Методическая копилка

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методическая копилка

Сообщение Хасанова Г.В. » 14 фев 2019, 10:40

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.
1. Объясните значение и происхождение фразеологизма ДОЙТИ ДО РУЧКИ?
2.Определите падеж числительных: 1. Дети взяли по три карандаша. 2. Каждый день мама пекла по пять пирожков. 3. Самолет прибыл раньше на три часа. 4. К двум прибавить шесть будет восемь.
3.Какой речевой недочет можно выявить в следующих высказываниях, запишите исправленный вариант: Дед вылечил зайца и стал жить у него; Девочка съела пирожок вместе с собакой,которая бежала за ней; Летать на костылях непросто,но он научился.
ОТВЕТ:
1. "Дойти до ручки" означает опуститься, потерять человеческий облик, испытывать крайнюю нужду. «Ручка» представляет собой часть обыкновенного хлебобулочного изделия — калача. Калачи выпекали на Руси с древних времен и в городах, и в деревнях. Выпечку делали из пресного теста в форме замка с круглой дужкой.

Горожане любили покупать калачи у торговцев и есть их прямо на улице, держа за специальную часть — ручку, представлявшую собой перемычку калача. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали ее нищим либо бросали на съедение собакам. Отсюда и возникло выражение: дойти до ручки.

Человек, который не брезговал съесть ручку от чужого калача, ставил себя вровень с уличными собаками.

2. дети взяли (что?) по три (Винительный падеж) карандаша; мама пекла (что?) по пять (Винительный падеж) пирожков; самолёт прибыл раньше (на сколько?) три (Винительный падеж) часа; к (чему?)к шести (Дательный падеж) прибавить (что?) два (Винительный падеж), будет восемь (Именительный падеж).

3. Дед вылечил зайца, и тот стал жить у него. Девочка съела пирожок, поделившись им с собакой,которая бежала за ней; Человеку, который ходит на костылях, летать непросто,но он научился.
Хасанова Г.В.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 10:07

Re: Методическая копилка

Сообщение Нина Николаевна » 14 фев 2019, 10:10

Олимпиадные задания по русскому языку 7-9 классов.
1. От каких самостоятельных частей речи образованы следующие наречия: Впервые,ночью, дома,надвое,вкрутую, слепую
А. От числительного первый
Б. От существительного ночь
В. От существительного дом
Г. От числительного двое
2. В каком из предложений допущена ошибка в употреблении фразеологизма
А. Постарайтесь не ударить лицом в Грязь
Б. Он играет первую скрипку в доме
В. Дать дуба
Г.Душа ушла в пятки
Д. Стереть с лица мира
3. Какие слова с латинским элементом -рект- вы знаете? Запишите их, объясните значения записанных слов.
Нина Николаевна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 09:57

Re: Методическая копилка

Сообщение Оля минлыхановна » 14 фев 2019, 10:06

Вопросы по олимпиаде по русскому языку 8 класс
1.Подберите фразеологизм со словом рука?
Ответ: отбиться от рук, махнуть на что- то рукой, сидеть сложа руки
2.Обясните , почему в паре слов умна и умен в ж.р. не сохранилась буква е, а в паре учена и учен - сохранилась?
Ответ: редуцированный в слове умна оказался в безударном положении.
3. Какя ошибка допушена в предложении? Исправьте ее. Заниматься ему ничего не мешало.
Ответ: неверная форма дополнения. Оно должно быть выражено местоимением в форме в.п. Заниматься ему ничто не мешало
Оля минлыхановна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 09:30

Re: Методическая копилка

Сообщение Семенова Айгуль » 14 фев 2019, 10:02

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс.
1.СТОРОЖ-СТРАЖ
МЛЕЧНЫЙ-МОЛОКО
ДЕРЕВО-ДРЕВО
В корнях этих слов чередования полногласия,неполногласие. Напишите что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины,знакомы по сказкам,былинам. Что могло обозначать ее название.Ответ аргументировать
ОТВЕТ: Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского наличие неполногласия - примета старославянизмов.
Смородина-смрадное,пахнущая смрадом.
2. Что объединяет этих людей?Обоснуйте свой ответ. Феликс Кузнецов,Софья Ковалевская,Сергей Ковалев.
Ответ: Эти люди однофамильцы.Фамилия образована от глагола. Ковать-кую,но от разных его основ:ку+ю;ку+знь;ку+зн+ец;Кузнецов,ков+а+ть,ко+а+ль, Ковалев(ский).
3.Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, пансе, беж, электрик, массака.
Ответ: Это несклоняемые прилагательные(неизменяемые);В предложении являются определением. Индиго-синий цвет, маренго-черный с серым отливом, прюн-темно-лиловый, пансе-темно-фиолетовый, беж-светло-коричневый, Электрик-ярко-синий, массака-темно-красный.
Семенова Айгуль
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 09:28

Re: Методическая копилка

Сообщение Лиана Вячеславовна » 14 фев 2019, 09:48

Задания для олимпиады по русскому языку. 7 класс. 1. Сколько приставок можно добавить к - поведь. Приведите примеры ( Ответ: 4. Исповедь, заповедь, проповедь,отповедь. ). 2. Учитель написал слова мой, три. И попросил ученика определить часть речи. Ученик подумал и сказал: "Не знаю". Учитель прочитал предложения с этими словами. " Теперь знаю",- ответил ученик. Учитель поставил 5. Объясните почему ученик так ответил. Назовите языковое явление. Приведите свои примеры. ( Ответ: Без контекста определить части речи нельзя. Это омоформы. Примеры печь, речь, попугай, строй). 3. В русском языке существует фразеологизм " препоясать чресла". В Библии данное выражение означало " обвязаться поясом", а на Востоке оно обозначает " готовиться в странствие". Дайте семантическую характеристику фразеологизма. С чем связано появление второго значения. (Ответ: на Востоке носили длинную одежду. Поэтому когда предстояло сражение или путь, надевали пояс)
Лиана Вячеславовна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 09:23

Re: Методическая копилка

Сообщение Клара Кавиевна » 14 фев 2019, 09:44

Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс.
1. Каково происхождение фонемы [О] в словах сон и слон?
Ответ: Слон-слона-слону-гласная полного образования
Сон-сна-сну-бывший редуцированные ЕРЪ ныне "беглая
2. Каким делом в древности должен заниматься человек, чтобы его назвали ЛОВКИЙ
Ответ: Ловкий- совр. точный,быстрый в движениях,произошло от ЛОВ-ОХОТА.ЛОВКИЙ-УМЕЛЫЙ ОХОТНИК
3.Сколько графических примет указывает на иностранное происхождение слова ЭСТАФЕТА?
ОТВЕТ: ДВЕ: начальная Э, буква Ф.
Клара Кавиевна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 09:20

Re: Методическая копилка

Сообщение Татьяна Харитонова » 14 фев 2019, 09:40

1. На примере покажите, какую синтаксическую роль может играть глагол?
2. Подберите к устаревшим словам современные синонимы: шуйца, десница, ланиты, перси, человек?
3. Расскажите, как строится словарная статья в этимологическом словаре?
4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования: пешеход, розоватый, голосовать, прочитать, стульчик, разварить, светло-серый, куриный, предохранитель, сочинение, молокозавод, подорвать, чернослив.
5. Подберите по три синонима к каждому слову: храбрый, жилище, товарищ, произносить.
Татьяна Харитонова
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 09:27

Re: Методическая копилка

Сообщение Альфира Гамировна » 14 фев 2019, 09:34

Олимпиадные задания 8 класса русский язык.
1)Расставьте ударение в словах :
А. Жалюзи
Б.Феномен
В.Ходатойство
Г.Избаловать
2) Замените одним словом фразеологизмы:
А. Вставлять палки в колеса
Б.Работать спустя рукава
В.Зарубить на носу
Г.Клевать носом
3)Установить семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы(заимствованными).
Диспут Человеколюбие
Неудача
Поражение
Бесстрастие
Филантропия
Фиаско
Апатия
Альфира Гамировна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 09:24

Re: Методическая копилка

Сообщение Руфина Марселевна » 14 фев 2019, 09:16

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс.
1)В каком слове три согласных звонких звука, укажите эти звуки:
А.Лелеял;Б. Большая;В.Сплав;Г. Сгиб
2)Какое из данных слов является собственно русским словом по происхождению?
А. Книга;Б.Тетрадь;В.Карандаш;Г.Ручка
3)Какое слово неправильно разбито на морфемы?
А. Стран-ств-ов-ть; Б. Быстр-е-е; В. От-мен-я-я; Г. За-верш-енн-ый;
Руфина Марселевна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 08:42

Re: Методическая копилка

Сообщение Хаирова Альбина » 14 фев 2019, 09:09

9класс. Олимпиада по русскому языку:1. Какой частью речи является слово КРАСИВО в следующем предложении? Красиво летом на озере. а) наречие; б) краткое причастие; в) категория состояния;г) краткое прилагательное. 2. Поставьте глаголы в форме 3лица мною. числа: любить, шумишь,смотрят, увидеть, помогать, слушать. 3. Замени устойчивое выражение близким по значению словом: перекусить чзык-, как снег на голову-, мозолить глаза-.
Хаирова Альбина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2019, 08:44

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3