Э.А.Ижбулатова » 28 фев 2019, 09:53
Захарова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ Центр Образования №10 Ленинского района ГО г.Уфа предоставила для обобщения и распространения передового педагогического опыта доклад на педсовете по теме «Современные психолого – педагогические технологии обучения в свете новых требований ФГОС».
Развитие речи - сложная область методики русского языка. Ее главная задача помочь ребенку овладеть умением выражать свои мысли в устной и письменной форме. Предметом работы по развитию речи на уроках русского и родного языка является языковая единица,что подразумевает использование учащимися языковых средств для передачи содержания того или иного текста,умение как можно полнее реализовать их.
В начальную школу приходят дети 6-7 лет.их словарный запас составляет приблизительно 3-6 тыс. слов. И задача учителя развить их речь. И чем раньше мы это сделаем,тем скорее мы увидим результаты,,потому что младший школьный возраст детей заключает в себе большие способности детей и живой интерес к познанию. Очень важно выработать в детях культуру речи. Культура речи- это общая культура человека, что в настоящее время часто является дефицитом у подрастающего поколения. Хорошая речь учащихся должна быть целесообразной, выразительной и точной.Она должна четко передавать содержание текста или высказывания с учетом стиля речи.Если учитель не будет следовать этим правилам литературного языка, то речь учащихся будет полна недочетов и ошибок.
Если делать классификацию ошибок в речи учащихся, то можно отметить следующие:
• Речевые ( ошибки и недочеты)
• Грамматические
Говоря о грамматических ошибках учащихся, можно отметить наиболее распространенные из них:
• структура слова ( например, быстренька,раздумчивый вид)
• образование слова ( например, без туфлев, ихи, хочут )
• В структуре предложений. Наиболее распространенной ошибкой является несоблюдение границ предложений.
Речевые недочеты выражаются в неумении учащихся вовремя найти и употребить подходящее по тексту слова и выражения. В неумении подбирать слова -синонимы. Употребление в предложении одного и тоже однокоренного слова.В неумении строить контекст, что нарушает смысловую связь между предложениями. Работая над нарушениями стилистики речи, мы тем самым помогаем детям в овладении навыками культуры речи.
На уроках русского языка и уроках развития речи большое внимание уделяется работе над словом. В нашей речи все явления и чувства выражаются словом. Слово- это одна из единиц языка. При работе над словом и детским словарем учитель должен всегда учитывать уровень речевой подготовленности учащихся.Обогащение детского словаря происходит во время воспроизведения собственных рассуждений и восприятия речи других.
Во время собственных рассуждений ребенка учитель должен добиваться от него свободного владения словом, точного выражения своих мыслей. Во время восприятия речи других задача обогащения словарного запаса детей в том, что бы каждый ребенок правильно воспринимал смысл слова в тексте. Так происходит расширение и обогащение словарного запаса учащихся. При подготовке к изложению необходимо проводить словарную работу,направленную на выявление значения отдельных слов в тексте. Разделить текст на части, озаглавить их. В каждой части вы¬делить тематическую группу слов, разобрать их значение в раскрытии смысла каждой части текста изложения. Обратить внимание детей на значение некоторых частей речи, которые помогут избежать повторения некоторых имен существительных, а так же на значение и необходимость употребления такой части речи, как имя прилагательное. Подчеркнуть его изобразительную функцию в сочетании с именем существительным. Такая целенаправленная словарная подготовка поможет детям осмысленному слово-употреблению при устном и письменном воспроизведении текста. Словарные упражнения должны осуществляться на каждом уроке русского языка. Они должны включать в себя составление различных словосочетаний, предложений, связного текста. Все это развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас.Необходимо, также, объяснить детям и научить их пользоваться переносным значением слов, объяснить их лексическое значение и их необходимость. Можно начать с наиболее распространенных.Например,золотая осень,серебряный снег, снежные лапы деревьев, зимние узоры, снежная бахрома и т.д. Полезно составить с ними словосочетания, предложения, связный текст, что бы учащиеся смогли убедиться в необходимости их употребления, для того чтобы полнее передать смысл предложений.
Большую трудность для учителя составляет научить ребенка связной речи. Опыт уст¬ной речи у каждого из них значительно больше, нежели письменной.В школе обе формы речи получают свое дальнейшее развитие.Но, к сожалению, надо отметить, что в начальной школе мы больше внимания уделяем развитию письменной речи и поэтому устная связная речь учащихся развивается не в полной мере.Это начинает отрицательно сказываться и на развитии письменной речи.
Умения и навыки по развитию связной речи учащихся, которые формирует учитель в процессе обучения, помогают детям освоить опыт творческой деятельности при создании текста, заставляет их использовать ранее полученный опыт наблюдений и выводов, перенести свои знания в новую ситуацию, в новые обстоятельства.
На уроках по развитию речи учащиеся овладевают навыками написания изложений и сочинений.
Виды изложений бывают подробные, сжатые, выборочные и с дополнительным заданием.Наиболее трудным видом является изложение с дополнительным заданием. Исходный текст изложения несколько изменяется, перерабатывается, дополняется и не всегда совпадает с исходным текстом.Можно выделить 2 вида таких заданий: 1 Ответ на поставленный вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае исходный текст не изменяется.
2.Предлагается дописать какую-либо часть изложения или передать прочитанное от другого лица. В этом случае в исходный текст претерпевает некоторые изменения. Сочинения, которые мы пишем на уроках по развитию речи, бывают 2 видов:
• На заданную тему.
• На свободную тему.
Сочинения могут быть по картине, по прочитанному произведению, по заданной ситуации. И в любом случае речевой опыт ребенка играет главную роль при написании сочинения. Очень полезно для закрепления полученных знаний и умений предложить детям написание сочинения с дополнительным заданием. Например, употребить в тексте предлагаемые слова ( опорные ) и словосочетания или найти в тесте слова, которые наиболее ярко и полнее передают смысл какой-то части или текста в целом.
Каждому сочинению предшествует подготовительная работа, во время которой ребенок обучается умению точно выражать свои мысли, наблюдать, использовать уже накопленный опыт, продемонстрировать свой словарный запас.
Полезно в начальной школе иметь особую тетрадь, куда записываются самые лучшие изложения, сочинения для того, чтобы можно было пронаблюдать этапы совершенствования учащихся в овладении связной речью.Я в классе для этих целей веду, так называемую « Разноцветную книгу». Для меня, как учителя, это книга детского творчества, которую с большим интересом читают и родители.
Трудность для любого учителя представляет оценка изложений и сочинений. Здесь учитывается и умение передать заданный текст, и употребление правильных оборотов речи, и сочетаний частей речи, создание связного текста, а также соблюдение орфографических правил.
Немало важное значение имеет и индивидуальный подход при оценке знаний ребенка.
Учитель обязательно должен отметить лучшие работы, зачитать их, обратить внимание класса на наиболее удачные моменты работы, высказать свое мнение и предложить записать их в особую тетрадь. Я предлагаю детям лучшие работы записать в нашу « Разноцветную книгу».
Учитель начальных классов - это первый учитель- словесник ребенка.Его главная за¬дача - научить детей любить книгу, разбираться в ней, познакомить детей с библиотекой и постоянно следить за читательскими интересами учащихся своего класса. Провести родительское собрание совместно с библиотекарем.Наше первое родительское собрание во 2 классе было посвящено теме « Читательские интересы наших детей», на котором выступила библиотекарь нашей школы и родители сумели полнее ознакомиться с тем, что и как читают их дети и взять себе на заметку. Я, как учитель, тоже очень заинтересована в том, что бы дети как можно больше читали и кроме учебника по чтению. Для этих целей я выбираю интересную по воз¬расту книгу и мы классом читаем ее, а затем обсуждаем.В чтении книги участвуют и дети, и учитель. Совместно с библиотекарем мы провели читательскую игру под названием « Звездный час». В нашем классе мы создали свое НОУ» Пчелка» где есть,кроме других, и секция литературы.
Современное образование предъявляет большие требования к учителю и одно из них- воспитание знающего свой родной язык человека, владеющего им, уважающего его культуру. Поэтому учителю необходимо постоянно совершенствовать свои знания, методику предмета, быть информированным, любить свою работу.
С уважением, Эльвира Альбертовна.