Методические рекомендации

Модератор: spo

Re: Методические рекомендации

Сообщение Прядильникова О.В. » 13 фев 2019, 07:47

Уважаемые коллеги!
Обратите внимание на литературу, представленную в киоске института.
1. Гайнуллин И.А., Тагиров И.Х. Реализация профессиональных образовательных программ в системе дистанционного обучения "Moodle". Методические рекомендации. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2018г. -48.
2. Гайнуллин И.А., Тагиров И.Х. Реализация образовательных программм с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в профессиональных образовательных организациях: Методические рекомендации. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2018г.
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Прядильникова О.В. » 31 янв 2019, 05:13

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию материалы, которые помогут Вам включиться в работу сообщества.

http://www.irorb.ru/index.php/809-o-pro ... ovysheniya
Рекомендации по применению профессионального стандарта
Приказ Минтруда России об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ об утверждении профессионального стандарта
Котельникова Л.А. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования…как механизм управления персоналом в профессиональной образовательной организации
Гарейшина А.М. Профессиональный стандарт: структура, интеграция
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Прядильникова О.В. » 31 янв 2019, 04:58

29 января 2019 года состоялся вебинар «Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО».

https://www.youtube.com/edit?o=U&video_id=zfjOMxbRzXA
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Прядильникова О.В. » 09 янв 2019, 07:16

Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации
1. Гайнуллин И.А., Тагиров И.Х. Реализация профессиональных образовательных программ в системе дистанционного обучения «Moodle»: Методические рекомендации. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2018. – 48
2. Гайнуллин И.А., Тагиров И.Х. Реализация профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в профессиональных образовательных организациях: Методические рекомендации. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2018. – 28
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гайнуллин И.А. » 05 ноя 2018, 17:23

Центр развития профессионального образования Московского политехнического университета определен Министерством просвещения Российской Федерации координатором организации работы по методическому сопровождению введения демонстрационного экзамена в ГИА и внедрению новых ФГОС. При поддержке Департамента города Москвы проводится серия вебинаров на актуальную тематику для системы среднего профессионального образования.

Перечень вебинаров:

«Эффективный учебный план в образовательной организации СПО» - 29.10.2018 с 14:00 до 15-15;

«Обсуждение проектов примерных основных образовательных программ по актуализированным ФГОС СПО» -29.10.2018 с 15-30-17-00;

«Формирование цифровой грамотности и компетенций DigitalSkills» в образовательных организациях СПО» - 30.10.2018 с 14-00-15-15;

«Повышение уровня языковой компетентности обучающихся по образовательным программам СПО»- 30.10.2018 с 15-30-17-00;

«Проведение демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО» - 31.10.2018 с 14.00 по 15-15;

«Развитие FutureSkills на базе современных колледжей и техникумов России» - 31.10.2018 с 15-30- 17-00.

Ссылка на вебинары представлена в приложении.

Подробная информация на сайте Центр развития профессионального образования Московского политехнического университета: https://www.crpo-mpu.com. По всем вопросам обращаться к зав. кафедрой СПО ИРО РБ Гайнуллину И.А. раб.т. (347)228-80-51(2-51).
Гайнуллин И.А.
 
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 05:15

Re: Методические рекомендации

Сообщение Прядильникова О.В. » 18 окт 2018, 12:50

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию материалы о проектной деятельности в колледже - мастерские. Журналы в открытом доступе.
1. Прядильникова О.В. Проект. Функциональные стили речи. Стилистическая мастерская Статья, проектная работа Русский язык: Изд. Дом Первое сентября N03 (699), 1-31.03.2018 (продолжение) c. 25-34
2. Прядильникова О.В. Функциональные стили речи. Стилистическая мастерская проект Русский язык: Изд. Дом Первое сентября N05 (700), 1-31.05.2018 c. 25
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гайнуллин И.А. » 20 май 2018, 15:31

Методические рекомендации по совершенстованию СПО с использованием результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства по наиболее востребованным и перспективным профессиям (Письмо МОН 06-2069 от 28.12.2017)
Гайнуллин И.А.
 
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 05:15

Re: Методические рекомендации

Сообщение Прядильникова О.В. » 02 фев 2018, 05:21

О новой форме учебного плана
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2 ... atrova.pdf
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФГОС СПО-4
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2 ... nswers.pdf

ФГОС СПО-4
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2 ... Blinov.pdf
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Прядильникова О.В. » 01 фев 2018, 07:42

http://stmshkola2.edusite.ru/DswMedia/proekt-urok1.pdf
Проектирование современного урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС
Уважаемые коллеги! Интересная статья для преподавателей химии и биологии.
Обратите внимание на приёмы мотивации
1. Парадоксальные факты
2. Создание проблемной ситуации
3. Использование художественной литературы
4. Анализ жизненных ситуаций
5. Использование произведений искусства
6. Черный ящик
7. Использование загадок, пословиц, поговорок Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки: • «От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»). • «Достанется тебе ухо от селёдки» (тема «Рыбы»).
8. Разъяснение значимости знаний • Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устаёт больше, чем руки. Знаете ли вы почему? • Объясните, почему нередко мочёные яблоки, солёные огурцы теряют форму?
9. Найди ошибку в тексте
11. Кто лишний
12. Экскурс в историю
13. Изречения знаменитых людей
14. Знаете ли вы, что...
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методические рекомендации

Сообщение Прядильникова О.В. » 15 ноя 2017, 08:54

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию текст лекции о составлении технологической карты учебного занятия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Уважаемые коллеги, в рамках нашего занятия, посвященного составлению технологической карта учебного занятия, считаю необходимым ответить на следующие вопросы.
1. Законодательные основания необходимости проектировать учебное занятие (урок) с использованием технологической карты.
2. Какое содержание необходимо включить в технологическую карту учебного занятия?

3. Как сделать эту карту универсальной для каждого преподавателя?
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам.
1. Законодательные основания необходимости проектировать учебное занятие (урок) с использованием технологической карты.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования технологическая карта урока, как и поурочный план, относятся к локальным актам образовательной организации. Технологическую карту урока преподавателю рекомендуется составлять с учетом единых требований к ее оформлению, устанавливаемых локальными актами образовательной организации, которые являются обязательными для исполнения педагогическими работниками образовательной организации.
2. Какое содержание необходимо включить в технологическую карту учебного занятия?
По горизонтали технологическая карта урока отражает деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на реализацию поставленных целей и задач урока.
По горизонтали:
Задачи каждого этапа. Виды деятельности преподавателя. Деятельность обучающихся Формируемые профессиональные и общие компетенции
Планируемые результаты деятельности: личностные, предметные, метапредметные.
Междисциплинарные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы).
Акцент на запись планируемых результатов на каждом уроке, в каждом задании позволит спрогнозировать общие результаты деятельности по теме, разделу, модулю и т.д.
По вертикали технологическая карта урока отражает его структуру
Большое внимание современная теория урока уделяет его структуре. Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах.
Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития обучающихся, места урока в образовательном процессе. Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно по единой, раз и навсегда установленной, схеме. Помимо указанных выше факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работы преподавателя и конкретные условия работы в данной группе. На уроке всегда можно увидеть специфический «педагогический почерк» преподавателя. Однако в связи с тем, что различные способы классификации устанавливали ограниченное число типов урока, долгие годы существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым из этих типов определенной, довольно жесткой структуры.
Структура современного урока должна не только отражать внешние проявления организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся на уроке, но и выражать, главным образом, сущность внутренних процессов, с которыми связана самостоятельная активная познавательная деятельность самих обучающихся.
Поэтому наиболее продуктивным представляется планировать урок с помощью блочной структуры. По мнению А.Н. Иоффе, при блочном подходе к планированию современного урока: • не устанавливается жесткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения; • выделяются два блока (организационный и мотивационный).
Организационный блок. Во вводном слове преподаватель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (в группах, в парах, индивидуально), на возможные роли обучающихся и т.п.
Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением.
К организации занятия также относится создание пространства для работы, формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов урока, которые максимально связаны с компонентом знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций, т.е. фактически обращены к формированию общих компетенций.
Мотивационный блок. Существуют общие требования к мотивации на уроке: направленность на практический опыт обучающихся и их интересы;
возможность высказывать различные точки зрения; связь с изучаемой темой или определенными вопросами; необычность формы или манеры подачи материала; доступность для понимания; проблемность или дискуссионность.
Информационный и аналитический блоки в достаточной мере известны и понятны преподавателя. В результате обучающиеся должны научиться переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт свой познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.
Оценочный и рефлексивный блоки ориентированы на процесс коммуникации. Оценка не должна сводиться к выставлению отметок, поскольку в оценивании должно отражаться отношение каждого обучающегося к происходящему на уроке:
оценка не должна умалять достоинство человека; преподавателю следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности обучающихся; необходимо открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок; следует учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания; оценка должна мотивировать обучающихся к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Рефлексия должна стать не просто подведением итогов урока, а видением процесса и осознанием полученных результатов.
Таким образом, современный урок требует активности обучающихся, открытости правил и процедур, уважения личности, информированности, развития мотивации к познанию, рефлексивности (осознанности в учебной деятельности), максимального использования потенциала междисциплинарных связей, дифференцированности подходов к преподаванию (ориентации на особенности конкретного обучающегося).
Как из многообразия технологий мы выбираем только те, которым:
1) присущ четкий алгоритм действий (системность);
2)воспроизводимость (тиражируемость);
3) прогнозируемый гарантируемый результат;
4) исчерпывающая оптимальность (оптимальное соотношение необходимого и достаточного).
Так и технологической карте присущи следующие отличительные черты:
- интерактивность,
- структурированность,
- алгоритмичность при работе с информацией,
- технологичность
- обобщённость.
С помощью технологической карты мы можем раскрыть ведущие принципы построения современного урока
1) Принцип субъект-субъектных отношений. В рамках образовательного процесса и студент, и преподаватель имеют статус субъектов управления этим процессом. Здесь необходимо отметить, что доведение большинства обучающихся до субъектного учения – это кропотливый высокопрофессиональный труд целого коллектива педагогов.
Преподавателю нужно овладеть несколькими способами распределения информационных потоков, или точнее, их направленностью, способами работы в нескольких режимах: экстраактивном, интроактивном, и интерактивном.
Экстраактивный режим, при котором учебная информация поступает к студенту извне, имеет две модификации: меня учат (я обучаемый) и я учусь (я учащийся). В первом случае учебную информацию в студента «вталкивают», во втором он ее «вытаскивает, выуживает, добывает» сам.
Несмотря на различие, эти модификации широко используются в педагогическом арсенале современного преподавателя. Причем первая модификация: меня учат(я обучаемый) характерна для репродуктивной педагогической деятельности с минимальным варьированием содержания предмета и методики обучения, вторая используется для продуктивной, педагогико-проектировочной деятельности, связанной с реализациейсовременных образовательных технологий.
Интроактивный режим предполагает для студента ситуацию «Я его учил, даже сам понял». В данном режиме студент выступвет в роли обучающего. И наконец, интерактивный режим, который предполагает чередование направления информационных потоков и может происходить в диалоге.
2) Принцип диалогичности: в постановке и разрешении учебных задач диалогичность является ведущим средством обучения и воспитания. Именно в диалоге реализуется готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям. Оперативная обратная связь «преподаватель - студент» требует ответственности и самостоятельности в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала. Это в полной мере относятся и к специалисту по работе с детьми. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Поэтому не случайно в блоках компетенций по стандартам Ворлдскиллс (педагогические специальности СПО) названы следующие компетенции, требующие соблюдения принципов диалогичности, динамичности, обращенности к саморазвитию.
Самооценивание, взаимооценивание, экспертная оценка.
3) Принцип нелинейности: образовательный процесс, в пространстве педагогической среды сохраняя свою целостность, обладает свойством ветвления на подпроцессы; блоки и модули, темы. Набор технологических карт. Интегративная цель для усвоения модуля, частно - дидактическая цель для определенного этапа урока.
4) Принцип проблемности обучения, ведь именно в проблемном типе обучения мастерство преподавателя оценивается по степени освоения им системы методов проблемного обучения. Преподаватель, свободно владеющий всем арсеналом методов проблемного обучения достигает вершин дидактического мастерства. Он становится абсолютным авторитетом, в первую очередь, у студентов, о таких преподавателях психологи говорят, что они педагоги мета индивидного уровня, когда их авторитет выходит за локальные пределы его деятельности, по этому вектору выстраивается работа в колледже. Логическая структура урока проблемного типа обучения применима как для общеобразовательной и учебной дисциплины, так и для воспитательного мероприятия. Эта структура универсальна и учитывает возможные варианты построения учебного занятия в зависимости от целей усвоения учебного материала, педагогического потенциала преподавателя и готовности обучающихся к работе на учебном занятии репродуктивными или продуктивными методами.
5) Принцип ведущей деятельности: студенту предоставлен достаточно широкий выбор разнообразных деятельностей, в которых у него есть реальная возможность отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам.Все учебные и общеобразовательные дисциплины многопрофильного колледжа позволяют развивать гуманистические свойства личности в рамках педагогического процесса с использованием индивидуализации и дифференцированного подхода к познавательной деятельности студентов.
Нельзя стать образованным человеком лишь при пассивном восприятии того материала, который излагает преподаватель. Поэтому дифференциация в процессе обучения на основе компетентностного подхода приобретает одно из главных звеньев обучения, вследствие чего студенты активно включаются в познавательный процесс, легко адаптируются к новым условиям.
Говоря о дифференциации и индивидуализации обучения, делают акцент на процессе внесения некоторых изменений в ход учебного процесса для отдельных групп обучающихся. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Овладение обучающимися профессиональными компетенциями зависит от их индивидуальных и типовых особенностей, определяющих те субъектные трудности, которые испытывают разные обучающиеся при усвоении содержания материала различной сложности и общности. Это недостаточно учитывается при традиционных формах обучения, рассчитанных на «среднего студента». Традиционное в практике преподавания деление обучающихся на неизменные категории «слабых», «средних» и «сильных» зачастую выдается преподавателем как дифференцированный подход. Рациональным признается деление студентов на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки, при правильной организации это деление носит объективный характер.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что дифференцированное обучения наиболее трудный вид работы. Данный метод требует последовательности и систематичности.
Использование дифференцированного подхода создает условия для развития индивидуальности студента и максимальной реализации его склонностей не только на период обучения, но и в будущем.
Преподавателям, работающим в многопрофильном колледже, предоставляется уникальная возможность познакомиться с методической мастерской собратьев по цеху.
Для чего это необходимо? Для того, чтобы выстроив междисциплинарные взаимодействия не только на уровне тематического подхода, но и на уровне методов и приемов работы на уроках разных дисциплин, заложить оптимальные условия для формирования у студента набора компетенций – общих и профессиональных. Для того, чтобы реализовать задачу среднего профессионального образования – обеспечить условия не только для получения специальности, но и для дальнейшего продвижения студента, как в образовательной среде, так и в самостоятельном личностном развитии.
Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога
Сегодня основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает:
- анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, - выстраивание содержательных линий изучения предмета;
- разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности;
- планирование и подбор учебных ситуаций, методов, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности.
Таким образом, становится очевидным создание технологической карты урока.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий преподавателя и обучающихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Что необходимо воплотить на уроке? Тема урока
Цель урока
Планируемые результаты работы
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Какими средствами это может быть достигнуто? Задачи урока
Тип урока
УМК урока
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Структуризация на действия и операции Основные понятия
Организация пространства
Междисциплинарные связи
Действия обучающихся
Диагностика результатов урока
Рефлексия учебной деятельности
Домашнее задание
1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Организационный момент
Самоуправление. Рапорт. Задания для отсутствующих. Включение в деловой ритм урока. Подготовка группы к уроку
2. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проверка домашнего задания
1. Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех обучающихся с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими обучающимися хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи преподавателя.
Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Выявляет уровень знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала или систематизации и углубления знаний... Определяет типичные недостатки, затруднения, вызванные недостатком компетенций, необходимых для решения задач.
Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию
Пояснение: на первом этапе актуализации знаний и фиксации затруднений организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение обучающегося, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
Основные действия преподавателя на этом этапе:
1. Помощь обучающимся при включении в деятельность.
2. Создание проблемных ситуаций.
3. Организация живого диалога самих обучающихся.
Но самое главное, что преподаватель должен использовать в работе с три типа высказываний: похвалить за правильные действия, направить, уточнить, заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно
3. ТЕМА УРОКА. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
Проблема предыдущего занятия. Проблема, требующая решения в связи с недостаточностью знаний.
Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи, ставят проблему
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока; логические: формулирование проблемы
Цель урока.
Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» , «Изучение» пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?» Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «изучить», «углубить знания» и пр.
Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач — столько и планируемых результатов должно быть.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и другими обучающимися
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель, действие и т.д.)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
На этапе построения проекта выхода из затруднения организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется преподавателем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
• Например, включает:
на 1 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний (каким образом?);
на 2 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» (каким образом?);
на 3 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Представление нового материала.
Действия преподавателя на этом этапе могут включать:
1. Выделение основной информации. Генерализация главного.
2. Систематизация материала.
3. Поиск приемов способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоения нового материала.
4.Выбор обучающимися способа действия.
Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для обучающихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения преподавателя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп обучающихся, работающих самостоятельно.
Жанры публицистического стиля речи.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к обучающимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.
Устанавливает осознанность восприятия, присвоения. Первичное обобщение.
Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (можно в парах)
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Пояснение: на третьем этапе первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.
5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.
Обучающиеся 1 группы для закрепления полученных компетенций нуждаются не только в большей помощи преподавателя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).
Обучающиеся каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование
Установление «обратной связи» и своевременное исправление ошибок, проверка понимания и закрепления нового материала.
Самостоятельная практическая работа обучающихся может проходить при помощи технологических карт.
КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.
К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль преподавателя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль преподавателя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль преподавателя, взаимоконтроль, самоконтроль
4 группа — контроль преподавателя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.
7. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснение: на этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся.
Синквейн (предметная конкретная), лестница успеха, 3+2+1, пять шляп,

8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.
Обучающиеся могут выбрать свой вариант задания (посильное задание базового уровня или более сложное). Задания могут быть репродуктивного, продуктивного или проблемного характера
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

След.

Вернуться в Сообщество преподавателей среднего профессионального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron