Методическая копилка

Модераторы: Э.А.Ижбулатова, Рахматуллина Ш.М.

Re: Методическая копилка

Сообщение anisa67 » 26 мар 2019, 09:35

Спасибо. Буду ис пользовать в своей работе.
anisa67
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 мар 2019, 09:17

Re: Методическая копилка

Сообщение Ольга Игнатова » 26 мар 2019, 06:06

Замечательный сайт, очень много полезной информации. Спасибо.
Ольга Игнатова
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 30 апр 2016, 08:55

Re: Методическая копилка

Сообщение Rimma Schainurova » 25 мар 2019, 11:35

Урок по ОРКСЭ .Модуль Основы светской этики. «Добро и зло».
Цель: продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.
Задачи:
личностные
- воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;
метапредметные
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;
предметные
- формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;
- продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики, раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
Ход урока: 1. Орг.момент
Придумано кем-то просто и мудро
при встрече здороваться Доброе утро! Добрый день!
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день приветливым лицам!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать на уроке пусть будет нам не лень

2. Актуализация знаний.
садитесь , пож-та на свои места, не забывайте о правилах посадки.
Наш урок мы начали с приветствия.
- О каких духовных ценностях вы вспоминали, приветствуя друг друга?
(вежливость, доброта, любовь к окружающим).

-Почему эти духовные ценности мы называем вечными, общечеловеческими?
(они живут в веках и признаны всем человечеством)
-о каких общечеловеческих ценностях нам рассказывают следующие иллюстрации.
(помощь людям
помощь животным
природа
семья)

3. Постановка У.З
продолжим работу с иллюстрациями
-сейчас, я хочу обратить ваше внимание на данный рисунок.


- к какому произведению данный рисунок?( СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.А.С.Пушкин)
-к какому какой фрагменту сказки данный рисунок?
- какого цвета коршун? Что символизирует на данном рисунке этот тёмный , серый, чёрный цвет коршуна?
- какого цвета лебедь? Что символизирует белый цвет лебедя на данном рисунке?
Вывод (по слайду) Добро обычно ассоциируют
со светом, светлым, белым.
Зло — с тьмой, тёмным,
чёрным.
- Как вы считаете о чём мы сегодня будем беседовать на уроке?
на доске: добро и зло.
Сегодня на уроке начнём беседу о добре и зле.
- Что вы бы хотели узнать по этой теме?
- Важна ли она для нас? Почему?
4. Решение У.З.
1. Что такое добро и зло?
Добро и зло -это особые слова. Над вопросами Что такое добро? Что такое зло? люди размышляют на протяжении всей истории.
-а как вы объясните значение слова добро?( мнения детей)
- как узнать точное толкование слова добро? (воспользоваться толковым словарём)
- в толковом словаре русского языка Сергея Иванович Ожегова дается такое толкование слову добро.
Добро -
1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (добрый поступок)
2) Имущество, вещи (накопить добра)
- о каком значении мы ведём наш разговор?
- что такое по-вашему мнению зло? (мнения детей)
-в толковом словаре Ожегова даётся такое толкование слова зло.
Зло –
1) Нечто дурное, вредное.
2) Беда, несчастье, неприятность.
3) Досада, злость

2.Появление добра и зла на земле.
-как вы думаете как появилось на свете добро и зло?
Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле.
В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.
Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.
Библия священная книга иудейской и христианской религий говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.
В буддизме, религии возникшей в Древней Индии и распространённой во многих странах Востока зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.
3. Поучительная физминутка.
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир – это большое зеркало.

-Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. С улыбкой посмотри на окружающих. А теперь сделайте злое выражение лица. Посмотри на окружающих. Что вам приятнее увидеть? Почему? Подари ещё раз свою улыбку окружающему тебя миру .

Благодаря всем нам это «зеркало» этот мир отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
- кто делает мир таким, какой он есть?
Мир именно таков, каким мы его делаем…».

4. Работа над притчей
В продолжение нашего с вами разговора о добре и зле, я предлагаю вам прочитать
Притчу о добре и зле.
- что такое притча?
(притча-краткий иносказательный поучительный рассказ)
- чтение детьми самостоятельно.
- чтение вслух.
-работа над смыслом притчи

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
- с каким вопросом подошёл ученик к мастеру?
- как бы поступил ученик, услышав ответ –живая?
- как бы поступил ученик, услышав ответ – мёртвая?
- каким был ответ мастера?
-что означают слова Мастера?
- как вы считаете как поступит ученик?
вывод: мы решаем сами творить нам добро или зло?


-Итак, Говоря о добре и зле, что мы имеем ввиду: людей или их поступки?

- какими могут быть поступки людей?( добрыми и злыми)

-какие поступки людей мы называем добрыми?
в чём их отличие от злых поступков?

Рассмотрим главные признаки добрых дел : добрые поступки совершаются свободно, сознательно, бескорыстно, а не с расчётом на выгоду или награду
Помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям.
Добро- это человеколюбие, готовность к взаимопониманию и уважению.

Работа в парах.
-Перед вами карточки с рисунками.
-как вы думаете, что вам сейчас предстоит сделать?
(Вам необходимо распределить их на группы.)

Практическая работа детей.

-На какие группы вы разделили рисунки.
- о какой группе рисунков вам хотелось сейчас рассказать? Почему?

Оцените свою работу.

Физминутка «Топаем – хлопаем»
В продолжении работы мы сыграем в игру «Топаем- хлопаем»
Если вы считаете, что названный мною поступок проявление добра- хлопаем, если проявление зла- топаем

А) мальчик помог пожилому человеку при переходе проезжей части
Б) старшие ученики обижают младших.
В) Ударить ногой собаку
Г) помирить поссорившихся друзей.
Д) придумать для одноклассника оскорбительное прозвище
Е) отвести домой заболевшего друга


5. Добро и зло в мире.

- Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла?
Народ часто задумывался о добре и зле, их противоборстве и создал много пословиц и поговорок о добрых и злых поступках людей.

Обратимся к данным пословицам и поговоркам.
Работа в группах.
Прочитайте их ( на получается)
- почему? ( все части пословиц перепутаны)
- что нам нужно сделать?( соединить части пословицы)
Чтение и объяснение пословиц? О чём пословица?

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
* Учись доброму – худое на ум не пойдёт. ( о добре)

Ребята, добро перевешало зло.
Почему же добро всегда побеждает над злом?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

6. Азбука о добре.
Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначились самыми близкими человеку словами: З- «Земля», Л – «Люди», М – «Мыслите», буква Д обозначалась словом «Добро». Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

7. Добрые и злые герои сказок.
Вот и герои многих литературных произведений совершают добрые и злые поступки. И сегодня у нас в гостях самый добрый литературный герой, который и злиться то не умеет. Любимая его фраза «Ребята, давайте жить дружно!». Кто это?
И сегодня он пришёл к нам на урок не с пустыми руками, он принёс с собой свою любимую песенку. Кто знает как она называется? ( если добрый ты)
Он предлагает её спеть вместе с ним. (Песня «Если добрый ты»)
( если останется время На слайде –качества помощники добра и зла преврати девочку в злую и добрую
Рисунок – образ добра изла)

8. Рефлексия.
И на такой доброй ноте заканчивается наш урок.
- о чём мы сегодня рассуждали?
- что такое добро?
- что такое зло?
-а где проходит граница между добром и злом?
- -какую У.З. будем решать на следующем уроке?
Где проходит граница между добром и злом? (разворот учебника с.16-17)

9. Д/з
Рисунок- образ добра и зла.



10. Рефлексия
Самооценка.
Оценим свою работу на уроке. Перед вами смайлик. Нарисуй улыбку, если ты работал хорошо, если не совсем удовлетворён своей работой – полоска, если считаешь, что плохо - опущенные уголки губ

Оценивание значимости самого урока.


Оценивание учителем работы детей.
Аналогично, но вместо смайлика - шарик.
Итог урока

Ребята, стремитесь к лучшему, к нравственной чистоте, совершенству.
Познайте радость общения.
Смотрите друг на друга по доброму, чаще улыбайтесь.
Пусть ваша улыбка дарит людям радость, добро.
Наши добрые деяния в итоге составляют счастье.
Так будьте же счастливы все!
Rimma Schainurova
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 25 мар 2019, 11:33

Re: Методическая копилка

Сообщение Ижбулатова Э.А. » 25 мар 2019, 07:37

О двухдневном обучающем семинаре для учителей начальных классов и учителей математики 5-6 классов

1-2 апреля 2019 года кафедра теории и методики начального образования ГАУ ДПО ИРО РБ совместно с издательством «Бином. Лаборатория знаний» проводит обучающий семинар по теме: «Актуальные проблемы обучения математике в начальной школе. Преемственность с основным общим образованием (на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)».
На семинаре выступит Александрова Эльвира Ивановна, доктор педагогических наук, автор учебно-методического комплекта по математике системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (Федеральный перечень учебников № 345, от 28.12.2018 г)
Программа семинара
01.04.19 г. «Отличительные особенности курса математики, позволяющие эффективно решить проблемы организации деятельности детей, формирования УУД и получить качественные метапредметные, предметные и личностные результаты»
Рассматриваемые вопросы:
1) чем принципиально может отличаться предметное содержание у разных авторов, если программа, рекомендуемая ФГОС, едина для всех;
2) как и какое предметное содержание поможет учителю в реализации системно-деятельностного подхода и организации учебной деятельности детей на уроках математики;
3) как логика развертывания курса математики влияет на получение качественных предметных, метапредметных и личностных результатов;
4) какие задания в учебниках математики позволят учителю эффективно формировать УУД и оперативно диагностировать их динамику;
5) преемственность обучения математике в начальной и основной школе.
2.04.19 «Методика формирования вычислительных навыков, позволяющая одновременно повысить качество вычислений, решить комплекс проблем, связанных с УУД, и создать предпосылки для формирования устойчивого познавательного интереса».
Рассматриваемые вопросы:
1. Как пробудить у современного ребенка с калькулятором в кармане интерес к вычислениям;
2. В какой последовательности необходимо изучать способы выполнения арифметических действий;
3. Как дети обнаруживают общий спососб выполнения любого арифметического действия с многозначными числами и конкретизируют его;
4. Появление новых типов заданий;
5. За счет чего при изучении действий с многозначными числами можно получать кроме качественных предметных результатов УУД и личностные изменения;
6. Преемственность обучения математике в начальной и основной школе.
Обучающий семинар с уникальным автором будет полезен не только педагогам, работающим по развивающей системе Д.Б.Эльконина – В.ВДавыдова, но и тем, кто желает качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся.
Для участия в данном мероприятии просим направить учителей начальных классов, учителей математики 5-6 классов, руководителей РМО (ШМО) и методистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, курирующих вопросы начального общего образования и предмет математики.
Семинар будет проходить по адресу: г.Уфа, ул. Мингажева, 120.
Начало занятий: 1-2 апреля 2019 г. в 10.00 – 16.00 часов, в актовом зале ГАУ ДПО ИРО РБ.
Заявки для участия на семинаре принимаются на электронный адрес: 2nachobr@mail.ru в форме (ФИО педагога, школа, по какой системе работает, электронный адрес, населенный пункт) до 28 марта 2019 г.включительно.
Руководители семинара: Загитова Альфира Галинуровна (89625196467), Мусина Гузяль Гузаировна тел. 8(347)228-44-53 (вн. 2-47), звонить в рабочее время с 9:00ч. до 17:00ч.
Ижбулатова Э.А.
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 08:40

Re: Методическая копилка

Сообщение Зуля-Г » 25 мар 2019, 06:31

Спасибо большое за интересный и насыщенный курс. Очень много полезной и нужной информации получила. Спасибо всем!
Зуля-Г
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 мар 2019, 13:44

Re: Методическая копилка

Сообщение sagdieva_s » 25 мар 2019, 06:26

Здравствуйте! Большое спасибо за курсы! Узнала много интересного и полезного. Желаю вам успехов!
sagdieva_s
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 09:25

Re: Методическая копилка

Сообщение ismagilovarimma » 25 мар 2019, 06:23

Здравствуйте! Курсы очень интересные и полезные для работы! Огромное спасибо!
ismagilovarimma
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 17:26

Re: Методическая копилка

Сообщение cylnara » 24 мар 2019, 17:11

Нашла много интересного для своей работы. Спасибо за материал...
cylnara
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 мар 2019, 16:26

Re: Методическая копилка

Сообщение natalia59970 » 24 мар 2019, 16:38

Мерзлякова Наталья Григорьевна
Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»
Цели:
• познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
• воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
• способствовать сплочению семей учеников;
• развивать устную речь учащихся, способность анализировать.
Оборудование:
• учебник «Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс;
• мультимедийный проектор, доска, компьютер;
• презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся;
• вырезанные из бумаги части дома, таблички со словами «любовь», «прощение», «терпение», магниты
К этому уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить презентации, фото, рисунки, буклеты, мини-книжки к выставке на тему «Моя семья».
Ход урока
1. Определение темы урока
- Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты- внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
-Ребята, как вы думаете, что является опорой в жизни каждого человека?
Сегодня на уроке мы поговорим о семье.
2. Понятие слова «семья»
- Как вы понимаете слово «семья»?
Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю С.И.Ожегова ищет определение слова «семья».
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
3. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество
- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? (ответы детей).
- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.
- Почему же возникла необходимость жить семьёй?
Дети предлагают варианты ответов.
Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников? (Дети рассказывают в честь кого им дали имя).
Работа с учебником.
Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.
– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

– Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: О́тчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную,генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей.
А сейчас небольшая разминка «Загадки» о семье»:
1.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
2. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
3.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...(мама)
4.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...(бабушка)
5.
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед).
Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.

4. Работа с пословицами
- О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?
Объясните смысл данных пословиц:
- Не нужен клад, когда в семье лад.
- В семье и каша гуще.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.
5. Рассказ о своей семье
- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?
Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся.
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- А какие традиции есть в ваших семьях?
6. Игровое Задание «Строительство дома»
Предлагаю вам сейчас на уроке построить дом. Брёвнышки и крышу я вам дам, а вы договоритесь и сообща соберите их вместе.
Ученики собирают на доске дом, брёвна и крыша которого изготовлены из картона, используя магниты. Задание выполняется под песню «Родительский дом» Л. Лещенко.
- Дом построен. А что самое главное в доме?
Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение.
А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.
7. Притча о ладной семье
- Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?
Учащиеся предлагают свои варианты.
- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
(китайская притча)
- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? (Слайд 6)
Напечатанные на табличках слова «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ» прикрепляются на брёвнышки дома.
Предлагаю вам прочитать правила, которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:
- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
- Не причиняй боли родному человеку.
- Помогай родителям.
- Уважай старость.
- Дари радость членам своей семьи.
8. Обобщение материала
- Что означает слово семья?
- Что такое генеалогическое дерево?
- Какие семейные традиции вы можете назвать?
9. Домашнее задание
Выберите одно из предложенных заданий на выбор:
- составь генеалогическое древо своей семьи,
- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.
natalia59970
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 ноя 2017, 13:54

Re: Методическая копилка

Сообщение regina666_09 » 24 мар 2019, 09:06

Тема: «Нравственный поступок».
Цель урока:
• формирование у учащихся нравственного сознания.
• освоения базовых понятий нравственности (добро, ответственность), понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения;
• формирование потребности употреблять в речи вежливые слова.
Задачи:
личностные
• - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• - воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
• - развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
• - формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные
• - развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
• - формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
• - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
• предметные
• - создать условия для осознания учащимися основных понятий;
• - уточнить смысл понятий: «нравственность», «ответственность»; «поступок», «коррупция»
• - формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ход урока.
I. Орг. момент
II. Эмоциональный настрой на урок:
Добрый день, дорогие ученики! Повернемся друг другу – подарим улыбки, пожелаем хорошей работы на уроке.
Поприветствуем гостей, кивком головы

III. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжим наш разговор о добре, о жизни, о том, как надо жить, чтобы быть настоящим человеком
Работа в группах
-Посмотрите на доску, я зашифровала тему сегодняшнего урока. Сейчас от каждого из вас будет зависеть успех. Вы получаете примеры, решив которые, сможете отгадать букву, а затем сложив из букв слова – отгадаем тему.
1 – А 3 – В 6 – Е 11 – Й 12 – К 15 – Н 16 – О
17 – П 18 – Р 19 – С 20 – Т 21 – У 29 - Ы
70-55 3+15 78:78 27:9 34-15 200:10 17-14 25-19 30:2 45:3 13+16
22:2 9+8 4*4 8+11 400:20 50-29 34:2 32:2 80-68
15 18 1 3 19 20 3 6 15 15 29 11
17 16 19 20 21 17 16 12
-Сегодня мы узнаем, что такое поступок, как его оценить, как управлять своими поступками.
IV. Формирование новых знаний.

У: Послушайте рассказ.

Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к колодцу приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

У: Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

У: Почему бабушка ничего им не сказала?
(скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
У: А как поступили мальчики?
(нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
У: Являются ли действия ребят поступком? (является)
У: Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)
У: Приведите примеры хороших поступков?
У: Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)
- Мы узнаем, что такое поступок?
- В чем разница между действием и поступком?
- Какой поступок называют нравственным.
У: Что же такое поступок?
А) Работа с определением
Поступок – это намеренное действие человека.
Поступок - это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Поступок - это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения.

А что же такое нравственный поступок? (Ответы детей)

Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.
Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
Помочь кому-то – это нравственный поступок,
отдать что-то кому-то – это нравственный поступок,
совершить благое дело – это нравственный поступок.
V. Работа по теме
Учитель: Ребята, в нашем мире очень много тайн и загадок, мы сегодня поговорим ещё и о коррупции.
Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо».
- Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово?
- Почему это карается законом, то есть противозаконно?
Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».
+: В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина "коррупция":
"Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В России в 2008г. президентом РФ утверждён Национальный план противодействия коррупции.
Учитель: А сейчас посмотрим сценку.

Сценка по мотивам русской народной сказки «Терем-теремок»
Главные действующие лица:
Лягушка-квакушка;
Мышка-норушка;
Медведь.

Около теремка сидит Мышка-норушка.
Бежит Лягушка - квакушка.
Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?
Квакушка: А я Лягушка - квакушка, пусти меня к себе жить.
Мышка: А у тебя есть деньги, чтобы заплатить за жилье? 30 долларов будет?
Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!
Мышка: Раньше так жили, а теперь по другому живем! Или плати, или уходи! Лягушка-квакушка плача уходит.
Входит Медведь.
Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что на моей земле стоит твой Теремок?
Мышка: Мишенька, я ведь заплатила государству налоги!
Медведь: Ну и что. Ты и мне заплати! Плати или я сломаю Теремок!
Мышка: (плачет) Сейчас, сейчас… (достает деньги и платит)
Медведь, считая деньги, уходит. За ним, показывая ему кулак, уходит Мышка.

Учитель:
- Понравилась вам сказка?
- Назовите главных героев.
- Ребята, в этой сценке мы столкнулись с коррупцией.
- Понравились вам звери?
+: Мне не понравилась Мышка. Она поступила плохо, потому что не пустила Лягушку в теремок. Ведь теремок общий. Медведь плохой. Он хочет деньги за теремок. Но теремок не его. Мне жалко Лягушку. Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз.

Учитель: Вы правильно сказали, молодцы!

4. Физкультминутка
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Улыбнулись всем гостям.

Учитель: А сейчас посмотрим еще сценку.
Сценка: «Коррупции нет!»

Действующие лица:

Ведущий – библиотекарь;
Мальчик;
Чиновник/посетитель;
Сантехник/хозяин;
Доктор/больной
Гаишник/водитель

КОРРУПЦИИ – НЕТ!

Мальчик:
Все быстрей идут года
Скоро нам 17
Что же делать нам тогда
Чем заниматься?

Библиотекарь:
Нужные работники
Продажные чиновники

Мальчик:
- Подпишите договор (подает договор и деньги)
- Да не разговор (берет деньги, ставит подпись)

Библиотекарь:
Чиновником быть хорошо
А сантехником лучше!

Мальчик:
Кран на кухне починил
В конторе деньги получил
Хозяин сверху доплатил (выходит хозяин в переднике, протягивает деньги, берет деньги у хозяина - уходят)

Библиотекарь:
Сантехником быть хорошо
А доктором престижней!

1 Мальчик:
- Мне очень нужен бюллетень
На работу идти лень.

2 Мальчик:
- Что же парень не вопрос
Заплати тогда баблос (делает жест, означающий деньги, больной дает деньги, врач достает из кармана бюллетень)

1 Мальчик:
- Спасибо доктор!

Библиотекарь:
Врач это хорошо
Но выгодней гаишник
Бумажка или несколько
Не бывает лишней! (показывает деньги)

1 Мальчик:
- А вот и первый мой клиент
Предъявите документ (стучит в окно)

2 Мальчик:
(Водитель показывает, что у него нет прав)

1 Мальчик:
- Прав нет?
Давайте казначейский билет!

2 Мальчик:
(Водитель подает деньги в окно)

1 Мальчик:
Стоит, считает деньги, радуется.

ПЕРЕЗАГРУЗКА
(выбегают все участники)
Мальчик:
Все быстрей идут года
Скоро нам 17
Человеком я хочу
В жизни оставаться
Пользу людям приносить
Добрые дела вершить
КОРРУПЦИИ же скажем, нет! (Хором)
И это правильный ответ (Мальчик)

Клип о коррупции (О.Газманов)

Учитель:
Давайте сделаем вывод.
Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Да, получать деньги это хорошо, если денег много, можно купить все, что хочешь. Но брать взятки, вымогать деньги – это против закона! За это наказывают. Может быть, большой штраф или даже посадят в тюрьму.
Стихотворения о коррупции
1.)День борьбы с коррупцией —
Очень важный день.
Но, порой, бороться с ней
Всем бывает лень.

Очень уж привычно
Баш на баш идет:
Ты «подмажь» чиновника
И он даст делу ход.

Только неприглядные
Это всё дела.
Если совесть в клочья —
Личности беда.

2.) Нужно взятки не давать,
Будет нечего и брать!
И коррупцию тогда
Победим, и все дела!

В День борьбы с коррупцией
Пользуйтесь инструкцией —
Уничтожить произвол,
Чтобы он навек прошел!

3.) С коррупцией бороться стало модно,
О ней уже не шепчут, а кричат —
Похоже, Богу самому угодно,
Чтоб даже праздник свой был у ребят.

В истории немало есть примеров,
Как мы врагам умеем помогать —
Чтоб стало меньше коррупционеров,
Не стоит воздух громко сотрясать.

Учитель: О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют?
-А вы слышали такое слово «заповеди»?
-Что оно обозначает?
-Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра.
Помни такие заповеди:
Попробуй не захватить, а…………….(отдать).
Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).
Не спрятать, а …………..(поделиться).
Не кричать, а …………(выслушать).
Не разорвать, а…………..(склеить).

Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.
Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).
Помни истину простую
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут.

Акция « Чистые ладошки»
Основное назначения человека — творить добро.
Сейчас мы вместе с вами примем участие в Акции « Чистые ладошки»
У каждого из вас вырезанные ладошки.
Пока звучит песня, я предлагаю вам на этих ладошках написать, какие добрые и честные поступки совершали.
Все эти ладошки мы прикрепим к воздушному шарику и выпустим в небо. Пусть весь мир узнает о наших добрых и честных поступках.

Учитель:
В Международный день борьбы с коррупцией пожелать хочу справедливого и честного мира, успешной борьбы с правонарушителями и злостными взяточниками, великого успеха и бравой деятельности, светлой удачи и доброго счастья.
Мы очень много сегодня узнали нового.
Ребята, послушав ваши ответы, я убедилась, что вы все отлично поняли. Молодцы! Всегда надо быть честным, не нарушать законы, быть против такой болезни времени – коррупции. Желаю всем успехов.

VI. Рефлексия
высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Урок дал мне для жизни…
• Мне захотелось…
VII Домашнее задание:
- запомнить новые понятия;
-выберите поступок любимого героя какого-либо произведения.
Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка.
regina666_09
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 ноя 2017, 13:01

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5