместо пластиковой) детали для велосипеда

Шерстяные носки - - - -
Батарейка - - Собрать раздельно и сдать -
на обезвреживание в экобокс
Пластиковая бутылка - - - Сделать поделку –
например, лейку из бутылки,
или шашки из крышек
- пользоваться многоразовыми - - -
сумками, а не пакетами
Энергосберегающая лампочка - - - -


III. Рефлексия.
В конце учитель показывает на первые три столбца таблицы и говорит, что это то, что может делать каждый из нас уже сегодня для решения проблемы, даже если у нас в городе/селе нет ни одного пункта приема вторичных ресурсов.
В ходе экологического урока необходимо, чтобы учащиеся поняли, что единственным контролером поведения человека в природе может быть только его совесть – понимание того, что можно делать и чего делать нельзя. Поэтому, чтобы сохранить природу надо самому жить по совести и стараться пробудить ее в других людях.
Эльза Владимировна
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 12 дек 2016, 06:19

Re: Методическая копилка

Сообщение 1 Гульнара Фаниловна » 10 ноя 2016, 05:15

Цирконий
Интересные факты
Цирконий применяется для изготовления разнообразной посуды, обладающей отличными гигиеническими свойствами благодаря высокой химической стойкости.
Порошкообразный цирконий применяют в смеси с окислителями (бертолетова соль) как бездымное средство в сигнальных огнях пиротехники и в запалах, заменяя гремучую ртуть и азид свинца.
В виде различных химических соединений цирконий широко распространен в природе. Его содержание в земной коре довольно велико – 0,025%, по распространенности он занимает двенадцатое место среди металлов.
В средние века были хорошо известны ювелирные украшения из так называемых несовершенных алмазов. Несовершенство их заключалось в меньшей, чем у обычного алмаза, твердости и несколько худшей игре цветов после огранки. Было у них и другое название – матарские (по месту добычи – Матаре, району острова Цейлон). Средневековые ювелиры не знали, что используемый ими драгоценный минерал – это монокристаллы циркона, основного минерала циркония.
Еще в начале нашего века были изготовлены цирконовые огнеупоры, которые служат в три раза дольше обычных. Огнеупоры, содержащие добавку ZrO2, позволяют провести до 1200 плавок стали без ремонта печи. Это много.
1 Гульнара Фаниловна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 ноя 2016, 05:05

Re: Методическая копилка

Сообщение Ксения Анатольевна » 17 окт 2016, 09:28

Мало кто задумывался о грибах, занесенных в Красную книгу Башкирии. А такой список существует. )
Список грибов, занесённых в Красную книгу Башкирии:
Базидиальные грибы
Семейство Агариковые
- Гриб - зонтик девичий
Семейство Альбатрелловые
- Грифола зонтичная
Семейство Паутинниковые
- Паутинник фиолетовый
Семейство Герициевые
- Ежевик коралловидный
Семейство Спарассиевые
- Спарассис курчавый
Исследований по данной теме очень мало, но краснокнижный гриб Зонтик девичий (лат. Leucoagaricus nympharum или Leucoagaricus puellaris) был найден в лесу Благовещенского района в 2015 г. Посмотрите эти грибы в интернете прежде чем отправляться в лес)
Ксения Анатольевна
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 17 окт 2016, 09:00

Re: Методическая копилка

Сообщение Latupova » 19 май 2016, 16:16

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Инзер муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан


Открытый урок для 6 класса по теме «Единство гидросферы»
Учитель: Латыпова Г.Я
Дата проведения :12.04.16
Тема : Единство гидросферы.

Цели урока:
• познакомиться с понятием “гидросфера”, “круговорот воды в природе”, создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере;
• развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах;
• воспитывать рациональное отношение к использованию воды.
Задачи:
обучающие:
• сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;
• доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
развивающие:
• развивать наблюдательность, память, логическое мышление , умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
• развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
• создать условия для совершения учащимися “малых открытий”, привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
• воспитывать информационную культуру;
• воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке.

Оборудование: карта полушарий, глобусы, раздаточный материал, мультимедийный комплекс.

1. Мобилизующий этап.
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка домашнего задания по теме «Атмосфера» (Слайд 3)
.Отгадывание загадок. (Слайд 4-7)
- Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Попробуйте осторожно это сделать. Голубой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается этим цветом? (Вода).
«Вода! Нельзя сказать,что ты необходима для жизни: ты сама жизнь..»
(Слайд 8)
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле. Гидросфера водная оболочка Земли
( Слайд№3).Формула воды Н2О.

- Что мы должны узнать о воде, какие цели, задачи поставим?

3. Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.
Проблемный вопрос урока. (на доске)Много ли воды на Земле и почему она никогда не заканчивается?

Задание. -Найти основные свойства воды.

- вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,
- не имеет запаха, вкуса, цвета.
- универсальный растворитель,
- способность расширяться при замерзании,
- накопитель тепла,
- хорошо проводит электрический ток.


Карточка №1.(работа в тетрадях) (Слайд10)
Задание- дополнить схемы:

(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)

Карточка №2. (работа в тетрадях)




- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

Круговорот воды в природе(Слайд 11)
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо…».
- Как вы думаете, возможно, ли это?

Задание: Составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:
- Чем отличается малый круговорот воды от большого?
- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

Составление опорного конспекта


Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды.
• человек – несколько часов 2-3
• воздух – 8 суток
• река - 14 суток
• озеро - 7–300 лет
• океан – 3000 лет
• подземные воды – 5000 лет
• ледники – 8000 лет
Значение воды для человека и природы

4. Закрепление нового материала.
А) Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока.
- Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?

Б) Игра “Верю – не верю” (проверить правильность утверждений).
1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

5. Рефлексия:
Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью фраз:

- «Я ВСЕ УСВОИЛ»,


- «Я УЗНАЛ МНОГО НОВОГО ДЛЯ СЕБЯ»,
- «МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО»,

- «МНЕ БЫЛО СКУЧНО».

- Покажите мне капельки воды, которые лежат у вас на столе:
Оценка знаний
6. Домашнее задание: Изучить § 22. Единство гидросферы. Составить схему классификации объектов гидросферы.
Latupova
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 16 май 2016, 13:59

Re: Методическая копилка

Сообщение камалова людмила » 11 май 2016, 12:17

Открытые и нестандартные уроки по географии
http://nsportal.ru/shkola/geografiya/li ... -geografii
камалова людмила
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2016, 07:20

Re: Методическая копилка

Сообщение мария михайловна » 10 май 2016, 17:25

Важно воспитывать молодое поколение
в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народа,
памяти культуры.
Д.С.Лихачев.
Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаемся
вопросом, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, что больше способствует этому.
мария михайловна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 10 май 2016, 07:02

Re: Методическая копилка

Сообщение В.В. » 10 май 2016, 07:29

очень понравились материалы про стекло и триптофан))
В.В.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 10 май 2016, 06:35

Re: Методическая копилка

Сообщение Пиргалина » 10 май 2016, 07:28

Альмира Роза писал(а):Башкортостан по праву считается настоящим озерным царством. Великолепие здешних озер нисколько не уступает озерным красотам Швейцарии. Именно поэтому природа этих краев нередко поддается сравнению.

Давайте рассмотрим лучшие и наиболее известные озера Башкирии.Площадь озера в 23,5 кв. км позволяет назвать его самым большим на территории республики.
Аслыкуль является в полном смысле слова оазисом для любителей кемпингов и турбаз. Испытать все прелести отдыха «дикарем» здесь навряд ли представится возможным. Облагороженные песчаные пляжи, шезлонги, зонтики, удобные раздевалки и прочие блага цивилизованного досуга придутся особенно по вкусу желающим комфортно провести время с семьей или попросту отлежаться на пляже. Если же вас в буквальном смысле распирает от избытка энергии, возможностей для ее выхода здесь также предостаточно – дайвинг, виндсерфинг, катание на парусных, моторных, весельных лодках, поход в горы с гидом или самостоятельные пешие экскурсии удовлетворят потребности даже самых активных отдыхающих. Осень дарит наиболее высокий шанс оказаться наедине с природой вблизи озера Аслыкуль. Минимум людей и несметное количество мигрирующих птиц запечатлеются в памяти самыми яркими картинками.
Будучи ближайшим соседом озера Аслыкуль,
Кандрыкуль уступает ему своими масштабами, но в то же время превосходит глубиной и объемом воды. Кандрыкуль – это кладезь разнообразных видов рыбы, непрестанно манящий к своим водам множество рыбаков. Неудивительно, что здесь обосновалось огромное количество крабов, ведь вода в озере Кандрыкуль на самом деле чистейшая. Заповедный остров Утрау расположился в северной части озера. Однако доступ туристов на его берега ограничен.Озеро заслуженно считается непревзойденной жемчужиной Северного Зауралья. Даже самые искушенные ценители даров природы «снимут шляпу» перед подобной красотой.
Озеро Аушкуль раскинулось у подножия горы Ауш, конусообразный пик которой обладал у древних башкир статусом священного. Прозрачные воды озера имеют голубовато-зеленый оттенок. Берега озера, усыпанные разноцветными камушками, придают общей картине еще большую сказочность.

Информацию о географических объектах надо, наверное, дать, привязывая к административным районам, например Аушкуль - озеро в Учалинском районе. И, рассказывая об озерах Учалинского района, надо признаться, что озера Учалинского района (Карагай-куль, Калкан, Ургун и т. д.) пользуются большим успехом у жителей Челябинской области, чем в республике. В этом году с 20 апреля бьет источник Аулия у подножия горы Ауштау, а посетители в основном из соседних регионов, нежели из Башкортостана...
Пиргалина
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 10 май 2016, 06:37

Re: Методическая копилка

Сообщение Альмира Роза » 29 апр 2016, 05:15

Башкортостан по праву считается настоящим озерным царством. Великолепие здешних озер нисколько не уступает озерным красотам Швейцарии. Именно поэтому природа этих краев нередко поддается сравнению.

Давайте рассмотрим лучшие и наиболее известные озера Башкирии.Площадь озера в 23,5 кв. км позволяет назвать его самым большим на территории республики.
Аслыкуль является в полном смысле слова оазисом для любителей кемпингов и турбаз. Испытать все прелести отдыха «дикарем» здесь навряд ли представится возможным. Облагороженные песчаные пляжи, шезлонги, зонтики, удобные раздевалки и прочие блага цивилизованного досуга придутся особенно по вкусу желающим комфортно провести время с семьей или попросту отлежаться на пляже. Если же вас в буквальном смысле распирает от избытка энергии, возможностей для ее выхода здесь также предостаточно – дайвинг, виндсерфинг, катание на парусных, моторных, весельных лодках, поход в горы с гидом или самостоятельные пешие экскурсии удовлетворят потребности даже самых активных отдыхающих. Осень дарит наиболее высокий шанс оказаться наедине с природой вблизи озера Аслыкуль. Минимум людей и несметное количество мигрирующих птиц запечатлеются в памяти самыми яркими картинками.
Будучи ближайшим соседом озера Аслыкуль,
Кандрыкуль уступает ему своими масштабами, но в то же время превосходит глубиной и объемом воды. Кандрыкуль – это кладезь разнообразных видов рыбы, непрестанно манящий к своим водам множество рыбаков. Неудивительно, что здесь обосновалось огромное количество крабов, ведь вода в озере Кандрыкуль на самом деле чистейшая. Заповедный остров Утрау расположился в северной части озера. Однако доступ туристов на его берега ограничен.Озеро заслуженно считается непревзойденной жемчужиной Северного Зауралья. Даже самые искушенные ценители даров природы «снимут шляпу» перед подобной красотой.
Озеро Аушкуль раскинулось у подножия горы Ауш, конусообразный пик которой обладал у древних башкир статусом священного. Прозрачные воды озера имеют голубовато-зеленый оттенок. Берега озера, усыпанные разноцветными камушками, придают общей картине еще большую сказочность.
Альмира Роза
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 25 апр 2016, 07:49

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей биологии, химии и географии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2